Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
информатика
5 кл
04.05.2017
Конспект урока на тему"Передача информации"- направленного на создание условий формирования у учеников представления об информационном процессе передачи информации; позволяющий ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»; познакомить со схемой передачи информации; закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1_РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ИНФОРМАТИКИ-Кочемиров Н.Н.docx
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л.
Учитель: Кочемиров Николай Николаевич
Тема урока: Передача информации.
Цели урока:
Создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации;
ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»; познакомить со схемой
передачи информации;
Образовательные
Развивающие
закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.
Передача учащимся системы знаний о передачи информации
Развитие алгоритмического, критического, логического стилей мышления
Воспитательные
Воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах. Ответственность за принятие решения, за
Тип урока
Форма урока
Опорные
термины
понятия,
результат
Урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Комбинированный
Источник информации.
Приёмник информации.
Информационный канал связи.
Помехи.
УУД
Личностные:
самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем
месте в мире и в отношениях с другими людьми),
смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),
нравственноэтическая ориентация ( нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающие личностный моральный выбор). Регулятивные:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности:
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
Умение действовать по плану и планировать свою Д.
Преодоление импульсивности.
Умение контролировать процесс и результаты УД.
Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.
Умение взаимодействовать в УД.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма,
готовности к преодолению трудностей.
Общеучебные действия:
Поиск и выделение необходимой информации;
Умение структурировать знание;
Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно;
Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
Чтение;
Логические действия:
Анализ объектов с целью выделения признаков;
Синтез;
Выбор критериев для сравнения и классификации; Построение логической цепи рассуждения;
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем.
Коммуникативные
Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности).
Коммуникация как кооперация:
согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на
партнера по деятельности;
умение договариваться, находить общее решение.
Личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы; формирование
ответственного отношения к учению;
Метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной
задачи;
познавательные: узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей
действительности;
коммуникативные: строить монологические высказывания; обсуждать и анализировать.
Предметные:
Планируемые
результаты
1. Предметные:
2. Личностные:
3. Метапредметн
ые: знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и
передающим.
Фронтальный опрос, тестирование.
Мультимедийный проектор
Презентация «Передача информации»
Приложение 1 (жетоны «биты» для оценивания знаний учащихся на уроке).
Приложение 2 (вопросы теста).
Приложение 3 (ключи теста).
Приложение 4 .Карточки для парной работы учащихся (ситуации передачи информации)
Приложение 5 (карточкитаблицы для домашнего задания).
Приложение 6. Рефлексия.
Книга «А.С. Пушкин детям».
Динамическая пауза, физкультминутка
Формы контроля
Оборудование
Здоровьесберегающие
технологии
Этап
урока
Деятельность учителя
I. Организационный момент.
мин
Приветствие. Отметить
отсутствующих. Объявляет этапы,
цели и задачи урока:
Действия
учащихся
Внимательно
слушают
Используемые
Формируемые УУД
Результат
методы, приемы,
формы
Фронтальные опрос
Беседа
Личностные:
эмоционально
нравственную
отзывчивость.
взаимодействия
(сотрудничества)
Настрой на начало
урока,
сотрудничество
на Сегодня на уроке мы рассмотрим
еще одно информационное действие,
узнаем об участниках этого
информационного процесса и о схеме
его выполнения.
. Чтобы результат урока был
хорошим, и вы освоили новые знания,
повторим материал прошлого урока.
Ведь повторение – мать учения!
(сла
йд 1)
Вы знаете, что такое «бит»? (Бит –
это единица измерения информации).
Я сегодня буду измерять ваши
знания в «битах», которые буду вам вручать за каждый правильный ответ
(приложение 1). Чем больше битов вы
получите, тем выше будет оценка за
урок.
7 мин
II. Повторение и актуализация
Отвечают:
опорных знаний.
О чем мы говорили с вами на
прошлом уроке?
Сейчас 5 ребят проверят свои
знания по изученной теме с помощью
теста (приложение 2), а с остальными
ребятами поработаем коллективно.
«О действии
хранения
информации и о
информационных
носителях»
Приглашаю
учащихся,
которые не имеют
оценок за
прошлый урок.
5 учащихся
тестируются.
(слайд
Фронтальный опрос
2)
Метод: проблемный
Форма:
Личностные:
эмоционально
коллективная,
индивидуальная.
нравственную
отзывчивость.
Сформулированная
тема урока.
Определена цель и
задачи урока.
Регулятивные:
подвести
под
понятие на основе
распознавания.
Познавательные:
формировать
собственное
мнение.
Коммуникативные: Работа с классом:
1.Какие информационные действия
вы знаете? Назовите их.
2.Как человек хранит информацию?
3. Что использует для хранения
информации?
4. Объясните своими словами, что
такое носители информации.
Оценить правильные ответы в «1 бит»
Проверка домашнего задания.
Покажите носители информации,
которые вы нарисовали дома.
Посмотрите рисунки друг у друга.
Молодцы. Спасибо.
Дать по 12 бита всем, кто нарисовал
носители(12 шт).
Отвечают на
вопросы.
Дети показывают
свои носители
адекватно оценивать
речь.
Личностные:
способность увязать
учебное содержание с
собственным
жизненным опытом
Регулятивные:
выделение
и
осознание того, что
уже
известно
учащимся
Познавательные: формирование
представления об
основных
изучаемых
понятиях:
информация
Коммуникативны
е: умение слышать
и слушать
коммуникативные:
Участвовать
в
коллективном
обсуждении проблемы
Посмотрите на экран. Вам
предложен набор предметов.
Ученики называют
предметы,
Назовите предметы, которые
являются носителями информации?
Молодец «Ваня»!
Кто не согласен с выбором «Вани»?
являющиеся
носителями
информации.
Молодцы! (слайд 3)
(2 бита, если без ошибок, 1 бит если
были ошибки)
Физ. пауза для глаз:
Быстро поморгайте, закройте
глаза и посидите спокойно,
медленно считая до 5.
Повторите 3 раза.
Сегодня мы продолжаем изучать
раздел «Информация вокруг нас». В
начальной школе вы изучали понятия
с
информации и действия
информацией. По этому, мы сегодня
должны обобщить данные знания и
углубить их. Разгадайте ребус и вы
узнаете тему нашего урока
Выполняют
упражнения
Ребята
разгадывают
ребусы 13 мин
(слайд 4)
III. Объяснение нового материала.
(слайд 5)
Откройте тетради, запишите число и
тему урока «Передача информации
».
Как вы думаете, что мы должны
выяснить о процессе передачи
информации?
*Если назовут по отдельности –
попросить 1 учащегося обобщить
сказанное. Дать 1 бит за обобщение.
*Если не скажут дети, то скажет
учитель.
Вывод: мы должны определить: как
происходит процесс передачи
информации, кто является
Понимание
как
происходит процесс
к
передачи
информации
Метод: частично –
поисковый,
Тема
«Передача
урока
объяснительно
иллюстративный
информации»
Форма: беседа,
коллективная,
групповая
Личностные:
ценностное
отношение
окружающему
миру.
Регулятивные:
предвидеть
возможности
получения
конкретного
результата.
Познавательные:
определять общую
цель и пути ее
достижения.
Коммуникативные:
оказывать
сотрудничестве
в
взаимопомощь;
соблюдать правила
общения.
Предполагаемые участниками данного процесса, а так
ответы учащихся:
же, какие способы и средства
передачи информации при этом
используются.
Люди постоянно участвуют в
действиях, связанных с передачей
информации.
1. Приведите, пожалуйста,
примеры из жизни, когда вы или
вам передавали информацию?
узнать,
Нам нужно
кто
передает
информацию, кто
получает
информацию, как
можно передать
информацию
Фронтально –
вопросы
(слайд 6)
Молодцы.
Дети отвечают на
вопросы учителя.
Предполагаемые ответы:
Общение людей
(по телефону), на
уроках в школе,
слушаем новости
по ТВ или радио и
т.д.
Должны ответить
«Две стороны»
2. Сколько сторон участвует в
процессе передачи информации?
(слайд 7)
*Если не скажут: запомните, что в
передачи информации участвуют
только 2 стороны:
Источник информации и её
приёмник.
Усвоить правило: в
процессе передачи
информации
участвуют
две
стороны 3. Кто такой Источник
информации?
Кто такой Приёмник
4.
информации
5. А с помощью чего можно
информацию?
передать
(слайд 8)
1 Верно,
все эти средства
передачи информации будем
называть информационными
каналами связи
На экране даны изображения
участников передачи информации.
Подумайте, как можно представить
схему передачи информации,
используя эти изображения?
«Катя» пойдет и изобразит
Тот, кто передает
информацию.
Тот, кто ее
получает
С помощью писем,
книг, записок.
Телефона, ТВ, и
т.п.
Смотрят на экран,
думают.
«Катя» на доске
составляет схему.
Остальные в
тетради.
(1 бит) схему на доске, а остальные
зарисуйте эту схему в тетрадь.
Теперь сравните свой вариант схемы
с правильным.
Сравнивают свои
варианты схемы с
правильным
(слайд 9)
У кого схема получилась такая же,
как на экране? Молодцы. Другого
варианта быть не может.
Вывод: Итак, мы выяснили, что
процесс передачи информации
происходит по данной схеме, в
которой:
Источник – объект, который
передает информацию.
Приёмник – это объект, который
получает информацию.
Смотрят на экран,
слушают учителя
и запоминают
определения. Информационный канал – это
средство передачи информации.
Раздать карточки с ситуациями перед
уроком.
Работаем в парах (5 минут).
Возьмите карточки на парте
(приложение 4). Приведите примеры
из жизни, из сказок или м/ф, где
Берут на парте
карточки с
заданием.
Слушают
объяснение
учителя.
информация передается в
предложенной схеме.
Впишите свои варианты в карточку.
Источник: Приёмник:
Источники:– Приёмники:
Источники: Приёмник:
Ребята работают
парами, затем
приводят свои
примеры.
(слайд 10)
Передайте свою информацию классу
Отвечают на
вопрос:
1 источник –
Личностные:
владение умениями
организации
собственной учебной
деятельности
Регулятивные:
умение
осуществлять
действие
образцу
по
и
заданному правилу
Познавательные:
умение подводить под
понятия
Коммуникативные:
интегрироваться в
группу и строить
продуктивное взаимодействие
1 приёмник
1 источник –
несколько
приёмников
несколько
источников – 1
приёмник
– назовите свои примеры.
Какой вывод можно сделать из
работы о возможном количестве
источников и приёмников при
передаче информации?
* Если не скажут дети – ещё раз
скажет учитель.
(2 бита тому,
кто озвучил
правильно
свои
остальным по 1 биту)
примеры,
Физ. пауза.
(слайд 11)
1. Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Пошевелите пальчиками.
2. С помощью жестов передайте
Делают
физические
упражнения мне информацию о том:
а) как вы прощаетесь с
провожающими (помашем им
ручками).
б) как вы смотрите вдаль.
в) что вам холодно.
г) о том, что вы победили в
соревнованиях.
Молодцы, спасибо. Присаживайтесь.
Важно, чтобы в процессе передачи
информация она передавалась
быстро, без искажений и помех.
Приведите примеры жизненных
когда
происходила
передача
с
ситуаций,
информации
помехами.
(слайд 12)
Приводят
примеры 15 мин IV. Первичное осмысление и
закрепление полученных знаний.
Учитель показывает книгу «А.С.
Пушкин детям».
1. Чем является эта книга?
2. Послушайте отрывок одной из
сказок:
Метод:
практический,
самоконтроль.
Форма: беседа,
групповая,
фронтальный опрос
… Шлет с письмом она гонца,
Предполагаемые
чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого …
3. Назовите источник информации,
ее приемник и информационный
канал.
4. Кто в данной ситуации создавал
помехи для качественной передачи
информации?
ответы:
Это носитель
информации.
Если читаем
книгу, то она
источник
информации.
Источник –
царица
Личностные:
владение первичными
навыками анализа
Регулятивные:
умение определять
последовательность
промежуточных
целей с учётом
конечного
результата
Познавательные:
умение
самостоятельно
создавать способ
решения проблемы
Коммуникативные:
Умение сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками (слайд 13)
Скажите, из какой сказки этот
фрагмент? Назовите (полное) точное
название этой сказки.
Приёмник – царь
Салтан
Каналы связи –
гонец
Помехи – ткачиха,
повариха,
Бабариха
(1 бит)
«Сказка о царе
Салтане, о сыне
его славном и
(слайд 14)
могучем богатыре
князе Гвидоне
Салтановиче и о
прекрасной
царевне Лебеди»
(2 бита тому, кто
назовет)
Проходят за ПК.
Слушают
объяснение
Практическая работа. учителя.
Выполняют
задание №7 (14)
стр.13 из рабочей
тетради.
(слайд15)
1. Встаем и проходим за
компьютеры.
2. Повернитесь все ко мне.
Сейчас вы будете обмениваться
информацией с компьютером.
Вам необходимо выполнить
тренировочные задания по
сегодняшней теме из рабочей тетради
№7 (14) стр.13, а передавать
информацию в процессе выполнения
этих заданий вы будете компьютеру.
. У кого возникнут трудности –
поднимите руку. Приступайте к
работе.
Учитель во время
практической работы контролирует процесс
выполнения заданий,
оказывает помощь и проверяет
тест (приложение 3ключи
теста), выполненный 5
учениками. Объявляет их
оценки.
Фронтальный опрос
Все получают по 1 биту за работу на
ПК. Кто вперед всех – 2 бита.
Вопросы: 1. Какой информационный
процесс мы разбирали сегодня на
уроке?
2. Назовите участников этого
Передача
информации
Источник,
процесса?
3. Как называются средства передачи
приёмник
Информационные
информации?
Молодцы.
каналы связи
1 мин V. Итог урока
(слайд 16) 1. Сегодня за урок каждый получил
биты. Три ученика с наибольшим
количеством бит получат «5».
2. Запишите в тетрадь полученное
число своих битов. Я переведу ваши
биты в оценки за урок.
3. Биты положите в тетрадь.
VI. Постановка домашнего
1
мин
задания:
Дети записывают
домашнее задание
Понимание
домашнего задания.
(слайд 17)
1. Знать
определения
приёмника, информационного канала
источника,
связи.
2. Работа с учебником:
§ 1.5 стр. 20
2 Заполнить таблицу:
(приложение 5:таблица роздана всем ученикам)
Носитель – Как его сделать
источником – Вид воспринимаемой
информации.
4. Дополнительно (кто желает)
(слайд 18)
§3.4 и 3.5 стр.116 – 118. Материал
для любознательных (как
передавали информацию в
прошлом)
Рабочая тетрадь: стр. 15 № 9.
Разгадайте кроссворд «Передача
информации».
I
Рефлексия
Оцените себя, как вы поняли
1
мин
материал сегодняшнего урока.
Обведите смайлик (приложение 6
смайлики), в соответствии с
Обводят
выбранный
Осмысление
учащимся
информации,
полученной
уроке.
на образцом: Понял все, Понял, но не
смайлик
все, Ничего не понял. Карту со
смайликами тоже положите в
тетрадь и передайте мне.
(слайд 19)
Спасибо за урок. Желаю успехов в
дальнейшей работе!
(слайд 20)
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классе, УМК Босова Л. Л. Тема урока: Передача информации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.