Соколик Оксана Игоревна
МБОУ «СШ № 43» Класс: 3
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (урокисследование)
Цель: Сформировать правило правописания букв “ыи” после “ц”
Задачи:
1 Самостоятельно определять тему и цель урока.
2 Самостоятельно планировать учебную деятельность на уроке и искать пути её выполнения на уроке.
3 Использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать,
сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
4 Сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их.
5 Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
6 Учиться работать в паре, в группе, индивидуально.
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать результаты проекта;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД :
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, задавать вопросы родителям,
работникам школы. Познавательные УУД:
ориентироваться в системе знаний;
осуществлять поиск информации;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
выделять признаки профессий, давать краткую характеристику профессии.
Оборудование:
1 Мультимедиа, Презентация «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
2
«Русский язык»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [С. В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И.
Кузнецова и др.] – 3е изд., перераб. – М.: Вентана–Граф, 2013.
3 Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – 4
е изд., испр. и доп. М.: Вентана–Граф, 2013.
4 Карточки планирования УД
5 Алгоритм. Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Этап
мотивации
(самоопреде
ления) к
учебной
деятельно
сти
Цель:
выработка
на
личностно
значимом
уровне
внутренней
готовности
выполнения
норматив
ных
требований
учебной
деятельно
сти.
Здравствуйте, дети!
У нас сегодня урокисследование. Мы сегодня не ученики, а
исследователи.
А кто такие исследователи?
Научиться исследовать – значит научиться самостоятельно
узнавать новое. Возьмём эти слова девизом нашего урока. Нам
сегодня предстоит сделать открытие.
Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать
свою работу на маршрутных листах (все дети получают
маршрутные листы).
Маршрутный лист:
Ф.И.___________________________________
Варианты ответов детей
Исследователиучёные, которые
открывают новые знания,
совершают научные открытия.
Рассматривание маршрутных
листов
Заполнение маршрутных листов
1. Мой настрой.
2. Как я помню предыдущий материал.
3. Как я понял основное правило урока.
4. Как я умею сам применять правило.
5. Как я работал.
Отлично Сомневаюсь
Не получается
Главный в группе выявляет
общий настрой на работу
Итак, мой настрой. Можно просто нарисовать смайлик.
Отлично, у всех хорошее настроение.
Метапредметные
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
овладевать умением
прогнозировать;
личностные:
самоопределение;
смыслообразование
коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками. Где работают исследователи?
Итак, в наших лабораториях проблема.
Определи, какая буква пропущена и на какое правило.
Л..сной, см..шной
Ре..кий, гла.кий
Звез..ный, грус.ный
П.лёт, з..пас
Мал.нький, лип..вый
Ц..рк, птенц.., акац..я
Проверяем. Какая группа будет отвечать?
Оцените свою деятельность в маршрутных листах.
2. Как я помню предыдущий материал?
Почему возникла трудность в последних словах?
В чём особенность звука [ц]?
Можете ли вы сразу ответить на вопрос:
Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?
2. Этап
актуализа
ции и
фиксирова
ния
индивидуаль
ного
затруднения в
пробном
действии
Цель
подготовка
мышления
учащихся,
организация
осознания
ими
внутренней
потребности
к
построению
учебных
действий и
фиксирован
ие каждым
из них
индивидуаль
ного
Исследователи работают в
лабораториях
Работа в группах по заданию
Безударная гласная в корне
слова
Парная согласная в корне слова
Непроизносимая согласная в
корне слова
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Разные варианты ответов детей
Заполнение маршрутных листов
Ответы детей, аргументирование
своего ответа
Заполнение маршрутного листа
Слышится звук [ы], а пишется
буква «и»
Этот звук всегда твердый,
мягким никогда не бывает
Варианты ответов детей
Предметные:
определять вид
орфогрммы в словах
Метапредметные
познавательные:
выполнять
классификацию;
обосновывать
основание для
классификации;
ориентироваться в
своей системе знаний
(определять границы
знания/незнания);
находить ответы на
вопросы,
используя
информацию схем,
плакатов;
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
уметь с достаточной Какова тема нашего учебного исследования сегодня?
Какая будет цель урока?
Учимся обозначать звук [ы]
после звука [ц]
Научиться писать слова на
данную орфограмму
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
владеть
диалогической
формой речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного
языка.
Регулятивные:
целеполагание;
познавательные:
общеучебные:
формулирование
познавательной цели;
логические:
формулирование
проблемы и
построение
логической цепи
рассуждений
затруднения
в пробном
действии.
3. Поста
новка
учебной
задачи.
Цель –
организо
вать анализ
учащимися
возникшей
ситуации и
на этой
основе
выявить
места и
причины
затруднения,
осознать то,
в чем
именно
состоит недостаточ
ность их
знаний,
умений или
способнос
тей.
4. Построе
ние проекта
выхода из
затруднения.
Цель
постановка
целей
учебной
деятельност
и и на этой
основе –
выбор
способа и
средств их
реализации.
Составим план исследования:
1. Что изучаю?
2. Наблюдаю.
3. Применяю.
4. Проверяю.
5. Оцениваю.
6. Делаю вывод: где цы или ци?
Работа в группах
(выкладывание этапов работы,
напечатанных на листах)
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
познавательные:
моделирование,
логические
решение проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение
гипотез и их
обоснование;
коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации. 5. Самостоя
тельная
работа с
формули
рованием
выводов по
результатам
исследова
ния.
Цель:постро
ение
учащимися
нового
способа
действий и
формирован
ие умений
его
применять
как при
решении
задачи,
вызвавшей
затруднение,
так и при
решении
задач такого
класса или
типа
вообще.
Варианты ответов детей
Учусь писать звук [ы] после
звука [ц]
Работа в группах по заданию
1. Итак, что изучаю?
2. Второй этап – наблюдаю.
Понаблюдай за словами. Составь схему.
Карточка (в карточке маленькие схемы)
Инструкция
1.Прочитай слова.
2.Какой звук слышится? В какой части слова?
3. Наблюдай за словами в столбике.
4. Сделай вывод.
5. Выбери карточку – схему.
цирк синицы секция
циркуль скворцы акация
цифра птенцы станция
А теперь ты можешь ответить на вопрос?
Сравним свой вывод с учебником.
Что ещё мы не учли?
В исключениях есть ёще слово «цыкнул». Что обозначает это
слово?
Итак, это наше открытие. Поздравляю вас!
ЦЫ ? ЦИ
Варианты ответов детей
Слова исключения на «цы»
Варианты ответов детей
1.Определи ____________________
3. Третий этап – применяю.
Учись применять правило. Работа по учебнику (с. 121122).
Составим порядок рассуждения
2. ци
3.
4. цИя
5. Помни:
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул
«ЦЫЦ»!
Работа в группах по заданию
Учащиеся вклеивают эти
маленькие схемы в алгоритм
оценивать
Личностные:
определять общие
для всех правила
поведения;
определять правила
работы в парах;
усваиваемое
содержание (исходя
из
личностных
ценностей).
Метапредметные
регулятивные:
работать по
предложенному
плану;
выдвигать свои
гипотезы на основе
учебного материала;
отличать верно
выполненное задание
от неверного;
осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
ориентироваться в
учебнике;
ориентироваться в
своей системе знаний
(определять границы
знания/незнания); цы
4. Четвёртый этап – применяю.
Проверим этот порядок в действии.
1 лаборатория слово ц..фра.
5. Оцениваем ситуацию.
6. Делаем вывод.
2 лаборатория слово скворц..
3 лаборатория – слово акац..я
4 лаборатория – слово ц..ган
5 лаборатория – слово ц..плёнок
6 лаборатория – слово станц…я
Итак, схема – наш результат деятельности.
Поздравляю всех ещё раз.
Правило понятно?
Оценим свою деятельность в маршрутных листах «Как я
понял основное правило урока?»
Работа в группах по заданию
Ответы детей
Орфограмма в корне.
Это не словоисключение, пишем
букву и – цифра.
Проверяем – оканчивается на
ция
Оцениваем – это не слово
исключение.
Делаем вывод пишем букву и –
станция
Заполнение маршрутных листов
уметь находить и
выделять
необходимую
информацию;
уметь сравнивать,
называя критерий для
сравнения;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
уметь
достаточной
полнотой и точностью
выражать
свои
мысли ;
владеть
диалогической
формой речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами
с Физминутка (в презентации)
Упражнение «Циклон» руки впереди, круговорот (воздух
перемещается, изобразить руками)
Упражнение «Циркач» – руки в сторону, идём по канату
Упражнение «Цилиндр» показать высокую шляпу на голове
1.Учебник с 122 №1
Распределить слова в 3 столбика: в 1 ци в корне, во 2 – слова
исключения, в 3 – с окончанием ы. Какие слова ты не выпишешь?
Работа в парах по заданию
циркач
циклон
нарцисс
цилиндр
цыплёнок
цыган
цыплячий
цыкать
Традиция и акация
спицы
куницы
рукавицы
зайцы
концы
2. Оценим свою деятельность в маршрутных листах:
4. Как я умею сам применять правило.
Заполнение маршрутного листа
Индивидуальная работа каждого
учащегося
Физминутка
Цель: снять
психическое
напряжение
у учащихся
путем
переключе
ния на
другой вид
деятельно
сти
6. Первич
ное
закрепление
Цель:усвое
ние
учащимися
нового
способа
действия
при решении
типовых
задач.
f.
g.
2. Дополнительное задание.
Рабочая тетрадь с. 3334
1 уровень – упр. 3 стр.34
2 уровень – упр. 1 стр. 33
3 уровень – упр. 2 стр. 34
Личностные:
устанавливать связь
между
целью
деятельности и ее
результатом.
Метапредметные
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
давать оценку
деятельности
на
уроке совместно с
учителем
и
одноклассниками;
и
осознавать то, что
уже усвоено и что
нужно еще усвоить;
коммуникативные:
уметь с достаточной
полнотой и точностью
выделять Выполнение теста каждым
учеником
выражать свои мысли.
3.А сейчас переходим на следующую ступеньку. Проверить себя
вы сможете, выполнив тест. Как работать с тестом, вы знаете. На
работу две минуты.
ТЕСТ
1. В корне слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
2. В окончании слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
4. Зачеркни слово с ошибкой:
циркуль, циплёнок, цирк.
5. Зачеркни лишнее слово:
цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.
Взаимопроверка результатов
теста –Итак, какое открытие мы совершили?
Оценим свою деятельность в маршрутных листах.
Ответы детей
Заполнение маршрутного листа
5. Как я работал. Поставить себе оценку за работу на
уроке. Маршрутные листы сдать.
Домашнее задание
Уч.с. 121 (правило), упр. 2 (с. 122)
Спасибо за помощь в открытии нового знания!
h.
7.
Рефлексия
i.
деятельнос
j.
ти
k.
(итог урока)
Цель:
l.
самооценка
учащимися
результатов
своей
учебной
деятельност
и, осознание
метода
построения
и границ
применения
нового
способа
действия.
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли;
познавательные:
рефлексия;
личностные:
смыслообразование
личностные:
оценивание
усваиваемого
содержания, исходя
из социальных и
личностных
ценностей,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Технологическая карта урока-исследования по теме «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.