Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
07.04.2017
Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"
Цель деятельности учителя на уроке - ввести учащихся в поэтический мир Фета; ознакомить с особенностями мировосприятия поэта; развивать умения выразительного чтения и анализа художественного произведения, способность наслаждаться красотой природы. На уроке использована групповая форма обучения: ученики работают в "творческих мастерских".
Урок литературы.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ  5 класс Тема урока Цель деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательные  результаты Методы и формы обучения Оборудование Наглядно­ А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».  Природа и человек в стихотворении Ввести учащихся в поэтический мир Фета; ознакомить с особенностями мировосприятия поэта; развивать умения   выразительного   чтения   и   анализа   художественного   произведения,   способность   наслаждаться красотой природы. Урок «открытия» нового знания Личностные   умения:  осознает   свои   трудности   и   стремится   к   их   преодолению,   имеет   способность   к самооценке своих действий, поступков. Предметные умения:  владеть  навыками  анализа   поэтического  произведения  (уметь  определять  тему, идею,   значение   заголовка,   находить   средства   художественной   выразительности,   понимать   их   роль   в стихотворении). Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Регулятивные:  адекватно   оценивает   свои   достижения,   осознает   возникающие   трудности,   ищет   их причины и пути преодоления. Познавательные:  выполняет   учебно­познавательные   действия   в   материализованной   и   умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно­следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные:  строит   небольшие   монологические   высказывания,   осуществляет   совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­познавательных задач. Словесные, наглядно­иллюстративные, частично­поисковый, предметно­практический. Фронтальная, индивидуальная, парная Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная учителем или подготовленным учащимся; карточки   с   заданиями   для   групп,   аудиозапись   стихотворения,   аудиозапись   звуков   дождя,   цветные демонстрационный  материал карандаши, толковый словарь, фотографии. О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Этапы  урока 1. Мотива­ ция (само­ определение )  к учебной  деятельност и 2. Актуали­ зация  и пробное  учебное  действие Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Эмоциональ­ ная,  психоло­ гическая и  мотивацион­ ная  подготов­ка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала Воспроизвед ение ранее  изученного,  установление преемствен­ ных связей  прежних и  новых знаний и  применение  их в новых  ситуациях.  Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Я рада видеть каждого из вас! И пусть зима прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит! ­ Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? ­ Что вы ждёте от урока литературы? ­ Сегодня нас ждет интересный урок.  ­ Послушайте загадку: Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. ­ Что это? Почему вы так решили? ­ Ещё загадка: Кто   всю   ночь   по   крыше   бьёт   да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? Приветствуют  учителя.  демонстрируют готовность к  уроку. Отвечают на  вопросы Отгадывают  загадки,  объясняя свой  ответ. Наблюде­ ние  учителя Устные  ответы Познавательные:  понимают  познавательную  задачу.  Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  или самостоятельно) необходимые  действия, операции.  Личностные:  имеют мотивацию к  учебной  деятельности.  Познавательные:  выполняют учебно­ познавательные  действия в  материализованной  и умственной  форме;  осуществляют для Этапы  урока Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь ­ Почему вы решили, что это дождь? ­ Кто из вас любит дождь? А какой вы любите дождь? ­   Как   вы   думаете,   может   ли   дождь   иметь   свои   краски, запахи, звуки? ­ Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре   и   идёт   дождь.   Закройте   глаза   и   послушайте «музыку» дождя. (Включаю аудиозапись звуков дождя) ­   Что   вы   представили,   что   почувствовали,   что   увидели, когда слушали музыку?  ­   Поработайте   индивидуально   со   схемой,   дополнив   ее своими ответами. ЗВУКИ Отвечают на  вопросы. Слушают  аудиозапись.  Отвечают на  вопросы Работают со  схемой ОБРАЗЫ ДОЖДЬ КРАСКИ ЗАПАХИ ­ Поделитесь своими мыслями с одноклассниками. ­   Как   вы   думаете,   почему   я   начала   урок   с   разговора   о дожде? (Высказывают предположения) ­   Сегодня   мы   познакомимся   с   произведением   «Весенний дождь», автором которого является замечательный русский поэт А.А. Фет.  решения учебных  задач операции  анализа, синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные связи.  Регулятивные:  принимают и  сохраняют учебную  задачу.  Коммуникативны е: слушают, задают  вопросы, отвечают  на вопросы других,  формулируют  собственные мысли,  высказывают и обо­ сновывают свою  точку зрения Работа со схемой Формулируют  тему урока,  Устные Этапы  урока Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь ­ Сформулируйте тему урока, цели. ­ Как предлагаете построить урок? 3. Основ­ ная   часть урока.   В художестве нном   мире поэта. Раскрытие  сущности  новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной и  умственной  деятельности учащихся. 1. Знакомство с основными этапами биографии поэта.  1) С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  со статьей. ­  Если   бы  к  нам  в  класс  сейчас  пришел  А.А.  Фет,  какие вопросы   вы   захотели   бы   ему   задать?  (Где   родился?   Где провел детство? Где учился? Когда начал писать стихи? И т.д.) ­   Прочитайте   статью,   составляя   небольшой   опорный конспект в виде схемы: цели.  Определяют  последователь­ ность действий  на уроке Читают статью, составляют  опорный  конспект А.А. Фет ­ Что узнали вы о жизни А.А. Фета? Удалось ли вам найти ответы на ваши вопросы? 2. Знакомство со стихотворением «Весенний дождь». Учитель   предлагает   прослушать   актерское   прочтение стихотворения. Отвечают на  вопросы. Слушают  аудиозапись ответы Опорный  конспект Личностные:  положительно  относятся к учению, познавательной  деятельности,  желают приобретать новые знания,  умения,  совершенствовать  имеющиеся.  Познавательные:  понимают  познавательную  задачу.  Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  или самостоятельно) необходимые  действия, операции. Этапы  урока Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Физкульт­ минутка Раскрытие  сущности  новых  понятий,  усво­ ение новых  способов  учебной  и умственной деятельности учащихся.  Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь А теперь мы тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. 3. Работа творческих мастерских ­   Как   я   уже   сказала   в   самом   начале,   сегодня   у   нас необычный урок – это урок­мастерская, и даже не одна, а целых 2: литературоведческая  и творческая. Каждый из вас перед   уроком   выбрал   ту   мастерскую,   в   которой   вам хотелось бы работать.   Каждая мастерская получает   своё задание  (приложение 1). Ознакомьтесь с ним. Прежде чем вы начнёте работать, каждая группа должна поставить перед собой цель: чего вы хотите достичь своей работой, к какому результату вы хотите  прийти в конечном итоге. Эту цель вы должны   сформулировать   и   записать   в   диагностическую карту, которая лежит перед вами. (Приложение 2) ­ На работу отводится 15­20  минут. Итак, за работу! Желаю вам творческих успехов! (Обучающиеся знакомы с правилами работы в группах. Выполняют  элементарные  физические  упражнения Работают в  группах. Выполня ют физи­ ческие  упражне­ ния Создание  группо­ вого  творче­ ского  продукта Личностные:  желают приобретать новые  знания,  умения,  совершенствовать  имеющиеся.  Познавательные:  читают и слушают,  извлекая нужную  информацию, а  также  самостоятельно  находят ее в  материалах  учебников, рабочих  тетрадей.  Коммуникативны е: осуществляют  совместную  деятель­ность Этапы  урока Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь Каждая   группа   самостоятельно   выполняет   задания, учитель координирует действия участников групп). I   этап: создание группового (индивидуального)  творческого продукта. Представле­ ние работ  групп  II     этап – социализация (предъявление созданного  продукта всем участником мастерской). III    этап – рефлексия (выступление участников групп) Заключитель ная беседа  по вопросам ­ Закончите предложения:  Сегодня я познакомился…  Я узнал…  Было интересно…  Я научился…  На уроке я работал… ­ Как одним словом вы можете оценить урок? V. Домашнее задание На выбор: 1) выразительное чтение стихотворения («3» ­ «4») 2) чтение стихотворения наизусть («4» ­ «5») 3) найти произведения других поэтов о дожде; сравнить со  стихотворением А.А. Фета (повышенный уровень) Представляют  творческий  продукт своей  группы Отвечают на  вопросы.  Оценивают  свою  деятельность на уроке, а также  работу  однокласснико в. Участвуют в  обсуждении  домашнего  задания группах, умеют  задавать вопросы  для уточнения  последо­ вательности  работы Познавательные:  приобретают умения использовать  полученные знания и умения в практиче­ ской деятельности Регулятивные:  оценивают свою  работу.  Коммуникативны е: строят  монологические  высказывания Ответы  на  вопросы Ответы  на  вопросы 4.  Рефлексия  учебной  деятельност и на уроке  (итог  урока) Этапы  урока Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь Приложение 1  Задания для мастерских: 1.Литературоведческая   мастерская:   проанализировать   стихотворение,   выявить   художественные особенности   произведения,   показать   использование   тропов.  Вопрос­загадка:   Какую   народную примету «спрятал» А.А. Фет в своём стихотворении?   Анализ стихотворения: 1 В каком году написано стихотворение?__________________________ 2 К какой лирике оно относится, почему?__________________________ _________________________________________________________________________ 3.Какая картина изображена в первой строфе?  ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ___________________________________________________ 4. В какие цвета окрашена картина? Какими словами  они переданы? ____________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 5. Лексическое значение какого слова в первой строфе, по вашему мнению,  нужно уточнить?   _____________________________________________________________________  _________________________________________________________________________ 6.Как меняется картина во второй строфе? Что означает слово завеса  ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ___________________________________________________ 7. Какие ощущения описаны в третьей строфе? Выписать в таблицу слова из текста. 8. Что имел в виду А.А. Фет под неопределённым местоимением что­то? звуки запахи     9. Сколько глаголов и глагольных форм использовал А.А. Фет в своём стихотворении? Выпишите   их, подумайте, для чего поэт включил все эти слова в своё стихотворение? _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 10. Сколько раз использовал слово  дождь  А.А. Фет в самом стихотворении? ____________________________________________________________________________ Каким словом заменено слово  дождь  в стихотворении. Для чего? _______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 11. Какие художественные приёмы использует А.А. Фет для создания картины? метафора эпитеты сравнение олицетворение ВЫВОД:  _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ __________ 2.Творческая мастерская:        1. Используя предложенные фотоматериалы, создать проект­презентацию стихотворения    А.А. Фета «Весенний дождь». Подготовить выразительное чтение стихотворения.  2. Используя готовые рифмы (или свои собственные), сочинить стихотворение о дожде. Какой вид рифмовки используется в вашем стихотворении и стихотворении А.А. Фета? … набежали, … принесли, … зарыдали, … потекли.        3. Нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь, каким я себе его представляю». Подготовить словесное описание своего рисунка. Диагностическая карта: Приложение 2. 1.Наша  цель (Чего хотим добиться?)  _______________________________________________________________________________________ ____________________________________ 2. Добились ли  поставленной цели?______________________________ 3.Чего не поняли? В чём испытывали трудности?  _______________________________________________________________________________________ ____________________________________ 4. Что мы открыли  сегодня на уроке?

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"

Технологическая карта урока литературы "А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017