Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет»
Оценка 4.6

Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
29.04.2018
Технологическая карта урока музыки  на тему «Музыкальный портрет»
Представлена технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет» по программе- В. В. Алеев, Т. И. Науменко Задачи- Обучающие: Сформировать представление о жанре музыкального портрета Развивающие: Сопоставить произведения музыки и живописи (Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и картину «Протодьякон» И. Репина). Выявить общее и различное в этих произведениях. Развитие исследовательских навыков. Воспитывающие: Дать оценку образов «лжемонахов» с нравственных и эстетических позиций. Знакомство с произведениями мировой музыкальной и художественной культурыСформировать представление о жанре музыкального портрета
карта.docx
Технологическая карта урока музыки  на тему «Музыкальный портрет»  Составитель­ учитель музыки­ Трушина С.Ю  Тип урока Цели урока Проблемный комбинированный урок с  применением ИКТ Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи. Задачи урока Обучающие:  Сформировать представление о жанре  музыкального портрета Развивающие:  Сопоставить произведения музыки и живописи  (Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.  П. Мусоргского и картину «Протодьякон» И.  Репина). Выявить общее и различное в этих  произведениях. Развитие исследовательских  навыков. Воспитывающие: Дать оценку образов «лжемонахов» с  нравственных и эстетических позиций.  Знакомство с  произведениями мировой  музыкальной и художественной культуры. В ходе урока обучающиеся приобретают знания  о жанре музыкального портрета,  умение  анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и  изобразительного искусства , исследовательской  деятельности,  работы с современными  электронными средствами обучения. Компьютер, колонки, проектор. Знания, умения, навыки и качества,  которые  актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Необходимое оборудование и  материалы Другое На уроке используется авторский ЦОР Подробный конспект урока с методическими комментариями Ход и содержание урока Действия на слайде Действия учителя Действия учеников I. Постановка проблемы. 2 слайд Кто изображен на картинах? 3 слайд Определить жанр картин. Дать определение портрета  живописного  Прочесть определение  портрета (как итог  предыдущего обсуждения) История и анализ портрета  М. П. Мусоргского кисти И. Репина.  Может ли существовать  портрет музыкальный?  (проблемный вопрос) Композиторы, участники  кружка «Могучая кучка». Жанр картин­ портреты. Вывод: чем больше  вглядываемся в портрет,  тем больше понимаем душу композитора. Через  зрительный образ художник рассказал о внутреннем  мире человека. Ответы детей (как правило, носят противоположный  характер) 4 слайд Запись темы урока и  эпиграфа.  II. Открытие нового знания. 5 слайд Давайте вспомним, факты  из жизни композитора М. П. Мусоргского Получил профессию  пехотного офицера,  участник «Могучей кучки», автор цикла «Детская» и  оперы «Борис Годунов» 6 слайд Проверка домашнего  Учащиеся рассказывают об задания истории создания и краткое содержание оперы  7 слайд Краткая характеристика  предложенных персонажей. Прослушивание «Песни  Варлаама».  Задание: Кто из  предложенных персонажей  может петь такую песню? Обсуждение вариантов,  предложенных детьми и  сопоставление   предложенного образа с  интонацией песни  (учитывать певческий голос  исполнителя). Анализ «Песни Варлаама»: ­как манера исполнения и  элементы музыкального  языка выдают характер  героя? При условии правильного  ответа напротив имени  персонажа появится  смайлик, при неправильном ответе­ знак вопроса. ­ грозные, разбойничьи  интонации в голосе, по  выражению критика ­  “звероподобные” (голос  великого Ф.И.Шаляпина,  мастерство певца помогают нам это услышать); ­ разухабистый, чуть ли не  плясовой характер  оркестрового вступления, в котором мелодия яростно  мечется по всем регистрам; ­ дикий выкрик Варлаама  (Эй!) с радостной  интонацией в голосе,  поющем о гибели  огромного числа людей ­можно ли, прослушивая  музыку, представить себе  внешность этого  героя?  Расскажите о своих  зрительных ассоциациях.  Каким вы представили себе  этого героя? 8 слайд Разбор картины И. Репина  «Протодьякон». Как правило,  предложенные учащимися  зрительные образы  совпадают с изображением  «Протодьякона» И. Репина. У И. Репина изображён  огромный, разгульно  живущий, любящий выпить  и поесть­ гигантское пузо­  центр картины, сильная  рука, сжимающая посох,  красный нос пьяницы.  Обращает на себя внимание злой взгляд сытого,  безразличного к другим  людям человека (такой  никого не пожалеет, думает только о себе), его душа –  душа разбойника. Что общего между музыкой  М. П. Мусоргского и  картиной И. Репина? И художник, и композитор  развенчивают образ  «лжемонаха». Можно ли «Песню  Варлаама» назвать  музыкальным портретом? Можно. Однако в музыке, в отличие от живописи, на  первый план выходит  изображение характера и  настроения героя, а  внешность можно  представить через  воображение и фантазию. В живописном портрете все 9 слайд наоборот. Вывести определение жанра музыкального портрета Просмотр видеофрагмента  из оперы «Борис Годунов». III. Итог урока – преодоление проблемы. Переход к 3 слайду Вернемся к эпиграфу  нашего урока:  высказыванию Н. А.  Римского­ Корсакова.  Прокомментируйте его. Главное в музыке­ это  выражение эмоционального состояния. настроения и  характера. Однако, каждый человек, в силу своего  воображения и фантазии,  может представить себе  зрительные образы. Если  произведение программное, то и зрительные образы  будут совпадать в главном,  но при этом отличаться в  деталях. Это высказывание  выражает сущность жанра  музыкального портрета. Рефлексия  деятельности  на уроке В конце урока обучающимся предлагается назвать моменты урока,  которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе  решения проблемы. В помощь учителю Использованные  источники и  литература  http://ru.wikipedia.org/wiki Интернет­энциклопедия Википедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2592 Художественная  энциклопедия «Академик» http://www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs Видеофрагмент из  оперы «Борис Годунов»

Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки  на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки  на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки  на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки  на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки  на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет»

Технологическая карта урока музыки  на тему «Музыкальный портрет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018