Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
05.03.2019
Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)
Технологическая карта урока музыки на тему М. И. Глинка "Опера "Руслан и Людмила". Данная технологическая карта предназначена для учащихся 3 класса, разработана с учетом возрастных особенностей. Так же содержит в себе сведения о композиторе - великом М. И. Глинке, которые доступны учащимся третьего класса.
muzyka.docx
ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского» Технологическая карта урока  музыки по теме: "М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" Раздел: "В музыкальном театре" Выполнила: студентка группы Ш – 48  специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах Федотова Валерия Павловна Проверил: Учитель музыки 3 "А" класса Водопьянова Ольга Михайловна _______________________ Отметка «    » (___________) Тема урока УМК Цели  деятельности  педагога Тип урока Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Планируемые  результаты Оборудование г. Пермь, 2019 год М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс) "Школа 2100" формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных)  учащихся в предметной области «Музыка» по теме Опера «Руслан  и Людмила» М.И. Глинки. Урок – освоение новых знаний. Словесный, наглядный. Фронтальная форма работы.  формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости. Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; отрывки из оперы "Руслан  и Людмила". Личностные:  • • • • Метапредметные: • деятельности в разных видах и формах; • • процессе познания содержания музыкальных образов оперы; • • Предметные: • • • • Колонки, отрывки видеофрагментов из оперы, презентация.  знание основных закономерностей музыкального искусства (опера,  увертюра); формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в  взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. Этапы урока Организационн ый момент Деятельность учителя ­ Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места.    ­ Послушайте поэтические строки и догадайтесь, из какого они произведения. Деятельность учащихся Слушают   учителя, работу на уроке.    настраиваются   на Организационная структура урока СТИЦ Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времен минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шепот старины болтливой, Рукою верной я писал; Примите ж вы мой труд игривый! Ничьих не требуя похвал, Счастлив уж я надеждой сладкой, Что дева с трепетом любви  Посмотрит, может быть украдкой,    На песни грешные мои.  ­ Возможно, следующая подсказка, музыкальная, приведет вас к правильному ответу! (слушание Марша Черномора) ­   Верно.   Ребята,   вспомните   замечательное   вступление   к   сказке?   Давайте   хором расскажем вступление, три­два­один…  ­ Сегодня на уроке мы продолжим открывать новое, выявлять особенности развития музыкальных образов. Постараемся «увидеть» основной конфликт, столкновение сил добра и зла, победу света над тьмой. ­ Но сначала выясним, что мы уже знаем об этом произведении и изобразим это в виде графической схемы. ­ Посмотрите, остались пустые овалы. К концу урока вы получите новые знания и мы заполним эти овалы новыми определениями.   ­   Это   «Марш   Черномора,   а   строки   из поэмы А. С. Пушкина. ­ "У Лукоморья…" Учащиеся   перечисляют   все,   что   знают   о «Руслане   и   Людмиле»   (Поэма,   опера, Пушкин,   увертюра, Черномор…)   Глинка,   ария, Отвечают на вопрос учителя. ­ Опера «Иван Сусанин» Изучение  нового  материала ­ Ребята, перед тем, как начать наше путешествие, поднимите руки те, кто уже когда­ то был в Пермском театре Оперы и балета?  ­ На самом деле, это не самый большой театр России. Он не сравнится с Большим театром   в   Санкт­Петербурге,   но   зато   находится   ближе   всего   к   нам   и   его   может посетить каждый из нас.  ­ А кто же знает, что такое опера?  ­ Опера –   в переводе с итальянского означает "труд, сочинение". Это такой жанр музыкального произведения, основанный на переплетении слов, какого­то действия на сцене   и   музыкального   сопровождения.   Учитывая,   что   музыка   является   почти главенствующей в данном типе.  Первая   настоящая   опера   появилась   в   17   веке   и   ее   создателем   является   Клаудио Монтеверди.  ­ Итак сегодня мы продолжаем наше знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила». М.И. Глинка был основоположником русской классической музыки и, в том числе, оперной. Истоки музыки Глинки ведут в русское народное творчество. ­ Ребята, какое еще музыкальное произведение этого композитора вы знаете?  ­   «Руслан   и   Людмила»   ­   эпическая   опера   в   пяти   действиях.   Сюжет   основан   на одноименной  поэме  Александра   Сергеевича  Пушкина.  Действие  разворачивается   в Древней   Руси   в   Киеве   и   сказочных   местах.   В   день   свадьбы   витязя   Руслана   и княжеской   дочери   Людмилы   исчезает   невеста.   Царь   Светозар   обещает   полцарства тому, кто вернет ему единственную любимую дочь. Трое витязей – Руслан, Фарлаф и Ратмир   выезжают   на   поиски   (каждый   из   них   влюблен   в   Людмилу).   Череда приключений   в   сказочных   мирах   привела   Фарлафа   –   к   подлости   и   изгнанию   из царства, а Руслана к жене Людмиле. Пробудив любимую ото сна с помощью поцелуя и волшебного перстня, Руслан возвращает себе желанную жену и славу доброго воина. ­ Работа над оперой длилась около пяти лет. Премьера «Руслана и Людмилы» была приурочена   к   шестилетней   годовщине   постановки   первой   оперы   Глинки   «Иван Сусанин» — и состоялась на той же сцене Большого театра в Санкт­Петербурге и в то же   число   (27   ноября   /   9   декабря),   что   и   «Жизнь   за   царя».   Премьеру   встретили прохладно. Царская семья Николая I не досмотрела оперу, удалившись со спектакля. ­ Я предлагаю вам прослушать "Увертюру" к опере "Руслан и Людмила". Подумайте, какое настроение передает данная мелодия и попробуйте вспомнить, что же такое увертюра? Подумайте, какую картину вы представляете при прослушивании данного отрывка?  ­   Используя   вспомогательные   слова   на   доске,   опишите,   какое   настроение   было   у данного отрывка? ­ Какие картины вы представляли?  Прослушивание увертюры к опере "Руслан и Людмила".  ­   Да,   вы   правы.   У   данного   отрывка   действительно   очень   веселое,   торжественное настроение.   Музыка   очень   быстрая,   ритмичная,   создается   ощущение   спешки, подготовки, празднества.  ­ Во всех сказках есть персонажи добрые и злые. ­ Каких персонажей из этой сказки мы поставим на сторону ДОБРА? ­ А каких на сторону зла?  ­   Все люди грешны, это горькая правда. В поэме Руслан и Людмила Пушкин не описывает ни одного персонажа совсем хорошим или совсем плохим. Несмотря на то, что Черномор злой и коварный колдун, в нем можно найти одну добрую и хорошую вещь: он любил Людмилу, а любовь ­ это доброе чувство. В то же время, наш герой Руслан тоже совершил немало грехов.   Он убил Рогдая, хотя «не убий» ­ первая заповедь Божья. Он отомстил Черномору за похищение Людмилы, а «мстить» это тоже  грех.    Музыка  оперы  построена на  борьбе  Добра  и  Зла.  Это происходит  не только в искусстве, но и в жизни. ­ Сталкивались ли вы в жизни со злом? Приведите примеры добрых и злых поступков.  ­ Ребята, запомните. Не бывает добрых или злых людей, есть поступки, которые они совершают.  Ответы учащихся.  Ответы учащихся.  Ответы учащихся, обосновывают.  ­ Ребята, сегодня мы с вами отправились в театр, чтобы посмотреть оперу. Сейчас вы посмотрите отрывок, который называется "Ария Руслана". Прослушайте внимательно, чтобы вспомнить и ответить, что же такое "ария"?  Ответы учащихся.  ­ Каков образ, характер и настроение главного героя? ­ Верно, в этом образе отразились представления о патриотизме и доблести былинных и   сказочных   богатырей,   которые   в   народном   сознании   всегда   олицетворяли защитников и спасателей земли русской. Просмотр   отрывка   из   оперы   "Руслан   и Людмила" Ария Руслана.  ­ Так что же такое ария? Ария   ­   это   вокальное   произведение   для   одного   голоса   с   аккомпанементом, соответствующее   драматическому   монологу,   обычно   в   составе   оперы.   Под   арией может   также   подразумеваться   музыкально­инструментальная   пьеса   певучего характера.  Как эта ария помогает нам понять характер главного героя? ­   Давайте   попробуем   исследовать   изобразительные   и   выразительные   возможности музыки. ­ Партию Руслана в опере исполняет низкий мужской голос, но выше, чем бас. Этот голос называют – БАРИТОН. ­Задумчивый,   при   этом   решительный, размышляет о жизни… ­   Сольное   исполнение,   песня,   раскрывает образ героя,   под аккомпанемент…   его   черты,   ­ А какие женские голоса вы знаете в опере? ­ Мы с вами сейчас послушаем Каватину Людмилы. Слово КАВАТИНА для нас новое. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ведение живого диалога. ии Кават на (итал. cavatina) — это небольшая лирическая оперная ария. С конца XVIII века часто ­ выходная ария в опере. Это небольшая и несложная песенная форма в небыстром темпе в духе арии с одной нежной темой. ­ Сопрано, альт. ­   А   теперь,   попробуйте   сравнить   Арию   Руслана   и   Каватину   Людмилы.   Чем   они отличаются? Вслушивайтесь, думайте.  ­ Давайте сравним два музыкальных фрагмента. Как композитор показывает музыкой отважного Руслана и изящную, любящую Людмилу? ­ Ребята, кто может сказать, чем же заканчиваются все сказки?  ­ Ребята, узнали ли мы те новые понятия, которые необходимо вписать в таблицу в начале урока?  ­ Какие понятия мы добавим в таблицу?  ­ Финал мы можем узнать в самом конце сказки, а в опере можно это узнать в самом Просмотр Каватины Людмилы. начале – в увертюре. Что такое увертюра? ­ Ребята, вспомните. Как же звучала увертюра, которую вы слушали в самом начале урока?  ­ Как вы думаете, как закончится данное произведение?  ­ Какие выводы можно сделать для себя после сопоставления героев, музыкальных отрывков данной оперы?  Подведение  итогов – Над каким произведением М.И. Глинки мы сегодня работали?  ­  Что такое опера? ­ С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?  ­ Что именно вам запомнилось на нашем уроке?  ­ Хотели бы вы вживую увидеть данную оперу?  Ответы учащихся.  ­ Добро побеждает зло. Ответы детей. Ответы учащихся.    Предположения учащихся.  Ответы учащихся.  Ответы детей.

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: ""М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2019