Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
25.10.2019
Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)
Разработка технологической карты урока по физике в 7 классе на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". Тип урока- урок постановки учебной задачи. Данный материал был использован для открытого урока в рамках проведения недели молодого педагога в образовательной организации. Урок направлен на формирование ключевых компетентностей обучающихся, а также на формирование представлений о механическом движении. Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, актуализация знаний и жизненного опыта, подводящая к теме и задачам урока, «добывание» знаний путем практических действий, закрепление изученного материала, самостоятельная работа, рефлексия) была рациональна для решения задач урока.
Открытый урок.doc
Технологическая карта урока Тип урока: урок постановки учебной задачи. Тема урока:  «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Учебный предмет: физика Класс: 7 «Б» Школа: МОУ «Тоншаловская школа» Учитель: Пономарева Елена Вячеславовна. УМК: «Физика», 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А. В. Перышкин. –М.: Дрофа, 2017. Тема урока Цель урока Задачи Планируемые  результаты  Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение Образовательная: ввести понятие механического движения, относительности движения, тела отсчета, траектории и пути; понятие  равномерного и неравномерного движения. 2. Развивающая:  ­ развивать навыки самостоятельного приобретения знаний, организацию учебной деятельности;  ­  развить умения выделять главное, сравнивать, анализировать и систематизировать; ­ развить умения представлять и аргументировать групповое решение; ­ развить умения оценивать собственные знания; ­ развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий; ­ развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения  познавательных задач; ­ расширить кругозор обучающихся, показать применение теоретических знаний на практике. 3. Воспитательная:  ­ воспитание умения слушать и быть услышанным; ­ формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи; ответственность каждого  за конечные результаты; ­ воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели; ­ формирование устойчивого интереса к предмету обеспечить усвоение знаний о понятии «механическое движение»;   формировать умение определять траекторию движения тел.  Предметные:  научаться определять траекторию движения тела; 1 УУД    различать равномерное и неравномерное движение; доказывать относительность движения тел; определять тело, относительно которого происходит движение. Личностные:  формирование   познавательных   интересов;   ответственного   отношения   к   учению;   мотивация образовательной деятельности  Метапредметные:   освоение обучающимися компонентов учебной деятельности, умение учиться в общении со сверстниками. Личностные УУД:  развитие познавательных интересов, учебных мотивов, оценка и самооценка; Регулятивные УУД:   целеполагание ­ как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно;   планирование   ­   как   определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учетом   конечного результата; оценка ­ как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;  Коммуникативные   УУД:  включаемость   в   коллективное   обсуждение   вопросов,   постановка   вопросов,   умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Познавательные   УУД:  выделение   и   формулирование   познавательной   цели,   поиск   и   выделение   необходимой информации,   выбор   способа   действия,  умение   осознанно   применять   полученные   знания   на   практике,   умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Основные понятия Ресурсы Механическое движение, траектория, путь, равномерное движение, неравномерное движение ­ учебник  Физика 7 класс, А. В. Перышкин; ­ компьютер,  мультимедиапроектор, экран; ­ презентация к уроку «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». ­  карточки для выполнения задания в группах; ­ оборудование:  игрушечной автомобиль, тележка, груз,  несколько предметов 2 Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность  Формируемые УУД 1.  Организационный  момент. Мотивация  к учебной  деятельности Приветствие Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в  классе атмосферы психологического комфорта. ­ Рад вас приветствовать на уроке физике! У кого есть желание узнавать  что­ то новое? ­ Сегодня мне нужна ваша помощь. Кто хочет мне помочь? ­ Я уверен, что мы с вами справимся с любыми трудностями! обучающихся Настраиваются на учебную деятельность. Отвечают на вопросы: ­ Где я? ­ Зачем я здесь? ­ Что мне нужно делать? Слайд 1 2. Актуализация  знаний и жизненного  опыта обучающихся.  Сообщение темы  урока. Постановка  цели и задач урока Давайте для перестройки на урок физики повторим пройденный материал (фронтальный опрос).     как построены все тела? как они расположены относительно друг друга как связаны молекулы между собой? в каком состоянии находятся молекулы? Ребята! Как можно назвать движение молекул? Я буду катать  тележку. А как вы думаете, движутся только молекулы? Вы правы, движутся все окружающие нас тела. Наша задача – изучит движение окружающих нас тел. А как некоторые из вас могут назвать это устройство. МЕХАНИЗМ? Можно.   Так   какое   движение   присуще   тележке.   Правильно.   Запишем новую   тему   нашего   урока:   «Механическое   движение.   Равномерное   и неравномерное движение»   Слайд 1 3 Обучающиеся отвечают,  наблюдают, обсуждают,  делают выводы,  записывают в тетрадь. Составляют  ассоциативный ряд: Путь­дорога,  передвижение,  Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с  учителем и  сверстниками. Регулятивные:  организация своей  учебной деятельности Личностные:  мотивация учения Познавательные:  структурирование  собственных знаний,  умение осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: организовывать   и планировать   учебное с сотрудничество учителем   и сверстниками, формулировать, аргументировать   свое Учитель предлагает найти ассоциации к словам «путь», «механическое движение». Анализирует вместе с классом полученные слова и словосочетания Обосновывает важность расширения знаний в этом направлении. Вопрос запуска постановки учебной задачи: ­ Что нужно делать, чтобы расширить свои знания о механическом  движении? Формулирует учебную задачу: ­ Изучить понятие механического движения. Организовывает совместное с обучающимися формулирование цели и  задач урока. Внимательно прочитайте тему урока. ­ Какие слова в теме урока вам не до конца понятны? ­ Что можно запланировать изучить на уроке? ­ Чему вы хотите научиться на уроке? Учитель:        Движение   ­   очень   важное   явление,   движение   это   значит   какие­то изменения   в  природе.   Движение   ­   это  развитие.   Отсутствие   движения означает отсутствие не только живой, но и неживой природы.  Самый простой вид движения ­ механическое движение.  Опыт.  Разместим на столе несколько предметов, запустим игрушечный автомобиль.  Вопрос к ученикам: 4 путешествие, расстояние и  т.д. Осознают важность  решения поставленной  учебной задачи Участвуют в  формулирование целей и  задач урока: ­ Постичь суть  механического движения. ­ Научиться использовать  понятия равномерного и  неравномерное движение Обучающиеся отвечают на  3.Создание ситуации  затруднения.  Изучение нового  материала.      мнение, умение вступать   в   диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные:  контроль и оценка  процесса и результатов деятельности,  целеполагание.    Личностные:   оценивание  усваиваемого  материала,  самоопределение   на Личностные: настраиваются работу. Познавательные: своей управляют   познавательной   и учебной деятельностью Регулятивные: осуществление действий,   приводящих к выполнению поставленной   цели, развитие   навыков объективного оценивания работы. своей ­ В каком состоянии находятся тела и автомобиль на поверхности стола? ­ Почему   вы   считаете   тела   неподвижными,   а   автомобиль подвижным? ­ Как   определить,   движется   объект   (например,   самолет,   поезд, автомобиль) или нет? Учитель   поясняет,  что  когда  мы  говорим  о движении   тела,  то всегда имеем в виду, что оно перемещается относительно других тел. Организовывает совместное решение с классом задания. Задание. Пассажир сидит в вагоне идущего поезда. Приведите примеры тел,   относительно   которых   пассажир   движется,   и   примеры   тел, относительно которых он покоится. Слайд 2 поставленные вопросы Выдвигают гипотезы и  идеи Решают задание Решение. Пассажир  движется относительно  деревьев за окном, зданий  станций, пассажиров,  стоящих на перронах.  Покоится он относительно  вагона, сидящего рядом  пассажира, стоящей рядом  сумки. Вывод.Чтобы судить о движении тела, надо узнать, меняется ли  положение этого тела среди окружающих его тел Ключевое определение. Механическим движением называется  изменение положения тела в пространстве с течением времени  относительно других тел. Слайд 3                                          Записывают определение в  тетрадь Записывают определение в  тетрадь 5 Тело   (предмет),   относительно   которого   рассматривают   движение данного тела, называют телом отсчета. Опыт: продемонстрируем механическое движение машинки на столе ­ Определите,  относительно  каких тел машинки на ваших столах двигаются, а относительно которых находятся в состоянии покоя? Следовательно,   для   определения   положения   тела,   в   любой   момент времени сначала надо выбрать тело отсчета, потом связать с ним систему координат. Еще нужно иметь прибор для измерения времени (часы). Тело отсчета, система координат, часы образуют  систему отсчета. Тело во время движения перемещается из одной точки пространства в другую. Такой переход происходит постепенно, так, что тело описывает определенную линию. Организация исследования понятий «траектория» и «путь»  Представляет информацию в виде блоков. К каждому блоку  прилагаются вопросы: ­ Понимаю ли я суть информации? ­ Какие слова, термины мне не понятны? ­ Могу ли я своими словами пересказать информацию из блока? ­ Что мне следует записать в тетрадь? ­ Какие вопросы мне нужно задать учителю? Блок 1. Изменяя свое положение в пространстве, переходя из одного  места в другое, тело движется по некоторой линии, которую  называют траекторией движения Траектория ­ линия, которую описывает тело в процессе движения. Вопрос: ­ ­ какие виды траектории вы знаете? приведите примеры движений с видимыми траекториями. Отвечают на поставленный вопрос Предлагаю свои способы  Проводят исследование. Заполняют таблицу (у  каждого обучающегося  лежит на парте) Результа Понятия Вопросы  ты учителю Траектор ия Видимая  траектор ия Невидим ая  траекто рия Путь Единицы  6 Учитель: Траектория может быть видимой (светящийся след  метеора в ночном  небе), или невидимой (полет птицы). По форме может быть прямой или  кривой. Слайд 4                                            Слайд 5 пути Равномер ное  движение Неравном ерное  движение Отвечают на вопросы Вопросы к классу по слайду: Слайд 6 Отвечают на вопросы:  Кроме   формы,   траектория   характеризуется   еще,   и Блок   2. количественной мерой ­ путем. Путь – это длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.  Путь – это физическая величина, которую можно измерить Обозначают буквой s 7 Для   измерения   пути   используют   приборы,   предназначенные   для измерения линейных величин. Это линейки, рулетки, мерные ленты, и т.д. Блок   3.  Основной   единицей   пути   в   Международной   системе   (СИ) является метр (м). Используют также кратные и дольные  единицы длин Записывают в тетрадь 1 км=1000м 1 дм =0,1м 1 см=0,01 м 1мм=0,0001м Блок 4. Если какое­то тело за одинаковые промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называют равномерным. Равномерное движение   встречается   в   природе   очень   редко.   Приблизительно одинаковый путь за одинаковое время проходит Земля, вращаясь вокруг Солнца, конец стрелки часов. Большинство   движений   не   являются   равномерными.   Например,   поезд, выходя  от станции,  проходит  за одинаковые  промежутки  времени   все большие   и     большие   пути.   Приближаясь   к   станции   он,   напротив,   за одинаковые промежутки времени проходит каждый раз меньшие пути. Такое движение является примером неравномерного движения. Если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют неравномерным Учитель: проверь себя Слайд 7 Записывают в тетрадь Отвечают на вопросы 4. Физкультминутка 5. Закрепление  изученного  Учитель предлагает гимнастику для глаз (описать глазами квадрат, круг,  треугольник) Ну а теперь для проверки полученных сегодня знаний пройдем  Обучающиеся выполняют  упражнения В тетрадях тест  последующей  Познавательные: формирование интереса к 8 взаимопроверкой   (один обучающийся работает на закрытой  доске) к данной теме. Личностные: формирование   готовности самообразованию. Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в письменной   форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные:  планирование своей  деятельности, поиск и  выделение необходимой  информации, сознание,  что уже усвоено и что  подлежит усвоению материала небольшой тест (выдается один на парту). ТЕСТ: 1. Укажи примеры механического движения. А) Движение червяка в земле.  Б) Движение автомобиля по дороге. В) Полёт голубя.  Г) Полёт самолёта.  Д) Нагревание тела. 2.   Корабль   подплывает   к   пристани.   Относительно,   какого   тела пассажиры,   стоящие   на   палубе   этого   корабля,   находятся   в движении? А) Палубы корабля.  Б) Берега. 3. Что такое тело отсчёта? А) Любое тело, состав которого мы рассматриваем. Б) Любое тело, поведение которого мы изучаем. В) Тело, относительно которого рассматривается движение другого тела. Г) Только тела, стоящие у дороги, по которой движутся автомобили. 4. Что такое траектория? А) Длина линии, по которой движется тело. Б) Линия, по которой движется тело. В) Линия, соединяющая начальное и конечное положение тела. Г) Любая воображаемая человеком линия. 5. Что такое путь? А) Длина линии, по которой движется тело. Б) Линия, по которой движется тело. В) Линия, соединяющая начальное и конечное положение тела. Г) Любая воображаемая человеком линия. Д) Кривизна траектории. 6. Единица измерения и обозначение пути в международной системе  единиц СИ. А) км, S.  Б) м, S.  В) дм, S  9 Г) см, S Д) мм, S. 7. Вырази в метрах:  27 мм = 39 см = 66 дм = 0,9 км = 6.Самостоятельная  работа Работа в группах:  Каждая группа обучающихся получает задание (на карточках) Приложение  1 Анализ самостоятельной работы, обсуждение результатов. Защита  решения задачи. Сравнить результаты выполненной работы между  группами Оценивает руководитель группы (лист самооценки)  Выполнение  самостоятельной работы в  группах Руководители групп  отмечают наиболее  успешных учеников Приложение 2 ­ Оцените свою работу в группе. Интересно вам было работать?       Личностные: формирование позитивной   самооценки, формирование   навыков публичного выступления, нести умения ответственность   за результат   коллективного труда. Коммуникативные:  включаемость в  коллективное  обсуждение вопросов,  умение аргументировать  свою точку зрения,   Регулятивные: умение  самостоятельно  адекватно анализировать  правильность выполнения действий и вносить  необходимые  коррективы. 10 Регулятивные:  оценивание  собственной,   деятельности на уроке 7.Рефлексия Организует подведение итогов урока обучающимися. Побуждает  обучающихся к размышлению над вопросами: Подводят итоги своей  работы на уроке Этап подведение  итогов. Домашнее  задание. ­Какую цель я ставил в начале урока? ­ Мне удалось достичь результатов? ­ Что меня больше всего впечатлило на уроке? ­Можно ли сказать, что я ответственно отнесся к сегодняшнему уроку? ­ Что нужно делать, чтобы лучше запомнить изучаемый материал? Подведение итогов по листам самооценки. Выставление оценок за урок. Учитель: Я получила большое удовольствие от общения с вами на уроке. А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пойдете на следующий   урок.   На   ваших   партах   лежат   анкеты.   Подчеркните   в   них нужное слово с последующим озвучиванием. Приложение 3 Записываем домашнее задание.  Приложение 4   Проводят самооценку,  рефлексию Заполняют листы  самооценки Заполняют анкеты,  зачитывают  подчеркнутые слова Записывают домашнее  задание.  11 Список источников и используемой литературы, интернет ресурсов. 1. Физика, 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2017 2. Пелагейченко Н. Л. Физика. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику  А. В. Перышкина/авт. –сот. Н.Л. Пелагейченко.­Волгоград:Учитель, 2018. 3. Перышкин А. В. Сборник задач по физике: 7­9 кл. : к учебникам А. В. Перышкина  и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 8 класс»/А. В. Перышкин; сост. Г. А. Лонцова. М.: Издательство «Экзамен», 2016. 4.Кирик Л. А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.  – М.: Илекса, 2015. 5.Филонович Н.В. Физика. 7 кл. Методическое пособие/Н. В. Филонович.­М.: Дрофа, 2016. 6.Марон А. Е. Физика: Дидактические материалы. 7 класс: учебно­методическое  пособие/А. Е. Марон, Е. А. Марон.. – М.:Дрофа, 2014.  7.Интернет­ресурсы:  http://physics.nad.ru, http://class­fizika.narod.ru, https://testedu.ru. 12 Задания на карточках для выполнения в группах Приложение 1 Задание группы № 1 1.  На   столе   в  вагоне   подвижного   поезда   лежит   книга.  В   движении   или   в  покое находится книга относительно стола, рельсов, телеграфных столбов? 2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели ? 3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги. Задание группы № 2 1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается. 2.   Прямолинейным   или   криволинейным   является   движение:   кабины   лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду? 3. Нарисуйте траекторию движения руля велосипеда относительно дороги. Задание группы № 3 1. Укажите тело отсчета для самолета, который летит. 2. Какой вид движения осуществляют разные части швейной машинки? 3.Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги. Задание группы № 4 1. Укажите  тело отсчета для подводной лодки, что двигается. 2. Корабль подплывает к пристани. Относительно чего пассажиры, которые стоят на палубе этого корабля, находятся в покое: реки, палубы корабля, берега? 13 3. Нарисуйте траекторию движения обода колеса велосипеда. Приложение 2 Лист самооценки обучающегося __________________ Вид работы Критерии, количество баллов Отчет о  выполнении  1 Выполнение  теста 3 Работа в  группе За каждое верно выполненное  задание выставляется 1 балл.  (максимальное количество  баллов­ 10) ­Участник проявляет активность,  решает все сам без помощи  других ­ 3  ­Один­два раза обратился к  руководителю группы ­2  ­ Решал под контролем  руководителя группы ­1  4 Подведение  Перевод баллов в оценку: итога «5»­ 12­13 баллов «4»­ 10­11 баллов «3»­8­9 баллов ОЦЕНКА   ЗА УРОК __________ 14 Приложени е 3 АНКЕТА ­ на уроке я работал (активно/пассивно); ­ своей работой на уроке (я доволен / не доволен); ­ урок мне показался (интересным/ скучным); ­ мое настроение (улучшилось/ухудшилось/ не изменилось); ­ материал урока мне (полезен/бесполезен). Приложение 4 Домашнее задание:      п. 14,15, выучить определения, вопросы  поиск информации: найдите самое высокое здание в России и выразите его в   км экспериментальное   задание:   измерить   длину   шага   и   пользуясь   этой   мерой, определить, какой путь вы проходите от дома до школы. Определите время своего движения. 15 16

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)

Технологическая карта урока на тему "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" (7 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2019