Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"
Оценка 5

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
18.01.2017
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"
На уроке используются различные формы самостоятельной работы, помогает раскрыться в процессе творческой деятельности каждому ребенку, даже самому слабому. Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, метапредметные связи способствуют развитию индивидуальности каждого ученика. В данном уроке четко прослеживается алгоритм работы по представленной теме. Мотивационный этап отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Организация самостоятельной творческой деятельности учеников осуществляется в коллективной и групповой формах работы. Каждый новый этап творческой деятельности сопровождается этапом «афиширования» - предъявлением своих идей, результатов работы. Технология деятельностного подхода к обучению способствует организации целенаправленной педагогической деятельности по формированию всех видов универсальных учебных действий. Заканчивается урок рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений. Результаты уроков показали, использование данной методической разработки возможно по различным программам, в классах с оптимальной наполняемостью, в целях обязательной организации групповой деятельности
Урок по окружающему миру на тему.docx
Предмет: Окружающий мир, 2 ч. в неделю Класс: 4 Тема урока: «Природное сообщество озеро.» Тип урока: открытие нового  Формы работы: работа в парах, групповая и индивидуальная работа. Цель урока: познакомить учащихся с природным сообществом озеро, его особенностями и обитателями;  показать   взаимную   приспособленность   живых   организмов   природного   сообщества   озера,   их   зависимость   от   неживых компонентов и влияние на них. Задачи урока: Образовательные:  Показать взаимосвязь и целостность всех представителей природного сообщества озеро;  Познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира озера, их ролью в  природном сообществе;  Сформировать представление о значении озёр в жизни человека и природы. Развивающие :  развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, развивать  умение работать с учебным текстом;  развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;  развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитательные:  содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;  воспитывать любовь к природе, желание практически использовать полученные знания;   приобщать детей к основам экологической культуры.  формировать эмоционально­положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с  жизнью. Планируемые результаты:  Личностные УУД:  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;  воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);  вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;  быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.  Регулятивные  УУД:  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;  после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;  прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;  выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.  Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний;  извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация, видео);  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы,  пары. Коммуникативные УУД:  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;  оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;  совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;  осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. Предметные УУД: знать, что такое озеро, основные виды растений и животных озёр, их деятельность в природном сообществе;   уметь приводить примеры животных и растений экосистемы озера и обосновывать свой ответ. Оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочие места для трех групп, карточки­помощницы для самостоятельной работы в группах, учебник «Окружающий мир» авт. Поглазова О.Т. Методическая разработка урока «Природное сообщество озеро». 4 кл. Содержание урока I. Мотивационный этап: Слайды 1­3 (со звуками природы) ­ Закройте глаза и прислушайтесь: где­то совсем рядом забеспокоились лягушки. А  вот прокричала старая цапля…  И вновь всё смолкло перед рассветом… Тихую водную гладь, в которой ещё отражаются последние звезды, разбудил  громкий всплеск… Это ударила хвостом большая рыба… Взошло солнце, и взору  предстало блестящее голубое зеркало в ярко­зелёной оправе… ­ Что это? (водоём, озеро) Слайд № 4 (1) Деятельность обучающихся Воспринимают   на слух  звучащую речь,  вступают в  диалог Формирование УУД Умение  слушать и  слышать  другого (К) Деятельность учителя Способствует  созданию  эмоционального настроя Предлагает   форму  проведения  урока Продолжите, пожалуйста, фразу: Озеро – это… II. Этап совместного целеполагания: ­ Как называются взаимосвязанные объекты живой и неживой природы в  определенных условиях окружающей среды? (природное сообщество) ­ Какую тему, соответственно, мы продолжим рассматривать сегодня на уроке?  (природное сообщество) ­ Попробуйте объединить научные понятия «природное сообщество» и «озеро» в  одно предложение­вопрос. (Является ли  озеро  природным сообществом?) Как бы  вы ответили на этот вопрос?  Предлагаю найти подтверждение или опровержение вашим высказываниям  на  нашем уроке по теме: « Природное сообщество озеро»  Слайд № 4 (2) На какие ещё вопросы, глядя на это чудесное озер, вы хотели бы сегодня получить  ответы? Как, на ваш взгляд, это можно сделать? ­ Действительно, мы будем читать, воображать, размышлять, предполагать, чтобы  поближе познакомиться с жизнью озера.  Создаёт  условия для  формулировани я целей урока,  обеспечивает  мотивацию  учения. Выделяют  ключевые  вопросы урока,  выдвигают  гипотезы; формулируют   познавательные  цели и задачи Самостоятель ное выделение  и  формулирован ие   познавательно й цели (П) III. Открытие нового:                                                 1. Построение макета озера: Слайд № 5 (1, 2) ­ Все обитатели озера располагаются по этажам. Верхний этаж – только он и сразу  заметен. Это поверхность озера и его берега. А ещё существует нижний этаж, как вы  думаете, где он расположен? Стимулирует  активность и  познавательную  инициативу  ­ Предлагаю 1 и 2 творческим группам,  изучить содержание карточек­помощниц №  1 и заселить этажи озера его обитателями. 1группа – верхний этаж; 2 группа – нижний этаж. 3 группе я предлагаю рассмотреть редких представителей животного и  растительного мира  наших озер и занести их в особую книгу природы  (создают  красную книгу озёр Оренбургского края) (1 и 2 группы приклеивают аппликации с названием обитателей озера на  Планирование  учебного  сотрудничеств а  (К) Умение  взаимодейство вать со  сверстниками  и взрослыми в  учебной  деятельности  (Р) Моделируют  алгоритм выполнения  учебного  задания; изучают  содержание  карточек;  структурируют  информацию;  выстраивают  макет озера (2  части), создают  Красную книгу  озер заготовленную часть макета (см. слайд № 5);  3 группа соотносит аппликации с  текстом карточки, вписывает в карточку название редкого обитателя озера;  аппликации для 3 группы имеют красную окантовку, знак того, что этот  представитель занесен в Красную книгу).  Афиширование результатов работы (прикрепление сборного макета на  доску), рассказы об обитателях , представление Красной Книги (зачитывается  дополненный словами текст Красной книги, аппликации с красной окантовкой  размещаются на макете озера). 2. Работа по учебнику: Слайд № 6 (1, 2, 3) ­ Какое чудесное озеро получилось! У нашего озера есть свои тайны и загадки. Их  может открыть только наблюдательный и внимательный человек.  Хотите  попробовать? 1 группа узнает, что за грозное существо с  продолговатым брюшком, большой  головой  и 6 ногами живет в озере? (ст.52) 2 группа узнает об обитателе озера. Который существует на земле уже 30 млн. лет  (ст.53). 3 группа раскроет секрет растения, по которому можно определять погоду на озере  (ст.54) Афиширование результатов работы Слайд № 7 (1, 2, 3) (дополнение макета новыми обитателями) ­ Как вы считаете, можно озеро назвать природным сообществом? Обоснуйте,  пожалуйста, свой ответ. Давайте попробуем доказать, что в жизни этого сообщества  всё взаимосвязано. 3. Составление цепей питания для обитателей озера и прослеживание  взаимосвязей природных объектов сообщества: Координирует  работу групп Организует  работу с  учебником на  основе  моделирования  проблемной  ситуации Координирует  работу групп Оренбургского  края Самостояте льно  демонстрируют  результаты  деятельности Самостоятельно  анализируют  текст учебника Дают ответы на  проблемные  вопросы;  дополняют макет озера новыми  обитателями Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания (П) Смысловое  чтение и  выбор вида  чтения в  зависимости  от цели (П) Поиск и  выделение  необходимой  информации  (П) Создаёт  условия для  самостоятельно й частично­ Конструируют   символическую  Способность к организации Слайд № 8 1 группа составит цепь питания для обитателей верхнего этажа; 2 группа для обитателей нижнего этажа; 3 группа попробует проследить, что произойдет в данном природном сообществе,  если нарушить его взаимосвязи:  Если исчезнут….., не станет н лягушек. Тогда улетят с озера … Если … и … камыш  на берегу, то негде будет … гнёзда … Если вода в озере станет …. , то неуютно  станет … Некоторые  виды рыб вообще могут …. Всё в этом … сообществе …  Нельзя нарушать этого …. Афиширование результатов Минутка релаксации: не спеша пройдемся по берегу озера, вдохнём полной грудью чистого влажного воздуха, поднимем глаза к небу и последим за плывущими  облаками; протянем руки к солнцу, опустим их к прохладной озёрной воде…  (выполнение соответствующих движение на фоне музыки) IV. Этап осознанного осмысления изученного и включение нового в  систему имеющихся знаний:  1. Озеро и человек На земле около   5 мл. озёр.  И в каждом из них как в волшебном зеркале отражается  природа того края, где  озеро расположено. Озеро – природный кладезь богатств,  которые оно щедро дарит людям. Что же дает озеро людям?  поисковой  деятельности  обучающихся Координирует  работу групп Способствует  снятию  напряжения,  воздействует на  эмоционально­ чувственную  сферу Организует  коллективную  работу по  слайдам;  актуализирует  имеющиеся  знания ;  дополняет  своей  деятельности (планирование ,  контролирован ие) (Р) Построение  логической  цепи рассуж дений (Р) Доказательств о (П) модель;  устанавливают  причинно­ следственные  связи по  методике  неоконченных  предложений Афишируют  результаты  работы;  формулируют  вывод о  взаимосвязях в  природном  сообществе Участвуют в  минуте  релаксации Исследуют  иллюстративное  содержание  слайдов;  преобразуют  Поиск и  выделение  необходимой  информации  (П) ­Коллективная  работа по слайдам : Слайд № 9­16 Слайд № 9, 10, 11,12 ­ Пресная вода: 90% пресной воды России приходится на озеро Байкал, 2 место по  количеству пресной воды – Ладожское озеро, затем идут Онежское, Телецкое;  Слайд № 13 ­ Загадка: В воде родится, воды боится (соль);  на земле есть и солёные озёра,  которые богаты  солью, известью, железными  рудами, лечебными грязями.  Например, в нашем крае ­  Соль­Илецкое озеро; Слайд № 14 ­ продукты питания; Слайд № 15 ­ богатые минералами пищевые добавки в корм домашним птицам; Слайд № 16 ­ предметы быта: целлофан, бумага, картон. 2. Тропинка размышлений (групповая работа) краткой  информационно й справкой (по  необходимости) ответы детей Моделирует  проблемные  ситуации;  создаёт условия для творческой  деятельности  обучающихся Слайд № 17 Человек с удовольствием пользуется всеми богатствами озёр, общается с природой.  А всем ли хорошо от этого общения? Предлагаю пройтись по  тропинке  размышлений и задуматься, во всех ли поступках человека пользы больше, чем  вреда?  1 группа – на берегу озера построен современный красивый дом отдыха (карточка № 3) 2 группа – неподалеку от озера работает завод по производству пластмассовых  изделий (карточка № 3) + польза ­ вред 3 группа исследуйте, пожалуйста, предложенные вам иллюстрации (слайд № 20) и  выясните, к чему они призывают нас – людей.  не истребляйте животных,  Координирует  один вид  информации в  другой,  самостоятельно  делая  умозаключения;   участвуют в  коллектив ном обсуждении Уважение к  мнению  собеседника  (К) Умение с  достаточной  полнотой  выражать свои мысли (К) Размышляют над  проблемными  вопросами;  конструируют  высказывания;  комбинируют  текстовую и  иллюстративную  информацию в  страницы  предполагаемого конечного  продукта  мастерской Владение моно логической и  диалогической формами речи  в соответствии с  грамматическ ими и  синтаксически ми нормами   языка (К) Умение  понимать  возможность  разных   оснований (К) Доказательств о (П)     ловите рыб в разумных пределах и только разрешенным способом не сбрасывайте загрязненные  ядами воды заводов и фабрик  в озёра, не загрязняйте озера бытовым мусором  оставляйте чистыми места своего отдыха (Слова­призывы о сохранении озёр разрезаны на полоски. Участники  творческой группы должны соотнести их с изображением иллюстрацией и  приклеить  на выбранную иллюстрацию формата А4 ) Афиширование результатов Слайд № 18, 19 (1, 2 группы делятся размышлениями о пользе и вреде работы санатория и  завода на берегу озера) Вывод: часто заботясь о своем благе, люди наносят вред природе,  губят её. Озёра как люди могут болеть и даже умирать…  Сегодня на земле 4000 озёр уже  объявлены мёртвыми и 12000 на грани гибели.  Кто им может помочь? (человек) 3 группа ­ Попробуйте, пожалуйста, обратиться к людям  с призывом о спасении  наших озер…  Слайд № 20 (участники группы представляют всем иллюстрации и озвучивают  помещенные на них слова­призывы) Слайд № 21 ­ Мы продолжаем рассматривать тему взаимоотношений человека и природы.  Попробуйте, пожалуйста,   объяснить смысл слов известного немецкого поэта И.  Гёте:  «Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда строга, всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». ­ Предлагаю скрепить  иллюстрации­призывы в природоохранный альбом, сделав  первой его страницей лист со словами И. Гёте. работу групп Выделение  нравственного  содержания  поступков на  основе  различных  моральных  норм (Л) Высказывают  свое мнение по  предложенным  ситуациям;  демонстрируют и комментируют  самостоятельно  смоделированны е иллюстрации­ призывы  Вовлекает в  диалог Анализируют  высказывание Создает  условия для  осмысления  нового и оценки собственной  деятельности Оформляют  природоохранны й альбом  (конечный  продукт  мастерской) Подводят итог  Умение  понимать  возможность  разных   оснований (К) Способность  осуществлять  выбор  действий (Л) Способ ность  принимать, V. Подведение итогов: Слайд № 22 ­ В нашем волшебном зеркале сегодня благодаря вам ещё раз отразилась не только  красота природы, но и отношение человека к природе. Попрошу вас запечатлеть  мысли, слова, которые родились сегодня в нашей мастерской. Рефлексия (методика неоконченных предложений) 1 группа:                                                                                          1) Озеро – это… Жизнь в озере строится как в  …  доме, по   …. 2) Сегодня наша работа… 2 группа: 1) Главное богатство озёр …….. вода Гибель озёр грозит гибелью ……. 2)Самым трудным для нашей группы… 3 группа: 1)Нельзя нарушать   …. Человек должен…….. 2)Работая в мастерской, мы …. Спасибо за вашу работу, за ваши мысли, а главное, за ваше неравнодушие к родной  природе. VI. Заключение:                                                                  Слайд № 23 Тишина. Не шелохнутся дали. Гладь озёрная спокойна и чиста.                                           Зеркала всё точно отражали: Лес вокруг и в небе облака. Чуть вздохну ту тишину без края, Кажется я здесь и там вдали. И подскажет чайка, пролетая, Слайд № 24 урока по  методике  неоконченных  предложений  (поочередно 1  часть, затем  поочередно 2) Выражают свои  чувства,  оценивают свою  эмоциональную  реакцию сохранять  цели и  следовать им в учебной  деятельности  (Р) Построение  логической  цепи рассуж дений (Р) Оценка –  осознание  качества и  уровня  усвоения (Р) Способность к эмоционально­ нравственной  отзывчивости  (Л) Умение  Воздействует на эмоционально­ чувственную  сферу  обучающихся Способствует  приобщению  учащихся к  нравственным  ценностям Создаёт  ситуацию  выбора;  мотивирует на Озеро ­ глаза твоей Земли… Пусть глаза нашей Земли всегда будут глубокими, прозрачными, чистыми! Помните,  что это зависит от нас – людей, на Земле живущих. Мне  хочется добавить обложку к вашему  альбому­призыву о спасении озер…  (иллюстрация последнего слайда) Домашнее задание: приготовить рассказ­презентацию об одном озере России или  об одном его обитателе. ­ Я убеждена, что ваши рассказы станут интересным дополнением и продолжением  нашего альбома, начатого  сегодня в мастерской. дальнейшую  работу объективно  оценивать  свои  возможности  (Р) Карточка­помощница №1 (1 группа) Обитатели «верхнего этажа» озера ­ Исследуйте текст, соотнесите с ним  иллюстрации и поместите обитателей на макет верхнего этажа озера: Над водой летают  стрекозы,  озёрные чайки. По поверхности воды бегают  клопы­водомерки, которые охотятся за  мошками  и комарами. Ножки водомерок покрыты волосками, смазаны жиром и не намокают, поэтому они скользят по воде, словно на лодочках. На воде можно увидеть и жука­плавунца. Украшают поверхность озера листья и цветы жёлтой кубышки. Мелкие круглые лепёшечки зелёной ряски покрывают заводи озёр. По берегам растет камыш, тростник, осока. В его  зарослях живут лягушки, строят гнезда серые цапли, дикие утки. В зарослях камышей поджидают свою добычу ценные пушные зверьки: нутрии, выдры.  *Примечание:   все   названные   представители   животного   и   растительного   мира   даны   в   виде   аппликаций   с   двусторонним скотчем на обратной стороне для крепления на макет озера (макет выполнен в соответствии с рисунком слайда № 5) Карточка­помощница №1 (2 группа) Обитатели «нижнего этажа» озера ­ Исследуйте текст, соотнесите с ним  иллюстрации и поместите обитателей на макет нижнего этажа озера: На дне  озера растут водоросли. Ближе к поверхности воды по растениям ползают улитки – прудовики и катушки. На дне обитают лужанки и двустворчатые моллюски, их тело защищено раковинами. На дне живут раки, черви. У самого дна живут сомы, ерши, лини. Ближе к поверхности плавают щуки, окуни, караси, краснопёрки.  Щука и окунь – хищники, они поедают мальков других рыб. ­ Узнай обитателя озера, занесённого в Красную книгу Оренбургского края,   по описанию. Впиши пропущенные слова в текст. Карточка № 1 (3 группа) Это   диковинная   птица   с   розоватым   оперением,   красивыми   длинными   ногами,   с   мешком   под   клювом.   Это…   (фламинго обыкновенный).Беззвучно движется по водной глади чёрный красавец с тонкой изящной шеей… (лебедь­кликун). А вот выпорхнула из зарослей камышей большая белоснежная   птица с длинным клювом… (белая цапля).В   студёных водах   озера хорошо чувствует себя редкая   рыба   розоватого  оттенка,  с  узорным   верхним   плавником,   с  тёмными  точками   по  чешуе.  Это  ….  (хариус).   Пока  ещё  можно встретить в озёрах Оренбургского края крупную рыбу с темной спинкой и белыми боками. Она называется … (белорыбица). Не прочь полакомиться   изысканной   рыбкой   небольшой   зверёк   с   блестящим   пушистым   мехом.   Это   …   (норка).     А   это   что   за   растение   с разноцветными листьями? Присмотритесь. Да у него есть плоды причудливой формы. Это … (водяной орех).  Все эти обитатели озера могут скоро совсем исчезнуть, поэтому они и занесены в Красную книгу. Карточка­помощница № 2 (1 группа) ­ Составьте цепь питания для обитателей верхнего этажа: ­ Составьте цепь питания для обитателей нижнего этажа: Карточка­помощница № 2 (2 группа) ­   Попробует   проследить,   что   произойдет   в   данном   природном   сообществе,   если   нарушить   его   взаимосвязи Карточка­помощница № 2     (группа 3) (вставьте пропущенные слова): Если исчезнут…..          , не станет и лягушек. Тогда улетят с озера …            Если …         и …           камыш на берегу, то негде будет …        гнёзда …      Если вода в озере станет ….       , то неуютно станет …           Некоторые виды рыб вообще могут …. Всё в этом природном  …   …               Нельзя нарушать  …. Карточка­помощница № 3 «Тропинка размышлений» (1 группа) ­ Предлагаем пройтись по  тропинке размышлений и задуматься, во всех ли поступках человека пользы больше, чем вреда?  на берегу озера построен современный красивый дом отдыха + польза ­ вред Карточка­помощница № 3 «Тропинка размышлений» (2 группа) ­ Предлагаем пройтись по  тропинке размышлений и задуматься, во всех ли поступках человека пользы больше, чем вреда?  неподалеку от озера работает завод по производству пластмассовых изделий + польза ­ вред

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Природное сообщество озеро" 4 класс ОС "Гармония"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017