урок окружающего мира Бочмага Л.А. МБОУ МСОШ№1.docx
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Бочмага Лариса Анатольевна
Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Предмет
Класс
Тема
Образовательное
учреждение
Организационная информация
Окружающий мир
3
«Виртуальная экскурсия. Лекарственные травыРеспублики Алтай».
МБОУ МСОШ №1
Описание урока
Тип урока
урок экскурсия
Время реализации урока
40 мин
Цель урока
Задачи урока:
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и
качества, которые
актуализируют/
приобретут/закрепят/др.
познакомить учащихся с лекарственными растениями РА и их положительным влиянием на здоровье
человека;
обучающая:
раскрыть ценность лекарственных растений для здоровья человека;
способствовать формированию общего представления учащихся о возможности оздоровления при
помощи природных ресурсов;
понаблюдать за весенними изменениями в природе;
развивающая:
развивать умение наблюдать, сравнивать.
развивать память, внимание, обогащать словарный запас;
развивать творческое воображение;
воспитательная:
воспитывать бережное отношение к природе,любовь к родному краю;
воспитывать чувства гордости за богатства малой родины.
прививать желание вести здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающая:
способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся (физминутки, гимнастика для глаз,
эмоциональный настрой, релаксационные физминутки)
Предметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся умения:
определять изменения в природе;
определять лекарственные растения; ученики в ходе урока
понимать правила сбора лекарственных растений;
уметь наблюдать, классифицировать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Личностные:
На уроке формировались:
формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе;
формирование адекватной самооценки;
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
уметь работать в группе.
Метапредметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся:
интерес к познанию мира природы;
интереса к учебному материалу;
умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
умения осуществлять анализ объектов;
умения принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
умение провести наблюдение, сравнение, анализ, обобщение,
слово учителя, поисково – проблемный, групповой, фронтальный, индивидуальная работа, наглядный,
репродуктивный.
ИКТтехнология
Здоровьесберегающая технология
Игровая технология
групповая и индивидуальная, занятие проходит в форме объяснительно иллюстративный беседыдиалога с
элементами обсуждения.
Презентация учителя PowerPoint 2007,компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран, конверты
с заданием, раздаточный материал, фигурки человечков, картинки.
Методы, используемые на
уроке
Используемые технологии
Форма работы на уроке
Оборудование на уроке Этап урока
I.Организацион
ный момент
Содержание учебного материала
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо
Мы легонечко вздохнём
Урок окружающего мира начнём.
структура урока
Деятельность учителя
Психологическая
установка на урок.
Деятельность
обучающихся
Приветствуют учителя.
II.Актуализаци
я знаний
1.У: Ребята! Сегодня замечательный весенний день. У меня
отличное настроение. Как вы думаете, почему?
Д: Потому что на улице весна и светит солнце.
Активизирует знания
учащихся.
У. Какая сегодня погода?
Какое небо?
Как изменился внешний вид леса, парка весной?
Как весенняя погода повлияла на жизнь растений, насекомых, птиц?
У. Ребята, как называется то место, где мы с вами живём?
Организует диалог с
обучающимися, в ходе
которого конкретизирует
изменения, которые
произошли в природе.
Д. Горный Алтай, Республика Алтай.
У: Да, верно. Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию.
Вы готовы?
Д: Да.
У. Что означает слово – «виртуальная»? (несуществующая,
воображаемая)
Отвечают на вопросы,
используют при этом
полученные ранее
знания.
На основе полученных
ранее знаний
рассказывают, об
изменениях в природе. У: Какими мы должны быть на экскурсии, чтобы ничего не
пропустить?
Д: Внимательными и наблюдательными.
У: Верно, это необходимо для того что бы разгадывать загадки
окружающего мира. Вы хотите быть сегодня исследователями?
Кто такие исследователи?
У: Тогда улыбнемся друг другу и отправимся в путь по
живописным местам Республики Алтай.
2. Ребята, я предлагаю вам для того, чтобы потренировать внимание
поиграть в игру «Четвертый лишний».
( каждая пара получает задание на карточке)
1. Январь, март, апрель, май.
2. Дуб, клен, смородина, береза.
3. Лиса, медведь, волк, корова.
4. Ласточка, кузнечик, воробей, скворец.
Просмотр видеоролика о
РА
Организует игру.
Выполняют задания
игры.
Слежу за посадкой детей
III.Постановка
проблемы
Провести проверку
Электроннаяфизминутка для глаз
Пусть наши глазки отдохнут, понаблюдайте за цветочком.
1. У: Пока мы играли, я получила телеграмму от Лесовика. Вот
послушайте, что он пишет: «Ребята, в лесу заболели звери: заяц
поранил лапку, у лисы болит живот, у белочки ангина, волк
кашляет, у медведя рана нарывает. Я так волнуюсь за друзей и
мне нужна ваша помощь. Найдите природные лекарства, которые
помогут нам выздороветь».
У: Ребята, чтото я забеспокоилась о состоянии зверей. Ведь мы, все
Создаёт проблемную
ситуацию. понимаем, как важно хорошо себя чувствовать, иметь крепкое здоровье.
Но, к сожалению, практически с каждым из нас случаются такие
неприятности как болезни. Когда человек болеет ему ничего не интересно,
ничего не хочется, а хочется только быстрее вылечиться.
А что делает ваша мама, когда вы болеете?
Где берет лекарства?
Что такое аптека?
Аптека – учреждение, где продают или изготавливаются лекарственные
средства.
У: Ребята, но в лесу нет аптеки, а Лесовик просил помочь вылечить
зверей. Что же мы будем делать?
У: Оказывается болезни можно лечить не только с помощью
лекарств из аптеки, но и с помощью природных средств.
У: Это что за природные средства?
Д: Это, наверное, какие то растения.
Работают, ищут выход
из создавшейся
ситуации.
Организует диалог с
обучающимися, в ходе
которого конкретизирует
понятие «лекарственные
растения».
На доске слово «аптека»
У: Где их искать?
У: Да, верно. Природа дает человеку лекарства. Они растут во
дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около
150 видов лекарственных растений были признаны научной
Даёт задание, при
необходимости
консультирует, уточняет
понятия.
медициной.
У.Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке
Д. « Лекарственные растения Республики Алтай».
1.Познакомимся с ………
IV.
Формулирован
ие темы и
Формулируют тему
урока, задачи урока. целей урока.
2.Узнаем, где……..
3.Научимся применять…….
Физкультминутка
У: Прежде чем, мы начнем узнавать чтото новое и интересное, я
предлагаю выполнить физминутку:
У нас славная осанка,
Проводит
физкультминутку.
Отвечают на вопросы,
используют при этом
полученные ранее
знания.
Выполняют движения.
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Давайте поможем Лесовичку и его друзьям?
Ребята, а какие правила работы в группе вы знаете:
1.Уважай своего товарища.
2.Умей каждого выслушать.
3.Соблюдай тишину.
4.Не согласен предлагай
Девизом вашей работы в группе будут слова:
V.«Открытие»
нового знания
Вместе не трудно,
Вместе не тесно.
Вместе легко и всегда интересно.
1.Работа в группах
Дети рассказывают свои
правила
Работают в группах.
Каждая группа отгадывает загадку о лекарственном растении.
План на доске и у каждого
на парте Выполняют задания о
лекарственном
растении и готовятся
рассказ о нем по плану.
Дети думают,
размышляют.
Рассмотреть данное растение и рассказать о нем по плану:
Организует учащихся на
1. Название.
2. Опишите лекарственное растение, какие листики, какой
цветок (если он есть), какой корень.
3. Где растет растение.
исследование проблемной
ситуации.
Задания:
1я группа – «Расту в оврагах, на лугу
Если тронешь обожгу.
Горда, неприхотлива
Зелёная…..» (Крапива)
2я группа – «
Вдоль дорожек он растёт.
Только вовсе не цветёт.
Кровь остановить им можно.
... .
Что за травка? –
3 –я группа – «Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
(Подорожник)
Подрастет — нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное…» (Одуванчик)
4я группа – «Стоят кругом сестрички:
Жёлтые глазки, белые реснички.»
(Ромашки)»
5я группа –Страшен на вид —
Кольнуть норовит.
В одежду вопьется —
С трудом оторвется.(Лопух – репей)
1.Отчет групп.
Каждая группа рассказывает о своем растении. Учитель
дополняет рассказ детей о лечебных свойствах этих растений.
1. Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит. —в крапиве содержатся вещества,
убивающие микробов, а также, что она хорошо останавливает кровь.
2.Подорожник замечательное лекарственное растение. Люди
использовали его с давних пор. Если у вас появилась рана, то для ее
заживления используют подорожник.Ну, а, если заболел желудок,
VI.Первичное
закрепление
Группы отчитываются о
работе.
Развивают умение
слушать и слышать.
Организует отчет групп, в
или вы простудились, вам тоже поможет подорожник. Соком
подорожника лечат кашель.
ходе которого
конкретизирует лечебные
3.Одуванчик – это лекарственное растение, в нём много полезных
витаминов и поэтому его используют при лечении множества
свойства этих растений.
болезней.
Для лечения применяются листья и корни, из которых готовят
отвары и настои. Корень одуванчика лечит болезни почек, печени,
улучшает аппетит, при болях в животе.
4.Ромашка одно из самых популярных лекарственных растений.
Ромашку применяют в виде полосканий при ангинах. При любых
болях выпейте ромашку. Очень хорошо снимает боли. Особенно
хорошо применять ромашку при болях в желудке.
5. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления
лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. При
различных заболеваниях желудка эффективно помогает сок из корня
также желчного
лопуха.
При заболеваниях печени,
а
пузыря используют сок из листьев лопуха. А, если свежие листья
лопуха или сухие, отварить в молоке, то это средство можно
используют для лечения боли в суставах, долго не заживающих ранах, язвах, ожогах, нарывах.
Молодцы, ребята! Мы с вами посетили лесную аптеку. Но собирая,
соблюдай правила сбора и всегда помни: не навреди природе!
Релаксирующая пауза
У: Мы славно потрудились, а теперь давайте немного отдохнем.
Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что мы
гуляем по лесу.Светит солнышко, поют птички.
Мы вышли к ручейку. Перейдём его по брёвнышку и очутимся на
красивой цветочной полянке. Над цветами летают красивые бабочки.
шептание
Смотрите, впереди березовая роща, давайте послушаем
шелестящих деревьев и щебетание птичек.
По лесу погуляли
Душой и телом отдыхали.
Ребята, а теперь я хочу проверить ваши знания. Предлагаю вам тест
1. «Где собирать лекарственные растения?
Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их
много.
Собирай растения около автомобильных дорог.
2. «Когда собирать лекарственные растения?
Собирай растения в дождливую погоду.
Собирай растения в сухую погоду.
3. «Какие лекарственные растения собирать?
Собери травы с пятнами.
Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.
4. «Как собирать лекарственные растения?
Собирай лекарственные растения все до единого.
Собирай не все лекарственные растения: оставляй для
созревания семян для их дальнейшего размножения.
Выполняют
физкультминутку.
Проводит релаксирующую
паузу с использованием
музыкального
сопровождения. 5. «Как правильно сушить лекарственные растения.
Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение
проветривай.
Избегай прямого попадания солнечного света.
Суши растения в сырой комнате.
Молодцы, ребята! Вы отлично поработали.
1.У: Ребята, так мы теперь можем помочь лесовику?
Д: – Да.
У: Так какие растения, нам нужно отправить лесовику для
лечения зверей.
Д: Зайцу (поранил лапку) нужен подорожник или крапива;
Лисе (желудок) поможет одуванчик или лопух;
Волку вылечить кашель поможет сок подорожника;
Медведю может помочь крапива или лопух;
Белке нужно полоскание ромашкой.
У: Молодцы! С вашей помощью лесовик вылечит зверей. И нам
осталось сказать добрые слова, и для этого вам надо выполнить
следующее задание: в конвертах лежат слова, из которых вы
составите пожелания для зверей.
1группа: « Мы вам желаем крепкого здоровья!»
2 группа: « Будьте всегда здоровыми!»
3группа: «Лесные жители никогда не болейте!»
4 группа: «Используйте для лечения лекарственные растения»
5 группа: «Обитатели леса! Живите дружно!»
VII.Включение
нового знания в
систему знаний.
Даёт задание, при
необходимости
консультирует, уточняет.
Дети думают,
размышляют, опираясь
на личный опыт и
полученные ранее
знания.
Составляют пожелания.
1.У: Понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия? Почему?
Просмотр видеоролика Организует рефлексию.
Оценивает
Осуществляет
самооценку
собственной учебной
деятельности.
VIII.Рефлексия
учебной
деятельности
Ребята, сегодня мы многое узнали о природных лекарствах. В каких
жизненных ситуациях могут помочь нам полученные знания?
Правильно! Мы можем использовать лекарственные растения при
возникновении проблем со здоровьем!
Ребята, но это не все лекарственные растения РА. Посмотрите ,
какие ещё бывают лекарственные травы.
.
У: Ой, ребята, Лесовик опять прислал телеграмму.
Д: Что же он там пишет?
У: Сейчас узнаем. Давайте читать: «Дорогие ребята, большое
спасибо вам за природные лекарства и добрые слова. Вы хорошо
потрудились и у вас все получилось. Еще раз благодарю вас за
помощь».
У: Я полностью согласна с Лесовиком. Вы провели большую и
интересную работу на уроке. Вы, МОЛОДЦЫ!
2. Оцените свою работу.
У: Какой была наша экскурсия, мы сейчас с вами узнаем (ребятам
предлагается поставить фигурку человечка около выбранного слова)
занимательная
познавательная
игровая
необычная
скучная
дружелюбная.
На память лесные звери дарят вам календарики с природой РА.
Спасибо вам за урок!
Список использованных источников информации:
• http://pedsovet.su
• http://festival.1september.ru
• Картинки с сайта: http://images.yandex.ru • http://www.proshkolu.ru
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Технологическая карта урока окружающего мира в 3классеУчитель начальных классов Тема «Виртуальная экскурсия. Лекарственные травы Республики Алтай».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.