Технологическая карта урока по биологии на тему "Видоизменения листьев" (6 класс)
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по биологии на тему "Видоизменения листьев" (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
06.01.2017
Технологическая карта урока по биологии на тему "Видоизменения листьев" (6 класс)
Данный материал по биологии может быть использован в 6 классе при изучении видоизменений листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Урок начинается с рассказа притчи для создания благоприятного психологического климата. В данной технологической карте подробно описаны деятельность учителя и учащихся, а также организационные формы, способы оценивания учащихся и используемые технологии на каждом этапе урока.
Видоизменения листьев.docx

Учитель: Захода Наталья Викторовна

Предмет: Биология

Класс: 6-А

Тема  урока: Видоизменения листьев

Цель: познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.

Ожидаемые результаты: Ученики знают видоизменения листьев.  Умеют по внешнему виду определять и называть видоизменения листьев, приводить примеры растений с видоизменениями листьев; выделять главную информацию в тексте, анализировать, публично выступать, оценивать свою деятельность на уроке; отвечать на  вопросы высокого порядка, давать развёрнутые ответы.

 

Время

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Оценивание

Используемые технологии

1мин

Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Организа-ция работы в группах.

Создание благопри-ятного психологи-ческого климата.

Есть такая притча.

Ученик решил задать мудрецу вопрос, на который тот дал бы неправильный ответ: поймал бабочку, зажал ее в ладони, и задумал спросить мудреца, живая бабочка у него в кулаке или мертвая. «Если ответит, что живая, я раздавлю ее, а если скажет - мертвая, я выпущу ее, и учитель в любом случае будет неправ».

- Живая бабочка у меня в руке или мертвая? - спросил ученик своего учителя. Тот улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках!»

Сегодняшний урок, ребята, в ваших руках. Только от вас зависит, как вы сегодня будете работать на уроке. Я желаю вам удачи на уроке, и быть более активными.

Учащиеся настраиваются на работу

 

 

Формативное оценивание

( похвала)

ИКТ

2-7 мин

Проверка выполнения домашнего задания

Выявление творческих и одарённых детей

 

 Проверка усвоения материала прошлого урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель собирает работы учащихся.

-Ребята, кто-нибудь хочет прочитать нам свои буриме?

Учитель организует диалоговое обучение.

А сейчас давайте с вами побеседуем по материалу предыдущего урока.

- Скажите, что нужно растениям, чтобы они росли и хорошо себя чувствовали? (понимание)

- А как вы думаете, везде ли на нашей планете одинаковые условия для жизни растений? (знание)

- Какова роль воды в жизни растений? (знание)

- Что такое испарение? (знание)

- Какой орган растения испаряет воду? (знание)

- Какой поверхностью лист испаряет воду? (знание)

- Проанализируйте условия, от которых зависит интенсивность испарения? (анализ)

- Целесообразно или нет, что лиственные деревья наших лесов сбрасывают на зиму листья.  Объясни, почему? (оценивание)

-Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции? (синтез).

- А как вы считаете: где находятся устьица у кувшинки и кубышки? (знание).

- Оцените хорошо или плохо, что у большинства растений устьичные клетки располагаются на нижней стороне листа. (оценивание)

- Объясните, какое защитное приспособление выработалось у  некоторых тропических деревьев (например, эвкалипта), чтобы защититься от перегрева? (оценивание)

Учащиеся зачитывают и сдают творческие работы.

 

 

 

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы

 

 

Фронтальное обучение

Формативное  оценивание (техника «20с», похвала, аплодисменты, взаимооцени-вание по критериям).

Оценивание для обучения. Обучение талантливых и одарённых.

 Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа). ИКТ.

8-11 мин

Стадия вызова

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Постановка учеником собственных целей обучения.

- Давайте немного попутешествуем по нашей планете. Представьте, что вы идете по пустыне.

Вы пробираетесь по пескам, вы идете очень, очень долго.

- Что вы чувствуете? (знание)

- Какие температурные условия в пустыне? (знание)

-А света много в пустыне? (знание)

-А кислорода хватает? (знание)

-А много ли в пустыне воды? (знание)

 -Чего же не хватает растениям пустыни? (знание)

- Приведите примеры растений, обитающих в пустынях. (понимание)

- Какие факты подтверждают, что эти растения приспособились к жизни в этой среде?

- Как Вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Что мы должны узнать на уроке?

- А зачем нам это надо знать? Где вам это может пригодиться?

Ученики  называют свои варианты ответов, в результате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

 

 

 

Фронтальное обучение

Формативное

(техника «20с», «похвала»).

ИКТ.

Критическое мышление («мозговой штурм»)

Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа). Оценивание для обучения

12-42 мин

Осмысление содержания

Получение  новой информации.

 

Обсуждение результатов работы групп

 

Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.

Ресурс 1. «Двухчастный дневник» Разделите чистую страницу пополам. Прочитайте материал параграфа 20 в учебнике, одновременно заполняя «двухчастный дневник». Слева запишите то слово, которое привлекло ваше внимание, а справа укажите, какие ассоциации вызвало у вас то или иное слово.

Когда работа с текстом закончена, учитель просит учеников поделиться своими записями в паре, сделанными в «дневниках», возможность дополнить свои записи.

После обсуждения в парах, учитель предлагает учащимся обсудить свои знания в группах.

 Ресурс 2. Игра «Лото»

Учитель предлагает учащимся сыграть в игру «Лото». Ученикам в парах выдаётся игровое поле. Задавая вопрос, учитель называет номер игрового поля, которое следует закрыть. В ходе игры, учитель достаёт из конверта заготовленные  карточки и дважды зачитывает написанные на них названия видоизменений листьев. Ученики должны найти среди предложенных изображений правильный ответ и закрыть им игровое поле. Если все карточки оказываются заполненные правильно – ученик получает 5 баллов, если допустил одну ошибку – 4 балла.

Учитель раздаёт каждому ученику тест и карточки с буквами «А, В, С», просит одновременно ответить, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обсуждает с учениками  разные варианты ответов и просит их объяснить их выбор.

Ресурс 3. Тест «Видоизменения листьев»

1.Листья влажных мест, как правило:

А) Крупные с большим количеством устьиц,

В) Мелкие с небольшим количеством устьиц,

С) Мелкие с большим количеством устьиц.

2. Листья засушливых мест, как правило:

А) Крупные с большим количеством устьиц,

В) Мелкие и имеют приспособления, уменьшающие испарение,

С) Мелкие с огромным количеством устьиц.

3. Светолюбивые растения легко определить по светлой окраске листьев. Это связано с тем, что:

А) В клетках мякоти содержится много хлоропластов

В) Листья светлые потому, что они просто выгорают на солнце.

С) В клетках мякоти содержится мало хлоропластов.

4. Причина появления «хищных» насекомоядных растений:

А) Таким образом, растения борются с вредными насекомыми

В) Такие растения могут появиться на почвах бедных азотистыми веществами.

С) Такие растения всегда появляются на почвах богатых азотистыми веществами.

5.  Все видоизменения листьев связаны с:

А) Приспособлением растений к среде обитания

В) Особенностями роста и развития растения,

С) Условиями светового и температурного режима.

Эталон ответов: 1а, 2в, 3с, 4в, 5а

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ –

1 балл

«5»- 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла

 

 

 

 

 

Ученики организуют индивидуальный поиск новой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся в парах делятся своими идеями

с сидящим рядом одноклассником, дополняют свои записи.

 

 

 

Учащиеся обсуждают свои знания в группах.

 

 

 

Учащиеся работают в парах, заполняя игровое поле на основе визуальных свидетельств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся поднимают карточку с правильным ответом, объясняют свой выбор, оценивают свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель группы оценивает работу учащихся в течение всего урока, выставляет оценку за урок

Индивидуальное, парное, групповое обучение.

Формативное оценивание (взаимооценивание по критериям,

самооценива-ние, «Лото», «Формативный тест»)

 

Критическое мышление («Двухчастный дневник»)

Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа). Оценивание для обучения. ИКТ.

 

43 мин

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации

Учитель организует анализ деятельности учащихся на уроке.

Учитель просит учащихся показать сигналы, предварительно договариваясь об этих сигналах.

Если вам урок понравился – поднимите большой палец руки вверх. Если вам на уроке не всё было понятно - большой палец руки направлен в сторону.

Если урок не понравился - большой палец руки направлен вниз.

Учащиеся показывают сигналы рукой

Индивидуальное обучение

 

Формативное оценивание

(техника «Большой палец»)

 

Критическое мышление

Оценивание для обучения

 

44-45 мин

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Параграф прочитать, ответить на вопросы.

Напишите ваши размышления «Что будет, если вырубить в лесу все деревья?»

 

Дети записывают домашнее задание в дневники.

 

Индивидуальное обучение

 

Обучение талантливых и одарённых.

ИКТ.

Критическое мышление

 (эссе)

 

 

 

 

 


 

Учитель: Захода Наталья Викторовна

Учитель: Захода Наталья Викторовна

Учащиеся настраиваются на работу

Учащиеся настраиваются на работу

Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции? (синтез)

Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции? (синтез)

А много ли в пустыне воды? (знание) -Чего же не хватает растениям пустыни? (знание) -

А много ли в пустыне воды? (знание) -Чего же не хватает растениям пустыни? (знание) -

После обсуждения в парах, учитель предлагает учащимся обсудить свои знания в группах

После обсуждения в парах, учитель предлагает учащимся обсудить свои знания в группах

Ресурс 3. Тест «Видоизменения листьев» 1

Ресурс 3. Тест «Видоизменения листьев» 1

С) Такие растения всегда появляются на почвах богатых азотистыми веществами

С) Такие растения всегда появляются на почвах богатых азотистыми веществами

Рефлексия Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации

Рефлексия Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017