Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство
5 кл
09.01.2017
Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)
Технологическая карта урока по изобразительному искусству для учащихся 5 класса разработана по программе Неменского Б. М. На уроке учащиеся знакомятся с историей развития народного промысла "Гжель", рассматривают изделия гжельских мастеров, анализируют и выделяют основные особенности росписи. Практическая работа состоит в выполнении отдельных элементов росписи: различных бордюров, гжельской розы и птицы. На уроке учащиеся приобретают навыки выполнения декоративной росписи в стиле гжельских мастеров.Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (5 класс) по программе Неменского Б. М.
Технологическая карта урока Гжель часть 1.docx
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Гжель. Истоки и современное развитие промысла» Разработал:  учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 16»  города Братска Иркутской области  Преина Е. В. Технологическая карта урока ИЗО 5 класс (по программе Неменского Б. М.) ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема урока Тип урока Цель деятельности  педагога Задачи Гжель. Истоки и современное развитие промысла Комбинированный: новая тема, постановка и решение учебной задачи  (практикум) Создать условия для образовательных изменений в учениках, активизировать  учащихся при изучении особенностей росписи в стиле «гжель» Образовательные: Побудить учащихся к исследованию основных особенностей изделий  гжельских мастеров Познакомить учащихся с историей возникновения гжельской керамики, с  понятиями «керамика», «фарфор», «фаянс» Познакомить учащихся с особенностями и приёмами выполнения  декоративной росписи Развивающие: Развивать наблюдательность, эстетический вкус, терпение и аккуратность в  работе Воспитательные: Воспитывать позитивно­ценностное отношение к народному творчеству Планируемые образовательные результаты Личностные Развивают самостоятельность в  поиске решения изобразительных  задач Духовно­нравственное развитие  посредством формирования особого  отношения к русским  народным  промыслам. Развитие образного мышления, речи,  зрительной памяти, интереса к  народному искусству. Предметные Познакомятся: С историей  возникновения  гжельской керамики С понятиями  «керамика»,  «майолика»,  «фарфор», «фаянс» С особенностями  росписи С приёмами росписи гжельской керамики Научатся: Отличать гжельскую керамику от других  видов народных  промыслов Выполнять  упражнения по  росписи в стиле  «гжель» Метапредметные Регулятивные:  Принимают познавательную цель и  сохраняют её при выполнении учебных действий Определяют последовательность  работы над упражнениями Умеют работать по предложенной  учителем последовательности и  самостоятельно Анализируют собственную  деятельность на уроке Познавательные: Осуществляют анализ объекта с  выделением существенных и  несущественных признаков  Осуществляют анализ росписи изделий из Гжели, выделяют основные  особенности Осуществляют поиск необходимой  информации в учебной и  художественной литературе, интернет­ источниках Коммуникативные: Умеют формулировать собственное  мнение и рассуждать о необходимости  изучения особенностей гжельской  керамики Умеют выслушивать чужое мнение, Решаемые учебные  проблемы Методы обучения Формы обучения Основные понятия, изучаемые на уроке Вид используемых  на уроке средств  ИКТ Наглядно­ демонстрационный материал Оборудование Образовательные  ресурсы приводить аргументы в защиту своего  мнения Восполнение недостающих знаний Выявление основных особенностей формы и росписи изделий гжельских  мастеров Объяснительно­иллюстративный, исследовательский,  практический Фронтальная, групповая, индивидуальная Народный промысел; особенности формы и росписи гжельских мастеров;  керамика, майолика, фарфор, фаянс Презентация «Гжельское чудо» Зрительный ряд: Презентация «Гжельское чудо» Таблицы с элементами гжельской росписи Карточки с разными видами изделий гжельских мастеров Таблицы поэтапного выполнения росписи ( бордюры, гжельская роза, птица) Изделия гжельских мастеров (пасхальные яйца, статуэтки, подсвечники,  посуда) Детские работы по данной теме Литературный ряд: Стихи и загадки о народном промысле «Гжель» Материалы и инструменты, ТСО:  Для учителя Проектор, компьютер, доска, бумага формата А3, акварель или гуашь, кисти,  ватные палочки, палитра,  мел. Для учащихся бумага белая формата А3, акварель или гуашь, кисти, ватные палочки, палитра 1. Горяева Н. А. , Островская О. В. Декоративно – прикладное искусство  в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского. –  М.: Просвещение, 2015. 2. Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.:  Просвещение, 2015. 3. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5  класс. –М.: ВАКО, 2011.­144 с. 4. 6. О. В. Свиридова, «Изобразительное искусство» 5 класс, поурочные  планы по программе Б. М. Неменского. Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с. 1. Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Чудесная гжель.  Образовательные  интернет­ресурсы Учебное пособие. М. : МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2011.­ 16 с.: ил. – (серия  «Искусство – детям») 2. Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Сказочная гжель.  Учебное пособие. М. : МОЗАИКА ­ СИНТЕЗ, 2010.­ 16 с.: ил. – (серия  «Искусство – детям») 1. Славянские росписи. Гжель. [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://students.uni­vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gzhel.html Дата  обращения: 20.04.2016 2. Гжель. Википедия. [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Гжель Дата обращения: 20.04.2016 3. Гжель. Технология росписи. [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://art66.ru/razdel/573 Дата обращения: 20.04.2016 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Организационный момент № 1 2 Мотивационная часть 3 Освоение нового: Теоретическая часть Практическая часть Итог урока Домашнее задание Итого: 4 5 Этап урока Время 1 мин. 5 мин. 29 мин. 9 мин. 20 мин 4 мин. 1 мин. 40 мин. 1. Организационный момент УУД: Регулятивные: Организуют своё рабочее место Деятельность учителя Приветствие. Проверка готовности к уроку. Контроль отсутствующих. 2.Мотивация, актуализация знаний Деятельность обучающихся Готовят рабочее место к уроку. УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют учебную цель; формулируют проблему Регулятивные: устанавливают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных  действий Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и рассуждать о необходимости  изучения особенностей народных промыслов; умеют выслушивать чужое мнение, приводить  аргументы в защиту своего мнения. Личностные: эстетическое развитие посредством формирования особого позитивно­ценностного  отношения к народным промыслам, мотивация к учебной деятельности. Организует беседу с учащимися: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с  понятием «Народные промыслы».  Отвечают на вопросы учителя: ­ Народный промысел – это широкий спектр  народных изделий, изготавливаемых при  помощи подручных материалов. ­Эти изделия изготавливаются в большом  количестве и составляют дополнительный  источник дохода. ­Народным промыслом занимается большое  количество мастеров, мастерство предаётся  из поколения в поколение, создаются школы  отдельных народных промыслов. ­ Гончарный промысел, резьба по дереву,   Скажите, пожалуйста, что мы  называем народным промыслом,  каковы его отличительные  особенности? Молодцы!   Примеры каких народных промыслов  вы можете привести? Верно. В давние времена крестьяне  занимались народными промыслами, чтобы  получить дополнительный источник дохода.  Например, глинистые почвы давали плохой  урожай, но зато из глины можно было делать  посуду и игрушки, продавать их на ярмарках  или обменивать на необходимые товары или  продукты.  А как вы думаете, в наши дни имеет  смысл заниматься народными  промыслами? Ну, например, плести  корзины, делать игрушки из дерева и  глины и т. д.?  Какой мы можем сделать вывод? хохломская роспись, глиняная и деревянная  народная игрушка и др. Выслушиваются разные ответы учащихся. ­ Мы можем сделать вывод, что заниматься  народными промыслами в наши дни по­ прежнему актуально. В таком случае знания, которые мы сегодня  получим на уроке, должны пригодиться вам  в жизни.  3. Освоение нового 3.1 Теоретическая часть УУД: Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных  признаков; осуществляют анализ росписи изделий из Гжели, выделяют основные особенности Регулятивные: умеют работать по предложенной учителем последовательности и самостоятельно Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение; умеют выслушивать чужое мнение,  приводить аргументы в защиту своего мнения. Личностные: развитие образного и аналитического мышления, речи, зрительной памяти, интереса к  народным промыслам, мотивация к учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся Метод: Объяснительно­иллюстративный  Форма: Фронтальная работа Учащиеся высказывают свои  предположения: Предлагает учащимся угадать, о каком  народном промысле идёт речь: Незатейливый узор Из оттенков краски, Глина белая, фарфор – Атрибуты сказки! Словно детская рука На кусочках глины Рисовала в три мазка Синие картины. Голубые  кружева, Кобальтовый иней, Будто вьюга намела Завитушки линий. ­ Речь идёт о народном промысле «Гжель». Смотрят презентацию «Гжельское чудо». Учащиеся высказывают свои  предположения: ­ Керамика – это изделия из обожженной  глины. ­ Если обычную глину после высыхания  намочить, она снова размокнет и потеряет  форму. А после обжига глина становится  водонепроницаемой. В посуде из керамики  можно хранить жидкости, ставить её в печь. Налепила для игры Синие фигурки, Для забавы детворы, Зайцев и свистульки. ­ Правильно, речь идёт о народном промысле  «Гжель». Давайте посмотрим на кадры  презентации.  Показывает презентацию, сопровождая  просмотр рассказом. На берегу реки Гжелка расположилось  одноименное село Гжель. С этим регионом  связана история возникновения знаменитого  гончарного промысла, чьи традиции уходят  вглубь веков… Гжель — один из традиционных российских  центров производства керамики.  Художественный центр, где создают гжельскую  керамику, находится недалеко от Москвы. Он  объединяет три десятка близлежащих сёл.  Издавна здесь занимались изготовлением  глиняной посуды: край богат залежами гончарных глин.  ­ Ребята, а вам знакомо значение слова  «керамика»? Когда обычная глина становится  керамикой? ­ Какие свойства приобретает обожженная  глиняная посуда? В жарком пламени печи обжигалась, закалялась  глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.  Вслушайтесь в слово «гжель»  ­ и вы уловите в  его звучании что­то общее со словами «жечь»,   «обжигать».  Гжель не всегда была сине­белой, известно, что  200 лет назад, когда промысел только начинался,  мастера создавали изделия из красной глины. Их  украшала многоцветная роспись по белому фону.  Это майолика. Её делают и сейчас.  Вслед за майоликой появилась бело­голубая  гжель. Это фаянс – более тонкая посуда.  Расписывалась эта посуда по белой обожжённой  глине кобальтовой краской чёрного цвета, а  сверху покрывалась глазурью. При обжиге  кобальт становился пронзительно синим, а  прозрачная полива приобретала блеск. Учитель предлагает выполнить задание: ­ Ребята, давайте выделим основные  особенности изделий гжельских мастеров. Задаёт вопрос учащимся: ­ Какие основные особенности у данных  изделий мы можем выделить? Назовите,  пожалуйста, общие понятия. Учитель обобщает или по необходимости  дополняет ответы учащихся.  Учащиеся предлагают следующие варианты ответов (осуществляют анализ объекта с  выделением существенных и несущественных  признаков): ­Форма изделий ­ Сюжеты, тематика изделий ­ Цвета росписи ­ Характерные узоры росписи Метод: исследовательский Форма: групповая работа Организует работу в группах: ­ Сейчас мы поработаем в группах. Каждый  рад делится на две группы по четыре  человека. Каждая группа обсуждает один из  выделенных нами признаков. Рассмотрите, пожалуйста, карточки с  изображением изделий гжельских мастеров  (карточки выдаются по группам).  Группы первого ряда расскажут нам о форме  изделий, сюжетах и тематике. Группы второго ряда расскажут нам о цветах  росписи гжельских мастеров (в том числе и о  росписи майолики) Каждая группа на местах обсуждает один  из выделенных признаков (осуществляют  анализ росписи изделий из Гжели,  выделяют основные особенности) Представители от групп делают  сообщения. Форма и сюжет, тематика:  Посуда (блюда, чашки, чайные и столовые сервизы, кувшины, кумганы  и т. д.)  игрушки в виде птиц и зверей и  декоративные статуэтки на темы из  русского быта. Цвета гжельской росписи: Синий, голубой. В майолике изделия  расписывались лиловой, жёлтой, синей и  коричневой красками. Узоры и мотивы гжельской росписи: Декоративные цветы, листья, травы. Растительные и геометрические орнаменты сюжеты из народной жизни прошлого — катание  на санях, масленица, жанровые сценки,  сказочные персонажи. Группы третьего ряда расскажут нам о  характерных узорах гжельской росписи. Учащиеся, если требуется, вносят поправки, обосновывая свой ответ. Учитель, если требуется, обобщает и  дополняет ответы учащихся. В общем, основные черты вы выделили.  Молодцы!  Практическая часть 3.2. УУД: Познавательные: овладевают приёмами и методами декоративной росписи. Регулятивные: умеют работать по предложенной учителем последовательности и самостоятельно,  Определяют последовательность работы над упражнениями Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение; умеют выслушивать чужое мнение,  приводить аргументы в защиту своего мнения. Личностные: развитие образного и аналитического мышления, речи, зрительной памяти, интереса к  народным промыслам, мотивация к учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся Помогает выделить цель практической  работы: Метод: Объяснительно­иллюстративный  Форма: Фронтальная работа Ребята, вы только что выступили в качестве  искусствоведов­исследователей и выделили  особенности изделий гжельских мастеров Ну а теперь вы должны на практике  применить свои знания – выступить в роли  мастеров гжельской росписи. Давайте внимательно рассмотрим элементы  гжельской росписи. Учитель демонстрирует кадры  презентации, сопровождая их рассказом. Роспись изделий в стиле «гжель» ­ яркая и  запоминающаяся. Важная особенность в  гжельской росписи сине ­ белого фарфора ­  живописное начало. Большое значение в  технологии росписи придается движению кисти,  способной создавать множество тончайших  градаций синего цвета. В росписи применяется  широкий кистевой мазок с его переходами от  звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок  создает ажурный узор на поверхности изделия: в  центре ­ яркое, крупное пятно ­ изображение  цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с  Смотрят презентацию. листьями и ягодками, завитков, усиков, едва  различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки  цветка, выполненные одним закругляющимся  мазком с тенями, складываются в пышную,  округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны  мелкие точки­тычинки. Градация синего цвета  придает лепесткам выпуклость, цветок словно  вылеплен из лепестков­долек. Гирлянды цветов  соседствуют с сетчатым орнаментом,  выполняемым тонкой кистью. Сетки могут  сочетать в себе чередование тонких и широких  линий, перемежающихся точками. Формулируют цель практической работы: ­ Как вы думаете, получится ли у вас сразу  расписать готовое изделие? ­ Нет, не получится. ­ Что нам нужно сделать, чтобы научиться так  красиво расписывать изделия? ­ Правильно! Мы сейчас выполним несколько  упражнений.  Гжельские мастера расписывали свои изделия, не  нанося предварительный рисунок карандашом.  Работают сразу кистью. Мы тоже сейчас будем  учиться выполнять некоторые узоры, которыми  владеют гжельские мастера. Работаем синей краской (кобальт). Используем  палитру, чтобы добиться нужной консистенции  краски или чтобы смешать белила и кобальт  синий.  Чтобы наш рисунок – упражнение имел  законченный вид, выполним упражнения в  определённом порядке. Показывает примеры выполнения  упражнений на доске (педагогический  рисунок) 1. Бордюры (2­3вида) – пишем по краям  листа. 2. Сеточка (выполняем внизу листа) 3. Объёмный мазок (кисть обмакиваем с  одной стороны в белила, а с другой  стороны в синий кобальт) 4. Голубая гжельская роза ли птица по  выбору (последовательность выполнения  росписи в таблицах висит на доске) ­ Начать  роспись с каких­то небольших  элементов: научиться рисовать травинки,  цветочки, рамочки­бордюры. Метод: Объяснительно­иллюстративный,  практический  Форма: Индивидуальная работа Учащиеся выполняют упражнения на  листе формата А3. 5. Веточки с листьями 4. Итог урока УУД: Познавательные: обобщают полученные знания Регулятивные: анализируют собственную деятельность на уроке Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение; умеют выслушивать чужое мнение,  приводить аргументы в защиту своего мнения. Личностные: развитие образного и аналитического мышления, речи, зрительной памяти, интереса к  народным промыслам, мотивация к учебной деятельности Деятельность учителя Задаёт вопросы: Деятельность обучающихся Где развит этот промысел?  Что нового вы узнали сегодня о Гжели?   Сколько лет ему насчитывается?  Какие особенности у гжельской росписи? Организует экспресс­выставку. 5. Домашнее задание Деятельность учителя Выдаёт домашнее задание: Поиск иллюстративного материала по теме  «Гжель». Принести бумагу белую формата А3, гуашь,  акварель, кисти, палитру. Метод: Объяснительно­иллюстративный  Форма: Фронтальная работа Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и работы  одноклассников. Деятельность обучающихся Записывают домашнее задание в дневник.

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Гжель. Истоки и современное развитие промысла" (упражнения по выполнению элементов росписи) (5 класс, изобразительное искусство)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017