Технологическая карта урока по литературе на тему «Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого»(10 класс,литература)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по литературе на тему «Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого»(10 класс,литература)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
12.02.2017
Технологическая карта урока по литературе на тему «Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого»(10 класс,литература)
Данная технологическая карта используется для проведения урока,целями которого является знакомство учащихся с личностью, биографией и творчеством великого писателя А.К.Толстого. Знакомство с любовной и пейзажной лирикой, показав красоту и искренность человеческих отношений на примере стихотворений, их анализа. Наглядные материалы,презентация позволяют более точно и понятно объяснить необходимый учебный материал учащимся.
технологическая карта открытог урока по литературе.docx

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КЛАСС: 10

ТЕМА: «Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока:Изучение нового материала
Цели урока:

1) Образовательная – знакомство учащихся с личностью, биографией и творчеством великого писателя. Знакомство с любовной и пейзажной лирикой А.К.Толстого, показав красоту и искренность человеческих отношений на примере стихотворений, их анализа.

2) Развивающая - закрепление умения работать с учебной литературой, развитие умения слушать, анализировать, совершенствование навыков монологического высказывания.

3) Воспитывающая – формирование чувства гордости за русскую литературу

Ход урока

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Самоопределение, смыслообразование (JI) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К)

Приветствие учащихся.

Итак, сегодня на уроке нам с вами предстоит знакомство с личностью великого русского писателя, поэта, драматурга Алексея Константиновича Толстого. Также мы с вами вспомним основные этапы творчества этого писателя.

Подготовка класса к работе.               

Приветствие учителя.

 

 

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

 

Русская литература дала миру трех писателей с фамилией Толстой:

·        Л.Н. Толстой – автор «Севастопольских рассказов», трилогии «Детство. Отрочество. Юность», знаменитых романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других великих произведений.

·        А.Н. Толстой – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», детской сказки «Буратино».

·        Если говорить о творчестве А.К.Толстого, то скорее всего подавляющее большинство жителей нашей страны не вспомнит ни одного произведения этого великого человека (и это конечно очень грустно).

А ведь  А.К. – великий русский поэт, писатель, драматург,  член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям  в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его  стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев,  Рахманинов,  Чайковский, а также венгерский композитор Ф.Лист.  Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением.

 

Мне бы хотелось бы прочитать одно из стихотворений, которое, на мой взгляд, отражает писательскую и жизненную концепцию А. К. Толстого.        

 

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

 

- Какова идея данного стихотворения?

 -Как вы понимаете смысл метафоры « двух станов не боец»?

 

 

О красоте и любви в творчестве А.К.Толстого и будем мы с вами говорить сегодня на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В своей борьбе за правду Т. отстаивает независимость поэта, его право на спор с разными направлениями и лагерями, право вольно воспевать красоту и любовь.

 

III. Этап целеполагания

целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Итак, запишем тему урока:

Тема: «Красота любовной и пейзажной  лирики А. К. Толстого»

Какова будет цель нашей работы???

 

(Работа с эпиграфом)

Теперь я хочу обратиться к эпиграфу нашего урока (слайд 4)

 «И всюду звук, и всюду свет ,

И  всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

 

Как вы понимаете слова А.К.Толстого?

 

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

 

Цель работы:

- познакомиться с основными фактами из жизни и творчества  поэта;

-выделим основные темы и образы в его поэзии;

 

 

 

 

 

(ответы учащихся)

 

IV. Проверка домашнего задания

Цель этапа:проверить уровень знания биографии и творчества писателя

 

 

1)Домашним заданием было подготовить сообщение о жизни и творчестве А. К. Толстого.

2)А теперь мы обозначим основные темы, жанры и образы в творчестве А.К.Толстого.

 

 

 

Подробнее мы остановимся на любовной и пейзажной лирике А.К.Толстого

1)Доклад учащихся о личности и творчестве А.К.Толстого

 

2)Основные темы лирики А.К.Толстого

•        Любовная лирика

•        Стихотворения о Родине

•        Пейзажная лирика

•        Стихотворения о назначении поэзии

•        Стихотворения на исторические темы

 

V.Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися      

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины (в таблицу).

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения  романсового типа . Больше половины его стихотворений на любовную тему превратились в музыкальные стихотворения

Как мы уже узнали, с 1950-ых г.  вся любовная лирика А. К. Толстого посвящена только Софье Андреевне Миллер (урожденной Бахметевой), женщине незаурядной, умной, волевой, прекрасно образованной (она знала 14 языков), но непростой судьбы.

А.Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незна-комкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Вернувшись домой, А.Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение "Средь шумного бала".

 

«Средь шумного бала, случайно…»  Обсуждение стихотворения.

•        Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну?  (в ней была тайна, загадка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пейзажная лирика А.К.Толстого

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа. 

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее  возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма:

 

Анализ стихотворения «Прозрачных облаков спокойное движенье»

 -Какова идея стихотворения?

-Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя?.

-Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?

 

 

 

 

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира.

 

Многие  лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими  композиторами. Чайковский  высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными. Ну а другой поэт  русской природы (XX век) Сергей Есенин так однажды высказался о Толстом: «Широкой он души человек.  Какая-то богатырская удаль слышится во многих стихах его, кажется, что сам народ русский подсказывает ему и слова, и ритмы, и глубину чувств».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Примерные ответы)

(Мы становимся свидетелями многолюдного и шумного бала, в суете которого появляется незнакомка в маске («тайна твои покрывала черты»). Её лица не видно, но её тонкий стан, задумчивый вид, печальный взгляд - всё воспроизведено с поистине живописной зримостью. И всё же в портрете незнакомки есть какая-то неопределённость, недоговорённость. Лирический герой ещё сам полон неопределённых чувств — ему и грустно, и одиноко, ему ещё только кажется, что он полюбил, он ещё сам в этом окончательно не уве­рен. «Мимолётное виденье» растревожило его душу, лишило покоя, наполнило его сердце неясными грёзами (недаром в стихотворении возникает параллель с пушкинским к «Я помню чудное мгновенье...»; у Толстого — «В тревоге мир­ской суеты», у Пушкина — «В тревогах шумной суеты»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Примерные ответы)

(Природа становится не просто фоном, но фактом, субъектом творческого процесса, а художественное творчество - органичным продолжением природных процессов, воплощающих Божественный замысел.

Главной трагедией человека считал А.Толстой дробность вдохновения, отсутствие душевного синтеза, внутреннюю нецельность, частичность, невозможность объединить "отдельно взятые черты всецельно дышащей природы".)

 

 

Игог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (JI) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Организует рефлексию.

Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».

Почему?

 

 

(Примерный ответ)

(Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода.)

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО

Тип урока: Изучение нового материала

Тип урока: Изучение нового материала

Толстой: · Л.Н. Толстой – автор «Севастопольских рассказов», трилогии «Детство

Толстой: · Л.Н. Толстой – автор «Севастопольских рассказов», трилогии «Детство

Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как

Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как

Какова идея данного стихотворения? -Как вы понимаете смысл метафоры « двух станов не боец»?

Какова идея данного стихотворения? -Как вы понимаете смысл метафоры « двух станов не боец»?

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины (в таблицу)

Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины (в таблицу)

Средь шумного бала, случайно…»

Средь шумного бала, случайно…»

Родины, вскормившей и вырастившей поэта

Родины, вскормившей и вырастившей поэта

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной

Игог урока (рефлексия деятельности)

Игог урока (рефлексия деятельности)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017