Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
16.07.2019
Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)
Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» построена на технологии развития критического мышления на основе чтения и письма, используются информационно-коммуникативные технологии. Приемы и стратегии используемой технологии «Чтение с остановками», «Создание кластера», «Создание Ментальной карты», «Древо предсказаний», «Трёхчастный дневник», «Синквейн». Предназначена для учителей, работающих в 6 классе.
Технологическая карта урока по литературе.docx
Содержание этапа 1 1. Вводный Организационный  момент Введение в тему.  ­ актуализация  имеющихся  знаний; ­ пробуждение  интереса к  получению новой  информации 2. Составление  кластера Актуализация  знаний о  «Повестях  Белкина» А.С.  Пушкина Развитие умения  работать в группах Развитие умения  систематизировать Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 2 СТАДИЯ ВЫЗОВА 3 4 Эмоционально настраиваются на  работу Знакомство с познавательной  задачей Знакомство с материалом.  Планирование работы в группе.  Консультации друг с другом и с  учителем Составление и оформление  кластера в группах (формат А3) в  группах (см. Приложение 1) 1. Приветствие учащихся. Проверка  готовности класса к уроку,  организация внимания 2. Постановка дидактической цели.  Формирование групп. Проведение  инструктажа, раздача дидактического материала. Члену каждой команды  присваивается номер 1,2,3,4,5  (зависит от количества текстов),  заготавливаются таблички с  соответствующими номерами на  столы (можно геометрические  фигуры, нарезки бумаги разного  цвета и т.д.) для проведения отчета о  работе с использованием приема  «Зигзаг» 3. Постановка познавательной задачи.  Задание 1.  «Прочитайте   внимательно фрагмент прозаического произведения. Откуда взяты эти  строки? Отметьте особенности, о  которых упоминается в настоящем  фрагменте произведения.  СОСТАВЬТЕ КЛАСТЕР.  Кроме   повестей,   в   которых   в   письме вашем   упомянуть   изволите,   Иван Петрович   оставил   множество рукописей,   которые   частию   у   меня самоопределение (Л) ­ ­ планируют   учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)     ­ принимают познавательную цель,   сохраняют   ее   при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Р) создают структуру взаимосвязей   смысловых единиц текста (П) выражают   смысл   текста графическими   средствами (П) ­ ­     ­ умеют   слушать   и   слышать друг друга (К) ­ умеют   представлять конкретное   содержание   и сообщать   его   в   устной форме (К) ­ интересуются чужим мнением   и   высказывают свое (К)   ­ проявляют   готовность   к обсуждению   разных   точек материал Развитие  логического  мышления Развитие связной  речи находятся,   частию   употреблены   его ключницею   на   разные   домашние потребы.   Таким   образом,   прошлою зимой   все   окна   ее   флигеля   заклеены были,   кажется,   первым  его   опытом. Они,   как   сказывал   Иван   Петрович, большею   частию   справедливы   и слышаны им от разных особ, однако ж имена в них почти все вымышлены им самим,   а   названия   сел   и   деревень заимствованы   из   нашего   околотка, отчего   и   моя   деревня   где­то упомянута, Сие произошло не от злого какого­либо намерения, но единственно от недостатка воображения. 4. Попеременное   участие   в   работе групп.   Побуждение   к   активному поиску.  5. Контроль за ходом групповой работы зрения и выработке общей (групповой) позиции (К) ­ учатся   устанавливать   и сравнивать   разные   точки зрения,   чем принимать   решение   и делать выбор (К)   прежде ­ устанавливают     рабочие отношения, учатся эффективно   сотрудничать и способствовать продуктивной   кооперации (К) 1 2 3 4 3. Завершение  стадии вызова Формирование  умения  составлять  связный текст,  развитие речи. Прогнозирование по названию  6. Выслушивание   мнения   учеников. Принятие   общего   решения   о   составе кластера. 7. Объявление образовательной цели  урока: продолжить знакомство с  «Повестями Белкина» А.С. Пушкина,  выявить особенности сюжета,  характеров героев и композиции  повести «Барышня­крестьянка».  Подготовка к непосредственному  восприятию текста  8. Задание 2. Запишите слова­ ассоциации, которые у вас возникают  при словах «Барышня­крестьянка»  (девушка, платок, коромысло, село,  поле, молодая особа,гимназистка)  9. Задание 3. Предположите по названию, о чем пойдет речь в повести «Барышня­ крестьянка». Вспомните, что такое  эпиграф. Прочитайте эпиграф к  повести. Что он помогает разъяснить,  узнать? Отчет   о   работе   каждой   группы. Прием   "Зигзаг"   или   "Отсюда   – туда" (см. Приложение 2) Знакомство с целями урока Обсуждение заглавия рассказа и  прогноз его содержания и  проблематики Учащиеся читают  свои ассоциативные ряды,  объясняют их. Учащиеся записываю свои  предположения в тетради, затем  зачитывают их, объясняют. Работают в парах, записывают  определение термина, зачитывают  определение СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Чтение и  осмысление  художественного текста с  использованием  следующих  приемов  1. Организация   активного   восприятия текста. 2. Индивидуальные консультации  3. Организация   беседы   по   вопросам, обсуждение   сюжета   повести   с использованием  простых,  интерпретационных, уточняющих, Чтение   с   остановками приложение 3)   Чтение  первых   двух   абзацев  (см. художественного текста ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА  выделение  ключевых слов и ­ развивают   умение интегрироваться   в  группу сверстников   и   строить продуктивное со взаимодействие сверстниками и взрослыми (К)   ­ используют   адекватные языковые   средства   для своих отображения чувств,   и побуждений (К)   мыслей   ­ умеют   заменять   термины определениями (П) ­ умеют   структурировать знания (П) ­ вырабатывают уверенность собственных силах (Л)   в ­ учатся   прочитанное, понимать   извлекать «Чтения с  остановками»,  «Создания  Ментальной  карты»  (характеристики  литературного  героя),  «Древо  предсказаний»,  «Трёхчастный  дневник»   практических, оценочных, творческих вопросы  (приём  «Чтение с остановками»): Перечень   вопросов   для   учащихся   (1 остановка)  Какие   события   могут   произойти   с такой героиней?  Какие ассоциации вызывает у вас имя героини?  Какие   ощущения   у   вас   вызвала героиня? Принятие общего решения о содержании МК Перечень   вопросов   для   учащихся   (2 остановка)  Часто между молодыми девушками шел   разгор   об   Алексее   Берестове? Почему   Лиза   решила   переодеться   в крестьянку? словосочетаний,   которые помогут   при   характеристике главной героини (Лизы);      первоначальный этап МК составления (ментальной   карты)  – характеристика   героя   (см. Приложение 4);   группах в    обсуждение содержания МК  Чтение   следующих  пяти абзацев,   выделение   основных событий. ВТОРАЯ ОСТАНОВКА  Обсуждение   фрагмента   с опорой на вопросы учителя. необходимую информации (П) ­ осуществляют   поиск   и выделение   необходимой информации (П) выделяют   объекты   и процессы   с   точки   зрения целого и частей (П) ­ ­ умеют     выбирать единицы смысловые текста   и   устанавливать отношения   между   ними (П) выполняют   операции   со знаками и символами (П) ­ ­ определяют   основную   и второстепенную информацию (П) 1  Как   девушка   готовилась   к   встрече? 2 (и)  Какие качества проявились в Лизе при подготовке к встрече? (о)  Правильно   ли   по­вашему   мнению поступает Лиза? (о)  Предположите,   как   могла   бы произойти   встреча   Лизы   и   Алексея Берестова? (о)  Как   бы   вы   себя   чувствовали   в подобной   ситуации   на   месте   героя­ рассказчика? (п)  Как бы вы поступили на месте Лизы? На месте героя­рассказчика? (п)  Попробуйте  передать чувства  героя­ рассказчика   через   определения,  или   или   букет музыкальный   аккорд, цветов,   цветовую   палитру. (т) или  Какие   цвета   будут   доминировать? Почему? (и)  А. П. Чехов сказал в одном из своих рассказов:   «Ох,   уж  это   вдруг». Предположите, что могло произойти дальше. Мнение обоснуйте (т). Принятие   общего   решения   о   заголовках основных прочитанного фрагмента событий     3 4 ­ ­   план   и составляют последовательность действий (Р) вносят   коррективы   и дополнения в составленные планы (Р)   ­ учатся   достигать договоренностей и согласовывать   принятие общего решения (К)    ­ развивают   умение интегрироваться   в   группу сверстников   и   строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К)   ­ понимают   возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К)   ­ используют   адекватные языковые   средства   для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)    Запись   своих   предположений  «Древо (см. в схему предсказаний»  приложение 5)  Озаглавливание  основных событий фрагмента 1)Давняя   вражда   соседей. 2)   Приезд   Алексея Берестова в свое имение 3) Авантюрный   план   Лизы Муромцевой.  Обмен   мнениями  в   парах  о заголовках основных событий  Чтение первой части до конца ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА  Обсуждение   фрагмента   с опорой на вопросы учителя. Перечень   вопросов   для   учащихся   (3 остановка)  Как   состоялась   первая   встреча героев?(п)  Кем представляются герои?(п)   Как это видно в тексте?(п)   Какова речь героев?(п)  Но   как   при   этом   герои   проявляют себя во время встреч? (о)  Какая   темная,   романтическая надежда закралась в сердце Лизы? (и) 1 2  Как вы оцениваете поведение героини во   время   посещения   отца   и   сына Берестовых имения Муромского? (о)  Как бы Вы поступили на месте Лизы во время посещения?(п)  Попробуйте   передать   чувства   Лизы во   время   второй   встречи   через определения,  или   музыкальный аккорд,   или   букет   цветов,   или цветовую палитру. (т)  Какие   цвета   будут   доминировать? Почему? (и)  Какие   ваши   ожидания   в   отношении событий и героя подтвердились? Что стало неожиданным?  Предположите, что могло произойти дальше. Мнение обоснуйте (т).  Какие   ещё   вопросы   возникли   у   вас? Задайте их друг другу. Организация   работы   над   МК:   постановка учебной   задачи   продолжить   заполнение «ментальной карты»­характеристики героя в связи с новыми впечатлениями о герое, индивидуальные   консультации   по   ходу работы; выслушивание мнения учеников.  Принятие   общего   решения   о   заголовках основных прочитанного фрагмента событий     3 4 ­  Запись   своих   предположений   в схему «Древо предсказаний»   Задают   вопросы   друг   другу. Обсуждение возникших вопросов.  Дальнейшее заполнение МК – (ментальной характеристика главного героя  обсуждение содержания МК карты)       Выделение событий обсуждение фрагмента, заголовков   основных   частей фрагмента  1) Первая встреча "Акулины" 1 2 Организация работы над II частью  произведения: постановка учебной  задачи по ходу чтения заполнить  трёхчастный дневник; инструктаж по  заполнению трёхчастного дневника;  формирование групп, контроль за  ходом выполнения задания в группах;  индивидуальные консультации Выслушивание мнения учеников.  Ответы на вопросы учеников Выслушивание   мнения   учеников. Принятие   общего   решения   о   составе МК и Алексея. Взаимный интерес. 2) Встречи в роще. Счастье. 3) Примирение   давних   врагов, помещиков   Муромцева   и Берестова.  ­  Чтение II части произведения.  3  Заполнение дневника  приложение 6)   трёхчастного (см. в   группах   4 Ключево е слово, цитата Комментарии. Почему эта Вопросы (письма) к учителю цитата привлекла ваше внимание?  Обсуждение в дневниковых записей      группах  Окончательное   заполнение   МК – (ментальной характеристика главного героя. карты)     Обсуждение содержания МК  Возвращение к  кластеру,  Организация беседы по вопросам:  Какие   особенности   «Повестей  Обсуждение   ответов   на СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ ­ осознанно и произвольно строят речевые высказывания   в   устной форме (П)     мысли ­ полно и точно выражают в свои соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)      Составление  синквейна  (см. приложение  7),   характеризующего главного героя повести «Барышня­ крестьянка»   Лизу,   обсуждение синквейнов. ­ используют   адекватные языковые   средства   для отображения своих чувств,   мыслей   и побуждений (К)   ­ умеют   делать  выводы  и их кратко формулировать (К)   прогнозированию  по названию  Белкина»   мы   выделяли   и   как решаются эти вопросы в повести «Барышня­крестьянка»?   Какова основная идея?   Каковы   особенности   композиции поставленные вопросы Выполнение  творческого  задания повести?  Вспомните   Ваше   прогнозирование  Почему   повесть   «Барышня­ по   названию. называется крестьянка»?  Посмотрите  на Ваши прогнозы в «Древе   предсказаний».   Есть   ли совпадение прогнозов с событиями пушкинской   повести?   Что позволило   Вам   сделать   верный прогноз?  задачи   творческого Постановка   характера Выслушивание   мнения   учащихся. Внесение корректировки в ответы. Проведение викторины с привлечением презентации к произведению.  Русская   литература   XVIII–XX   веков (для   презентаций,   уроков   и   ЕГЭ   ) http://a4­format.ru/index.php Просмотр   фрагментов   фильма Барышня­крестьянка и их обсуждение. Медиапортал ТВСПАС.RU http://files.tvspas.ru/   Подведение   итогов. оценок.   Выставление Домашнее  задание Составить кластер по повести  «Барышня­крестьянка» Запись домашнего задания                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Класс Тема урока  Кол­во часов  Используемые технологии Приемы   и   стратегии используемой технологии  Базовый учебник                                Литература 6 Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня­крестьянка» 2 (сдвоенный урок внеклассного чтения) Технология   развития   критического   мышления   на   основе   чтения   и   письма, информационно­коммуникативные «Чтение с остановками», «Создание кластера», «Создание Ментальной карты»,  «Древо предсказаний», «Трёхчастный дневник», «Синквейн» Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [авт.­сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2012.

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)

Технологическая карта урока по  литературе на тему "Особенности сюжета, композиции и характеров героев повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (6 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2019