Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
15.01.2017
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок по литературе в 5 классе по ФГОС. Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян. На уроке использованы различные формы и методы, ИКТ. Урок открытый.Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму").
Технологическая карта урока литературы.docx
Технологическая карта урока литературы Класс 5 Предмет Литература Учитель русского языка и литературы Серебренникова Галина Ивановна Название раздела «Из русской литературы ХIХ века» Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного  права. Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство   радости   при   мысли   о   возможности   совершить   самостоятельный поступок;   рассмотреть,   является   ли   самостоятельный   поступок   крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян. Планируемые результаты Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,   выявление   заложенных   в   них   нравственных   ценностей   и   их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из   текста   в   связном   ответе,   называть   основные   черты   характера   героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно­выразительных средств   языка,   понимание   их   роли   в   раскрытии   идейно   художественного содержания   произведения,   владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.   выявление   авторской   позиции; Метапредметные УУД: Личностные:   осваивает   новые   виды   деятельности,   участвует   в   творческом процессе;   осознает   себя   как   индивидуальность,   усваивает   гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач   различных   источников   информации   (словари,   энциклопедии,   интернет­ ресурсы и др.). Регулятивные:   принимает   и   сохраняет   учебную   задачу;   планирует   (в сотрудничестве   с   учителем   и   одноклассниками   или   самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике. Коммуникативные:   задает   вопросы,   слушает   и   отвечает   на   вопросы   других, формулирует   собственные   мысли,   высказывает   и   обосновывает   свою   точку зрения;   формирование   коммуникативной   компетентности   со   сверстниками   в процессе учебно­исследовательской деятельности; Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство. Литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог. Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний. Методы   и   средства   обучения:  индивидуальная   работа,   ответы   на   вопросы, выразительное   чтение,   работа   с   текстом, исследовательская работа, презентация, иллюстрации художников к рассказу.   выборочный   пересказ, Форма   контроля:  монологическое   высказывание,   индивидуальная   работа, выразительное чтение, презентация,  составление синквейна, аргументированное высказывание, применение цитат из текста. Литература: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для ОУ. Ч.1.­ М.: Просвещение, 2015. Е.В.   Иванова.   Дидактические   материалы   по   литературе:   5   класс.­   М.:   Из­во «Экзамен», 2014. Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.­ М.: Просвещение, 2015. Н.В.   Беляева.   Уроки   литературы   в   5   классе:   поурочные   разработки.   –   М.: Просвещение, 2014. Литература.   5   класс:   система   уроков   по   учебнику   В.   Я.   Коровиной,   В.   П. Журавлева,   В.   И.   Коровина   /   авт.­сост.   И.   В.   Карасева,   В.   Н.   Пташкина.   — Волгоград: Учитель, 2013. Ход урока 1. Мотивация ­ Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Из всех преступлений самое  тяжкое — это бессердечие»  ­Почему на уроке мы говорим о жестокости?  Назовем ключевые слова темы (Герасим – жестокость) ­ Еще в детстве молодой Тургенев дал аннибалову клятву: «Я не мог оставаться  рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против  чего я решил бороться до конца … Это была моя Аннибалова клятва». ­Добавьте еще ключевое слово, сформулируйте тему урока. Отвечают на вопрос, объясняют смысл высказывания, связывают его с изученным произведением. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Взаимодействие с учителем во время опроса, ведение диалога, построение  монологического высказывания. 2. Целеполагание Какова цель урока?  Чтобы достичь цели, какими знаниями надо обладать? В чем заключается протест героя? Знать главных героев, их взаимоотношения, основные черты характера героя,  причины поступков Герасима ­ целеполагание как постановка учебной задачи, ­ планирование, ­ прогнозирование. 3. Актуализация знаний Определить значение понятия «крепостное право».  Что говорит толковый словарь С.  И. Ожегова о значении слова крепостной. Кто является прототипом Герасима? Какая проблема возникает? Как в рассказе «Муму» отражается данная молодым писателем «аннибалова  клятва»? Заранее подготовленный ученик читает определение: слайд в презентации. 4. Обобщение и систематизация знаний: а) Представление презентации б) Работа по группам Вспомним сюжет рассказа. Оценка выступления. определение в произведении элементов сюжета, использование для решения  познавательных задач различных источников информации (словари, интернет­ ресурсы) принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия, готовит  мини­рассказ. Черты характера Герасима проявляются в поведении и поступках. 1) скучает по деревенской жизни, 2) с трудом привыкает к городской, 3) очень много работает, 4) ревностно исполняет свои обязанности, 5) во всем любит строгий порядок. 6) встреча с Татьяной 7) дарит бумажный платок на прощание 8) поведение за столом 9) дружба с Муму 10) обещание дворовым 11) возвращение в деревню 1) любовь к деревенской жизни, 2) крепко не полюбилось житье 3) трудолюбие, трудоспособность 4) честность, усердие, исполнительность 5) строгость, серьезность нрава, степенность 6) способность к сильному и глубокому чувству, внимание, ласка, искренность 7) великодушие 8) способность постоять за друга. 9) чувство жалости и сострадания, человек с чутким сердцем, доброта 10) честность, верность слову 11) записать (решительность, самостоятельность,  гордость)  Составление синквэйна о Герасиме уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику  героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном  ответе. – Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? ( Силы неравны,  все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни.   Выхода нет) Выразительное чтение монолога, умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Самостоятельный выбор монолога персонажа с сохранением  особенности речи героев.                                         Физкультминутка. 6. Выразительное чтение отрывка «Возвращение домой» Задание: подчеркнуть глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное  состояние героя.  ­ Что изменилось в нём?  ­ Почему ушел Герасим самовольно? ­Как природа встречает Герасима на родине? Зачитайте. ­Тургенев использует в рассказе прием сравнения. Что такое сравнение?  С кем сравнивает автор Герасима вначале городской жизни?  Назовите сравнение в описании движения Герасима. Почему писатель использует такое сравнение?  Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей­то собственностью?  Что означал самовольный уход Герасима в деревню? ­Означал решительный протест Герасима против произвола и надругательства  барыни над чувством собственного достоинства. ­Как относится писатель к своему герою? Восхищается, стремится вызвать к Герасиму глубокое сочувствие читателя и  выразить идею отрицания крепостного права Усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл,  торопился.  Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой. Определение изобразительно­выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения; владение  элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного  произведения 7. Исследовательская работа по тексту. Сравним,  каким показан герой в экспозиции и эпилоге. Экспозиция немой и могучий работал за четверых  смахивал на степенного гусака сложенный богатырём ­ Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима? ­ Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось?  Подтвердим это текстом.  Зачитать определения по словарю. Простыми словами, экспозиция – это вступление к произведению. Ее может и не быть в  сюжете, но если она все­таки есть, то играет важную роль в раскрытии личностных качеств  персонажей и общественной среды, в которой они пребывают. С ее помощью читателю удается понять, что собой представляет тот или иной герой, где он  живет, чем занимается, что его окружает. В экспозиции может описываться природа  местности, обстановка в доме, годы жизни персонажа, предшествующие сюжету, и многое  другое. Эпилог – это заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления. Эпилог здоров и могуч по­прежнему работает за четверых по­прежнему важен и степенен богатырская сила Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота. 8. Рефлексия  Оценочный этап ­ Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему? ­ Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»? ­Оцените работу себя и друг друга по таблице. ­Решили проблему урока?  Высказывают свое отношение. Он взбунтовался против рабской покорности. Чтобы не потерять своего  человеческого достоинства. Муму можно назвать и Герасима. Символ таких же бесправных крепостных  т.е. народа, который терпит свое рабское положение.  Выявление личностно­эмоционального отношения к герою­ умение  структурировать знания, взаимооценка результатов деятельности. Подводят итоги, делятся впечатлениями. 9. Домашнее задание Составить план ответа на вопросы: 1. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима? 2. Каковы друзья и враги Герасима? 3. Почему рассказ называется «Муму»? VII. Рефлексия Оцените свою работу 1.В группе  я работал   активно\пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен 3.Урок для меня показался коротким\ длинным 4.За урок я устал\не устал 5.Мое настроение стало лучше\стало хуже 6.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен 7.Домашнее задание мне кажется легким\трудным Как сложилась судьба героев? Почему так произошло? Кто виноват в их горькой участи? Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только  движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке? ­ Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте ­ Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки. ­ Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то  поднимите руки и хлопните в ладоши». ­Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с  вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев  сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. Рефлексия. Итог урока Приложение. Карточки для групповой работы. Карточка № 1 ♦Как Герасиму жилось в доме барыни, как относилась к нему хозяйка? Какова  атмосфера барского дома, в котором разворачиваются события рассказа? Какая  иллюстрация подходит для твоего ответа? Как художнику удалось передать  богатырскую силу героя? Карточка № 2  ♦ Расскажите о взаимоотношениях Герасима и Татьяны. Почему в повести  эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? Какая иллюстрация подходит для твоего ответа? Какие слова подойдут для заголовка  рисунка. Карточка № 3 Расскажите о многочисленной дворне барыни. Как писатель характеризует  отношения Герасима с дворовыми людьми? Как художнику удалось передать  взаимоотношения героев рассказа? Найди соответствующие цитаты. Приложение 1 группа Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство,  духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие),  крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях.  Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели  право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины  крестьянского населения Центральной России было крепостным. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания,  мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому.  Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути,  это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле  (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской  действительности? 3 группа Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения  мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева, Варвара  Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того  гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и  комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский  двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта­дворника, как дворник вдовы  полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!  Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не  жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою  уважал, ни в чем ей не перечил.  Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила  отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму,  любимицу, из речки Фонтанки спасенную как­то зимою, отраду и утешение, безропотно  утопил сам, коли барыня приказала.  Всё вынес…  Кого напоминают герои этой истории? ПРОТОТ ПИИ , 1. Реальное лицо как источник для создания литературного образа 2 группа История создания рассказа В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял  некролог. (НЕКРОЛ Г­Статья по поводу смерти какого­нибудь человека с сообщением  сведений о его жизни и деятельности) ОО Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную статью в  «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через  месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом в полиции Тургенев жил по соседству с помещением, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг.. Каждый день  Тургенев слышал хлест розг и их крики. Как вы считаете, что послужило поводом для создания рассказа «Муму»? Барыня. Взбалмошная, своенравная. Командует, наказывает, капризничает. Все выполняют прихоть барыни. Старушонка. Лаптев Денис, 5Е Барыня. Злая, бесчувственная. Приказывает, разлучает, ненавидит. Самая уважаемая женщина в доме. Вредная. Турушев Александр, 5Е Барыня. Одинокая, властная. Приказывает, наказывает, угнетает. Строгость и неучтивость - главные черты. Эксплуататор. Редина Дарья, 5Е Герасим. Трудолюбивый, добродушный. Убирал, любил, защищал. Самый добрый человек в доме. Покорный? Аверьянов Илья, 5Е Крепостное право. Безжалостное, несправедливое. Подчиняло, мучило, убивало. Оно отнимало свободу у многих. Мучение. Корыткина Галина, 5В Герасим. Трудолюбивый, сильный. Работает, заботится, уходит. Он был свободен душой. Богатырь. Корыткина Татьяна, 5В Барыня. Каменная, злая. Доживала, увидала, приказала. Её вечер был чернее ночи. Старуха. Коротаева Елизавета, 5В Крепостное право. Беспощадное, кровавое. Торжествовало, ударило, порабощало. Страшное время для крестьян. Бездушность... Мудрая София, 5В Крепостное право. Жестокое, ужасное. Бьют, пленяют, уродуют. Убить готовы всех подряд. Ад! Жернаков Василий, 5В Крепостное право. Смутное, ужасное. Порабощало, заставляло, отнимало свободу. Лишённые свободы крестьяне, довольные баре. Плохо! Ким Виталий, 5Б Крепостное право. Суровое, несправедливое. Прикреплять, принуждать, заставлять. Вот вам, бабушка, и Юрьев день! Рабство. Голомбиевский Даниил, 5Б Герасим. Покорный, независимый. Привели, освободился, ушёл. Самый исправный тягловой мужик. Богатырь. Муткова Алёна, 5Б О крепостное право! Ненавистно и жестоко. Убивать, не лениться, не затухает. Зловещее пламя жестокости, гнева. Тюрьма! VII. Рефлексия деятельности. – Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без  слов, только движениями. – Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх. – Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. – Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. – Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не  только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное –  умение говорить, то, чем был обделен Герасим.  Пять   вопросов   сюжетной   таблицы,   «Если   кто­то   кое­где   у   нас   порой»:   данный   приём рекомендуется использовать при работе с   текстами. Речь идёт о любых отрывках, где содержится   описание   какого­то   события,   явления.   Читая,   учащийся   делает   пометки: «Кто?»,   «Что?»,   «Когда?»,   «Где?»,   «Почему?»,   создавая   скелет   текста.   Учащийся овладевает сюжетным мышлением. Кто? Что? Когда? Где? Почему? Толстые   и  тонкие  вопросы:  По  данной  методике,  считается,  что  для  более  успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы называем «тонкими»), и те, на которые   ответить столь определённо не представляется возможным (их мы называем «толстыми»). ? тонкие ? толстые Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чём разница… Предположите, что будет, если… Что… Кто… Что… Когда… Может… Будет… Мог ли… Как звали… Было ли… Согласны ли вы… Верно…

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Протест Герасима против крепостного права" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017