Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
06.05.2017
Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе УМК "Школа России" по теме "С.А. Есенин "Лебёдушка" содержит в себе цели, задачи урока, планируемый результат, в том числе УУД, основные понятия, межпредметные связи, ресурсы. Подробно описываются формирование УУД, деятельность учителя и учеников.
Технол карта С. Есенин Лебёдушка.docx
Тема урока Цель урока Задачи Планируемый результат обучения,   в   том числе формирование УУД Основные понятия 1  С.А. Есенин «Лебедушка». Изучение нового материала. ­раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных  образов стихотворения «Лебёдушка». обучающие: ­продолжить знакомство с произведениями С.А. Есенина, работать над навыком выразительного  чтения, учить видеть художественные особенности поэтического слова; развивающие: ­ развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя приём словесного  рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитательные: ­воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное  отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания, милосердия.   Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению. Коммуникативные   УУД:  формировать   умение   выражать   свои   мысли   в   оценочном   суждении, используя   различные   художественные   средства   в   соответствии   с   конкретной   коммуникативно­ речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание. Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию. Поведение и переживания главной героини, которая погибла, защищая своих детей. Межпредметные связи Ресурсы Этапы урока: Оргмомент «Окружающий мир», музыка «Родная речь», 4 класс, ч. 2, с. 120 ­ 126, иллюстрации к произведению. Презентация к уроку. Фонограмма музыки французского композитора Шарль ­ Камиль Сен – Санса «Лебедь», русского композитора  П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро» Формируемые УУД    Комуникативны е Деятельность учащегося Деятельность учителя  Эмоциональный настрой Настрой на урок. ­Человеческая доброта ­ самое удивительное   явление   в   мире. Попробуйте   с   помощью улыбки своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.   передать     Целеполагание   и мотивация Регулятивные Ответы: в ­Сегодня   на   уроке   мы познакомимся   ещё   с   одним произведением     разделе «Поэтическая тетрадь», а кто его автор   вы   узнаете,   отгадав кроссворд. ­Я   вам   читаю   строки   из стихотворений,   а   вы   должны 2 (расцвела) добавить пропущенные слова 1. Черёмуха душистая С   весною   …   (Черёмуха) 2. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт И вкрадчиво под кручею Ей … поёт (песенки) (Черёмуха) 3. Поёт зима аукает, Мохнатый … баюкает. (Лес) 4. Воробышки игривые Как детки сиротливые Прижались у … (окна) 5. Ночь. Вокруг тишина В природе всё спит Своим блеском луна Всё вокруг … (серебрит) 6.   Белая   берёза   под   моим   … (окном) (Белая берёза) Знакомство  с поэта.   биографией Познавательные  3 С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село.   Раздольные   красивые   заливные   луга (Слайд1). Родители Есенина были бедные крестьяне. У   Есенина   было   две   младшие   сестры: Екатерина и Александра.   Сергея   Есенина   повели   в В   1904г. Константиновскую   земскую   школу,   где   он учился   пять   лет.   В   1909г.   окончил Константиновскую   земскую   школу   и родители   определили   Сергея   в   церковно­ приходскую школу в селе Спас­Клепики.  В зимние   вечера   любил   слушать   бабушкины сказки,   народные   песни.   Хотелось   ему   и самому   сочинять.   Свои   первые   стихи   он сочинил   в   9   лет.   Школу   окончил   с Похвальной   грамотой.   Родители   хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов. Есенин   трагически   погиб   28   декабря   1925 года.  Сергей   Есенин   прожил   короткую,   но очень   непростую   жизнь.   …   А   село Константиново   на   Рязанщине   сейчас называется Есенино. 4 ­ Какие стихи Есенина вы знаете? ­ О чем эти стихи?   «Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша» Подготовка к  восприятию  стихотворения.  Регулятивные ­Основная   тема   творчества Есенина   ­   тема   Родины.   Родина для него ­ это его деревня, мир   мир большой природы, разнообразных   и   глубоких человеческих переживаний, чувств.        название   Прочитайте ­ стихотворения . ­Предположите,   о   ком   будет идти речь? ­Что   интересного   вы   знаете   о лебедях?  (Слайд 7). ­ встречались с этой птицей?  ­   Что   бы   вы   хотели   сегодня узнать на уроке, чему научиться?   В   каком   произведении ­ Давайте представим, что мы  находимся вместе с поэтом в  домике, где он творил свои  стихи.  5 Поэт   пишет   о   красоте   родной   природы,   о душевном состоянии человека. ­ Лебедь ­ величавая и грациозная птица,  символ чистоты, благородства, верности. ­ Д. Мамин­Сибиряк «Приемыш»  ­   Научиться   читать   выразительно   это стихотворение,   узнать,   зачем   поэт   написал это стихотворение. В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают   ходики.   Хорошо   можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать   простым   карандашом: дерево   рукой   чувствуешь,   и спокойнее   как­то,   теплее. Ложатся   на   лист   четкие, округлые   как   зернышки,   буквы. Так рождаются стихи.   ­ Какое настроение вызвало у вас  это стихотворение? ­Взволновало ли оно вас? ­Что чувствовали?  ­ стихотворения? ­   Он   называет   их   лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит?   Кто   герои главные   Регулятивные Личностные Прослушивание  стихотворения в аудиозаписи.  Обмен  впечатлениями Работа над  языком  стихотворения. Коммуникативн ые Регулятивные Личностные ­Есенин очень любил в своих  стихах использовать приём  олицетворения. ­Что такое олицетворение?  6 ­ чувство горести, страха и восхищения ­ Называет их ласково, с любовью ­   наделение   неодушевлённых   предметов свойствами живых существ. ­зорюшка рассыпала, ­ сосны наряжали, ­ камыши шепталися,  ­ перешёптывались лилии, ­ цветы улыбались. ­ Прочитайте 1, 2, 3 строфы. Во  время чтения найдите и отметьте  олицетворения. Вывод: Природа, зорька, сосны,  роса, камыши, как живые  существа. Они грустят и  радуются, могут разговаривать.  Это единый гармоничный мир.  Тайна гармонии в красоте.  Посмотрите, как прекрасно  раннее утро! ­ Прочитайте 4, 5­11 строфы. ­ Как беззаботно гуляла  лебедушка со своими детками?  С чем сравнивается лебедь?  ­   Давайте   понаблюдаем   за поэтического особенностью   слова. значение словосочетаний:  ­ гладь зеркальная    Объясните   7 ­ тихая заводь  ­ тихозвонные ручейки  ­ водная поверхность прозрачная, как в  зеркале;  ­ небольшой залив в реке с замедленным течением;  ­ спокойно протекающие;   ­ роса прозрачная, под серебро;  ­ в стихотворении это яркие солнечные лучи;  ­ длинный нетронутый залив реки;  ­ нежная;  ­ светло­синий ­ издающие запах. ­ в сказках ­ росинки серебристые  ­ покрывала златотканые  ­ молчаливый затон  ­ трава шелковая  ­ цветы лазоревые тон; ­ волны пряные  ­ Где вы встречались с такими  эпитетами?  ­ Правильно. Есенинская поэзия  очень близка к фольклору. ­ Прочитайте 12, 13, 14 строфы  Образ Родины слит у Есенина с  образом матери. На всю жизнь  мать оставалась для него  воплощением нравственной  чистоты. Мать его очень любила  и оберегала. В своем  стихотворении он уделяет  большое внимание образу матери  Выборочное  чтение. Коммуникативн ые Регулятивные Личностные 8 – лебеди, которая внимательна к  своим детям. ­Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей. ­Прочитайте отрывок, где  надвигается беда. Что знаете об  орлах? ­Прочитайте отрывок, где поэт  описывает внешность орла. ­ Прочитайте 22­27 строфы. ­Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как себя вела?  Как защищала детей? ­Какой момент считаете самым  тревожным? Какой момент  самый трагический? Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей Работа над  цветописью и  звукописью 9 Коммуникативн ые Регулятивные Личностные ­ Немаловажную роль в поэзии  Есенина играет цвет. Есенинская  лирика очень живописна.  Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими  красками. С цветом в лирике  Есенина связан определенный  смысл. Зеленый цвет лугов и рощ  передает чувство слияния  человека с природой. ­Прочитайте отрывок, где  встречается зеленый цвет­  слияние человека и природы.   ­ Синий цвет – цвет родной Оки,  неба, Родины.  Алый, красный, багровый – цвет  радости, юности, вместе с тем и  грусти о кратковременном  счастье. Прочитайте отрывок, где  встречаются эти цвета.   ­ С мыслью о неизбежности  смерти связаны цвета белый и  черный. Где встречается белый  цвет? Лебедь погибает, но не погибает  добро, трепетная глубокая  нежность, не погибает любовь  матери к своим детям. ­5, 8, 28 строфы ­1, 3 строфы Цвет лебеди белоснежный, чисто белый,  10 близок к цвету снега. ­ В поэзии Есенина несут  определенный смысл звуки.  Например, то место, где орел  нападает на лебедь, в словах  часто встречается звук [р]. Это  звонкий сонорный звук. Он  звучит контрастно в словах и  несет трагический смысл. Прочитайте эти слова, стараясь  выделить звук [р]. Работа над  выразительност ью чтения. Коммуникативн ые Регулятивные Как диктор  читала стихи? Когда вы еще встречались с  таким чтением? В каких жанрах,  у кого из поэтов? ­ Нараспев ­ В былинах А сейчас поработаем над  выразительностью чтения. Для  этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном  голоса, его силой, умением  выбирать правильный темп. Но  особенно важно уметь  представить в своем  воображении то, о чем читаешь,  выражать свое отношение к  11 происходящему, вложить душу.  Для этого надо подготовиться,  потренировать свой голос. Скажи по­громче слово “гром”, Грохочет слово, словно гром. Скажи по­тише “шесть мышат”, И сразу мыши зашуршат. (1,2 строчки – громко; 3, 4  строчки – тихо) ­ Вернемся к стихотворению.  1­11строфы читаем спокойно.  Стараемся передать красоту  утра, лебеди, ее спокойствие.  Ровным, мелодичным голосом  передаем легкость ароматного  дыхания цветов.  12­14 строфы читаем громче.  Показать тревогу матери,  настороженность.  15­27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за  лебедушку, тревогу за нее и  готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом  10. Звуковая  разминка. Работа над  выразительност ью чтения. Регулятивные 12 полет орла и действия лебеди с  убыстрением.  28 строфа читается спокойно,  ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает  грустное примирение.  Ведь уход из жизни – закон  природы, общий для всего  живого. Слушание  музыкальных  отрывков Регулятивные Коммуникативн ые 13 ­   Не   только   поэты   и   писатели воспевали   лебедя   в   своих произведениях,   но   и   многие композиторы   посвящали   свои музыкальные   произведения   этой птице.   Французский   композитор Шарль   ­   Камиль   Сен   ­   Санс посвятил   этой   птице   музыку, которая   так   и   называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из   этого   произведения   и попробуйте   представить   себе картину, которая созвучна с этой музыкой. Слушание из произведения   Сен   ­   Санса отрывка     ­Гибель лебедя. ­ Лебедята       отрывка «Лебедь», из произведения   П.И.Чайковского «Лебединое озеро»  ­   Какие   картины   вы   себе представили? К какому моменту стихотворения   можно   отнести этот отрывок?  ­ композитор Русский П.И.Чайковский написал музыку к   балету   «Лебединое   озеро»,   а великие   балерины   изобразили красоту птицы на сцене. ­ Послушайте отрывок из этого  произведения и попробуйте  определить, к какому отрывку  стихотворения он относится?  Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной  нотке. Давайте подумаем, если  бы вы были волшебником, что бы  вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась  дальнейшая судьба детей? В чем же сила стихотворения и  ­ Стихотворение учит любить природу, все  Игра “Если бы я  был  волшебником”. Вывод по уроку. 14 есенинской лирики в целом?  Почему оно так “за душу берет”? ­ Что дал вам этот урок? живое, учит любить Родину, видеть красоту  родной природы. (Мы научились жалеть,  переживать, стали добрее, чувствительнее, а  значит, вместе с поэзией Есенина  погрузились в мир милосердия, которое  заслужено человеком… ­ ­Если урок затронул вашу душу, научил   быть   добрее,   значит, поэзия   С.Есенина   помогла   вам проникнуть в мир милосердия и сострадания.    Выучить наизусть  понравившийся отрывок   Домашнее задание 15

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017