Учитель начальных классов:
Недилько Ольга Владимировна.
2016 год
Тема урока: «Мы - граждане России»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России, презентация.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Оборудование: пословицы о Родине; репродукции картин русских художников, изображающие родную природу; политическая карта мира.
Технологическая карта урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты
|
Прозвенел уже звонок - Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! |
Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.
|
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 2-3 минуты
|
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Послушайте стихотворение М.Пляцковского «Родина одна» На свете много разных стран, Но есть одна страна: От белых льдов до теплых рек Раскинулась она! На свете много разных стран, Но есть одна страна – Ее мы Родиной зовем А Родина – одна.
- О чем пойдет сегодня разговор? - Все ли слова понятны? Есть ли в название темы слово, значение которого вы пока не можете объяснить? - Что бы вы хотели узнать о Родине? - Задумывались ли вы, ребята, над вопросом: что такое Родина?
Надеюсь тема урока будет интересной и полезной для вас- поможет вам лучше определять свои действия и поступки.
|
Слушают стихотворение (Стихотворение читает ученица)
(о Родине)
Слайд 1 «Мы граждане России» читают название слайда.
Сегодня на уроке мы узнаем: кто такой гражданин России, какие права и обязанности есть у граждан. Называют тему урока.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
3.. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
|
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?» А с чего, по-вашему, начинается Родина? Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Родина- это место где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране, у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из таких маленьких уголков, и состоит наша общая Родина! Она носит красивое название ( Россия) Кто запомнил полное название страны? ( Российская Федерация) - Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине. |
(ответы детей)
Слайды 2
|
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации. Логические – формулирование проблемы.
|
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
Физминутка
Работа в парах |
-Я предлагаю сегодня поработать в группах. (Собери пословицы)
-ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ. -ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА. -ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ – НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ. - Прочитайте пословицы, которые у вас получились. - Как вы понимаете пословицы?
Россия- одно из самых крупных государств в мире. Как называется главный город России? (Москва - столица России) Почему Москва является столицей России? (Много, много лет назад Москва сплотила вокруг себя другие города. Самый большой город в России. Здесь работает президент, правительство, Государственная дума. Они решают важные государственные задачи. Россию называют многонациональным государством. Почему? (В России живут люди разных национальностей: русские, татары, мордва, чеченцы) Более 180 национальностей. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне) У каждого народа есть свой родной язык, своя история, культура, обычаи. Что помогает нашим народам общаться между собой? (русский язык) Россияне - это одна большая дружная семья.
У каждого государства есть свои символы. Что означает слово символ?( знак) Какие государственные символы вы знаете? Символы России Герб (эмблема)
Флаг (триколор)
Что означает это слово?(трехцветный) Что символизирует каждый цвет? Белый - чистоту Синий - верность Красный -отвагу Гимн- торжественная песня, прославляющая государство.
Как должны вести себя люди, когда звучит гимн? (Слушаем 1 куплет, кто знает слова, может петь вместе с исполнителями.) А вы знаете, что пока звучал гимн, в России появился на свет новый человек. Он такой маленький, беспомощный, беззащитный. И с этого момента государство берет на себя обязанность- охранять его жизнь. У этого человека будет имя, отчество и фамилия - отличительный знак человека, его индивидуальность. Когда рождается ребенок, родители должны зарегистрировать его в специальном учреждении. (ЗАГСе) У каждого из вас есть документ, который подтверждает вашу индивидуальность. Как называется этот документ? (Свидетельство о рождении) Его хранят всю жизнь. Что записано в свидетельстве? ( Имя, Отчество, Фамилия ребенка, дата и место рождения, ФИО ваших родителей.) Регистрируя ребенка, родители, как бы представляют государству нового гражданина. Будучи гражданами России вы можете рассчитывать на заботу и поддержку со стороны государства. Это записано в главном законе страны, который называется
Конституция. Конституция Как вы понимаете слово закон?(то что должны выполнять) Зачем нужны законы?( порядок) В главном законе указаны права, которые государство дает своему гражданину. Как вы понимаете слово права? (Вы появились на свет, уже воспользовались своим правом- на жизнь) Права- это правила поведения, которые регулирует отношения между людьми. Права- это то, что разрешено человеку. Иметь право- возможность совершать какие- то действия, возможность пользоваться чем-то очень нужным человеку) Работа в парах Сейчас мы узнаем, какие права есть у нас граждан России . Рассмотрите на листах схему «Мои права» и обсудите с соседом какое право изображено на рисунке. №1 право на мед. обслуживание.( помощь) В нашем государстве каждый имеет право лечится. Куда мы будем обращаться если возникли проблемы со здоровьем. (поликлиника, больница, скорая помощь)
№2 право на жительство(жилье) Каждый имеет право жить там, где ему хочется) Государство строит дома. №3 Право на образование. 1 сентября вы все смогли воспользоваться этим правом. Каждый имеет право учится , в детском саду, школе, институте, и др. учебных заведениях. №4 Право на труд. Каждый человек имеет право выбрать профессию, которая нравится. Заниматься любым трудом и получать зарплату за свой труд.
№5Право на отдых. Как государство позаботилось о том, чтобы люди могли хорошо отдыхать? (кинотеатры, театры, музеи, концертные залы, курорты, санатории, дома отдыха.)
-Ты должен знать, какие права есть у тебя. Но не забывай, что права есть и у твоих мамы и папы, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей. Надо с уважением относится к окружающим тебя людям. Государство защищает наши права. Для этого у него есть милиция, суд, армия. |
Правила работы в группе: 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.
(ответы учеников) Работа с политической картой мира Слайд 3,4
Слайд 5 Все россияне знают государственный язык. Я ко всем наукам ключ имею И со всей Вселенною знаком- Это потому что я владею Русским всеохватным языком. (Читают наизусть дети)
Слайд 6 У России величавой На гербе орел двуглавый. Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый Он России дух свободный.(Читают дети)
лайд 7 ( фото младенца)
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
|
5. Первичное закрепление – 8-10 минут
|
В Конституции записаны не только права граждан. Работа по учебнику. Чтение статьи. Что кроме прав? Какая ваша главная обязанность? Прочитаем задание: объясните, как понимаете слова «Учится всегда пригодится». Поможет нам в этом иллюстрация |
Слайд 14 ( обязанности) |
|
7.Включение в систему знаний и повторение. 8-10 минут |
- Работа с учебником - Прочитайте стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри» (с.46-48) У: - Как вы думаете для чего нужно учиться? (ответы детей) У: - В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев. Подумайте и скажите, в какой сказке были нарушены права: - на жительство? («Лиса и заяц», «Теремок») - на свободу? («Чипполино», «Гуси-лебеди»)
|
1
|
Регулятивные: Выбор основания для сравнения и классификации предметов. Личностные: целеполагание
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. |
У: - Как называется наша страна? (ответы учеников) У: - Как называется главный город России? (ответы учеников) У: - Как называется человек, проживающий в России? (ответы учеников) У: - Как называется закон, в котором прописаны права и обязанности граждан? (ответы учеников) У: - Какие права граждан вы запомнили? (ответы учеников)
Где записаны права и обязанности граждан РФ? (Конституция) Что такое Конституция? (закон) С какими правами познакомились? Какая ваша главная обязанность? -На какой вопрос вы должны были ответить в конце урока?
|
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные:смыслообразование. |
9. Оценка деятельности на уроке-1 2 минуты |
Слайд 15
|
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности.
|
Личностные: самоопределение. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.