Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
30.01.2017
Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса по теме "Изменение существительных по падежам" по программе "Перспективная начальная школа" содержит индивидуальные задания для ребёнка с ОВЗ. Задания даются на отдельных карточках и могут изменяться по усмотрению учителя и по мере усвоения ребёнком образовательной программы.Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" в 3 классе по программе ПНШ
Документ Microsoft Office Word (3).docx
Технологическая карта урока
Русский язык, 3 класс
Тема урока: Изменение существительных по падежам.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: дать представление о склонении имён существительных.
Задачи:
Обучающие:
знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных
вопросов, способами определения падежей.
Развивающие:
развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки
самооценки, самоконтроля.
Воспитательные:
создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать
любовь к русскому языку.
Формировать УУД:
Личностные:
проявлять учебнопознавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в
учебной деятельности.
Познавательные:
осуществлять для решения учебной задачи действия анализа, сравнения, обобщения.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
принимать цели и задачи учебной деятельности
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Коммуникативные:
учиться строить высказывания в соответствии с задачами;
активно участвовать в обсуждении.
Оборудование: учебник Русский язык ч.1, Н.А. Чуракова, 3 класс, компьютер, поектор, экран,
аудиозапись для динамической паузы, карточки с заданиями для ученика с ОВЗ, методическое
пособие для учителя Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык.
3 класс.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.
Метод: Словесный.
Приём: Диалог.
Деятельность учителя.
Здравствуйте ребята.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Сегодня нас ждет большая
Деятельность учащихся.
Приветствуют
учителя.
Настраиваются на учебный
день.
Примечание. работа. Справиться с ней могут
внимательные,
любознательные,
трудолюбивые и дружные ребята.
2. Поверка домашнего задания.
Цель: Проверить усвоение предыдущих знаний и умений.
Метод: Словесный.
Приём: Фронтальный опрос.
Деятельность учащихся.
Грабли, щипцы, трусы, очки.
Молоко, сахар, мёд.
Кольца, тетрадь, доска, число,
шерсть, дорога, окна.
Примечание.
Ребёнок с ОВЗ выполнял
задание: подбор имён
существительных
по
родам (по 5 слов м.р.,
ж.р., ср.р.)
Деятельность учителя.
Давайте проверим, как вы
выполнили домашнее задание.
Испытывали вы трудность при
выполнении домашнего задания?
Прочитайте слова, имеющие
только форму множественного
числа.
Прочитайте слова, имеющие
только форму единственного
числа.
Прочитайте слова, имеющие и
форму множественного числа, и
форму единственного числа.
Молодцы! Вы хорошо справились
дома с этой работой.
3. Чистописание.
Примечание.
На слайде написаны
слова: отбойный, фонтан,
привезти, тема, лето.
глухой
звук
Цель: Формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Метод: Словесный. Практический.
Приём: Показ процесса письма буквы с объяснением на доске.
Деятельность учителя.
А теперь откройте тетради и
запишите число, классная работа.
Прочитайте написанные слова.
Определите букву, которую мы будем
писать на минутке чистописания. Она
обозначает парный глухой твердый
согласный звук, встречающийся в
данных словах один раз. Какая это
буква? В каком слове находится?
Согласную «ф» мы напишем с двумя
гласными. Первую гласную букву вы
найдете в приставке имени
прилагательного. Какая это буква?
Вторая буква является безударной
гласной в корне глагола. Какая это
буква?
Напишите ряд строчных букв «ф о е»
до конца строки с нижним
соединением.
Деятельность учащихся.
Сегодня мы будем писать
букву «ф». Она обозначает
твердый
парный
согласный
[ф],
встречающийся в данных словах
один раз. Звук [ф] находится в
слове фонтан.
Это буква «о». Она находится
в приставке от прилагательного
«отбойный».
Это буква «е». Она является
безударной гласной в корне
«вез» глагола «привезти». 4. Мотивационный этап. Актуализация знаний.
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Повторить ранее изученный материал,
необходимый для изучения нового.
Метод: Словесный, проблемный.
Приём: Создание речевой ситуации, требующей решения.
Деятельность учащихся.
Это слово телефон.
Телефон используется для
разговора людей на расстоянии.
Человек изобрел телефон.
Человек разговаривает по
телефон.
Человек, телефон.
Эти слова отвечают на
вопросы «кто?», «что?» и
обозначают предметы
Слово «падеж».
Примечание.
ТЕма, ЛЕто, ФОНтан.
На слайде карточка
«ЗНАЮ»:
Что?, какой?, предмет,
действие , род, признак,
падеж, кто?, подлежащие,
что делает?,
число,
одушевлённый, какой?
На слайде карточка «НЕ
ЗНАЮ»: Падеж.
на
Деятельность учителя.
Слово из словаря, с которым мы
познакомимся на уроке, вы составите
самостоятельно. Для этого соедините
первые слоги имен существительных,
использованных
минутке
чистописания, в следующем порядке:
существительное женского рода,
существительное среднего рода,
существительное мужского рода.
Какое это слово?
В каких целях он используется
людьми?
Запишите слово телефон, поставьте
ударение.
В слове телефон две непроверяемые
безударные гласные е. Подчеркните
их.
Запомните написание слова
телефон.
Составьте предложение, в которое
вошли бы одновременно два слова:
телефон, человек.
Назовите имеющиеся в данных
предложениях
имена
существительные.
Почему вы считаете, что это имена
существительные?
Давайте по опорным словам
вспомним, что мы знаем об имени
существительном.
Выберите только те слова, которые
относятся к имени существительному.
Какое слово для нас новое?
Сегодня на уроке вы узнаете о еще
одном грамматическом признаке
имени существительного.
5. Постановка учебной задачи.
Цель: Сформулировать учебную задачу урока, сделать так, чтобы учащиеся приняли учебную задачу.
Определили знания от не знания.
Метод: Наблюдение над фактами языка.
Приём: Соотношение языкового понятия с понятием житейским.
Деятельность учителя.
Я получила письмо.
Деятельность учащихся.
Давайте Ученик читает.
Примечание.
На слайде письмо: Что изменяется в имени
прочитаем его. Маша, прочитай,
пожалуйста, громко и выразительно.
В письме допущены ошибки, мы их
услышали. Попробуйте их исправить.
Запишите слова, которые звучат
некрасиво в столбик, начиная с
первого предложения.
Мне бы хотелось, чтобы вы смогли
мне ответить на вопрос: Что не знал
Матиас о секретах русского языка?
Какие повторяющиеся имена
существительные встретились в
письме?
существительном?
Почему изменялись окончания?
А как называется такое изменение?
Попробуйте сформулировать тему
нашего урока.
На какой вопрос вы хотели бы
ответить в ходе изучения этой темы?
Вы сможете сразу ответить на этот
вопрос? Что нам для этого нужно
сделать?
Откройте учебник на странице 69.
Прочитайте тему.
А теперь, поработайте в парах и
попробуйте составить план работы на
уроке.
Матиас не знал об окончаниях.
Существительное «Москва».
В имени существительном
изменялись окончания.
Потому что они отвечали на
разные вопросы.
Вопросы
изменялись.
Изменение окончаний имён
существительных по вопросам.
Как изменяется окончание
имён существительных.
Нет.
Составим план работы.
Изменение существительных
по падежам.
Что означает слово «падеж».
Составление
алгоритма
определения падежа имени
существительного
в
предложении.
Информация о полученных
результатах. Вывод.
(карточка)
Задание
ребёнка с ОВЗ:
подходящие по смыслу слова:
для
вставить
Москва – красивый город.
Я не могу забыть Москва.
Я помню, как мы гуляли
вечером по Москва. Мой
родной город меньше
Москва. Москва можно
гордиться. Я часто думаю
о Москва. Шлю привет из
Германии, твой Матиас.
На слайде карточка
«БУДУ ЗНАТЬ»: Как
происходит изменение
имён существительных по
падежам?
На слайде:
Что означает слово
«падеж».
Таблица падежей.
Составление алгоритма
определения
падежа
имени существительного в
предложении.
Информация
о
полученных результатах.
Вывод.
Варенье (из чего?) из …
Письмо (кому?)…
Думал (о ком ?) о …
Вязала (кто?)…
6. Изучение нового материала.
Цель: Выявить существенные признаки нового понятия «Падеж имени существительного»
Метод: Наблюдение над фактами языка.
Приём: Введение термина и работа с правилом, анализ определения.
Деятельность учителя.
Прочитайте задание к упражнению №
58. Никита, прочитай предложения.
В каком предложении слово «кошка»
подлежащее?
Это слово стоит в этом предложении
в начальной форме?
Деятельность учащихся.
Читают задание.
Ученик читает.
В первом предложении.
Да.
Во втором, в третьем, в
четвёртом, в пятом и в шестом.
Примечание.
Задание в учебнике.
Кошка привыкла к Тиме.
Тима скучает без кошки.
Он налил кошке молока.
Мальчик напоил кошку.
Он подружился с кошкой. Да, в других.
По окончаниям и по вопросам.
Привыкла кошка; скучает без
кошки; налил кошке; напоил
кошку; подружился с кошкой;
рассказал о кошке.
Без кого? кому? кого? с кем? о
ком?
Привыкла (Кто?) кошка,
скучает (без кого?) без кошки,
налил (кому?) кошке, напоил
(кого?) кошку, подружился (с
кем?) с кошкой, рассказал (о
ком?) о кошке.
В тексте 6 предложений.
К слову «кошка» поставлено 6
вопросов.
Кто? что? кого? чего? кому?
чему? кого? что? кем? чем? о
ком? о чём?
Окончание.
существительных по вопросам.
имён
существительных по вопросам
называется склонением или
изменением по падежам.
Нет, потому что тогда
ломается
предложение,
теряется его смысл, нарушается
логическое построение.
Чтобы правильно изменять
формы слов.
Изменение
Изменение
имён
Тима рассказал о кошке
другу.
слайде:
На
Имена
существительные могут
отвечать на вопросы …
После ответа детей на
слайде: кто? что? кого?
чего? кому? чему? кого?
что? кем? чем? о ком? о
чём?
На слайде: При изменении
по
существительного
вопросам
изменяется
его…
После ответа детей на
слайде: Окончание.
На слайде: Изменение
имён существительных по
называется
вопросам
склонением
или
изменением по падежам
слайде:
На
Форма
именительного падежа
единственного числа и
есть начальная форма
любого
имени
существительного.
Какой вид работы мы с вами
В каких предложениях «кошка»
второстепенный член предложения?
Это слово стоит там в других
формах?
Ты судишь только по окончаниям или
ещё и по вопросам, на которые
отвечает это слово в предложениях?
В какие словосочетания входит слово
«кошка»?
На какие вопросы оно отвечает?
Докажите, что слово кошка в разных
предложениях стоит в разных формах.
Сколько предложений в тексте?
Сколько вопросов поставлено к
формам слова кошка?
Продолжите высказывания: Имена
существительные могут отвечать на
вопросы …
При изменении существительного по
вопросам изменяется его…
Молодцы, ребята.
Прочитайте в учебнике на странице
70 подсказку Летучей Мыши,
пояснение Анишит Йокоповны.
выполняли?
Кто из вас знает, каким одним
словом можно заменить эту длинную
фразу?
Можно ли одну форму слова
заменить
меняя
предложения?
Получается, что только в нужной
форме слова могут войти в
предложение.
Значит, мы должны
научиться изменять форму слова или
правильнее будет сказать изменять
слова по падежам.
Так для чего нужны падежи?
Для связи с другими словами имена
существительные изменяются по
командам 6 пар вопросов. Такие
изменения учёные назвали изменением
по падежам. Падеж – от греческого
слова со значением падать. Изменяясь,
имя существительное как бы падает со
ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6
пар вопросовкомандиров6 падежей.
Первый из падежей – главный,
потому что он даёт имя предмету,
именует его, требуя ответа на
вопросы: это кто? что? За такую
работу он и получил название:
другой,
не именительный падеж.
Форма именительного падежа
единственного числа и есть начальная
форма
имени
существительного.
любого
Физ. минутка.
Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.
Метод: Практический.
Приём: Динамическая разгрузка.
Деятельность учителя.
А сейчас мы немного отдохнём и
потанцуем.
Примечание.
Аудиозапись.
Деятельность учащихся.
7. Первичное закрепление.
Цель: Учить применять новые знания на практике. Формировать умение изменять существительные по
падежам.
Метод: Упражнение.
Приём: Выполнение упражнений.
Деятельность учителя.
Посмотрите на слайд. На нём
записаны названия всех падежей и их
сокращённое обозначение.
На странице 71, изучите таблицы.
Вам нужно узнать название падежа,
подчеркнуть падежные вопросы, найти
словаподсказки для облегчения
определения
падежа
существительного.
Есть ли здесь одинаковые вопросы? В
каких именно парах падежей?
Упражнение 59. Работа с толковым
словарём. Откройте словарь. Найдите
любое слово, называющее предмет.
Назовите его формы И.п. и Р.п.
Таблица в учебнике вам будет
помогать.
Давайте вернёмся к упражнению 58
на странице 69. В каком предложении
слово «кошка» стоит в родительном
падеже? Миша считает, что во 2м
предложении, а Маша – что в 4м
предложении. Кто прав?
Чтобы не ошибиться в определении
падежа,
нужно воспользоваться
словамипомощниками: ЕСТЬ, НЕТ,
ДАМ,
ВОСХИЩАЮСЬ,
ДУМАЮ О.
Какое окончание у слова «кошка» во
2м предложении? А в 4м?
ВИЖУ,
–
падеж
Деятельность учащихся.
Именительный падеж – ЕСТЬ –
Кто? Что?
Родительный падеж – НЕТ –
Кого? Чего?
Дательный падеж – ДАМ –
Кому? Чему?
Винительный падеж – ВИЖУ –
Кого? Что?
Творительный
ВОСХИЩАЮСЬ – Кем? Чем?
Предложный падеж – ДУМАЮ
О – О ком? О чём?
Есть. У И.п., у В.п. и у Р.п.
Выполняют задание.
Ответы детей.
Во втором предложении
окончание «И» Р.п., а в
четвёртом «У» В.п.
Во втором предложении.
Ум. Это существительное.
Отвечает на вопрос «Что?».
И.п. что? ум.
Р.п. чего? ума.
Д.п. чему? уму.
В.п. что? ум.
Тв.п. чем? умом.
Примечание.
На слайде:
Именительный падеж –
И.п.
Родительный падеж – Р.п.
Дательный падеж – Д.п.
Винительный падеж – В.п.
Творительный падеж –
Т.п.
Предложный падеж – П.п.
«Как
падеж
Алгоритм
определить
существительного»
1.Определить
словосочетание, в которое
входит это слово.
2.Поставить к этому
слово вопрос от слова
командира.
3.
какой
именно это падежный
вопрос.
Проверить,
На слайде:
И.п. Ум да разум
надоумят сразу.
Р.п. Нет ума, считай
калека.
Д.п. Сила уму уступает.
В.п. Старость придет – В каком же предложении слово
«Кошка» стоит в Р.п.?
Чтобы определить падеж имени
существительного нужно:
1.Определить словосочетание,
в
которое входит это слово «скучает без
кошки»
2.Поставить к этому слово вопрос от
словакомандира «Скучает (без кого?)
без кошки».
3. Проверить, какой именно это
падежный вопрос. «Вопрос «кого?»,
могу подставить словопомощник «нет
кошки» окончание «И», значит это
Р.п.».
Давайте просклоняем слово ум.
Какая это часть речи? На какой
вопрос оно отвечает?
А теперь поработайте в парах.
На слайде пословицы и простые
предложения. Нужно расставить их в
такой последовательности,
чтобы
слово «труд» изменялось по падежам
последовательно. Указать, в каком
падеже стоит слово «труд».
Что изменяется в словах при
изменении его по падежам?
П.п. о чем? об уме.
Изменяется окончание.
5. Человек трудом красен.
(Т.п.)
1. Терпенье и труд всё перетрут.
(И.п.)
2.Без труда не выловишь и
рыбку из пруда. (Р.п.)
3. По труду о человеке судят.
(Д.п.)
4.Человек воспевает труд. (В.п.)
6. Есть много пословиц о труде.
(П.п.)
Задание для ребёнка с ОВЗ
(карточка)
У вас есть карточка. На месте
пропуска вставьте слово «река»
в нужной форме.
1. Зимой замерзла.
2. Берега замело снегом.
3. В летнее время по
ходили суда.
4. Не каждый видел такую
полноводную .
5. Жители города гордятся
.
6. Многие мечтают
отдохнуть на нашей.
8. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.
веселье на ум не пойдет.
Т.п. Всяк живи своим
умом.
П.п. Что на уме, то и на
языке
На слайде:
Человек трудом красен.
Терпенье и труд всё
перетрут.
Без труда не выловишь и
рыбку из пруда.
По труду о человеке
судят.
Человек воспевает труд.
Есть много пословиц о
труде.
На слайде
цветом
и
Проверка.
меняются
окончания
приписывается падеж:
5. Человек трудом красен.
(Т.п.)
1. Терпенье и труд всё
перетрут. (И.п.)
2. Без труда не выловишь
и рыбку из пруда. (Р.п.)
3.По труду о человеке
судят. (Д.п.)
4.Человек воспевает труд.
(В.п.)
6. Есть много пословиц о
труде. (П.п.)
Цель: Выявление уяснения нового материала. Дать установку на тренировку определённых умений.
Метод: Словесный.
Приём: Беседа.
Деятельность учителя.
Давайте вернемся к письму
Матиаса. Теперь мы можем
сказать, какой секрет русского
языка не знал мальчик из
Германии?
Давайте заполним 1 колонку
таблицы, что мы уже знаем по
Деятельность учащихся.
Шесть падежей.
существительные склоняются.
ЗНАЮ: Что такое «падеж»,
«склонение»; как называются
падежи;
вопросы падежей;
приёмы запоминания падежей.
УЗНАЛ: Что нужно делать,
Примечание.
На слайде таблица:
ЗНАЮ.
УЗНАЛ.
ХОЧУ УЗНАТЬ.
На слайде:
1. Вспомнить всё то, о чём
Имена чтобы правильно определять
падеж имён существительных.
говорили сегодня на уроке.
2. Выучить названия падежей,
вспомогательные
слова,
падежные вопросы.
3.Вспомнить
определения падежей.
алгоритм
На слайде:
Мне понравилось на уроке …
Мне удалось на уроке…
Я порадовался на уроке за …
Я могу похвалить себя за …
теме
нашей теме урока.
Что вы ещё хотите узнать
сегодня на уроке и на
следующих уроках? Запишите,
посоветовавшись в парах.
На следующих уроках мы
обязательно продолжим работу
по
«Изменение
существительных по падежам».
Домашнее задание на слайде.
Оцените свою работу и работу
своих товарищей на уроке,
дополняя предложения:
Мне понравилось на уроке …
Мне удалось на уроке…
Я порадовался на уроке за …
Я могу похвалить себя за …
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.