Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Оценка 5

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
30.01.2017
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса по теме "Изменение существительных по падежам" по программе "Перспективная начальная школа" содержит индивидуальные задания для ребёнка с ОВЗ. Задания даются на отдельных карточках и могут изменяться по усмотрению учителя и по мере усвоения ребёнком образовательной программы.Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" в 3 классе по программе ПНШ
Документ Microsoft Office Word (3).docx
Технологическая карта урока Русский язык, 3 класс Тема урока: Изменение существительных по падежам. Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: дать представление о склонении имён существительных. Задачи:   Обучающие:  ­ знакомить учащихся с понятием «падеж», с   названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей.  Развивающие: ­   развивать   речь,   внимание,   умение   анализировать,   классифицировать,   развивать   навыки самооценки, самоконтроля.  Воспитательные:  ­ создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку. Формировать УУД:  Личностные:  ­ проявлять учебно­познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.  Познавательные: ­ осуществлять для решения учебной задачи действия анализа, сравнения, обобщения.  Регулятивные:  ­ самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;       ­ принимать цели и задачи учебной деятельности ­ оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  Коммуникативные: ­ учиться строить высказывания в соответствии с задачами;       ­ активно участвовать в обсуждении. Оборудование:   учебник   Русский   язык   ч.1,   Н.А.   Чуракова,   3   класс,   компьютер,   поектор,   экран, аудиозапись   для   динамической   паузы,   карточки   с   заданиями   для   ученика   с   ОВЗ,   методическое пособие для учителя Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 3 класс. Ход урока. 1. Организационный момент.  Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой. Метод: Словесный. Приём: Диалог. Деятельность учителя. ­ Здравствуйте ребята.  В мире много интересного,  Нам порою неизвестного.  Миру знаний нет предела.  Так скорей, друзья, за дело! ­   Сегодня   нас   ждет   большая Деятельность учащихся. Приветствуют учителя. Настраиваются   на   учебный день.   Примечание. работа.   Справиться   с   ней   могут внимательные,   любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. 2. Поверка домашнего задания. Цель: Проверить усвоение предыдущих знаний и умений.  Метод: Словесный. Приём: Фронтальный опрос. Деятельность учащихся. ­ Грабли, щипцы, трусы, очки. ­ Молоко, сахар, мёд. ­ Кольца, тетрадь, доска, число, шерсть, дорога, окна. Примечание. Ребёнок с ОВЗ  выполнял задание:   подбор   имён существительных по родам   (по   5   слов   м.р., ж.р., ср.р.)   Деятельность учителя. ­   Давайте   проверим,   как   вы выполнили домашнее задание.  ­   Испытывали   вы   трудность   при выполнении домашнего задания?  ­   Прочитайте   слова,   имеющие только   форму   множественного числа.  ­   Прочитайте   слова,   имеющие только   форму   единственного числа.  ­   Прочитайте   слова,   имеющие   и форму   множественного   числа,   и форму единственного числа. ­ Молодцы! Вы хорошо справились дома с этой работой. 3. Чистописание.  Примечание. На   слайде   написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето. глухой     звук Цель: Формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Метод: Словесный. Практический. Приём: Показ процесса письма буквы с объяснением на доске. Деятельность учителя.  ­   А   теперь   откройте   тетради   и запишите число, классная работа. ­ Прочитайте написанные слова.  Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает   парный   глухой   твердый согласный   звук,   встречающийся   в данных   словах   один   раз.   Какая   это буква? В каком слове находится?  ­ Согласную «ф» мы напишем с двумя гласными.   Первую   гласную   букву   вы найдете   в   приставке   имени прилагательного. Какая это буква?  ­   Вторая   буква   является   безударной гласной   в   корне   глагола.   Какая   это буква?  ­ Напишите ряд строчных букв «ф о е» до   конца   строки   с   нижним соединением. Деятельность учащихся. ­   Сегодня   мы   будем   писать букву   «ф».   Она   обозначает твердый парный   согласный   [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан. ­ Это буква «о». Она находится в приставке от прилагательного «отбойный». ­ Это буква «е». Она является безударной   гласной   в   корне «вез» глагола «привезти». 4. Мотивационный этап. Актуализация знаний. Цель:   Мотивировать   учащихся   к   учебной   деятельности.   Повторить   ранее   изученный   материал, необходимый для изучения нового. Метод: Словесный, проблемный. Приём: Создание речевой ситуации, требующей решения. Деятельность учащихся. ­ Это слово телефон. ­   Телефон   используется   для разговора людей на расстоянии. ­   Человек   изобрел   телефон. Человек   разговаривает   по телефон. ­ Человек, телефон.  ­   Эти   слова   отвечают   на вопросы   «кто?»,   «что?»   и обозначают предметы ­ Слово «падеж».  Примечание. ТЕма, ЛЕто, ФОНтан.   На   слайде   карточка «ЗНАЮ»: Что?,   какой?,   предмет, действие   ,   род,   признак, падеж, кто?, подлежащие, что   делает?,   число, одушевлённый, какой? На   слайде   карточка   «НЕ ЗНАЮ»: Падеж.      на Деятельность учителя. ­   Слово   из   словаря,   с   которым   мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые   слоги   имен   существительных, использованных   минутке чистописания,   в   следующем   порядке: существительное   женского   рода, существительное   среднего   рода, существительное   мужского   рода. Какое это слово? ­   В   каких   целях   он   используется людьми? ­ Запишите слово телефон, поставьте ударение.  ­ В слове телефон две непроверяемые безударные   гласные   е.   Подчеркните их.   Запомните   написание   слова телефон.  ­   Составьте   предложение,   в   которое вошли   бы   одновременно   два   слова: телефон, человек.  ­   Назовите   имеющиеся   в   данных предложениях имена существительные. ­ Почему вы считаете, что это имена существительные?  ­   Давайте   по   опорным   словам вспомним,   что   мы   знаем   об   имени существительном.  ­ Выберите только те слова, которые относятся к имени существительному.  ­ Какое слово для нас новое? ­ Сегодня на уроке вы узнаете о еще одном   грамматическом   признаке имени  существительного. 5. Постановка учебной задачи. Цель: Сформулировать учебную задачу урока, сделать так, чтобы учащиеся приняли учебную задачу. Определили знания от не знания. Метод: Наблюдение над фактами языка. Приём: Соотношение языкового понятия с понятием житейским. Деятельность учителя. ­   Я   получила   письмо. Деятельность учащихся.   Давайте Ученик читает. Примечание. На   слайде   письмо: Что   изменяется   в   имени прочитаем   его.   Маша,   прочитай, пожалуйста, громко и выразительно. ­ В письме допущены ошибки, мы их услышали.   Попробуйте   их   исправить. Запишите   слова,   которые   звучат некрасиво   в   столбик,   начиная   с первого предложения.  ­ Мне бы хотелось, чтобы вы смогли мне ответить на вопрос: Что не знал Матиас о секретах русского языка? ­   Какие   повторяющиеся   имена существительные   встретились   в письме? ­ существительном? ­ Почему изменялись окончания? ­ А как называется такое изменение? Попробуйте   сформулировать   тему нашего урока.  ­   На   какой   вопрос   вы   хотели   бы ответить в ходе изучения этой темы? ­   Вы сможете сразу ответить на этот вопрос?   Что   нам   для   этого   нужно сделать? ­   Откройте   учебник   на   странице   69. Прочитайте тему.  ­   А   теперь,   поработайте   в   парах   и попробуйте составить план работы на уроке. ­ Матиас не знал об окончаниях. ­ Существительное «Москва». ­     В   имени   существительном изменялись окончания. ­   Потому   что   они   отвечали   на разные   вопросы.   Вопросы изменялись.  ­   Изменение   окончаний   имён существительных по вопросам. ­   Как   изменяется   окончание имён существительных.  ­ Нет.  ­ Составим план работы. ­   Изменение   существительных по падежам.  ­ Что означает слово «падеж». Составление алгоритма определения   падежа   имени существительного в предложении. Информация   о   полученных результатах. Вывод.     (карточка) Задание   ребёнка   с   ОВЗ:  подходящие по смыслу слова:   для вставить Москва – красивый город. Я не могу забыть Москва. Я помню, как мы гуляли вечером по Москва. Мой родной   город   меньше Москва.   Москва   можно гордиться. Я часто думаю о Москва. Шлю привет из Германии, твой Матиас. На   слайде   карточка «БУДУ   ЗНАТЬ»:   Как происходит   изменение имён существительных по падежам? На слайде: Что   означает   слово «падеж». Таблица падежей. Составление   алгоритма определения падежа имени существительного в предложении. Информация о полученных   результатах. Вывод.     Варенье (из чего?) из … Письмо (кому?)… Думал (о ком ?) о … Вязала  (кто?)… 6. Изучение нового материала. Цель: Выявить существенные признаки нового понятия «Падеж имени существительного» Метод: Наблюдение над фактами языка. Приём: Введение термина и работа с правилом, анализ определения. Деятельность учителя. ­ Прочитайте задание к упражнению № 58. Никита, прочитай предложения. ­ В каком предложении слово «кошка» ­ подлежащее?  ­ Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? Деятельность учащихся. Читают задание.  Ученик читает. ­ В первом предложении. ­ Да. ­   Во   втором,   в   третьем,   в четвёртом, в пятом и в шестом. Примечание. Задание в учебнике.  Кошка привыкла к Тиме. Тима скучает без кошки. Он налил кошке молока. Мальчик напоил кошку. Он подружился с кошкой. ­ Да, в других. ­ По окончаниям и по вопросам. ­ Привыкла кошка; скучает без кошки;   налил   кошке;   напоил кошку;   подружился   с   кошкой; рассказал о кошке. ­ Без кого? кому? кого? с кем? о ком? ­   Привыкла   (Кто?)   кошка, скучает  (без кого?)  без кошки, налил   (кому?)   кошке,   напоил (кого?)   кошку,   подружился   (с кем?)   с   кошкой,   рассказал   (о ком?) о кошке. ­ В тексте 6 предложений. ­ К слову «кошка» поставлено 6 вопросов.  ­ Кто? что? кого? чего? кому? чему?   кого?   что?   кем?   чем?   о ком? о чём? ­ Окончание.  ­ существительных по вопросам. имён ­ существительных   по   вопросам называется   склонением   или изменением по падежам. ­   Нет,   потому   что   тогда ломается предложение, теряется его смысл, нарушается логическое построение. ­   Чтобы   правильно   изменять формы слов. Изменение Изменение имён           Тима   рассказал   о   кошке другу.   слайде: На   Имена существительные   могут отвечать на вопросы … После   ответа   детей   на слайде:     кто?  что?  кого? чего?   кому?   чему?   кого? что? кем? чем? о ком? о чём?   На слайде: При изменении по существительного вопросам   изменяется его… После   ответа   детей   на слайде: Окончание.  На   слайде:   Изменение имён существительных по называется вопросам   склонением или изменением по падежам     слайде: На   Форма именительного   падежа единственного   числа   и есть   начальная   форма любого имени существительного.     Какой   вид   работы   мы   с   вами ­   В   каких   предложениях   «кошка»   ­ второстепенный член предложения? ­   Это   слово   стоит   там   в   других формах? ­ Ты судишь только по окончаниям или ещё   и   по   вопросам,   на   которые отвечает это слово в предложениях? ­ В какие словосочетания входит слово «кошка»? ­ На какие вопросы оно отвечает? ­ Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах. ­ Сколько предложений в тексте? ­   Сколько   вопросов   поставлено   к формам слова кошка? ­   Продолжите   высказывания:   Имена существительные   могут   отвечать   на вопросы … ­ При изменении существительного по вопросам изменяется его… ­ Молодцы,  ребята.  ­ Прочитайте в учебнике на странице 70   подсказку   Летучей   Мыши, пояснение Анишит Йокоповны. ­   выполняли? ­     Кто   из   вас   знает,   каким   одним словом   можно  заменить   эту   длинную фразу? ­   Можно   ли   одну   форму   слова заменить   меняя предложения? ­   Получается,   что   только   в   нужной форме   слова   могут   войти   в предложение.     Значит,   мы   должны научиться изменять форму слова или правильнее   будет   сказать   изменять слова по падежам. ­ Так для чего нужны падежи? ­ Для связи с другими словами имена существительные   изменяются   по командам   6   пар   вопросов.   Такие изменения учёные назвали изменением по   падежам.   Падеж   –   от   греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов­командиров­6 падежей. ­   Первый   из   падежей   –   главный, потому   что   он   даёт   имя   предмету, именует   его,   требуя   ответа   на вопросы:   это   кто?   что?   За   такую работу   он   и   получил   название:   другой,   не именительный падеж. ­   Форма   именительного   падежа единственного числа и есть начальная форма имени существительного. любого     Физ. минутка. Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности. Метод: Практический. Приём: Динамическая разгрузка. Деятельность учителя. ­   А   сейчас   мы   немного   отдохнём     и потанцуем.  Примечание. Аудиозапись.   Деятельность учащихся. 7. Первичное закрепление.  Цель: Учить применять новые знания на практике. Формировать умение изменять существительные по падежам. Метод: Упражнение. Приём: Выполнение упражнений.   Деятельность учителя. ­   Посмотрите   на   слайд.   На   нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение. ­   На   странице   71,   изучите   таблицы. Вам   нужно   узнать   название   падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова­подсказки   для   облегчения определения падежа существительного. ­ Есть ли здесь одинаковые вопросы? В каких именно парах падежей?  ­ Упражнение 59. Работа с толковым словарём. Откройте словарь. Найдите любое   слово,   называющее   предмет. Назовите   его   формы   И.п.   и   Р.п. Таблица   в   учебнике   вам   будет помогать. ­ Давайте вернёмся к упражнению 58 на странице 69. В каком предложении слово   «кошка»   стоит   в   родительном падеже?   Миша   считает,   что   во   2­м предложении,   а   Маша   –   что   в   4­м предложении. Кто прав? ­ Чтобы не ошибиться в определении падежа,   нужно   воспользоваться словами­помощниками:   ЕСТЬ,   НЕТ, ДАМ,   ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О. ­ Какое окончание у слова «кошка» во 2­м предложении? А в 4­м?   ВИЖУ,   – падеж   Деятельность учащихся. Именительный падеж – ЕСТЬ – Кто? Что? Родительный   падеж   –   НЕТ   – Кого? Чего? Дательный   падеж   –   ДАМ   – Кому? Чему? Винительный падеж – ВИЖУ – Кого? Что?  Творительный ВОСХИЩАЮСЬ – Кем? Чем? Предложный падеж – ДУМАЮ О – О ком? О чём? ­ Есть. У И.п., у В.п. и у Р.п. Выполняют задание.  Ответы детей. ­   Во   втором   предложении окончание   «И»   ­   Р.п.,   а   в четвёртом «У» ­ В.п. ­ Во втором предложении. ­   Ум.   Это   существительное. Отвечает на вопрос «Что?». И.п. что? ум. Р.п. чего? ума. Д.п. чему? уму. В.п. что? ум. Тв.п. чем? умом. Примечание. На слайде: Именительный   падеж   – И.п.  Родительный падеж – Р.п. Дательный падеж – Д.п. Винительный падеж – В.п. Творительный   падеж   – Т.п. Предложный падеж – П.п.     «Как падеж Алгоритм определить существительного» 1.Определить словосочетание, в которое входит это слово. 2.Поставить   к   этому слово   вопрос   от   слова­ командира. 3.   какой именно   это   падежный вопрос.   Проверить, На слайде:  И.п.   ­   Ум   да   разум надоумят сразу.  Р.п.   ­   Нет   ума,   считай калека. Д.п. ­ Сила уму уступает. В.п. ­  Старость придет – ­   В   каком   же   предложении   слово «Кошка» стоит в Р.п.?  Чтобы   определить   падеж   имени существительного нужно: 1.Определить   словосочетание,   в которое входит это слово «скучает без кошки» 2.Поставить к этому слово вопрос от слова­командира «Скучает (без кого?) без кошки».  3.   Проверить,   какой   именно   это падежный   вопрос.   «Вопрос   «кого?», могу подставить слово­помощник «нет кошки»   окончание   «И»,   значит   это Р.п.». ­   Давайте   просклоняем   слово     ум. Какая   это   часть   речи?   На   какой вопрос оно отвечает? ­ А теперь поработайте в парах.  ­   На   слайде   пословицы   и   простые предложения. Нужно расставить их в такой   последовательности,   чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно.   Указать,   в   каком падеже стоит слово «труд». ­   Что   изменяется   в   словах   при изменении его по падежам? П.п. о чем? об уме. ­ Изменяется окончание. ­   5.   Человек   трудом   красен. (Т.п.) 1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.) 2.Без   труда   не   выловишь   и рыбку из пруда. (Р.п.) 3.  По  труду  о  человеке   судят. (Д.п.) 4.Человек воспевает труд. (В.п.) 6. Есть много пословиц о труде. (П.п.) Задание   для   ребёнка   с   ОВЗ (карточка) У вас есть карточка. На месте  пропуска вставьте слово «река»  в нужной форме. 1. Зимой­­­­­­­­ замерзла. 2. Берега­­­­ замело снегом. 3. В летнее время  по  ­­­­­ходили суда. 4. Не каждый видел такую  полноводную ­­­­­­. 5. Жители города гордятся  ­­­­­­­. 6. Многие мечтают  отдохнуть на нашей­­­­­. 8. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия. веселье на ум не пойдет. Т.п.   ­   Всяк   живи   своим умом. П.п. ­ Что на уме, то и на языке На слайде:  Человек трудом красен. Терпенье   и   труд   всё перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. По   труду   о   человеке судят. Человек воспевает труд.   Есть   много   пословиц   о труде.       На   слайде цветом и Проверка. меняются окончания приписывается падеж:  5. Человек трудом красен. (Т.п.) 1.       Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.) 2.  Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.) 3.По   труду   о   человеке судят. (Д.п.) 4.Человек воспевает труд. (В.п.) 6. Есть много пословиц о труде. (П.п.) Цель: Выявление уяснения нового материала. Дать установку на тренировку определённых умений. Метод: Словесный. Приём: Беседа. Деятельность учителя. ­   Давайте   вернемся   к   письму Матиаса.   Теперь   мы   можем сказать,   какой   секрет   русского языка   не   знал   мальчик   из Германии? ­   Давайте   заполним   1   колонку таблицы,  что  мы  уже   знаем  по Деятельность учащихся. ­   Шесть   падежей. существительные склоняются. ­   ЗНАЮ:   Что   такое   «падеж», «склонение»;   как   называются падежи;   вопросы   падежей; приёмы запоминания падежей. ­   УЗНАЛ:   Что   нужно   делать, Примечание. На слайде таблица:  ЗНАЮ. УЗНАЛ. ХОЧУ УЗНАТЬ. На слайде:  1.  Вспомнить   всё   то,   о   чём   Имена чтобы   правильно   определять падеж имён существительных. говорили сегодня на уроке. 2.  Выучить   названия   падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы. 3.Вспомнить   определения падежей. алгоритм   На слайде:  Мне понравилось на уроке … Мне удалось на уроке… Я порадовался на уроке за … Я могу похвалить себя за …     теме нашей теме урока. ­   Что   вы   ещё   хотите   узнать сегодня   на   уроке   и   на следующих   уроках?   Запишите, посоветовавшись в парах. ­   На   следующих   уроках   мы обязательно   продолжим   работу по «Изменение существительных по падежам». ­ Домашнее задание на слайде. ­ Оцените свою работу и работу своих   товарищей   на   уроке, дополняя предложения:  Мне понравилось на уроке … Мне удалось на уроке… Я порадовался на уроке за … Я могу похвалить себя за …

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение существительных по падежам" 3 класс ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017