Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
10.04.2018
Урок по русскому языку к учебникам для 5-9 классов, авторы программы В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина и др. Тип урока: урок изучения нового материала. В урок включены задания на карточках,работа в группах, в парах, работа по тексту белгородского писателя Евгения Дубравного "Ежонок Гришка".
урок Тимофеева Е.Ю..docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Беломестненская средняя общеобразовательная школа»
Белгородского района Белгородской области
Разработка урока
по русскому языку
5 класс
Раздел: синтаксис и пунктуация
Учитель:
Тимофеева Е.Ю. 2018 год Предмет: русский язык.
Класс: 5
Технологическая карта урока
УМК: авторская программа по русскому языку к учебникам для 59 кл. (авторы программы: В.В. Бабайцева,
А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др.) (2012); учебник «Практика» по русскому языку для 5 класса общеобразовательной
школы, авторы А.Ю.Купалова и др.).
Тема занятия: «Союзные и бессоюзные сложные предложения».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
личностные
: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
метапредметные: умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить устное монологическое
высказывание;
предметные
: умение на практике применять теоретические знания о союзных и бессоюзных сложных предложениях,
распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи, самостоятельно
конструировать сложные предложения, формирование у обучающихся умения реализации новых способов действия;
развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в группах,
формулировать вопросы, систематизировать материал. п/п
Этапы занятия
Ход занятия
1.
2.
Самоопределение к
учебной деятельности
(мотивация)
Приветственное слово учителя.
Включение в деловой ритм.
Вставьте пропущенные буквы и прочитайте высказывание.
Нет без явно усиленного труд..любия ни т..лантов, ни гениев.
Актуализация знаний
и фиксирование
затруднений в
деятельности
Д. И. Менделеев
Как вы понимаете слова великого русского ученого?
(высказывают свое мнение)
Сегодня на уроке мы должны, как сказал Д.И. Менделеев, «усиленно»
потрудиться. Запишите число и перепишите в тетрадь эпиграф к нашему
занятию.
(делают записи в тетради)
Работа в парах.
Ребята, у каждой пары на парте лежит карточка с 1 из предложений
белгородских писателей. Вам необходимо подчеркнуть грамматические
основы в предложении и выбрать, какая схема, начерченная на доске
подходит к вашему предложению.
Карточка №1
1) Однако происходит это именно в те часы, когда на проходной дежурит
Чикчирикин. (С.Л. Тарасов «Докладная»)
2) После завтрака московский гость выехал в Харьков, где афиши уже
извещали о гастролях. (Б.Осыков «Театр в Головчине»)
3) Это был человек с жестоким характером, и он свободно мог обменять
людей на борзых собак. (Н.А. Пенской «Земля отцов»)
[__ ___].
[происходит это], (когда дежурит Чикчирикин).
Планируемые УУД
Л.: личностные
П.: познавательные
Р.: регулятивные
К.: коммуникативные
Л.: самоопределение к
деятельности;
Л.: смыслообразование;
П.: целеполагание;
К.: планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками,
П.: поиск и выделение
необходимой информации
Л.: самоопределение
Л.: смыслообразование
Р.: выполнение пробного
учебного действия;
Р.: волевая саморегуляция в
затруднении;
К.: аргументирование своего
мнения и позиции
коммуникации. [гость выехал], (где афиши извещали).
[был человек], и [он мог обменять].
Ученики подчеркивают грамматические основы и находят схему.
О каких предложениях пойдет речь сегодня на уроке?
( о сложных предложениях)
Действительно, сегодня мы будем работать над темой «Сложное
предложение». Самостоятельно запишите тему урока в рабочую тетрадь.
Кто вспомнит определение сложного предложения? (ответы учеников)
Создание проблемной ситуации.
Работа в парах.
Работая в парах, на карточках вы должны найти границы предложений и
расставить недостающие знаки.
Карточка№2
Лет двести тому назад ветер сеятель принёс два семечка в Блудово
болото семя сосны и семя ели с тех пор уже лет может быть двести
эти ель и сосна вместе растут их корни с малолетства сплелись их
стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.
Чтение текста по предложениям с обсуждением правильности выполненного
задания.
Корректировка затруднений обучающихся.
Давайте еще раз сформулируем определение сложного предложения.
(Предложение состоящее из 2х и более простых называются сложным)
А теперь прочитайте определение учебника на стр.35. (Сложным называется
предложение, состоящее из нескольких простых).
Попробуйте поставить себе цели урока? Начните свой ответ словами:
Сегодня на уроке я узнаю о __________.
Сегодня на уроке я научусь __________.
Что мы будем делать на уроке, чтобы решить поставленных целей? (ответы
учеников)
Работа в группах.
Из текста выпишите сложные предложения и графически докажите
правильность своего решения, выделив грамматические основы и составив
схемы предложений.
Л.: Самоопределение
П.: самостоятельное
выделение и формирование
цели;
Л.: смыслообразование;
П.: мыслительные операции;
П.: поиск и выделение
необходимой онформации.
П.: Анализ, сравнение,
обобщение;
П.: Смысловое чтение;
П.: Определение основной и
3.
Постановка учебной
задачи
4.
Постановка проекта
выхода из
затруднения (открытие учениками
нового знания)
5.
Здоровьесберегающий
этап
Работа с текстом белгородского писателя Евгения Дубравного «Ежонок
Гришка».
1 группа:
После этого случая папа сначала боязливо лез туда рукой, и нередко
извлекал на свет небольшой колючий шарик. Чем понравились Гришки
папины тапки, никто не мог определить. Только он проводил в них
целые дни. Всё шло хорошо. Но однажды Гриша не вышел ночью на свою
шумную прогулку. Необычайно тихо и както тревожно стало в квартире.
Все ждали, что вотвот пойдет Гриша гулять по комнатам. Но тихо
и пустынно было в доме.
2 группа
Папа заметил это. Он понял, что Анюта догадывалась обо всём. С
чувством надежды и с тяжёлым страхом он все же решился
посмотреть туда, где оставил беспомощного больного ежонка.
Незаметно он скрылся в чаще и прокрался к приметным кустам. Как
хотелось ему увидеть там живого весёлого Гришу. С тревогой раздвинул
он знакомые кусты и тут же опустил их. В центре стояло блюдце с
высохшим молоком, а рядом лежала крохотная горстка серых
иголочек…
Какими средствами связаны между собой простые предложения в составе
сложного? (союзами и интонацией)
Рассмотрите схему на стр.100 учебника «Практика», что в ней отражено?
(сложное предложение может быть союзным и бессоюзным).
О чем это вам говорит? (что простые предложения соединяются с помощью
интонации, союзами или нет)
Методика «Четыре угла»
Вы познакомились со сложными предложениями. Повернитесь в ту сторону,
где у нас находится
а) схема простого предложения,
б) схема предложения с однородными членами,
второстепенной информации;
П.: Моделирование;
К.: умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Л.: личностное
самораспределение;
П.: мыслительные операции;
Р.: волевая саморегуляция 6.
Первичное
закрепление
как способность к
мобилизации сил и энергии.
П.: Извлечение из текста
необходимой информации;
П.: Использование знаково
символических средств;
П.: осознанное и
произвольное речевое
высказывание;
П.: Выполнение действий по
алгоритму
в) схема предложения с обращением,
г) схема сложного предложения.
Устанавливается осознанное восприятие изученного материала.
Работа в группах.
Из текста 1 группа выписывает простые предложения, выделив основу, а 2 –
сложные, выделив основы.
1) Я открыл глаза. 2) Белый и ровный свет наполнял комнату. 3) Я встал
и подошел к окну. 4) За стеклами все было снежно и безмолвно. 5) В
туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна и
вокруг нее переливался желтоватый круг. 6) Когда же выпал первый снег?
7) Я уснул в полночь. 8) Значит, за два часа так необыкновенно изменилась
земля за два коротких часа поля леса и сады заворожила стужа. 9) Серая
птица села на ветку клена в саду. 10) Ветка закачалась и с нее посыпался
снег. 11) Птица медленно поднялась и улетела а снег все сыпался, как
стеклянный дождь, падающий с елки.
К. Паустовский.
Выполните самопроверку:
1) Я открыл глаза. 2) Белый и ровный свет наполнял комнату. 3) Я встал
и подошел к окну. 4) За стеклами все было снежно и безмолвно. 5) В
туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна и
вокруг нее переливался желтоватый круг. 6) Когда же выпал первый снег?
7) Я уснул в полночь. 8) Значит, за два часа так необыкновенно изменилась
земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. 9)
Серая птица села на ветку клена в саду. 10) Ветка закачалась и с нее
посыпался снег. 11) Птица медленно поднялась и улетела, а снег все
сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки.
К. Паустовский.
7.
Домашнее задание
(инструктаж)
Знать теоретический материал п. 24 «Теория», из текстов художественной
литературы выписать 5 сложных предложений, графически доказать верность
своих суждений, составить схемы.
Л.: смыслообразование 8.
Итоги урока
Выставление оценок за урок.
Что нового вы узнали на уроке?
Какие предложения называются сложными?
Какие виды сложных предложений есть в русском языке?
9.
Рефлексия
деятельности
Вопросы проецируются на экран.
Удалось достичь цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Какую цель ставили?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Называют ключевые слова темы.
Спасибо за работу. Урок окончен
П.: Контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
К.: Выражение мыслей с
достаточной полнотой и
четкостью
К.: Учет разных мнений.
П.: рефлексия способов и
условий действий;
Р.: контроль и оценка
способов своей
деятельности;
К.: выражение своих мыслей
с достаточной полнотой и
точностью;
Л.: адекватное понимание
успешности или
неуспешности. Приложение 1
Лист самооценки
Оценка деятельности
Выполнил
самостояте
льно
Были
трудности
Выполнил
с
помощью
товарищей
Я хорошо знаю правило!
Я затрудняюсь.
Мне нужна помощь!
Виды
деятельности
на уроке
Определение
темы
Постановка
учебной задачи
Планирование
Изучение нового
материала
Работа в группе
Работа в паре
Оцени качество
своей работы:
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Союзные и бессоюзные сложные предложения" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.