Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 3б Учитель: Мильцен В.Н.
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тип урока: отработки умений и рефлексии
УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс
Образовательная цель: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|||||||||
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности |
|||||||||||
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы Будем думать, отвечать И друг другу помогать. -Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю” станет девизом нашего урока. |
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.
(слайд 1) |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П)
|
|||||||||
II. Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
|||||||||||
1. На экране: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет. (слайд 2) -Посмотрите на экран. -Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов? -Можете вы сразу решить какую букву надо писать? - Какие звуки слышим? Какие буквы напишем? (слайд 3) -Назовите часть слова, в которой была пропущена буква. (слайд 4) запишите слова: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет, выделите часть слова со вставленной буквой.
2 Ориентируясь на первое задание, можете ли вы определить тему. («Повторение фонетики и состава слова») (слайд 5)
3. Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о составе слова? Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке? (1. Вспомним и закрепим знания о фонетике; 2. Будем сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; 3. Обобщим знания о частях слова; 4. Будем развивать орфографическую зоркость 5. Развивать память и внимание.)
4. У вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. Как в ней работать вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения.
|
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Аргументированно объясняют постановку той или иной буквы. ( Надо знать место орфограммы в слове и правила проверки)
Определяют тему урока.
Составляют план работы на уроке.
Настраиваются на серьезную работу |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Планирование учебного сотрудничества (К) |
|||||||||
III. Локализация индивидуальных затруднений Цель этапа: осознание места и причин собственных затруднений в выполнении изученных способов действий |
|||||||||||
5.Посмотрите на план. Сейчас нам предстоит выполнить письменную работа – чистописание. Обратим свои взоры снова на экран. - Буквы, которые вы будем писать на строчке чистописания вы должны отыскать сами. Итак, первая буква - находится в корне сложного слова, в приставке прилагательного. Какая это буква? (а) - А теперь продолжите этот ряд до конца строки, записывая дальше все гласные буквы в алфавитном порядке (а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я) -
|
Опорный текст. Индивидуальная работа. Задание на развитие внимания, памяти. Взаимопроверка в парах.
|
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
|||||||||
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации |
|||||||||||
7. Закрепление знаний о фонетике (слайд 6) -Сколько гласных букв в русском языке? (10) А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э) -Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е) - Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие? (я-йа, ю-йу…) -Когда эти буквы обозначают два звука? -Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением) -: Какие позиции гласных звуков слабые? (безударные) - Молодцы! Эти знания пригодятся вам в нашей дальнейшей работе. Написать транскрипцию слова по выбору в паре Якорь. Рая ,ёлка, вьюга |
Ответы на вопросы, работа с интерактивной доской
Работа в группах (разделить вопросы для групп) |
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
|||||||||
V. Реализация построенного проекта Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий |
|||||||||||
6. 1. Сейчас предлагаю Вам послушать нелепое стихотворение «Пропажа на пляже», посчитать сколько раз слышится звук [ж] и определить с чем связана нелепость события.
Однажды на пляже случилась пропажа. У краба украли жабры.
Жить без жабр краб не хотел. Кто же украл жабры? Многие видели, как жёлтая жаба
что-то жевала. Жёлтая жаба—жадина! Жаба украла жабры. Подал краб на жабу жалобу.
Но жаба, однако же, утверждала, что не брала жабры. Но жёлтой жабе не верили,
и никто её не жалел. Привела эта жаба целую дюжину жаб. Дюжина жаб утверждала,
что у краба даже не было жабр.
(Звук [ж] встречается 33 раза) - Дайте характеристику звуку [ж] 2.Выяснить толкование трудных слов. ЖАБРЫ - органы дыхания рыб ЖАЛОБА – выражение неудовольствия по поводу чего-нибудь ДЮЖИНА – 12 штук ОТРОДУ – никогда за всю жизнь
- Кто главные герои этого стихотворения? А как вы думаете, действительно у краба нет жабр?
Тропические земляные крабы всю жизнь проводят на суше, обитая на голых пустынных участках, где над песками гордо высятся огромные пальмы и кактусы. Этих крабов можно встретить на расстоянии нескольких километров от моря, где в поисках пищи они рыщут по прогалинам, заросшим колючим кустарником. Питаются эти крабы листьями и другой зеленью. Основная проблема для сухопутных крабов — борьба с высыханием. Эту задачу они решают несколькими способами. Во-первых, высыханию препятствуют плотные известковые покровы тела, во-вторых, крабы выходят на охоту только ночью или после сильных тропических ливней, в сухое время скрываясь в подземных норах. Кроме того, настоящие жабры у сухопутных крабов преобразовались в «легкое».
- А теперь давайте вернемся снова к тексту стиха, прочитаем и ответим на вопросы: - Являются ли выделенные слова однокоренными? (нет) - Подберите однокоренные слова к слову – жалоба – (жаловаться, жалобщик)
7. Выполните фонетический разбор слов: I вар. – пляж – ; II вар. – краб – На партах есть карточка-помощница. Вы можете, в случае затруднения. воспользоваться подсказкой, но имейте в виду, что при выставлении самооценки вы учтете это. (Карточка - помощница
8. Давайте обобщим всё то, что мы с вами повторили по фонетике. Звуки (слайд 9) гласные согласные ударные безударные звонкие глухие мягкие твёрдые (щчй) (жшц) парные непарные (бвгджз) (лмнрй) п парные непарные (пфктшс) (чщцх)
9. Физминутка (слайд 10)
Видим,
скачут по опушке На болоте
две подружки, Утром рано
умывались, Всем друзьям физкультпривет!
|
Слайд 7 - о сухопутных крабах
Жабры, жабр – формы одного слова; жабры, жабу, жалобу – разные корни.
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.
Карточка - помощница (для слабоуспевающих)
(слайд 8) - проверка Составление кластера
Слайд (музыкальный) |
Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
Использование знако-символических средств; выполнение логических операций (П)
|
|||||||||
VI. Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение |
|||||||||||
10. Закрепление знаний о составе слова -А что образуют звуки и буквы в устной и письменной речи? (слова, предложения, тексты) -Да, слова объединяются в предложения, предложения – в большие и маленькие тексты. Послушайте мой рассказ и постарайтесь найти в нем слово, которое повторяется несколько раз. (слайд 11) « Как прекрасен осенний лес! Мы часто бродим в ближайшем лесу. Яркие краски радуют взгляд. Поэты о лесе сочиняют стихи. Художники пишут картины о красоте леса». -Так что это за слово? (лес) Сейчас я еще раз буду читать текст, а вы в тетради на следующей строке поставьте цифру 1 и запишите через запятую это слово, именно в той форме, как оно звучит в тексте. 1. Лес, в лесу, о лесе, леса. -Что вы можете сказать об этой цепочке слов? (форма одного слова) Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (слайд 13)
11.А что вы знаете о значении леса в жизни человека? Как люди могут помочь природе? (сажать больше деревьев) А давайте мы прямо сейчас посадим дерево, но, конечно, же дерево мы посадим необычное – словообразовательное. - Но сначала вспомним, какие части есть у дерева. (Корень, ствол, ветви, листья) -А какая часть самая главная? ( Корень) На нем будут вырастать новые слова. Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы: - Как с помощью этого корня называют вас? (ученики) - Почему вас так называют? (т.к. учимся) - Как называют того человека, который учит? (учитель) - Вспомните пословицу, в которой есть сразу два слова с этим корнем. (Ученье – свет, а неученье – тьма.) Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень. 2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье. - Какие это слова? (Однокоренные) Почему их так называют? (У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению) - Что такое корень? Корень – это общая часть однокоренных слов. Вот какое красивое необычное дерево выросло.
12.Раз у нас необычное дерево, так и цветок, растущий под этим деревом тоже не совсем обычный. Он похож на лесную ромашку, но называют его довольно странным именем - приставочник. -Как вы думаете, почему? На лепестках – приставки. Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова. Запишите их на третьей строке (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки. 3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить. Что такое приставка? Для чего она служит? Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
13.. Но на пути - речка. А мостик через нее сломан. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. -Полученные слова запишите на четвертой строке.
гнездо ёнок сова ышк ветер к береза ок коза ик мост очк 4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик. Вот и мостик! Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит? Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
Фронтальная работа: индивидуальные ответы на вопрос.
(слайд 12)
Индивидуальная письменная работа.
Взаимопроверка.
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.
(Слайд 14)
(слайд 15) Проверка по слайду
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Вывод
(Слайд16)
(Слайд17)
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Вывод
(Слайд19)
Индивидуальная письменная работа.
Взаимопроверка.
Индивидуальная письменная работа
(Слайд 20) Обсуждение типовых затруднений (если возникли)
Вывод |
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Учит выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р)
Участие в диалоге, в общей беседе; выполнение принятых правил речевого поведения, культуры речи (К)
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П)
Соблюдение основных норм устной и письменной речи (К) |
|||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха |
|||||||||||
14. Посмотрите на пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли. (Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.) Как называется такой разбор слова? (Разбор слова по составу) -Вспомните, пожалуйста, способы словообразования. (Суффиксальный, приставочный, суффиксально-приставочный и сложные слова).
-Предлагаю вам проверить умение составлять слова. Работаем в парах. -Итак, к слову лес составьте и запишите однокоренные слова по заданным схемам: 1) корень, суффикс, окончание (лесной, лесник, лесок) 2) сложное слово с соединительной гласной о (лесоруб, лесовод, лесовоз) 3) приставка, корень, суффикс, окончание (пролесок, перелесок)
|
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.
Работа в парах Решение задач творческого уровня.
Индивидуальная устная работа
|
Познавательные действия: действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
|||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторения. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса |
|||||||||||
15.Блиц-опрос по теме «Состав слова» или игра «Плюс, минус» -На следующей строчке в тетради вы записываете ответы в виде знаков «+» или «-». Если утверждение верное - «+», если неверное- «-» 1. Приставка – это часть слова (+) 2. Приставка служит для связи слов в предложении. (-) 3. Суффикс в слове стоит перед корнем (-) 4. Суффикс служит для образования новых слов (+) 5. Корень - это главная часть слова (+) 6. Основа слова – это часть слова без приставки (-) Проверка по образцу. 1 уровень. лётчик - __________________________________________________, пианист - _________________________________________________. Образец: мыло –
мыльница, аист – аистёнок. утка - _____________________________________________________, хлеб -______________________________________________________. |
Самооценка Правильный ответ: + - - + + -
|
Решение орфографических задач (П) |
|||||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. |
|||||||||||
17. Быстро время пролетело и идёт к концу урок. Так давайте без задержки подведём всему итог. Оцените свою работу на уроке. Работу класса а) Удалось решить поставленные задачи? - Какие получили результаты? - Где можно применить знания? б) Если у вас больше значков «v» в графе 1 Вы получаете за урок оценку «5» Если больше значков «v» в графе 2 –«4». Если больше значков «v» в графе 3 – 3 .повторите дома пройденные темы. Лестница успеха Домашнее задание (по выбору) Упр 4 с 86 или упр.2 с86 |
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.