МОУ «СОШ п. Новозаволжский»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме:
(УМК «Школа 21 века»)
Подготовила:
учитель начальных классов
Недилько Ольга Владимировна
2014 год
Тема: Правописание ться и тся в глаголах
Дидактическая цель: создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей
Тип урока: урок открытия нового знания
Задачи: научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.
Методы обучения: работа в группах, работа в парах.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, самостоятельная
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Чистописание |
Вот опять звенит звонок. Начинаем наш урок. Включение в деловой ритм. -Сегодня к нам в гости пришли герои из мультфильма и наш урок я хочу назвать «По дороге с облаками» Слайд №1
- Записываем число, классная работа.
«Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны». (Н.Г. Чернышевский)
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворения. Слайд №2
Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится, Чистой водицы синица напьется – Славно сегодня звенится – поется.
Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться – Для супа не годится
- Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи - Проверьте слайд №3 - Попробуйте определить, когда пишется ца, когда – тся, а когда ться. Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова.
|
Подготовка класса к работе
- выписывают
- сверяют с доской -На конце имен существительных слышится [ца] и пишется [ца]. На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться.
|
Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки
- Ребята, посмотрите на правописание глаголов, что заметили?
- Догадались о чем сегодня на уроке пойдет речь? Тема урока появляется на интерактивной доске слайд № 4, 5 |
Выполняют задание
- глагол гордиться в одном случае написан с мягким знаком, а в другом без ться и тся - о правописании ться и тся в глаголах |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию - Как же определить –тся или –ться следует писать в конце глаголов? Слайд №6 Учебник стр.115 - Посмотрите на первую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму.
- Посмотрите на вторую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму.
- Какой вывод можете сделать? В коком случае будем писать ться , а в каком тся?
- Молодцы! Давайте сверим свои выводы с правилом в учебнике, откройте с.115
- Ребята, посмотрите еще раз на доску и обратите внимание на правописание вопросов к глаголам в группах, что заметили?
|
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
- Что делать? - начальная форма глагола
- Что делает? – 3-е лицо, ед.число.
- Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся. - зачитывают правило.
- Если в вопросе есть мягкий знак, то он есть и в глаголе, а если нет , то и в глаголе мягкого знака нет. Слайд №8
|
Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
- Итак, ребята, что нам нужно знать чтобы не ошибиться в написании слов в которых на конце слышится [ца]? - Что пишется на конце существительных? - Что пишется на конце глаголов?
1. Работа в парах: упр.1, с.101. с проверкой.
2. Работа в группах: Игра «Посели слова в домик» Слайд №9 |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм) - Часть речи. - ца - ться или тся в зависимости от формы глагола.
Эксперты проверяют Слайд №10 |
Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
|
5.Первичное закрепление
Физкультминутка |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение
- Упр.2 с.116., у доски работают 3 ученика
- Прочитайте рубрику «Давай подумаем» Как вы думаете кто из ребят прав? - Давайте определим значение слов теплица и теплиться. |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
- высказывают предположения теплица – сущ., теплиться – глагол.
. |
Регулятивные- контроль, оценка, коррекция
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует деятельность по применению новых знаний Дифференцированная работа:
1) Упр. 3 с.101 учебник выполняется письменно в парах, с проверкой
2) Работа в тетради «Пишем грамотно» с.37 № 1
|
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
|
Регулятивные - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные - самоопределение |
7. Рефлексия деятельности |
Организует рефлексию Слайд №18
- Что вы узнали сегодня на уроке? - Что повторили? - Какое задание было самым интересным? Слайд 6
Отметьте по лесенке достижений как вам работалось на уроке.
Выставление оценок.
- Домашнее задание: Уч. С. 116 , упр.4, правило
Спасибо за урок! Слайд №19, 20 - Урок окончен! |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
- На конце имен существительных слышится [ца] и пишется [ца]. На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться. -Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся.
Записывают |
Коммуникативные –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные – рефлексия Личностные - смыслообразование |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.