Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе по ФГОС
Урок 7. Тема: «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах»
Антонова Диляра Анисовна,
учитель высшей категории МБОУ «Гимназия № 3 ЗМР РТ».
Автор УМК: А.В. Перышкин Физика 7 класс. М.-Дрофа, 2016 год
Тип урока: Ознакомление с новым материалом
Цель урока: Познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах т твердых телах.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные: убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Метапредметные:
Регулятивные: Построение индивидуальной стратегии освоения физических законов окружающего мира
Познавательные: работа и разными типами информации, с учебными моделями, установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.
Предметные: Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимания смысла физических законов раскрывающих связь изученных явлений, умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, выполнять эксперимент и обрабатывать результаты измерения с помощью таблиц. Кратко и точно отвечать на вопросы
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, 2 колбы с горячей и холодной водой для проведения эксперимента, марганцовка, крупинки кофе, освежитель воздуха или апельсин
Образовательные ресурсы: презентация к уроку, индивидуальные дидактические карточки, материал для проведения опытов.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно — коммуникативные технологии
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Этапы уроков
1 этап «Организационный» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель |
Ситуативные задания |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создать позитивный настрой на урок. |
Здравствуйте. Сегодня мы с Вами продолжим работу по изучению курса физики, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. |
Слушают учителя |
Положительный настрой на учебную деятельность.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познакомить с целями и задачами урока. |
Проверка ранее усвоенных знаний. (фронтальный опрос)
|
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Учащиеся правильно отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап «Актуализация опорного материала» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторить ранее полученные знания с помощью кроссворда и определить тему урока. |
1)Броуновское движение Явление движения
взвешенных частичек Это явление есть еще одно яркое доказательство движения молекул веществ.
2)Определение темы урока с помощью кроссворда. Предлагаю вам самим определить тему урока.
Вопросы к кроссворду: 1. Прибор для измерения времени. (Секундомер) 2. Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. (Материя) 3. Наука о явлениях природы. (Физика) 4. Буквенная запись закона. (Формула) 5. Наименьшая частица вещества. (Молекула) 6. Агрегатное состояние вещества. (Газообразное) 7. Особое расположение молекул. (Строение) 8. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире. (Явление) 3)Слово учителю и запись темы урока в тетрадь. Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. На предыдущем уроке мы выдвинули гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, попытаемся узнать что-нибудь еще об этих мельчайших частицах вещества. Тема урока «Диффузия». |
Ученики, отгадывают кроссворд. |
Правильно выполнив кроссворд, у учащихся получается слово, с помощью которого формируется тема урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На основе опытов делаем выводы о явлении диффузия, о скорости ее протекания и от чего она зависит.
Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента. |
Причина диффузии?Как мы знаем, молекулы любого вещества находятся на некотором расстоянии друг от друга и беспрерывно хаотично движутся. Именно поэтому отдельные молекулы апельсина (как ни странно это звучит) хаотично перемещаясь, проникают в промежутки между молекулами воздуха, сталкиваются с ними и, таким образом, перемещаются все дальше и дальше от источника, т.е.ВЫВОД: Молекулы вещества находятся в непрерывном и беспорядочном движении
Возможна ли диффузия в жидкостях? Проведём ещё один опыт В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок марганцовки. Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин). Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему? Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах? ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ: Итак, мы уже выяснили, что скорость диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся соприкасающиеся тела – в жидком или газообразном. Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему? ВЫВОД: 1. Молекулы двигаются беспорядочно 2. Молекулы веществ перемешиваются 3. Причина диффузии в жидкостях – движение молекул 4. Процесс диффузии проходит быстрее с увеличением температуры тел. Это пример диффузии в жидкостях, который демонстрирует диффузию наглядно и показывает, что в жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах. Вспомните пример с апельсином, в котором запах достигает вас буквально через несколько секунд, и сравните с растворением марганцовки в воде, которой требуется несколько минут, чтобы окрасить всю воду.
Ну а в твердых телах диффузия происходит еще медленнее. Показ видеоролика из ЭФУПростой и доступный каждому пример – это взять два куска разноцветного пластилина и разминая их в руках, наблюдать, как смешиваются цвета. А, соответственно, без внешнего воздействия, если просто прижать два куска друг к другу, потребуются месяцы или даже годы, чтобы два цвета хоть немного перемешались, так сказать, проникли один в одного.
|
Учащиеся участвуют в обсуждении проделываемых опытах, делают выводы |
Усвоение основных понятий и полное усвоение всего материала урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап «Изучение новых знаний» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДИФФУЗИЯ – ЯВЛЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ВЗАИМНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОДНОГО ВЕЩЕСТВА МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ ДРУГОГО. Итак: · Какое явление будем наблюдать, если положить в стакан пакетик с чаем? · В каком из стаканов с горячей или холодной водой окрасится быстрее? · Почему быстрее окрасилась горячая вода? · Почему на окрашивание холодной воды требуется больше времени? Как ускорить процесс протекания диффузии?
Вывод: - Диффузия протекает и в газах, и в жидкостях, и в твёрдых телах, но с разной скоростью. - Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах. - Процесс диффузии проходит быстрее с увеличение температуры тел.
Примеры диффузии в природеПримером диффузии в природе может служить принципиально важный для жизни процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра. Однако, время от времени все равно необходимо проветривать комнату и впускать свежий воздух, насыщенный кислородом, который опять же благодаря диффузии, быстро распространяется по всему объему комнаты. |
Слушают объяснение учителя, записывают теоретический материал в тетрадь. |
По ходу занятия составление теоретического конспекта урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап «Закрепление новых знаний» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверить степень усвоения знаний с помощью теста. |
Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить задания Средний уровень: 1. В каком рассоле – горячем или холодном – быстрее засолятся огурцы? 2. Почему ткань, окрашенную недоброкачественной краской, нельзя в мокром состоянии держать в соприкосновении со светлым бельем? Достаточный уровень: 1. Почему дым от костра, поднимаясь вверх, быстро перестает быть видимым даже в безветренную погоду? 2. Будут ли распространяться запахи в герметично закрытом подвальном помещении, где совершенно нет сквозняков? Высокий уровень: 1. Открытый сосуд с эфиром уравновесили на весах и оставили в покое. Через некоторое время равновесие весов нарушилось. Почему? 2. Какое значение имеет диффузия для процессов дыхания человека и животных? |
Учащимся предлагается выполнить задания на усвоение пройденного материала |
Максимально правильное выполнение заданий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап «Домашнее задание» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Прочитать § 9, ответить на вопросы к параграфу; 2. Экспериментальное задание (описать явления диффузии, наблюдаемые дома). 3. Ответить письменно на вопрос: - Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов? (средний уровень) - Почему соленая сельдь, после того как ее оставили на некоторое время в воде, делается менее соленой? (достаточный уровень) - Почему при склеивании и паянии применяют жидкий клей и расплавленный припой? (высокий уровень)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 этап «Рефлексия» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выставление оценок - Какая тема была Вам предложена для изучения? - Какие трудности у Вас возникли? - Как бы вы оценили свои знания по изученной теме?
|
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя, высказывают свою точку зрения, задают вопросы. |
Минимальное количество возникших трудностей, полное понимание изученного материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.