Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе по ФГОС. Тема: «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах»
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе по ФГОС. Тема: «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
28.08.2018
Технологическая  карта  урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе по ФГОС. Тема: «Диффузия  в жидкостях, газах и твердых телах»
В данной работе представлена технологическая карта урока по ФГОС, рассмотрен урок физики в 7 классе по теме: «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах». В работе прописаны все этапы урока с подробным описанием: цели урока, заданий на урок, деятельности ученика и планируемых образовательных результатов.Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе по ФГОС. Тема: «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах»
ТК.doc

Технологическая  карта  урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе по ФГОС

Урок 7. Тема: «Диффузия  в жидкостях, газах и твердых телах»

Антонова Диляра Анисовна,

учитель высшей категории МБОУ «Гимназия № 3 ЗМР РТ».

Автор УМК: А.В. Перышкин  Физика 7  класс. М.-Дрофа, 2016 год

Тип урока: Ознакомление  с новым материалом 

Цель урока: Познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах т твердых телах.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Метапредметные:

Регулятивные: Построение индивидуальной стратегии освоения физических законов окружающего мира

Познавательные: работа и разными типами информации, с учебными моделями, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.

Предметные: Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимания смысла физических законов раскрывающих связь изученных явлений, умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, выполнять эксперимент  и обрабатывать результаты измерения с помощью таблиц. Кратко и точно отвечать на вопросы

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, 2 колбы с горячей и холодной водой для проведения эксперимента, марганцовка, крупинки кофе, освежитель воздуха или апельсин

Образовательные ресурсы: презентация к уроку, индивидуальные дидактические карточки, материал для проведения опытов.

Используемые  технологии: здоровьесберегающие, информационно — коммуникативные технологии

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Этапы уроков

1 этап «Организационный»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой на урок.

Здравствуйте. Сегодня мы с Вами продолжим работу по изучению курса физики, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку.

Слушают учителя

 

Положительный настрой на учебную деятельность.

 

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Познакомить с целями и задачами урока.

Проверка ранее усвоенных знаний. (фронтальный опрос)

  1. Из чего состоят вещества? Какие опыты подтверждают это?
  2. Что такое молекула? Что вы знаете о размерах молекул?

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся правильно отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания.

3 этап «Актуализация опорного материала»

Повторить ранее полученные знания с помощью кроссворда и определить тему урока.

1)Броуновское движение

Явление движения взвешенных частичек
в жидкости или газе называют броуновским движением.

Это явление есть еще одно яркое доказательство движения молекул веществ.

 

2)Определение темы урока с помощью кроссворда. Предлагаю вам самим определить тему урока.

 

 

1

 

 

 

 

д

 

 

 

 

2

 

 

 

 

и

 

3

ф

 

 

 

 

 

4

ф

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

у

 

 

6

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

и

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

1.       Прибор для измерения времени. (Секундомер)

2.       Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. (Материя)

3.       Наука о явлениях природы. (Физика)

4.       Буквенная запись закона. (Формула)

5.       Наименьшая частица вещества. (Молекула)

6.       Агрегатное состояние вещества. (Газообразное)

7.       Особое расположение молекул. (Строение)

8.       Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире. (Явление)

3)Слово учителю и запись темы урока в тетрадь.

Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. На предыдущем уроке мы выдвинули гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, попытаемся узнать что-нибудь еще об этих мельчайших частицах вещества. Тема урока «Диффузия».

 

 

 

 

 

 

 

Ученики, отгадывают кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

Правильно выполнив кроссворд, у учащихся получается слово, с помощью которого формируется тема урока.

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

На основе опытов делаем выводы о явлении диффузия, о скорости ее протекания и от чего она зависит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента.

Причина диффузии?

Как мы знаем, молекулы любого вещества находятся на некотором расстоянии друг от друга и беспрерывно хаотично движутся. Именно поэтому отдельные молекулы апельсина (как ни странно это звучит) хаотично перемещаясь, проникают в промежутки между молекулами воздуха, сталкиваются с ними и, таким образом, перемещаются все дальше и дальше от источника, т.е.

ВЫВОД: Молекулы вещества находятся в непрерывном и беспорядочном движении

 

Возможна ли диффузия в жидкостях?

Проведём ещё один опыт

В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок марганцовки. Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин).

Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему?

Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах?

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Итак, мы уже выяснили, что скорость диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся соприкасающиеся тела – в жидком или газообразном. Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему?

ВЫВОД:

1. Молекулы двигаются беспорядочно

2. Молекулы веществ перемешиваются

3. Причина диффузии в жидкостях – движение молекул

4. Процесс диффузии проходит быстрее с увеличением температуры тел.

Это пример диффузии в жидкостях, который демонстрирует диффузию наглядно и показывает, что в жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах.

Вспомните пример с апельсином, в котором запах достигает вас буквально через несколько секунд, и сравните с растворением марганцовки в воде, которой требуется несколько минут, чтобы окрасить всю воду.

 

Ну а в твердых телах диффузия происходит еще медленнее.

Показ видеоролика из ЭФУ

Простой и доступный каждому пример – это взять два куска разноцветного пластилина и разминая их в руках, наблюдать, как смешиваются цвета. А, соответственно, без внешнего воздействия, если просто прижать два куска друг к другу, потребуются месяцы или даже годы, чтобы два цвета хоть немного перемешались, так сказать, проникли один в одного.

 

 

 

Учащиеся участвуют   в обсуждении проделываемых опытах, делают выводы

Усвоение основных понятий и полное усвоение всего материала урока.

5 этап «Изучение новых знаний»

ДИФФУЗИЯ – ЯВЛЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ВЗАИМНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОДНОГО ВЕЩЕСТВА МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ ДРУГОГО.

Итак:

·         Какое явление будем наблюдать, если положить в стакан пакетик с чаем?

·         В каком из стаканов с горячей или холодной водой окрасится быстрее?

·         Почему быстрее окрасилась горячая вода?

·         Почему на окрашивание холодной воды требуется больше времени?

Как ускорить процесс протекания диффузии?

 

Вывод:

- Диффузия протекает и в газах, и в жидкостях, и в твёрдых телах, но с разной скоростью.

- Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах.

- Процесс диффузии проходит быстрее с увеличение температуры тел.

 

Примеры диффузии в природе

Примером диффузии в природе может служить принципиально важный для жизни процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра.

Однако, время от времени все равно необходимо проветривать комнату и впускать свежий воздух, насыщенный кислородом, который опять же благодаря диффузии, быстро распространяется по всему объему комнаты.

Слушают объяснение учителя, записывают теоретический материал в тетрадь.

По ходу занятия составление теоретического конспекта урока.

6 этап «Закрепление новых знаний»

Проверить степень усвоения знаний с помощью теста.

Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить задания

Средний уровень:

1. В каком рассоле – горячем или холодном – быстрее засолятся огурцы?

2. Почему ткань, окрашенную недоброкачественной краской, нельзя в мокром состоянии держать в соприкосновении со светлым бельем?

Достаточный уровень:

1. Почему дым от костра, поднимаясь вверх, быстро перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

2. Будут ли распространяться запахи в герметично закрытом подвальном помещении, где совершенно нет сквозняков?

Высокий уровень:

1. Открытый сосуд с эфиром уравновесили на весах и оставили в покое. Через некоторое время равновесие весов нарушилось. Почему?

2. Какое значение имеет диффузия для процессов дыхания человека и животных?

Учащимся предлагается выполнить задания на усвоение пройденного материала

Максимально правильное выполнение заданий.

7 этап «Домашнее задание»

1. Прочитать  § 9, ответить на вопросы к параграфу;

2. Экспериментальное задание (описать явления диффузии, наблюдаемые дома).

3. Ответить письменно на вопрос:

- Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов? (средний уровень)

- Почему соленая сельдь, после того как ее оставили на некоторое время в воде, делается менее соленой? (достаточный уровень)

- Почему при склеивании и паянии применяют жидкий клей и расплавленный припой? (высокий уровень)

 

8 этап «Рефлексия»

 

Выставление оценок

- Какая тема была Вам предложена для изучения?

- Какие трудности у Вас возникли?

- Как бы вы оценили свои знания по изученной теме?

 

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя, высказывают свою точку зрения, задают вопросы.

Минимальное количество возникших трудностей, полное понимание изученного материала.

 


Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе по

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе по

Этапы уроков 1 этап «Организационный»

Этапы уроков 1 этап «Организационный»

Вопросы к кроссворду: 1.

Вопросы к кроссворду: 1.

Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента

Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента

Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента

Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента

Закрепление новых знаний»

Закрепление новых знаний»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2018