Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
28.04.2017
Урок закрепления новых знаний и выработки умений, целью которого является создание условий для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием. На уроке проводится фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, вводятся новые понятия: толковый словарь, орфографический словарь, этимологический словарь. Детям предлагаются разнообразные интересные виды работы.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.docx
Технологическая карта урока
по учебному предмету «Русский язык» во 2ом классе на тему:
"Непроверяемые написания. Обучение
пользованию словарем. Когда командует
словарь"
Тип урока: открытие нового знания
Разработала: Черепнина Галина Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ «Костровская СОШ» Тема урока
Тип урока
Цель
Планируемый
результат
"Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ
Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с
непроверяемым написанием.
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
продолжить освоение понятия
“непроверяемая орфограмма”
работать над разграничением
проверяемого и непроверяемого
написания
совершенствовать умения
пользоваться орфографическим
словарем
познакомить с этимологическим
словарем
прививать любовь к родному языку,
воспитывать ответственность и
чувство собственного достоинства
осознание языка как основного средства
Личностные:
человеческого общения;
положительное отношение к изучению русского
языка, понимание его богатства, признание себя
носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная
устная и письменная речь – это показатели
культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком,
зарождение элементов сознательного отношения к
своей речи.
Регулятивные:
Метапредметные
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
действовать по плану и планировать свои учебные
действия; контролировать процесс и результаты
деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать
способы их преодоления.
Познавательные:
искать, получать и использовать информацию:
осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию,
соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
фиксировать информацию разными способами;
понимать информацию, представленную в разных
формах: изобразительной, схематичной, модельной;
пользоваться различными словарями, справочниками,
имеющимися в учебнике; находить в них нужные
сведения;
выполнять логические действия с языковым
материалом: анализ, синтез, сравнение,
классификацию, обобщение;
подводить под понятие, доказывать, делать выводы.
Коммуникативные:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо,
чтение) как способ устного и письменного общения
людей;
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, культуры
речи;
понимать зависимость характера речи от ситуации
общения, стараться строить свои диалогические и
монологические высказывания, выбирая для них Основные понятия Орфограмма, слово, предложение, текст, толковый словарь, орфографический словарь, этимологический
словарь.
средства языка с учётом этой ситуации и конкретных
речевых задач
Межпредметные
связи
Ресурсы:
основные
дополнительные
Организация
пространства
Русский язык – развитие речи – литературное чтение – история
М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Русский
язык. « К тайнам нашего языка» 2 часть. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2015 г.
М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 2
класс 2 часть. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015 г.
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Когда командует словарь».
Карточки с заданием для работы в парах.
Карточки «Рефлексия урока».
Словари.
Памятки.
План отчета.
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
ХОД УРОКА
Мотивация к
учебной
деятельности
(2 3 минуты)
Включение в деловой ритм
Устное сообщение учителя
Готовятся к работе
Формируемые
универсальные учебные действия
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками.
Приветствие учащихся, организация внимания.
Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Я скучал!
Ты пришёл! Хорошо!
Посмотрите ещё раз друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт
вам радость общения.
Пожелаем друг другу удачи. (Дети делают хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).
Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня
постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
Подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке? (Ранее изученный материал и внимание). Слайд 2.
Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Откройте тетради, положите их правильно.
Запишите число.
Классная работа.
знаний и выявление
индивидуальных
Актуализация
затруднений
(2 3 минуты)
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные
недостатки.
Выполняют задание,
тренирующие отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслительные
операции (устные и
письменные), учебные
навыки
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками.
Познавательные: логические –
анализ объектов с целью выявления
признаков.
Регулятивные: контроль,
коррекция, оценка, прогнозирование,
целеполагание
На доске карточки со словами: Слайд 3. весна
солнце
вода
чувство
травка
береза
снег
У. Прочитайте слова и скажите, по какому признаку можно данные слова разделить на три группы?
Д. По орфограммам: сначала слова с безударным гласным в корне слова, затем с непроизносимым согласным, а потом с
парным по звонкости глухости
весна
вода
береза
солнце
чувство
травка
снег
У. Обозначьте орфограммы.
На доске: Слайд 3.
У. А по какому признаку можно эти слова разделить на две группы?
Д. С проверяемым написанием и “словарные” Слайд 4.
На доске: весна чувство
вода
солнце
травка
снег
береза
У. В первом столбике слова с проверяемым написанием. Как назвать слова во втором столбике?
Д. Слова с непроверяемым написанием.
У. Как обозначить орфограмму? Д. Подчеркнуть тремя черточками.
Постановка
учебной
задачи.Диалогический
вариант объяснения
нового. Мотивация
темы и задач урока.
(57 минут)
Анализирует знания учащихся.
Создает проблемную
ситуацию.
Ставят цели, выявляют
место и причины
затруднения.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка
вопросов.
Познавательные: общеучебные –
самостоятельное выделение,
формулирование цели;
логические – формулирование
проблемы.
У. Как поступить, если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу?
Д. Спросить у взрослого, обратиться к словарю.
1) У. Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике, с. 80 в красной рамочке.
Вывод:
Д. Если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу, нужно обратиться к орфографическому словарю.
Слайд 5.
У. Кто сформулирует тему урока? Д. Тема урока: Когда командует словарь.
У. Верно.
Когда командует – мы выяснили.
Как он командует узнаем сегодня на уроке. (Моделирование: табличка – Как командует словарь?)
Построение
проекта выхода из
затруднения(цель,
тема, способ, план,
средство)
Организует деятельность
учащихся по исследованию
проблемной ситуации.
Составляют план
достижения цели и
определяют средства
(алгоритм, модель и т.д.)
(3 4 минуты)
От происхождения слова к запоминанию правильного написания
Регулятивные: планирование,
прогнозирование.
Коммуникативные:
сотрудничество в поиске и выборе
информации.
Познавательные: моделирование;
логические – формулирование
лексическое значения слова;
знакомство с необходимыми для
этого терминами: видовое понятие,
родовое понятие, существенные
признаки предметов; решение
проблемы, построение логической
цепи рассуждений, доказательство,
выдвижение гипотез и их
обоснование. Работа с загадкой: Слайд 6.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
«Логическая пятиминутка»
Д. Береза
I этап (уровень представлений)
У: Скажите, что такое береза?
II этап (понятийный уровень)
У: Подберите родовое понятие к слову береза.
Д: Береза – это дерево.
У: Верно, но ель, сосна тоже деревья. Чем они отличаются?
Д: Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.
У: Теперь сформулируйте уточненное родовое понятие к слову береза?
Д: Береза – это лиственное дерево.
У: Назовите его существенные признаки.
Д: У березы белая кора и листья в виде сердечка.
У: Что же обозначает слово береза?
Д: Береза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка. Верно ли мы определили понятие слова береза? Чтобы проверить это, мы можем обратиться к словарям.
Вы знаете, кто создаёт словари? Словари создают учёные – лингвисты, которые знают о русском языке почти всё. С
одним из таких учёных я вас сейчас познакомлю. Слайд 7.
Владимир Иванович Даль – русский учёный и писатель. Жил в 19 веке. Прославился как автор «Толкового словаря
живого великорусского языка», в котором объяснил значения многих слов. Учёные и сейчас обращаются к страницам
этого словаря.
(Моделирование: таблички – виды словарей – толковый – объясняет значения слов )
Что же обозначает слово «берёза»? СМОТРЮ В СЛОВАРЕ («Береза лиственное дерево с белой корой и с
сердцевидными листьями»)
Запишем его по памятке №1
1.Произношу слово «берёза», как говорю, послушаю себя и определю в слове орфограмму – [б’ и р’ о з а]
2. Ударный второй слог. Звук – [и] стоит в слабой позиции.
3. Проверяю написание этого слова по орфографическому словарю. (РАБОТА С орфографическим СЛОВАРЕМ)
(Моделирование: таблички – орфографический – указывает, как правильно написать слово)
4.Пишу, диктуя себе. Береза
5.Проверяю, верно, ли записал, делаю пометы ударный второй слог, безударная непроверяемая гласная – е.
Берёза
У. Дети, прочитать исторические справки можно в этимологическом словаре. Слайд 8. (Моделирование: таблички – этимологический – рассказывает о происхождении слов)
В этимологическом словаре написано:
«Название свое дерево получило по цвету коры».
У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер
образовалось сначала слово «берза», а потом «береза».
Кстати, название коры березы – бересты – связано с тем же корнем – «бер».
Значит, в слове «береза» в первом слоге пишется гласная е, потому что слово произошло от древнеславянского бер!
Так легче запомнить написание слова.
Первичное
закрепление
Устанавливает осознанность
восприятия. Первичное
обобщение.
Выполняют задания с
объяснением
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция.
Коммуникативные: управление
поведением партнёра – контроль,
оценка действий партнера.
Познавательные: общеучебные –
умение структурировать знания,
выбор наиболее эффективных
способов решения задач, умение
осознанно и произвольно строить
речевое высказывание, рефлексия
способов и условий действия.
У. Можно ли происхождение слова считать одним из способов проверки?
Д. Нет. “Исторические” слова нельзя называть проверочными. Вывод: Происхождение слова не является проверочным, но помогает запомнить написание слова с непроверяемым
написанием. Может служить подсказкой.
ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ
А теперь выполним упр. 452. Прочитайте задание.
Как она называется? Слайд 9
Кто её автор?
А строки, которые пропущены, вспомните? (задание читает ученик)
А хотите услышать, как эти строки читал сам автор? (Звучит фонограмма)
Работа у доски.
Выпишем все названия предметов, у которых в корнях есть безударные гласные, не теряя предлоги.
Какое первое слово? Медведи запишет это слово … (комментирует, ставит ударение. Подчеркивает орфограммы)
Можно подобрать проверочное слово? Нет.
Почему? Непроверяемая орфограмма.
Что нужно сделать? Запомнить.
Слова на велосипеде, на собаке, на кобыле, в автомобиле, в трамвайчике пишут у доски, комментируя вслух.
Какие из этих слов нам знакомы?
Какие слова встретились впервые? На велосипеде, в автомобиле, в трамвайчике.
Да, эти слова для нас новые, и написание их нужно запомнить.
Посмотрим, не пригодятся ли нам подсказки внука К.И Чуковского. Работа в тетради на печатной основе: упр.453.
Помогли ли нам подсказки? (ХЛОПОК).
Давайте наш вывод сравним с выводом ученых (чтение вывода на стр. 82)
Согласны вы с учеными? (ХЛОПОК).
Самостоятельная
эталону
работа с
самопроверкой по
Физкультминутка для глаз Слайды 1012
Организует деятельность по
применению новых знаний
Самостоятельная
работа.осуществляют
самопроверку, пошагово
сравнивая с эталоном.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и осознание
того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Самостоятельная работа. Упражнение. № 454
Прочитайте задание к упражнению.
Выполните работу.
Проверка работы по эталону словарю. Слайд 13.
Вывод: Иногда знание происхождения слова является подсказкой при написании “словарного” слова.
Включение в
систему знаний
Организует выполнение
творческого задания
Выполняют в парах
творческое задание,
обсуждают, советуются,
отстаивают свое мнение.
Регулятивные:саморегуляция,
контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные –
выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение
осознанно и произвольно строить
речевое высказывание;
самостоятельное создание способов
решение проблем творческого
характера.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли, владение
монологической и диалогической
формами речи.
Работа со словарем, в парах. Слайд 14
1) Прочитайте задание к упражнению № 456 до рамочки
Прочитайте слова
Прочитайте первое задание
2) Инструктаж:
Работаем в парах.
У вас на парте рабочий лист со словами, памятка “ Как пользоваться словарем” и план отчета. (Задание выполняют
на листах)
Договоритесь, кто с какой буквой ищет слово в словаре, при записи слова пользуйтесь памяткой №1, проговариваете
друг другу. 3) Отчет о работе:
Д. 1. Мы работали со словом .рбу з/с.
2. Мы определили:
1) проверяемая орфограмма: парный согласный по звонкости /глухости в корне слова
проверочное слово арбузы
2) непроверяемая орфограмма: безударный гласный в корне слова, чтобы выбрать правильную букву, мы обратились к
словарю
3) Работали по памятке “Как пользоваться орфографическим словарем?”
Я искал данное слово с буквой “а”, а Маша с буквой “о”.
Мне повезло, я нашел слово АРБУЗ. Мы вписали букву “а, прочитали слово, еще раз сверили со словарем.
4) Записали 1 слово АРБУЗ в тетрадь. Подчеркнули орфограммы. Слайд 15
Рефлексия
деятельности
Организует рефлексию
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят
цель и результаты, степень
их соответствия.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные:смыслообразование. Итог урока.
– Какие новые знания мы с вами открывали? Открывали, как правильно выбрать непроверяемую безударную
гласную в слове.
– Удалось ли нам ответить на вопрос: Как командует словарь? (Ответы детей с опорой на модель)
У. Когда возникает необходимость обратиться к словарю?
Д. Когда в слове непроверяемая орфограмма.
У. Командует какой словарь?
Д. Орфографический.
У. Подсказывает? Помогает запомнить?
Д. Этимологический словарь.
Домашнее задание (по выбору) Слайд 16.
Поделиться своим опытом запоминания “словарных” слов.
Узнать у родителей, как они заучивали слова с непроверяемым написанием.
Написать несколько слов с непроверяемым написанием, объяснить их происхождение, объяснить, как легче их
запомнить. Приготовьте сигнальные карточки и оцените свою работу на уроке.
Молодцы! Хорошо потрудились. Спасибо за урок. Слайд 17.
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.