Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
28.04.2017
Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Урок закрепления новых знаний и выработки умений, целью которого является создание условий для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием. На уроке проводится фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, вводятся новые понятия: толковый словарь, орфографический словарь, этимологический словарь. Детям предлагаются разнообразные интересные виды работы.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.docx
Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2­ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь" Тип урока: открытие нового знания Разработала: Черепнина  Галина  Анатольевна,  учитель начальных классов МБОУ «Костровская СОШ» Тема урока Тип урока Цель Планируемый     результат "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь" Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с  непроверяемым написанием. Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)  продолжить освоение понятия  “непроверяемая орфограмма”  работать над разграничением  проверяемого и непроверяемого  написания  совершенствовать умения  пользоваться орфографическим  словарем  познакомить с этимологическим  словарем  прививать любовь к родному языку,  воспитывать ответственность и  чувство собственного достоинства  осознание языка как основного средства  Личностные: человеческого общения;   положительное отношение к изучению русского  языка, понимание его богатства, признание себя  носителем этого языка;  принятие мысли о том, что правильная, точная  устная и письменная речь – это показатели  культуры человека;   появление желания умело пользоваться языком,  зарождение элементов сознательного отношения к  своей речи. Регулятивные: Метапредметные  понимать, принимать и сохранять учебную задачу;   действовать по плану и планировать свои учебные  действия; контролировать процесс и результаты  деятельности, вносить коррективы;   адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать  способы их преодоления. Познавательные:  искать, получать и использовать информацию:  осознавать познавательную задачу;  читать и слушать, извлекая нужную информацию,  соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;   фиксировать информацию разными способами;  понимать информацию, представленную в разных  формах: изобразительной, схематичной, модельной;   пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные  сведения;  выполнять логические действия с языковым  материалом: анализ, синтез, сравнение,  классификацию, обобщение;   подводить под понятие, доказывать, делать выводы. Коммуникативные:  осознавать речь (говорение, слушание, письмо,  чтение) как способ устного и письменного общения  людей;   участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя  принятые правила речевого поведения, культуры  речи;  понимать зависимость характера речи от ситуации  общения, стараться строить свои диалогические и  монологические высказывания, выбирая для них Основные понятия Орфограмма, слово, предложение, текст, толковый словарь, орфографический словарь, этимологический  словарь. средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач Межпредметные связи Ресурсы: ­ основные ­дополнительные Организация  пространства Русский язык – развитие речи – литературное чтение – история  М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Русский  язык. « К тайнам нашего языка»  2 часть. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2015 г. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 2  класс  2 часть. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015 г. Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Когда  командует  словарь».  Карточки с заданием для работы в парах. Карточки «Рефлексия урока». Словари. Памятки. План отчета. Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников ХОД УРОКА Мотивация к учебной деятельности (2 ­ 3 минуты) Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя Готовятся к работе                 Формируемые универсальные учебные действия Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Приветствие учащихся, организация  внимания.  Здравствуй, друг!  Как ты тут?  Я скучал!  Ты пришёл! Хорошо!  Посмотрите ещё раз друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт  вам радость общения.  ­ Пожелаем  друг  другу  удачи. (Дети делают  хлопки  в  ладони  друг другу  с  соседом  по  парте).  ­Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык  интересен, красив и сложен. Вот и сегодня  постараемся помочь друг другу сделать новые  интересные открытия. ­ Подумайте, что  вам   пригодится  для  успешной  работы  на  уроке? (Ранее изученный материал и внимание). Слайд 2. ­ Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. ­ Откройте тетради, положите их правильно. Запишите число. Классная работа. знаний  и выявление индивидуальных Актуализация затруднений (2 ­ 3 минуты) Выявляет уровень знаний.  Определяет типичные  недостатки. Выполняют задание,  тренирующие отдельные  способности к учебной  деятельности, мыслительные операции (устные и  письменные), учебные  навыки  Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: логические –  анализ объектов с целью выявления  признаков. Регулятивные: контроль,  коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание На доске карточки со словами: Слайд 3. весна солнце вода чувство травка  береза снег У. ­ Прочитайте слова и скажите, по какому признаку можно данные слова разделить на три группы? Д. ­ По орфограммам: сначала слова с безударным гласным в корне слова, затем с непроизносимым согласным, а потом с  парным по звонкости ­ глухости весна вода береза солнце чувство травка снег У. Обозначьте орфограммы. На доске:   Слайд 3. У. ­ А по какому признаку можно эти слова разделить на две группы? Д. ­ С  проверяемым  написанием   и “словарные” Слайд 4. На доске:   весна       чувство                                       вода                     солнце                    травка                    снег      береза У. ­ В первом столбике слова с проверяемым написанием.  Как назвать слова во втором столбике? Д. Слова с  непроверяемым  написанием. У. Как обозначить орфограмму? Д. Подчеркнуть тремя черточками. Постановка учебной задачи.Диалогический вариант объяснения нового. Мотивация темы и задач урока. (5­7 минут) Анализирует знания учащихся. Создает проблемную  ситуацию. Ставят цели, выявляют  место и причины  затруднения. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка  вопросов. Познавательные: общеучебные –  самостоятельное выделение,   формулирование цели; логические –  формулирование  проблемы. У. ­Как поступить, если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу? Д. ­ Спросить у взрослого, обратиться к словарю. 1) У. ­ Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике, с. 80 в красной рамочке. Вывод:  Д. Если  написание  слова нельзя узнать,  действуя  по  правилу, нужно  обратиться к  орфографическому словарю. Слайд 5. У. Кто сформулирует тему урока? Д. Тема урока: Когда командует словарь. У. Верно. ­ Когда командует – мы выяснили. ­ Как он  командует ­ узнаем сегодня на уроке.   (Моделирование: табличка – Как командует словарь?) Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, способ, план, средство) Организует деятельность  учащихся по исследованию  проблемной ситуации. Составляют план  достижения цели и  определяют средства  (алгоритм, модель и т.д.)  (3 ­ 4 минуты)   От происхождения слова ­ к запоминанию правильного написания Регулятивные: планирование,  прогнозирование. Коммуникативные:  сотрудничество в поиске и выборе  информации. Познавательные: моделирование; логические – формулирование    лексическое   значения   слова;  знакомство  с необходимыми для  этого терминами: видовое понятие,  родовое понятие,        существенные  признаки предметов; решение  проблемы, построение логической  цепи рассуждений, доказательство,  выдвижение гипотез и их  обоснование. Работа с загадкой:  Слайд 6.    Русская красавица стоит на поляне,    В зеленой кофточке, в белом сарафане.  «Логическая пятиминутка»    Д. Береза I этап (уровень представлений)  У: Скажите, что такое береза?  II этап (понятийный уровень)  У: Подберите родовое понятие к слову береза.  Д: Береза – это дерево.  У: Верно, но ель, сосна тоже деревья. Чем они отличаются?  Д: Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.  У: Теперь сформулируйте уточненное родовое понятие к слову береза?  Д: Береза – это лиственное дерево.  У: Назовите его существенные признаки.  Д: У березы белая кора и листья в виде сердечка.  У: Что же обозначает слово береза?  Д: Береза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка. ­ Верно ли  мы  определили  понятие слова береза? Чтобы проверить  это, мы можем обратиться к словарям.  ­Вы знаете, кто создаёт словари? Словари создают учёные – лингвисты, которые знают о русском языке почти всё. С  одним  из  таких учёных  я  вас сейчас познакомлю. Слайд 7. ­Владимир Иванович Даль – русский учёный и писатель. Жил в 19 веке. Прославился как автор «Толкового  словаря   живого великорусского  языка», в котором объяснил значения многих слов. Учёные и сейчас обращаются к страницам  этого словаря.   (Моделирование: таблички – виды словарей – толковый – объясняет значения слов )     ­Что   же   обозначает   слово   «берёза»?    СМОТРЮ   В   СЛОВАРЕ  («Береза   ­   лиственное   дерево   с   белой   корой   и   с сердцевидными листьями») Запишем его по памятке №1 1.Произношу слово «берёза», как говорю, послушаю себя и определю в слове орфограмму – [б’ и р’ о з а]        2. Ударный второй слог. Звук – [и] стоит в слабой позиции.        3. Проверяю написание этого слова по орфографическому словарю. (РАБОТА  С орфографическим  СЛОВАРЕМ)           (Моделирование: таблички  – орфографический – указывает, как правильно написать слово)    4.Пишу, диктуя себе. ­ Береза   5.Проверяю, верно, ли записал, делаю пометы ­ ударный второй слог, безударная непроверяемая гласная – е.                               Берёза ­ У. Дети, прочитать исторические справки можно в этимологическом словаре. Слайд 8. (Моделирование: таблички  –  этимологический  –  рассказывает о происхождении слов) В этимологическом словаре написано:  «Название свое дерево получило по цвету коры». У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер  образовалось сначала слово «берза», а потом «береза».  Кстати, название коры березы – бересты – связано с тем же корнем – «бер».           Значит, в слове «береза» в первом слоге пишется гласная е, потому что слово произошло от древнеславянского бер!  Так  легче  запомнить  написание  слова. Первичное закрепление Устанавливает осознанность  восприятия. Первичное  обобщение. Выполняют задания с  объяснением Регулятивные: контроль, оценка,  коррекция. Коммуникативные: управление  поведением партнёра – контроль,  оценка действий партнера. Познавательные:  общеучебные –  умение структурировать знания,  выбор наиболее эффективных  способов решения задач, умение  осознанно и произвольно строить  речевое высказывание, рефлексия  способов и условий действия. У. ­Можно ли происхождение слова считать одним из способов проверки? Д. Нет. “Исторические” слова нельзя называть проверочными. Вывод: Происхождение слова не является проверочным, но помогает запомнить написание слова с непроверяемым написанием. Может служить подсказкой. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ­А теперь выполним упр. 452. Прочитайте задание. ­ Как она называется?  Слайд 9 ­ Кто её автор? ­А строки, которые пропущены,  вспомните? (задание читает ученик) ­ А хотите услышать, как  эти строки читал сам автор? (Звучит  фонограмма)  Работа у доски. ­ Выпишем все названия предметов, у которых в корнях есть безударные гласные, не теряя предлоги. ­ Какое первое слово? Медведи запишет это слово … (комментирует, ставит ударение. Подчеркивает орфограммы)  ­ Можно подобрать проверочное слово? Нет.  ­ Почему? Непроверяемая орфограмма. ­ Что нужно сделать? Запомнить. ­ Слова на велосипеде, на собаке, на кобыле, в автомобиле, в трамвайчике пишут у доски,  комментируя  вслух. ­ Какие из этих слов нам знакомы? ­ Какие слова встретились впервые? На велосипеде, в автомобиле, в трамвайчике. ­ Да, эти слова для нас новые, и написание их нужно запомнить.  ­ Посмотрим, не пригодятся ли нам подсказки внука К.И Чуковского. Работа в тетради на печатной  основе: упр.453. ­Помогли ли нам подсказки?  (ХЛОПОК). ­ Давайте  наш  вывод  сравним  с выводом  ученых (чтение вывода на стр. 82) ­ Согласны вы с учеными? (ХЛОПОК). Самостоятельная эталону работа  с самопроверкой по Физкультминутка для глаз Слайды 10­12 Организует деятельность по  применению новых знаний Самостоятельная  работа.осуществляют  самопроверку, пошагово  сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль,  коррекция, выделение и осознание  того, что уже усвоено и что еще  подлежит усвоению, осознание  качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение.  Самостоятельная работа. Упражнение. № 454 ­ Прочитайте задание к упражнению. ­ Выполните работу. ­ Проверка работы по эталону ­ словарю. Слайд 13. Вывод: Иногда знание происхождения слова является подсказкой при написании “словарного” слова. Включение в  систему знаний Организует выполнение  творческого задания Выполняют в парах  творческое задание,  обсуждают, советуются,  отстаивают свое мнение. Регулятивные:саморегуляция,  контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные –  выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение  осознанно и произвольно строить  речевое высказывание;  самостоятельное создание способов решение проблем творческого  характера. Коммуникативные: умение с  достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, владение  монологической и диалогической  формами речи.  Работа со словарем, в парах. Слайд 14 1) ­ Прочитайте задание к упражнению № 456 до рамочки ­ Прочитайте слова ­ Прочитайте первое задание 2) Инструктаж: ­ Работаем в парах. ­ У вас на парте рабочий лист со словами, памятка “ Как пользоваться словарем” и план отчета. (Задание выполняют на листах) ­ Договоритесь, кто с какой буквой  ищет слово в словаре, при записи слова пользуйтесь памяткой №1, проговариваете друг другу. 3) Отчет о работе: Д. 1. Мы работали со словом    .рбу з/с. 2. Мы определили: 1) проверяемая орфограмма: парный согласный по звонкости /глухости в корне слова проверочное слово ­ арбузы 2) непроверяемая орфограмма: безударный гласный в корне  слова, чтобы выбрать правильную букву, мы обратились к словарю  3) Работали по памятке “Как пользоваться орфографическим словарем?” Я искал данное слово с буквой “а”, а Маша с буквой “о”. Мне повезло, я нашел слово АРБУЗ. Мы вписали букву “а, прочитали слово, еще раз сверили со словарем. 4) Записали 1 слово АРБУЗ в тетрадь. Подчеркнули орфограммы. Слайд 15 Рефлексия деятельности Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной  деятельности, соотносят  цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные:смыслообразование. Итог урока. – Какие новые знания мы с вами открывали?   Открывали, как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове. – Удалось ли нам ответить на вопрос: Как командует  словарь?  (Ответы детей с опорой на модель) У. Когда возникает необходимость обратиться к словарю? Д. ­ Когда в слове непроверяемая орфограмма. У. ­ Командует какой словарь?  Д. Орфографический. У. ­ Подсказывает? Помогает запомнить?  Д. Этимологический словарь. Домашнее задание (по выбору) Слайд 16.  Поделиться своим опытом запоминания “словарных” слов.  Узнать у родителей, как они заучивали слова с непроверяемым написанием.  Написать несколько слов с непроверяемым  написанием, объяснить  их происхождение, объяснить,   как  легче  их запомнить. ­ Приготовьте сигнальные карточки и  оцените  свою работу на уроке. ­ Молодцы! Хорошо потрудились. Спасибо за урок. Слайд 17.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему: "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"

Технологическая карта  урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему:  "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. Когда командует словарь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017