Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Оценка 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.04.2017
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний Цель деятельности учителя: познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении упот¬реблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омо¬нимов в художественных текстах Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и много¬значными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толко¬вом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре;уметь употреблять омонимы в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных ка¬честв личности; его значения в процессе получения школьного образования Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная Основные понятия: омонимы, многозначные слова
Технологическая карта. Омонимы. Русский язык 5 кл..docx
Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Омонимы Класс: 5 Учитель:Макаренко О.П. Дата проведения:___________________ Тип урока: урок открытия новых знаний Цель деятельности учителя:  познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом   значении   употреблено   многозначное   слово,   находить   в   толковом   словаре   многозначные   слова,   омонимы;   показать   роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах Планируемые образовательные результаты Предметные  (объем освоения и уровень владения компетенциями):  знать  понятие «омонимы», различия между омонимами и много­ значными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре;уметь употреблять омонимы в речи.  Метапредметные  (компоненты   культурно­компетентностного   опыта/приобретенная   компетентность):   овладение   приемами   отбора   и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная Основные понятия: омонимы, многозначные слова Этап урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Организационная структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения (универсальные учебные действия) 1.  Мотивация   (са­ моопределение)   к учебной   деятель­ ности Эмоциональная, психологическая   и мотивационная подготовка учащихся усвоению чаемого материала к изу­     2.   Актуализация   и пробное   учебное действие Воспроизведение ранее   изученного, установление преемственных связей   прежних   и новых   знаний   и применение   их   в новых   ситуациях. Беседа   по   тексту, В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . Мать­Земля, скажи мне, Как правильно землю назвать: Земля дорогая? Земля золотая? Нет, лучше, наверно, сказать ей: «Родная!  Земля ­ наша милая, добрая мать!» Так ласковей будет звучать и вернее. Ведь все, что мы любим, ­ все создано ею – И горы, и реки, и лес, и цветы, И осень, и лето, и дождик, и ты... Я. Абидов 0 чем это стихотворение? Назовите его тему. Какова его главная мысль? 1 Выпишите   из   толкового   словаря   все значения слова «земля».  2 (Земля   –   Планета.   Суша   (в   отличие   от водного или воздушного пространства). 1 Почва, фунт. Страна, государство.) 3О   какой   «земле»   говорится   в стихотворении?  (Родина, все то, что мы любим.) Дополните словарную статью в тетради   Слушают учителя, участвуют   в   диалоге   с учителем. Размещают учеб­ ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку   Отвечают   на   вопросы.   Выписывают значения слова   из   толкового словаря Познавательные: осознают познавательную задачу.   учебно­ Регулятивные:  планируют необходимые   действия, операции.     в Коммуникативные: рабо­ тают группе (обмениваются   мнениями, учатся   понимать  позицию партнера,   в   том   числе   и отличную от своей   Познавательные: осуществляют для решения   учебных   задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­ фикации,   устанавливают причинно­следственные связи.   Регулятивные: принимают работа с толковым словарем   3. Выявление места   и   причины затруднения Беседа. ющая игра   Обуча­ Обдумывают   ответы   на вопросы   и   осознают,   что знаний   недостаточно   для полных ответов Создает   проблемную   ситуацию,   в   которой учащиеся   обнаруживают   недостаток   своих знаний   и   желание   активно   преодолевать возникающие   противоречия   в   процессе учебной   деятельности   (самостоятельно   или при незначительной помощи учителя) Итак, слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»? И г р а  «Кто больше?» (2 варианта) Составьте как можно больше словосочетаний с   указанным   словом   в   разных   значениях. Устно объясните каждое значение.  На доске: Кто (что) может быть: I вариант                      II вариант  дорогим?                          добрым? М а т е р и а л   д л я   с п р а в о к : Мех,   время,   человек,   совет,   весть,   день, память. Докажите,   что   это   многозначные   слова. Назовите прямое и переносное значение. и   сохраняют   учебную задачу.  Коммуникативные: задают   вопросы,   отвечают на вопросы других Личностные:  осознают свои   трудности   и стремятся их преодолению;   проявляют способность к самооценке своих   действий,   по­ ступков. к     Познавательные: устанавливают   причинно­ следственные связи, делают выводы.    Регулятивные:  осознают недостаточность   своих знаний. Коммуникативные: задают   вопросы   с   целью получения   необходимой для   решения   проблемы информации Какие же слова называются многозначными? (Слова,   имеющие   несколько   лексических значений.   Многозначное   слово   называет разные   предметы,   признаки,   действия,   в чем­либо сходные между собой.) Как   строится   словарная   статья   в   толковом словаре?  (Заглавное значение в статье под цифрой   1,   переносное   значение   под   ос­ тальными.) Организует   и   сопровождает   совместную деятельность обучающихся Формулирует   цель   учебной   деятельности вместе   с   учащимися,   принимающими   ее   на себя. 1А теперь отгадайте загадки. Право, я прическа ­ чудо! Заплести меня не худо. (Коса.) На лугу с шипеньем острым  Управляюсь с сенокосом. (Коса.) В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской. (Коса.) ­ Похожи ли предметы, которые вы отгадали? 2 ­   Чем   похожи   их   названия?  (Одинаково пишутся и произносятся.) Физкультминутка Раскрытие   сущ­ ности   новых   по­ нятий,   усвоение новых   способов учебной   и   умст­ венной   деятель­ ности   учащихся. Эвристическая беседа. ление   рассказов, менная работа   Состав­ связных   пись­ 4.Целеполагание  и   построение   про­ екта   выхода   из затруднения   Творческая 5. практическая деятельность   по реализации построения проекта Выполняют   элементарные физические упражнения осознают Личностные:  необходимость   заботы   о здоровье     Отвечают   на   вопросы, задания. выполняют Формулируют цель учебной   деятельности   в диалоге   с   учителем; высказывают   собственные мысли, обосновывают свою   точку   зрения.   В с сотрудничестве учителем и одноклассниками   делают выводы           Личностные:  осознают свои   возможности   в учении; способны адекватно   рассуждать   о причинах   своего   успеха или   неуспеха   в   учении, связывая   успехи   с   уси­ лиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают   необходимую информацию из прослушанного объ­ яснения учителя, высказы­ ваний   одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве   с   учите­ лем   и   одноклассниками или самостоятельно) необходимые   действия, операции,   работают   по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания,   осуществ­ ляют совместную деятель­ ность в рабочих группах с учётом конкретных учебно­познавательных задач небольшие     ­ Есть ли сходства в значении этих слов? ­ Сколько предметов вы отгадали? ­ Сколько слов их обозначают? 3 Здесь   три   разных   слова   или   одно многозначное? Организует   и   сопровождает   совместную деятельность   обучающихся,   подводит   к обобщению: представленные слова разные, так как называют три разных, ничем не похожих предмета, не имеют ничего общего в значении и   похожи   только   внешне   ­   по   написанию   и произношению. 4 5Такие слова называются омонимами. 6 7Заглянем в толковый словарь. КОСА’ ­ вид прически. КОСА2 ­ сельскохозяйственное орудие. КОСА3 ­ мыс, отмель. 8 ­   Как   разъясняются   омонимы   в   толковых  (В   разных   словарных   обозначаются словарях? статьях порядковым номером.) и   6. Первичное закре­ пление   с   коммен­ тированием.  Обобщение   систематизация знаний формирование   и и 9 ­ Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи? Как   отличить   одно   слово   с   несколькими значениями от слов­омонимов?  (Определить значение.) А   теперь   потренируемся   определять многозначные слова и слова­омонимы. С к о р о г о в о р к и . С перепелом перепел  Выполняют   упражнения, формулируют   собствен­ ные мысли, высказывают и Личностные: понимают, в чем   значение   знаний   для человека. 7.   Самостоятель­ ная   работа   с самопроверкой   рациональных при­ способов менения   их   на практике.   Подбор своих   примеров, иллюстрирующих природу   изуча­ емого   языкового явления,   состав­ ление связных   рассказов   об   из­ ученных   нормах. Знакомство с практическим материалом   по теме   6.Включение в сис­ тему   знаний  и  по­ вторение Работа учащихся в парах,   составление диалога. Обобщение   по­ лученных сведений, оценивание В паре пел. Перепела перепел  Перепел. Приносили вести  Сорок сорок, Сорок сорок С сорока дорог... Три сороки ­ три трещотки  Потеряли по три щётки: Три ­ сегодня, три ­ вчера. Три ­ ещё позавчера. ­ О ком говорится в скороговорке? ­   Расставьте   знаки   ударения.   Найдите омонимы.  ­ Докажите, что у них совпадает: написание или произношение? Ответьте на шуточные вопросы:  Каким ключом нельзя открывать двери?  Какую ноту кладут в суп?  Из какого крана нельзя брать воду?  Из каких ноготков не соберешь букета? 1. Упр. 355 — комментированное письмо. 2. Упр. 357 — обсуждение (письменно). Комментарий Данные   слова   (упр.   357)   не   являются омонимами,   так   как   принадлежат   к   разным обосновывают свою точку зрения.  Выполняют отвечают на вопросы   задание,   Познавательные: умения приобретают использовать   полученные знания   и   умения   в практической дея­ тельности и повседневной жизни.   Регулятивные: оценивают свою   работу;   исправляют и   объясняют   ошибки. Коммуникативные:  фор­ мулируют   собственные мысли,   высказывают   и обосновывают свою точку зрения Личностные: понимают, в чем   значение   знаний   для человека. Познавательные: приобретают умения использовать   полученные знания   и   умения   в частям   речи.   Совпадают   по   звучанию   и написанию некоторые их формы. Такие слова называются омоформами. Одинаковые   слова   в   словосочетаниях теплую печь  и  печь пироги  не омонимы, а омоформы:   в   первом   случае   это существительное в В. п., во втором — глагол в начальной форме. Совпадают и начальные формы   этих   слов.   Несомненно   их   родство, внутреннее   сходство   значений.   Но   так   как слова относятся к разным частям речи, они считаются омоформами. Заключительная беседа по вопросам ­  Какие слова называют омонимами? ­  Почему   лексическое   значение   омонимов разъясняется в словарях в разных статьях? Определяют свое эмоциональное   состояние на уроке.   практической дея­ тельности и повседневной жизни.   Регулятивные: оценивают свою   работу;   исправляют и объясняют ошибки.  Коммуникативные:  фор­ мулируют   собственные мысли,   высказывают   и обосновывают свою точку зрения   Познавательные: приобретают мотивированно организовывать деятельность. умения   свою Регулятивные: оценивают свою работу.   Рефлексия 9. учебной деятельности   на уроке (итог урока) Коммуникативные: строят монологические высказывания   небольшие Записывают задание   домашнее Домашнее задание:  1) § 67. 2) Задание по выбору:  ­   Найти   в   толковом   словаре   омонимы   (2—3), составить   с   ними   предложения,   чтобы   было ясно их значение. ­ Придумать слова­омоформы С к о р о г о в о р к и . С к о р о г о в о р к и . С к о р о г о в о р к и . 1) С перепелом перепел                                            В паре пел. 1) С перепелом перепел                                 В паре пел. 1) С перепелом перепел                                 В паре пел. Перепела перепел  Перепел. 2) Приносили вести  Сорок сорок, Сорок сорок С сорока дорог... Перепела перепел  Перепел. Перепела перепел  Перепел. 2) Приносили вести  2) Приносили вести  Сорок сорок, Сорок сорок С сорока дорог... Сорок сорок, Сорок сорок С сорока дорог... 3) Три сороки ­ три трещотки                                  Потеряли по три щётки: 3) Три сороки ­ три трещотки                       Потеряли по три щётки: 3) Три сороки ­ три трещотки                       Потеряли по три щётки: Три ­ сегодня, три ­ вчера. Три ­ ещё позавчера. ­ О ком говорится в скороговорке? ­ Расставьте знаки ударения. Найдите омонимы.  ­ Докажите, что у них совпадает: написание или произношение? Три ­ сегодня, три ­ вчера. Три ­ ещё позавчера. Три ­ сегодня, три ­ вчера. Три ­ ещё позавчера. ­ О ком говорится в скороговорке? ­  Расставьте   знаки   ударения.   Найдите омонимы.  ­ О ком говорится в скороговорке? ­  Расставьте   знаки   ударения.   Найдите омонимы.  ­   Докажите,   что   у   них   совпадает: написание или произношение? ­   Докажите,   что   у   них   совпадает: написание или произношение?

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017