Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
07.04.2017
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5
Тип урока: урок объяснения нового материала Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с определением понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значения слова», назначением толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение слова», основные приемы толкования лексического значения слова; уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию), объяснять лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования Методы и формы обучения: поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная Оборудование: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Основные понятия: лексика, лексическое и грамматическое значение слова
Технологическая карта. Русский язык 5 кл.Слово и его лексическое значение.doc
Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Слово и его лексическое значение Класс: 5 Учитель: Макаренко О.П. Дата проведения: _________________ Тип урока: урок объяснения нового материала Цель деятельности учителя:  познакомить учащихся с определением понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значения слова», назначением толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их   лексическим   значением;   сформировать   навык   раскрытия   лексического   значения   слова   с   помощью   толкового   словаря,   через   подбор однокоренных слов и синонимов Планируемые образовательные результаты  Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение   слова»,   «толковый   словарь»,   «словарная   статья»,  «грамматическое   значение   слова»,   основные   приемы   толкования   лексического значения   слова;  уметь  пользоваться   толковым   словарем   (находить   словарные   статьи,   извлекать   из   них   нужную   информацию),   объяснять лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. Метапредметные  (компоненты   культурно­компетентностного   опыта/приобретенная   компетентность):   овладение   приемами   отбора   и систематизации   материала   на   определенную   тему;   умение   вести   самостоятельный   поиск   информации;   способность   к   преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования Методы и формы обучения: поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная Оборудование: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Основные понятия: лексика, лексическое и грамматическое значение слова Этапы  урока 1.   Мотивация (самоопределение) к учебной   деятель­ ности Обучающие и развивающие компоненты, зада­ ния и упражнения Эмоциональная, психологическая   и мотивационная подготовка учащихся к   усвоению   изу­ чаемого материала Организационная структура урока Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формируемые умения (универсальные учебные действия)   Слушают учителя, участвуют   в   диалоге   с учителем.   Размещают учебные   материалы   на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку   В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о .   мы   друг   другу Поклонившись, сказали, Хотя   были   совсем   не   знакомы. Здравствуйте!                                Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку   солнца   прибавилось   в мире? Отчего   же   на   капельку   счастья прибавилось мире? Отчего   же   на   капельку   радостней сделалась жизнь?        В. Солоухин в       мне, «Когда   мне   случалось   спрашивать, много   ли   слов   в   составе   русского языка,   хитро   улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звёзд на небе!»   Это   очень   неверный   ответ: видимых   простым   глазом   звёзд   на небе   не   так   уж   много,   около   трёх тысяч, а слов в нашем распоряжении ­ несравненно больше».   к положительно Личностные:  относятся учению,   познавательной   деятельности, желают   приобретать   новые знания, со­ вершенствовать имеющиеся.  умения,     Познавательные:  осознают учебно­познавательную задачу. Регулятивные:  планируют   (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)   необходи­ мые действия, операции.    Коммуникативные:  работают в   парах   (обмениваются мнениями,   учатся   понимать позицию   партнера,   в   том числе и отличную от своей) Так   пишет   автор   книги   «Слово   о словах» Лев Успенский. Сколько же всё­таки   слов   в   нашем   языке?   В «Словаре   современного   русского языка»   (он   состоит   из   17   томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их   гораздо   больше,   так   как   в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке С л о в а р н ы й   д и к т а н т   по   упр. 336. ­   Объясните   условия   выбора   буквы на месте пропуска Выполняют письменную работу, проводят взаимопроверку при по­ мощи ключа     умственной Познавательные:  выполняют учебно­познавательные действия   в   материализованной и   форме; осуществляют   для   решения учебных   задач   операции анализа,   синтеза,   сравнения, классификации, устанавливают причинно­ следственные связи.  Регулятивные:  принимают   и сохраняют учебную задачу Познавательные:  осознают учебно­познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информа­ цию, а также самостоятель­ но находят её в материалах учебников Обдумывают   от­ веты   на   вопросы   и что осознают,   Личностные:  осознают   свои трудности   и   стремятся   к   их проявляют преодолению;   В   то   время   когда   учащиеся заняты самостоятельной (выделением работой     2.   Актуализация   и пробное   учебное действие   Воспроизведение ранее   изученного, установление   преем­ ственных связей прежних   и   новых знаний и применение их   в   новых   си­ туациях.   Систе­ матизация   знаний, письменная работа 3.  Выявление места и причины Беседа,   ответы   на вопросы, оценивание затруднения учащихся орфограмм,   взаимопроверкой), учитель   проверяет   работы отдельных   учащихся   и   задает дополнительные   вопросы   по мере необходимости знаний   недоста­ точно   для   полных ответов способность   к   самооценке своих действий, поступков   4.Целеполагание и построение проекта   выхода из затруднения Раскрытие сущности   новых понятий, усвоение новых   способов учебной и умственной деятельности учащихся.   Беседа по вопросам   Формулирует   цель   учебной деятельности с учащимися, принимающими ее на себя. вместе     Ребята,   сегодня   на   уроке   мы   с вами   познакомимся   с   понятием «лексическое   значение   слова», научимся пользоваться толковым словарём.     «Для   всего, Замечательный   писатель   К. Паустовский, подчёркивая богатство   русского   языка, писал:   что существует   в   природе:   воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, ­ в русском   языке   есть   великое множество   хороших  слов   и названий».     Формулируют   цель учебной дея­ тельности в диалоге с учителем. Воспринимают   на слух   информацию, осваивают лингвистические термины.   Отвечают на   вопросы   под руководством педагога.   Форму­ лируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.   В   сотрудничестве   с учителем   и   од­ ноклассниками делают выводы Личностные:  осознают свои возможности в учении; способны   адекватно   рассу­ ждать   о   причинах   своего успеха или неуспеха в уче­ нии, связывая успехи с уси­ лиями, трудолюбием.  Познавательные:  извлека­ ют   необходимую   информа­ цию   из   прослушанного объяснения учителя, выска­ зываний   одноклассников, систематизируют   собствен­ ные знания. Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве  с учите­ лем и одноклассниками или самостоятельно)   необходи­ мые   действия,   операции, работают по плану. Коммуникативные:  строят небольшие   монологические высказывания,   осуществ­ ляют   совместную   деятель­ ность   в   парах   и   рабочих группах   с   учётом   конкрет­ ных   учебно­познавательных задач Словесно­ил­ люстративный рассказ.   Творческая 5. практическая деятельность   по реализации   по­ строенного   про­ екта Например,   говоря   о  дождях,   сам Паустовский   употреблял   такие слова: грибной, спорый,   косой,   слепой,   сильный, ливневый и др.  моросящий,   Приведите   примеры   «хороших слов   и   названий»   для   слов,   о которых   говорит   писатель   в своём   высказывании.  (Чистый воздух,   потоки   воздуха,   шум леса, облака, прозрачные воды и т. д.) плывущие     Все слова, которые есть в языке, образуют   его   словарный   состав, или   лексику.   Лексика   ­   это словарный состав языка. Как   вы   думаете,   изменяется   ли словарный  запас языка, его лек­ сика,   или   остаётся   неизменным, постоянным? С чем это связано? Как   вы   считаете,   какое   слово старше:  самолёт  или  космонавт? Почему?   Приведите   примеры   слов, возникших в наше время. Ребята,   очень   важно   для   каждого человека обогащать, пополнять свой словарный запас, уметь открыть для себя   слово.   Пополнять   свой словарный   запас   ­   это   значит узнавать   новые   слова.   А   что   такое Первичное с 6. закрепление комментирова­ нием.   и и Обобщение   систематизация знаний   формирование рациональных способов   при­ менения   их   на   Подбор практике. своих   примеров, иллюстрирующих природу   изучаемого языкового   явления, составление   связных рассказов   об   из­ ученных нормах. Работа   с   учебными     Формулируют   мысли, собственные и высказывают свою обосновывают   В точку   с сотрудничестве учителем   и   од­ ноклассниками   делают выводы.   зрения.   Личностные:  приобретают новые   знания,   умения,   со­ вершенствуют имеющиеся.  Познавательные:  читают   и слушают,   извлекая   нужную информацию,   а   также самостоятельно находят её в материалах учебника А   как   же   узнать   лексическое значение   нового,   впервые   услы­ шанного   или   прочитанного   слова? Послушайте   отрывок   из   сти­ хотворения А. Прокофьева. Закат налился тёмной кровью,             И потемнела бирюза.                             Сначала было предгрозовье,                 Потом как грянула гроза!   лексическое Назовите   слова, значение   которых   вам   не   совсем ясно.  (Бирюза,   предгрозовье.)  О значении   этих   слов   можно справиться в толковых словарях. Регулятивные:  контроли­ руют   учебные   действия, замечают допущенные ошибки;   осознают   правило контроля   и   успешно   ис­ пользуют   его   в   решении учебной задачи.    осу­ Коммуникативные:  ществляют совместную деятельность   в   парах   и   ра­ бочих   группах   с   учётом конкретных учебно­ познавательных задач, умеют задавать   вопросы   для уточнения последовательности работы 7.  Самостоятельная работа   с   самопро­ веркой по эталону пособиями. Письменная работа В ы с т а в к а   с л о в а р е й . Перед вами словари русского языка. В   каждом   из   них   даны   слова,   но рассматриваются   они   с   разных сторон.   В   словарях   отражается словарное богатство языка. Отвечают   на   вопросы, работают со словарями в группе, оценивают работы товарищей     Существуют языковые (лингвистические, орфографические, толковые, фразеологические, антонимов, синонимов, иностранные) словари.   Эти   словари   могут   быть вашими друзьями и помощниками.   Найдите   в   словаре   слово  бирюза, прочитайте,   как   словарь   объясняет его лексическое значение: «Бирюза,   ­   ы,   ж.   Непрозрачный драгоценный   камень   голубого   или бледно­зелёного цвета». Почему   же   поэт   называет   бирюзой небо?  (Потому   что   оно   до   грозы было   таким   же   голубым,   как бирюза.) Так   где   же   мы   можем   выяснить лексическое   значение   неизвестных нам   слов?   А   почему   словарь называется «толковый»? Что значит слово   «толковать»?  (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях и толкуется творческие Пишут оценивают работы, себя   и   товарищей. Отвечают на вопросы   Личностные:  понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные:  приобре­ тают   умения   использовать полученные знания и умения в практической   деятельности   и повседневной жизни. Регулятивные:  оценивают свою   работу;   исправляют   и объясняют ошибки.    Коммуникативные:  фор­ мулируют собственные мысли,   высказывают   и обосновывают   свою   точку зрения 8. Включение в сис­ тему знаний и по­ вторение Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение разноуровневых обучающих   упражне­ ний на основе текстов учебника   или   книг для   внеклассного чтения   вспомним, Ребята,   что   такое лексика?   А   лексическое   значение слова? Найдите   в   толковом   словаре значение слова лексикон, составьте с данным   словом   предложение   и определите   его   род,   падеж,   число, склонение.  (У   хорошего   ученика богатый лексикон.)   сейчас определили Мы грамматическое   значение   этого существительного.   Итак,   какие   значения   имеет   слово? (Лексическое   и   грамматическое.) Что   значит   «лексическое   значение слова»? значит «грамматическое»? Что       подчеркнутые Прочитайте   текст,   постарайтесь представить   изображённую  картину. Подумайте,   почему   автор   выбрал именно слова (сравните   с   вариантами,   данными   в скобках).   Уточните   по   словарю лексическое   значение   выделенных слов.   Что   изменится,   если   вместо них   употребить   другие   близкие   по смыслу слова?   Снова   бежали   (летели,   быстро двигались)  версты. Мелькали поля 9.   Рефлексия   учеб­ ной деятельности на уроке (итог урока) Заключительная беседа по вопросам в   сугробах.   Угрюмо   смотрели Уральские   горы.   Грозно   (сильно, угрюмо, страшно) качали ветвями сибирские кедры. Бушевали бураны, стонали (плакали, выли) метели. И птицы,   не   выдержав   лютых (сильных)   морозов,   падали   в глубокий снег, как камни. Создает   условия   для   устранения перегрузки   учащихся   и   овладения новым   учебным   материалом непосредственно на уроке Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте   оценку   нашей   работе: выберите одну из предложенных на вашем   столе   карточек   и   покажите мне. Урок понравился ­ карточку с улыбающимся лицом, нет ­ карточку с грустным лицом Домашнее задание:    Определяют эмоциональное состояние на уроке.  свое Познавательные:  приобре­ тают   умения   мотивированно организовывать свою деятельность.    оценивают Регулятивные:  свою работу. Коммуникативные:  небольшие высказывания строят   монологические Записывают   домашнее задание Снова   бежали   (летели,   быстро Снова   бежали   (летели,   быстро Снова   бежали   (летели,   быстро двигались)   версты.   Мелькали   поля   в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно (сильно, угрюмо, страшно) качали   ветвями   сибирские   кедры. Бушевали   бураны,   стонали   (плакали, выли)   метели.   И   птицы,   не   выдержав лютых   (сильных)   морозов,   падали   в глубокий снег, как камни. двигались)   версты.   Мелькали   поля   в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно (сильно, угрюмо, страшно) качали   ветвями   сибирские   кедры. Бушевали   бураны,   стонали   (плакали, выли)   метели.   И   птицы,   не   выдержав лютых   (сильных)   морозов,   падали   в глубокий снег, как камни. двигались)   версты.   Мелькали   поля   в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно (сильно, угрюмо, страшно) качали   ветвями   сибирские   кедры. Бушевали   бураны,   стонали   (плакали, выли)   метели.   И   птицы,   не   выдержав лютых   (сильных)   морозов,   падали   в глубокий снег, как камни.

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017