Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.04.2017
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Данный урок разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Основные действия учителя на уроке связаны с тем, чтобы: 1. Актуализировать и восстановить знания учащихся об имени прилагательном, углубить понятие о роли прилагательных в речи и их синтаксической функции в предложении. 2. Создать условия для развития монологической речи школьников, их речевого самосовершенствования.
Имя прилагательное как часть речи.docx
Тема урока Класс  Цель деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательные  результаты Соколова Татьяна Васильевна, учитель МБОУ «ООШ с. Середниково» Имя прилагательное как часть речи 5 класс Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном; углубить понятие о роли прилагательных в речи; формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определять их синтаксическую роль. Создать условия для развития монологической речи учащихся. Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать   об   имени   прилагательном   в   форме   научного   описания;   доказать   принадлежность   слова   к   имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного и синтаксическую роль; употреблять прилагательные в речи. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания   целей   учебной   деятельности   и   умение   их   пояснить;   умение   вести   поиск   информации;   способность   к преобразованию,   сохранению   и   передаче   информации,   полученной   в   результате   чтения;   развитие   умственных действий: анализа, сравнения; развитие творческого мышления; развитие монологической речи. Личностные:  испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;  положительное   отношение   к   правильной,   точной   и   богатой   речи   как   показателю   общей   культуры   и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию. Эвристический метод: беседа, наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы и формы  обучения Технология  Средства обучения. Оборудование  Основные понятия Имя прилагательное, грамматические (морфологические) признаки прилагательного, синтаксическая роль в   Учебник, раздаточный материал, презентация по теме урока. Интерактивная доска (экран), компьютер,  мультимедийный проектор Технология развития критического мышления предложении, согласование прилагательного и существительного Стадии урока I.  СТАДИЯ  ВЫЗОВА Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения, приёмы ТРКМЧП 1. Эмоциональ­ ная, психоло­ гическая и  мотивационная  подготовка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Д е я т е л ь н о с т ь   у ч и т е л я Осуществляемая деятельность учащихся Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Вступительное слово ­   Здравствуйте,   ребята!   Сегодня   я   начну   урок   с высказывания   великого   русского   писателя   и   мыслителя, одного из величайших писателей мира. (На экране) Конечно, вы узнали его. (Лев Николаевич Толстой) Размещают учебные  материалы на  рабочем месте,  демонстрируют  готовность к уроку  Слушают учителя.  ­ Л.Н. Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли…». Как вы понимаете это высказывание? ­   Я   желаю   вам   прочных   и   крепких   знаний,   которые   вы добудете добывать, «открывать» самостоятельно.  ­ Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?  (Открытия делают ученые, исследователи,  открыватели.) ­ Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?  (Да.) Участвуют в диалоге с учителем.  Строят небольшие  монологические  высказывания. Личностные:  положительное  отношение к учению,  познавательной  деятельности; желание  приобретать новые  знания, умения,  совершенствовать  имеющиеся.  Познавательные:  понимание  познавательной задачи.  Регулятивные:  планирование  необходимых действий,  операций.  Коммуникативные:  обмен мнениями,  понимание позиции  партнера, в том числе и  отличной от своей. 2. «Мозговой  штурм». 3. Проверка  домашнего  задания (приём  «Тонкие и  толстые  вопросы»). 4. Эвристическая  «Мозговой штурм» ­ Вы начали  знакомство  с новым разделом науки о языке, который называется морфология. Что изучает морфология? (Морфология   ­   раздел   науки   о   языке,   который  изучает слово как часть речи.) ­ На какие  группы делятся части речи?  (Самостоятельные, служебные, междометия.) ­ Назовите самостоятельные части речи.  ­ Какую часть речи вы подробно изучили на предыдущих уроках? (Имя существительное.) Приём «Толстые и тонкие вопросы» ­ Задайте друг другу «тонкие» и «толстые» вопросы об этой  части речи. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (Задают   друг   другу   вопросы,   составленные   дома, редактируют   или   дополняют   ответы   одноклассников. Учитель   следит   за   грамотным   оформлением   речевых высказываний детей) ­ Чьи вопросы были наиболее интересными? Ответы кого из  одноклассников  вы хотели бы отметить как полные,  правильные? ­ В завершение проверки домашнего задания дайте полный  ответ на вопрос: «Что я узнал об имени существительном?» (Оценивание ответов учеников) Эвристическая беседа ­   Сегодня   на   уроке   вы   будете   исследовать   часть   речи, Отвечают на  вопросы учителя и  одноклассников.  Монологический  ответ 1­2 уч­ся Формулируют  Личностные:  мотивация к учебной  деятельности.  Познавательные:  выполнение учебно­ познавательных  действий; установление  причинно­следственных  связей.  Регулятивные:  принятие и сохранение  учебной задачи.  Коммуникативные:  умение слушать, задавать вопросы, отвечать на  вопросы других,  формулировать  собственные мысли,  высказывать свою точку  зрения беседа по теме  урока. которая   вам   уже   немного   известна   из   начальной   школы. Послушайте стихотворение О. Головко (читает ученик) Я – часть речи интересная, Широко в миру известная. Опишу любой предмет –  В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною надо дорожить. ­ О какой части речи говорится в стихотворении?  ­ Почему вы так решили? ­   Какова   основная   мысль   этого   произведения?  (Имена прилагательные украшают нашу речь) Постановка темы и целей урока ­ Как будет, по вашему мнению,  звучать тема нашего урока? («Имя   прилагательное»,   «Имя   прилагательное   – самостоятельная часть речи»…) ­ Как вы думаете, какие цели стоят перед вами сегодня на уроке? Чем вы будете заниматься? ­ С помощью ключевых слов сформулируйте цели урока. ПОВТОРЯТЬ… УЗНАВАТЬ… УЧИТЬСЯ… ­   Запишите   тему   урока:   «Имя   прилагательное   как   часть речи». ­ Какая орфограмма встретилась в слове «прилагательное»? Какие корни с чередованием гласных вам ещё известны? ­ Как вы понимаете смысл названия этой части речи?   5. Формулировка  темы и целей  урока собственные мысли,  высказывают и  обосновывают свою  точку зрения. В  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  делают выводы.  Формулируют цель  учебной  деятельности в  диалоге с учителем.  Обдумывают ответы на вопросы.  Монологический  ответ ученика Личностные:  способность к  самооценке. Познавательные:  установление причинно­ следственных связей,  умение делать выводы. Регулятивные:  осознание  недостаточности своих  знаний; планирование  необходимых действий,  операций. Коммуникативные:  обмен мнениями, умение  задавать вопросы с целью получения необходимой  для решения проблемы  информации; умение  строить небольшие  монологические  высказывания II.  СТАДИЯ  ОСМЫС ЛЕНИЯ   материал. (Приложенное, добавленное к чему­то...) ­ Как предлагаете построить урок, чтобы добыть новые  знания? Работа с текстом ­   Положите   перед   собой   распечатанный   (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) ­ Прочитайте заголовок текста. (Имя прилагательное) ­ Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите этот термин? ­ Опираясь на заголовок, предшествующие опыт и знания, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? ­ Ознакомьтесь с заданием, начните его выполнять.  (Читают   текст.   В   процессе   чтения   отмечают известную и неизвестную информацию). ­ Что из представленной информации было вам знакомо? ­   Что   оказалось   непонятным,   незнакомым,   требующим особого внимания сегодня на уроке?  ­   Какие   ключевые   слова­глаголы,   содержащиеся   в  тексте, помогут   вам   воспроизвести   теоретический   материал? Назовите их. (Учитель записывает на доске) ОБОЗНАЧАЕТ ОТВЕЧАЕТ ИЗМЕНЯЮТСЯ ЯВЛЯЮТСЯ ­ Предлагаю вам разделиться на четыре группы. Одна группа будет называться «Введение», вторая – «Основная часть», третья   –   «Заключение»,   четвёртая   –   «Дополнение».   Ваша учебная задача – разделить текст на смысловые части и с опорой на ключевые слова пересказать свою часть правила. Группа   «Дополнение»   имеет   право   взять   слово   после выступления каждой группы, если ответ будет звучать не 1. Работа с  теоретическим  материалом.  Прогнозирова­ ние содержания  по заголовку. Приём  «Ассоциации» 2. Приём  «Инсерт» ­  система  маркировки  текста 3. Деление текста на смысловые  части. Выделение ключевых слов.  Пересказ  учебного текста – Формулируют  собственные мысли,  высказывают и  обосновывают свою  точку зрения.  Работают с  теоретическим  материалом,  выделяя в нем  знакомую  информацию и  неизвестную. С помощью опорных слов пересказывают  учебный текст.  Монологические  ответы 3­4 уч­ся. Осваивают  лингвистические  Личностные: осознание трудностей, стремление   к их преодолению;  способность к  самооценке своих  действий, поступков.  Познавательные:  умение извлекать  необходимую  информацию; понимать  информацию,  представленную в  изобразительной,  схематичной, модельной  форме; установление  причинно­ следственных  связей. Регулятивные:  планирование необходи­ мых действий, опера­ций; работа по плану. Коммуникативные:  организация учебного  сотрудничества; умение  строить монологические приём «Часть  текста» 4. Использование  информации,  полученной из  текста, на  практике.  Эвристическая  беседа Выполнение  практических  упражнений  репродуктивно­ го, репродук­ тивно­продук­ тивного и твор­ ческого  характера. полно.   (Оценивание ответов учеников) термины. высказывания 1. Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3­е место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5­е место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные?  (Велика роль прилагательных   в   художественной   литературе,   они широко   используются   при   создании   портретных характеристик   героев,   описании   их   чувств,   настроений, душевных переживаний.) ­  Особая   роль   принадлежит   прилагательным   в   создании впечатляющих картин природы. Поэтому  сейчас  мы  обратимся    к поэтическому  тексту – стихотворению С. Есенина. Работа с заданием.  Формулируют  собственные мысли,  высказывают и  обосновывают свою  точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  делают выводы. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. ­ Прочитайте стихотворение выразительно.  (Читают два­ три ученика. Отмечается самое выразительное чтение) ­ Какую картину природы вы себе представили? ­   Использование   каких   художественных   средств   помогло поэту создать яркую, образную картину? ­ Объясните изученные орфограммы и пунктограммы. ­ Спишите данный отрывок по памяти. ­ Проверьте написанное по образцу.  ­ Подчеркните имена прилагательные. Докажите, что данные слова являются прилагательными.  ­   Определите   морфологические   признаки   данных   имен Работают над  навыком  выразительного  чтения. Объясняют  орфограммы и  пунктограммы.  Записывают по  памяти  стихотворение,  выполняют  грамматические  Личностные: желание  приобретать новые  знания, умения,  совершенствовать  имеющиеся. Познавательные:  умение извлекать  нужную информацию;  устанавливать  причинно­ следственные связи,  делать выводы;  приобретение умения  мотивированно  организовывать свою  деятельность;  приобретение умения  использовать полученные знания  и умения в практической  деятельности и  повседневной жизни.  Регулятивные: умение  контролировать учебные  действия, замечать  допущенные ошибки; осознавать правила  контроля  и успешно использовать  его в решении учебной  задачи.  Коммуникативные:  формулирование  собственных мыслей в  устной и письменной  форме; осуществление  совместной деятельности в парах  с учетом  конкретных учебно­ познавательных задач;  умение задавать вопросы  для уточнения  последовательности  работы задания. После выполнения  задания  осуществляют  взаимопроверку. Отвечают на  вопросы учителя.  Выполняют задания. Делают выводы    Устно   составьте   с   данными   словосочетаниями прилагательных. Докажите.  2. Просклоняйте словосочетания: 1 вариант – жемчужная роса 2 вариант – серебряное озеро ­   Обменяйтесь   тетрадями   и   проверьте   друг   у   друга правильность выполнение задания. (Взаимооценка) ­   Какой   вывод   можно   сделать   после   выполнения   данных заданий?  (Имена   прилагательные   украшают   нашу   речь. Имена   прилагательные   имеют   морфологические признаки: род, число, падеж) ­   Знание   какого   правила   вам   пригодилось   при   написании падежных окончаний имён прилагательных? 3. предложения.  4. Запишите предложение:  Жемчужная роса на траве чиста и прозрачна.  ­ Докажите, что данная запись является предложением. ­ Охарактеризуйте данное предложение. ­ Выполните его синтаксический разбор. ­ С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? (Сомневались в определении сказуемого) ­   Какой   вывод   сделаете   после   выполнения   задания?  (В предложении   имена   прилагательные   выполняют   роль определения   или   сказуемого.   Сказуемое   называет   не только действие подлежащего, но и его признак) 5. Самостоятельная работа Учащимся   предлагается  составить  загадку   о   росе, употребив  имена   прилагательные,  подчеркнуть  их   и обозначить морфологические признаки. После   выполнения   работы   загадки   зачитываются, Самостоятельная  работа III.  СТАДИЯ  РЕФЛЕК СИИ 1. Обобщение  полученных  на уроке  сведений,  оценивание. Приём «РАФТ»  анализируются.  Вот несколько загадок, придуманных обучающимися: 1) Растёт зелёная травинка, Висит на ней прозрачная слезинка. 2) Прозрачными каплями в траве сверкает, Лесную лужайку она украшает. 3) Утром хрустальные бусы в траве засверкали, Мы хотели их поднять – они убежали. 4) Рано утром на траве серебряные зёрна лежат.  5) Белым жемчугом утром трава выткана.  (Учитель выборочно проверяет несколько работ) 1.     Приём «РАФТ» ­ Какие цели были поставлены в начале урока? ­ Удалось ли вам достичь поставленных целей? ­   Предлагаю объединиться в две группы. Учебная задача для групп – составить небольшой устный текст на основе полученной на уроке информации, используя приём «РАФТ» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Одно ограничение: текст должен быть от имени Прилагательного. Вот пример ответа одной из групп, в которой ученики придумали разыграть диалог. ­   Ребята,   здравствуйте!   Я   –   часть   речи,   которая обозначает признак предмета. Кто я? ­ Имя прилагательное! ­   Правильно.   Сегодня   на   уроке   вы   много   про   меня говорили. А что вам запомнилось больше всего? ­   Имя   прилагательное   отвечает   на   вопросы   КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОВ? и  другие. Записывают  составленные  загадки, выполняют  задания. После  написания  зачитывают  несколько  работ.  Работают в группах.  Составляют связные  тексты.  Представляют  результат своей  работы. Монологические и  диалогические   ответы учащихся Личностные:  понимание, в чем  значение знаний для  человека.  Познавательные:  установление  взаимосвязи между  объемом полученных на  уроке знаний, умений,  навыков и операционных, исследовательских,  аналитических умений  как интегрированных,  сложных умений  Регулятивные:  оценивание своей  работы; исправление и  объяснение ошибок. Коммуникативные:  формулирование  собственных мыслей,  высказывание  и  обоснование своей точки  зрения; построение  монологических  высказываний. ­   Имена   прилагательные   дружат   с   именами существительными и согласуются с ними в роде, числе и падеже. ­   В   предложении   Вы   играете   роль   определения,   но можете быть и сказуемым. ­ Молодцы! А как вы думаете, я – нужная часть речи?  ­ Конечно! Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной и выразительной. ­   Спасибо,   ребята,   за   добрые   слова.   Я   с   вами   не прощаюсь! До новых встреч! (Оценивание ответов) 2. Приём «Заверши фразу» (на слайде)  Во время занятия я приобрёл(а)…  Изучаемая тема побудила меня задуматься о…  Мне было интересно…  Я испытал(а) трудности…  Я научился(лась)…  Я почувствовал(а)…  У меня получилось…  Мне хотелось бы еще спросить… 3. Задание на дом. Выставление отметок.  ­ Спасибо, ребята! Вы хорошо потрудились. Было приятно с вами работать!  2. Рефлексия Приём  «Заверши  фразу» 3. Домашнее  задание   Данный приём  можно  использовать и для монологического  ответа учеников ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Прием «Толстые и тонкие вопросы»  «Тонкие»   вопросы   –   вопросы   репродуктивного   плана,   требующие   однословного   ответа.   «Толстые»   вопросы   –   вопросы,   требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Имя прилагательное              Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?: какой? – красивый, чей? – заячий, каков? – красив. Начальная форма имени прилагательного – форма именительного падежа единственного числа мужского рода.  Имена прилагательные изменяются по числа, родам (только в единственном числе), падежам.  Имена прилагательные согласуются с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.  В предложении имена прилагательные являются определениями и сказуемыми.  В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (дремучий лес), так и главным словом (красный от мороза). 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом. 2. Подчеркните карандашом зелёного цвета знакомую вам информацию, а карандашом  красного цвета – неизвестную (непонятную). ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Приём «РАФТ» (основные параметры):  Р – роль. От чьего имени будет повествование? А – аудитория. К кому вы будете обращаться? Ф – форма. В какой форме будет текст (анекдот, рассказ, диалог и т.д.) Т – тема. На чём будет сосредоточен текст?

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017