Технологическая карта урока технологии в 3 классе по теме: «Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Конструирование» УМК "Школа России"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Технологическая карта урока технологии в 3 классе по теме: «Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Конструирование» УМК "Школа России"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
технология
3 кл
17.01.2017
Технологическая карта урока технологии в 3 классе по теме: «Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Конструирование» УМК "Школа России"
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с декоративным сооружением – фонтаном, с видами фонтанов; научить применять правила работы с пластичными материалами, создавать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу; закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия; учить конструировать изделие «Фонтан»; воспитывать интерес к предмету Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация; изображения фонтанов, образец изделия «Фонтан» Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; копировальная бумага, карандаш, картон, шило, пластилин, ножницы, палочка (трубочка или стержень от ручки); полиэтиленовый пакетДанный файл содержит подробное описание урока технологии в 3 классе по теме: "«Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Конструирование» УМК "Школа России"
3 класс Фонтаны. Пластилин .docx

Лецких Л.А.

учитель начальных классов,

                                                                                                                                                                                                  МАОУ СОШ №21, г.Кунгур

Урок технологии в 3 классе по теме: «Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Конструирование»

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с декоративным сооружением – фонтаном, с видами фонтанов; научить применять правила работы с пластичными материалами, создавать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу; закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия; учить конструировать изделие «Фонтан»; воспитывать интерес к предмету

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Фонтан

Образовательные
ресурсы

•  Краткая история фонтанов. – Режим доступа : http://www.liveinternet.ru/users/alexis7/post88855193/

•  Схема устройства фонтана. – Режим доступа : http://www.istex.ru/fontany/6-sxema-ustrojstva-fontana.html

•  Видеоряд «Фонтаны»:

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/691/34691292_Fontan_Samson.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/691/34691695_Rimsky_Fountains_Peterhof.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/692/34692062_Petergof.JPG

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/691/34691876_Neptun_Fountain_Peterhof.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/694/34694768_Fontanuy_posredi_Nevuy.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/694/34694882_Orenburgskaya_oblast_gorod_Orsk.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/695/34695067_Fontan_Oduvanchik.jpg

Наглядно-демонстрационный
материал

Мультимедийная презентация; изображения фонтанов, образец изделия «Фонтан»

Продолжение табл.

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; копировальная бумага, карандаш, картон, шило, пластилин, ножницы, палочка (трубочка или стержень от ручки); полиэтиленовый пакет

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с видами фонтанов; научатся применять правила работы с пластичными материалами, создавать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу, конструировать изделие «Фонтан».

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи, осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике лепки; регулятивные – научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
совзаимодей-

ствия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организаци-

онный

момент

Эмоциональная,

психологическая

и моти-

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Какую поделку научились выполнять на прошлом уроке?

– Из какого материала?

– Трудно представить себе город, который не украшают

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности; понимают личную ответственность за буду-

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

вационная подготовка учащихся к ус-

воению изучаемого материала

фонтаны. Вода – это не только источник нашей жизни,

но и красота. Сегодня мы будем украшать наш город фонтанами.

– Можете предположить, легче или труднее предстоящее задание?

– Какие качества потребуется применить, чтобы успешно справиться с учебно-практической задачей?

 

 

щий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

 

II. Изучение нового материала

Словесно-ил-

люстративный рассказ
с эле-

ментами

беседы

«Фонтаны». Просмотр мультимедийной презентации.

– Что же мы называем фонтаном?

– Прочитайте определение в учебнике (с. 112).

– Люди в прошлом, глядя на гейзеры и другие подобные источники, напоминающие нам современные фонтаны, пытались повторить гейзер, создав его искусственно. Сначала подобные источники просто украшались – их основание покрывалось плиткой или выкладывалось камнями.

А вот фонтаны Древней Греции вначале не предназначались для украшения. Они служили источниками питьевой воды, охлаждали и увлажняли воздух. Если же говорить в целом, то «родословная» фонтанов начинается
в древних «священных» рощах с источниками, которые осмыслялись как исток-начало всего и играли важнейшую роль в языческих ритуалах. Например, в разрушенных ныне Помпеях, на вилле Мистерий, среди барельефов, украшавших фонтан, можно увидеть изображение Фортуны с Рогом изобилия. Фортуна олицетворяла собой счастье, удачу, источник великих благ. В Древней

Смотрят презентацию; слушают учителя, одноклассников, участвуют
в обсуждении; работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие произведений искусства.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

Работа
с учебником

(с. 112)

Греции фонтаны стали атрибутом почти каждого города. Выложенные мрамором, с мозаичным дном, они совмещались то с водяными часами, то с водяным органом, то
с кукольным театром, где фигурки двигались под воздействием струй. Историки описывают фонтаны с механическими птицами, которые весело пели и замолкали, когда внезапно появлялась сова. В хронологическом отношении строительство фонтанов вслед за Древней Грецией особенно активно развилось в Древнем Риме, так как обе страны имели тесные культурные связи. Первое римское достижение состояло в том, что люди научились прятать водные струи в трубы из обожженной глины или из бетона. Именно архитекторы Древнего Рима первыми научились делать поразительные для того времени фонтаны, создавая трубы, по которым подавалась вода под давлением, что приводило к появлению фонтана. Здесь появились первые дешевые трубы – их делали из свинца, которого много оставалось после переработки серебряной руды. В первом веке нашей эры в Риме благодаря пристрастию населения к фонтанам на одного жителя расходовалось 1300 литров воды в день. С этого времени в доме каждого состоятельного римлянина устраивался небольшой дворик и бассейн, в центре ландшафта обязательно бил небольшой фонтан. Этот фонтанчик играл роль источника питьевой воды и источника прохлады в жаркие дни. Развитию фонтанов способствовало изобретение древнегреческими механиками закона сообщающихся сосудов,

 

 

 

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

используя который патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов. Декоративные фонтаны древних можно смело назвать прототипом современных фонтанов.

В дальнейшем фонтаны эволюционировали от источника питьевой воды и прохлады к декоративному украшению величественных архитектурных ансамблей. Если
в Средние века фонтаны служили только источником водоснабжения, то с началом эпохи Возрождения фонтаны становятся частью архитектурного ансамбля, а то и его ключевым элементом. Сейчас одними из самых интересных комплексов фонтанов можно назвать Версаль и Петергоф

 

 

 

 

 

Беседа «Устройство
и виды фонтанов». Просмотр слайдов или иллюстраций
в учебнике
(с. 112)

– Как же устроены фонтаны? Какие элементы в них обязательны? (У фонтана должен быть бассейн с водой, устройство, приводящее воду в движение.)

Посмотрите на рисунок «Устройство фонтана» (см. ресурсный материал). Так были устроены первые фонтаны.

Они имели очень простое устройство и совсем не были похожи на пышные фонтаны современности. Устройство фонтана было основано на принципе сообщающихся сосудов, известном из физики. Воду собирают в емкость, расположенную выше бассейна фонтана. Вода, собранная там, давит вниз. Чем больше разница этих высот, тем сильнее давление и выше бьет струя фонтана. Так же на высоту струи фонтана влияет диаметр выходного отверстия фонтана. Чем оно меньше, тем выше бьет фонтан. Для работы фонтанов древнего Рима и Греции использо-

Слушают
учителя;
работают
с учебником; рассматривают слайды, иллюстрации в учебнике; анализируют информацию, делают выводы

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации,  отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

Устные ответы. Выполнение заданий


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

вали воду, текущую самотеком с гор по акведукам. Ее собирали в специальные емкости. Царь Петр I для фонтанов в Петергофе применил первый паровой насос. В наше время для фонтанов чаще всего используют электрические насосы. По форме струй и силе напора воды фонтаны подразделяют на несколько видов. Но деление это довольно условное.

Классические (скульптурные) фонтаны использовались

в самых известных парках мира – Версале и Петергофе.

В центре композиции классических фонтанов – скульптура.

Фонтаны с тонкопленочными струями образовывают широкие полосы воды, водяные навесы, пленочные водопады.

Фонтаны со струями, насыщенными воздухом, создают эффект «брызг шампанского». Они хорошо подходят для создания цветных композиций.

Цветомузыкальные фонтаны – это сложные комплексы с применением автоматики. Высота и форма струй, цветовое оформление задаются с помощью программного обеспечения.

Романтично выглядят фонтаны в виде источников, из которых вытекает вода, например, такие: переполненная чаша, лежащий на боку кувшин.

Фонтан «Шутиха». Вода играет роль забавы – «плюется», меняет направление, силу струи.

 

 

об устройстве фонтанов, анализировать информацию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

В швейцарском фонтане струи бьют из-под воды в речке, пруду, прямо как на Женевском озере, – на высоту до 50 метров.

– Какие фонтаны есть в нашем городе?

– Что они из себя представляют?

 

 

 

 

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений

III. твор-

ческая практическая деятельность

Организация
рабочего места

проверяет организацию рабочего места учащихся

Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы

Индивидуаль-

ная

Познавательные: умеют организовать творческое пространство.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

Устные ответы

Беседа «Что
и как мы будем делать?»

– Сегодня мы с вами будем делать фонтан с использованием такого пластичного материала, как пластилин. Расскажите об основных правилах работы с ним.

Организует работу по проведению анализа готового изделия.

– Рассмотрите изделие.

– Какие инструменты необходимы для выполнения работы? Назовите способы лепки и соединения деталей.

– Расскажите о своем варианте оформления фонтана.

Организует изучение учащимися плана работы над по-

Анализируют готовое изделие; слушают учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Коммуникативные:
понимают смысл заданий учителя; принимают учебную задачу.

Регулятивные: планируют свою деятельность.

Познавательные: анали-

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

делкой по учебнику (с. 113–114), составление плана работы каждым над своим изделием

 

 

зируют план работы, выделяя основные этапы
и приемы изготовления изделия

 

Практическое задание

В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Выполните модель фонтана из пластилина

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата; вносят необходимые дополнения и коррективы.

Личностные: сориентированы на плодотворную

работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Выполнение модели фонтана из пластилина

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся. Оценивание результатов работы

В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их оценивание.

Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, оригинальность и т. д.

Рассматривают выполненные работы, оценивают их

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя

или товарища, содержа-

Оценивание учащихся за работу
на уроке


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

Обобщение полученных

на уроке сведений

Организует беседу по вопросам Ани и Вани в учебнике
(с. 114)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

щую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Устные ответы

Домашнее задание

Объясняет задание.

– Выполните задание «Тест “Человек и вода”» в рабочей тетради (с. 59)

Слушают
учителя

Индивидуаль-

ная

 

 

Ресурсный материал к уроку

Схема «устройство фонтана»

 


 

Лецких Л.А. учитель начальных классов,

Лецких Л.А. учитель начальных классов,

Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; копировальная бумага, карандаш, картон, шило, пластилин, ножницы, палочка (трубочка или стержень от ручки); полиэтиленовый пакет

Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; копировальная бумага, карандаш, картон, шило, пластилин, ножницы, палочка (трубочка или стержень от ручки); полиэтиленовый пакет

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 вационная подготовка учащихся к ус- воению изучаемого материала фонтаны

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 вационная подготовка учащихся к ус- воению изучаемого материала фонтаны

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 используя который патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 используя который патриции устраивали фонтаны во дворах своих домов

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 вали воду, текущую самотеком с гор по акведукам

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 вали воду, текущую самотеком с гор по акведукам

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 делкой по учебнику (с

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 делкой по учебнику (с

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7
скачать по прямой ссылке
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей