Технология УЕД
Автор: Эрдниев П.М
Определение
Укрепление дидактических единиц – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащегося благодаря активизации у него подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов доказательной логики и положительных эмоций.
Классификация:
1)По организационным формам: классно-урочная, альтернативная
2)По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
3)По подходу к ребёнку: педагогика сотрудничества
4)По преобладающему методу: развивающая.
П.М. Эрдниев разработал и обосновал эффективность технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Данная технология позволяет:
-Использовать обобщения во время ежедневных учебных занятий;
-Осуществлять установление максимально возможного количества логических связей в изучаемом учебном материале;
-Формировать умение выделять существенное и главное в общем объеме учебного материала;
-Формировать умение выявлять больше предметных знаний;
-Формировать понимание значения учебного материала в общей система ЗУН каждого учащегося;
-Подать учебный материал более эмоционально и интересно;
-Повысить эффективность усвоение и закрепление изученного учебного материала.
Особенность содержания технологии УДЕ заключается в том, что ранее (в ХХ в.), в школьной программе математика была представлена не как единая дисциплина, а как пять разных учебных предметов: арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия и черчение. П.М. Эрдниев объединил все предметы в одну дисциплину и составил общий учебник «Математика». Учебник, не просто объединял в себе дисциплины в одну, но представлял их теорию (правила, теоремы, формулы и т.д.) и практику (задачи, примеры, упражнения и т.д.). Таким образом, технология УДЕ, разработанная и предложенная П.М. Эрдниевым, обусловила перестройку существующей традиционной дидактической системы обучения математики. Основным элементов технологии УДЕ является элементарное «математическое упражнение», так как именно оно соединяет деятельность педагога и учащегося.
Технология развивающегося обучения
Автор: В.В Давыдов; Л.В Занков
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Цель – развитие личности и ее способностей.
Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализация.
Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова: развитие эмпирического сознания и мышления.
Основная идея: интенсивное общее развитие школьников, которое выражается в появлении психических новообразований, не заданных напрямую обучением. Общее развитие есть появление новообразований во всех сферах психики ребенка: уме, воле, чувствах, когда каждое новообразование становится плодом их взаимодействия. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий, анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера раскрываемых знаний. Знания, умения и навыки рассматриваются здесь как средство организации этого процесса. Богатое содержание начального образования дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Основные принципы этой системы:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущая роль теоретических знаний;
3) продвижение вперед быстрым темпом;
4) сознательное участие школьников в учебном процессе;
5) систематическая работа над развитием всех учащихся;
6) включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
Ограничения в использовании:
- неподготовленность учителя;
- отсутствие учебно-методической базы.
Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
Авторы: И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов
Педагоги Игорь Павлович Волков – (педагог-новатор, заслуженный учитель РФ – им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности);
Генрих Саулович Альтшуллер – (изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач);
Игорь Петрович Иванов – (академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики коллективных творческих дел), всерьез занялись работой по совершенствованию и развитию таких творческих способностей, как самостоятельное видение проблем и аналитическое мышление; умение перенести ЗУН в новую ситуацию; видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление); умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).
Классификация:
1)По организационным формам: клубная, групповая + индивидуальная
2)По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальная.
3)По подходу к ребёнку: педагогика сотрудничества
4)По преобладающему методу: творческая.
Цели:
По И.П. Волкову:
• Выявить, учесть и развить творческие способности;
• Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
По Г.САльтшуллеру:
• Обучить творческой деятельности.
• Ознакомить с приемами творческого воображения.
• Научить решать изобретательские задачи.
По И.П.Иванову:
• Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Особенности методики
– Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.
- Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.
- Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.
- Игровые методики.
- Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.
Система саморазвивающегося обучения
Автор: Селевко Герман Константинович
Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.
Классификация:
1)По организационным формам: классно-урочная + клубная
2)По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп, программная.
3) По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
4)По преобладающему методу: развивающая, саморазвивающая.
Цели:
1)Формирование человека самосовершенствующегося
2)Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.
3)Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.
4)Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Личностно-ориентировочное обучение
Автор: Якиманская И.С.
Параллельно с исследованием путей развития пространственного мышления уже в ранних работах И.С. Якиманской зародилось и другое направление научной деятельности, которое сплотило вокруг нее еще большее число сторонников и единомышленников — это личностно-ориентированный подход в обучении школьников. Размышляя над проблемой, поставленной в свое время Л.С. Выготским, о соотношении обучения и психического развития и критически анализируя современные психолого-педагогические теории, И.С.Якиманская пришла к выводу, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным.
Классификация:
1)По организационным формам: классно-урочная , индивидуально-дифференцированная
2)По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп
3) По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
4)По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающаяся
Цель:
-развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
-максимально выявить, инициировать, использовать, окультурить индивидуальный опыт ребенка.
- помочь личности познать себя.
Развивающая система Эльконина-Давыдова
Авторы: Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов
Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – отечественные педагоги и психологи, которые начали развивать свою концепцию с 1959 года, а в 1995-1996 году добились того, что их теория развивающего обучения была признана государственной системой обучения в начальной школе. И хотя оригинальная система ориентирована на начальные классы, в настоящее время разрабатываются идеи ее внедрения на всех ступенях образования. Концепция Эльконина-Давыдова получила мировую известность и популярность. Концепция Эльконина-Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное развитие личности. Она ориентирована на раскрытие внутреннего потенциала и скрытых возможностей.
Классификация:
1)По организационным формам: классно-урочная, групповая, альтернативная 2)По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп. 3)По подходу к ребёнку: педагогика сотрудничества, дидактикоцентрическая 4)По преобладающему методу: развивающая.
Цель системы – «обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». То есть обучение предполагает дальнейший переход в саморазвитие и самообучение, умение личности выискивать проблемы и ставить цели, находить способы их решения.
Суть данной технологии: овладение теоретическими знаниями в их философско- логическом понимании. Чтобы в процессе обучения ставилась задача не только дать учащимся ту или иную сумму знаний, а научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.