Технологии коррекционно-развивающего обучения при реализации ФГОС НОО О ОВЗ, ФГОС О УО(ИН)
Реализация коррекционно-развивающих технологий в процессе урока математики
на примере работы с учеником 3 класса
Коррекционно-развивающая технология. Предмет |
Приемы |
Коррекционные упражнения |
Виды деятельности обучающегося |
Оценивание результатов деятельности |
Личностно-ориентированная технология с элементами индивидуализации и дифференциации обучения |
|
|
|
Используется индивидуальная шкала оценок в соответствии с успехами ученика |
Математика |
Настройка на успех |
«Мы –команда» (установочные четверостишия) |
Ученик совместно с учителем проговаривает установочные на успех предложения. |
В начале занятия составляется Лист достижений ученика на уроке (набранные балы переводятся в оценку в конце урока) |
|
Дидактическая игра
|
Игра «Маленький учитель» (учитель выступает в роли «ученика», ученик исправляет допущенные в решении примеров ошибки)
«Мозговой штурм» или «Молчанка» (устный математический диктант) |
В учебную деятельность
вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу
в игровую; ученик определяет верно выполненные задания. |
Знаковое оценивание с помощью опорных сигналов «+», «-», «?», с ориентировкой ученика на позитивные успешные моменты. |
|
Визуализации числового ряда
|
«Паровозик», «Назови соседей» (умение видеть расположение числа в числовом ряду, назвать соседние числа) |
Ученик показывает названное число (обводит указкой или закрывает сигнальным квадратиком, называет числа-соседи)
|
Вербальная самооценка ученика, концентрация внимания не на количестве ошибок, а на качестве выполнения задания по сравнению с предыдущим уроком. |
|
Опорные сигналы в решении примеров на сложение и вычитание двузначных чисел («дуга», «лучи», «рамка») |
Упражнение «Карточки-подсказки» (опорные обозначения показывают, какой прием необходимо выбрать при решении данного вида примеров) |
Ученик выполняет вычисления с двузначными числами, опираясь на символические подсказки в выборе правильного приема, прописывает пример с соответствующим обозначением «дуга», «лучи», «рамка». |
Оценивание «Лесенка», ученик самостоятельно оценивает свои результат работы, определяет на какой он ступеньке знаний, учитель корректирует и поясняет, если их оценки не совпадают. |
|
Замещение объемных письменных заданий на повторение материала тестами на компьютере (для предупреждения утомляемости, повышения мотивации) |
«Проложи правильный маршрут», «Вылови рыбку» (тесты на соединение примера с его правильным ответом, возможность несколько раз повторить задание)
|
Ученик устанавливает логические взаимосвязи в условии задачи и предложенных вариантах ответов; соответствия между равенствами и неравенствами, работает с тестами «на соединение».
|
Автоматическое оценивание компьютерной программой выполненного тестирования. Обсуждение результатов теста. Возможность улучшить результат повторным выполнением. |
|
Сокращенные тексты задач (краткая запись, читаемая с помощью наводящих вопросов). Инструкция к решению задачи. (пошаговое выполнение). Использование визуальных картинок, схематическая запись задачи, доступная ученику |
«Схема-задача-ответ» (сопоставление краткого условия задачи с решением) «Собери дом» (составление задачи по картинке- «основа дома», решение по действиям- «этажи дома», ответ- «крыша дома») |
Ученик старается составить задачу по краткой записи, картинке, схеме, диаграмме, таблице. |
Оценивание «Волшебные линеечки», ученик оценивает уровень своей самостоятельности при выполнении задания и аккуратность письменной записи. Отмечает на «линеечках» свою успешность в выполнении задания. |
|
Опорные таблицы для счета («Состав числа», «Таблица Пифагора») |
«Внимание, розыск!» (пользуясь опорными таблицами «розыскать» ответ к заданию) |
Ученик при необходимости пользуется опорными таблицами, раскладывая числа по составу при решении примеров. |
Возможно использование невербального приема оценивания «Смайлограмма», для повышения мотивации |
|
Аудио -визуальное объяснение нового малыми порциями (образцы решения) |
«Найди правильное решение» (по образцу выполнить решение задачи или примера для закрепления материала) |
Ученик производит анализ условия задачи, составляет план решения задачи. Решает задачу по составленному плану. Записывает решение. Проверяет решение. Записывает ответ.
|
Самоконтроль по результату: сравнение учеником фактического результата и выполненных операций с образцом. Устная оценка учителя с акцентом на позитивные моменты при выполнении задания. |
|
Многократные разнообразные упражнения с использованием различных форм наглядности (для закрепления) |
«Восстанови правильный порядок», «Исключи лишнее» (для коррегирования внимания) |
Ученик визуально воспринимает задание, восстанавливает логическое соответствие. |
Оценивание «Светофор», используя световые сигналы, как оценку по усвоению нового материала. |
|
Предметно-практические действия в паре с учителем, подробное комментирование вслух данных действий учеником |
«Робот-помощник» (для закрепления ребенок проговаривает вслух алгоритм своего решения, по правилам учитель-корректирует «машину-робота», можно поменяться ролями) |
Ученик отвечает на вопросы учителя, комментирует выполняемые действия при решении задачи, уравнения; отрабатывает алгоритмы действий по опорным схемам, речевым моделям, образцам высказываний, плану, инструкции.
|
Можно начертить оценочный график выполненного задания, проследить успешные моменты работы и моменты, над которыми нужно еще поработать ученику. |
|
Карточки-памятки с математической терминологией
|
«Веселые друзья- их разлучать нельзя» (закрепление названий компонентов при сложении, вычитании и т. д.) |
Ученик работает над правильным произношением и написанием математических терминов, выявляет искомый компонент, через работу с составляющими его буквами, частями.
|
Рефлексия (что делал на уроке, зачем, что нужно уметь, для чего) Самоанализ. |
|
Альтернативные домашние задания творческого характера |
«Сложи пазлы», «Заполни «окошки», «Собери пирамиду» (на закрепление материала»
|
Ученик выбирает задания, с которыми может справиться, определяет задания, которые вызвали затруднения. |
Самооценка по принципу «Это я уже умею и знаю». |
|
|
|
|
Накопительные балы за урок переводятся в оценку, которую, при желании ученика, можно исправить, выполнив дополнительные тренировочные упражнения, как домашнее задание. |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.