Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.
Оценка 4.6

Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
docx
физическая культура
Взрослым
06.03.2017
Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.
Статья о сущности личностно-ориентированного образования, принципах, особенностях проектирования личностно-ориентированного урока. Во-первых, личнос¬тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро-вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
личностно ориентировынные технологии.docx
Изумление человеком – вот что должно быть красной нитью всего школьного воспитания. В. А. Сухомлинский.  В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и  индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально  одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей  представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств,  становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует  в человеке социально типичное. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и  проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира,  уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой.  Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом  благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие  только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного  интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование  невозможно без обращения к личности. Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно  ориентированного обучения. Это  образно можно представить формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».    «Личностно­ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность  ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем  согласовывается с содержанием образования.»  (Якиманская  И.С. Разработка технологии личностно­ ориентированного обучения. Директор школы. – 2003. ­ №6) Сущность личностно­ориентированного образования           Личностно­ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической  деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов  действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации  личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.          Во­первых, личностно­ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и  интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных  институтов.          Во­вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро­ вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных  качеств.           В­третьих, применение этого подхода предполагает  перераспределение субъектных полномочий в  учебно­воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно­субъектных  отношений между педагогами и их воспитанниками. Существуют и другие различия между личностно­ориентированным  подходом и прежними методологическими ориентациями. Наиболее полно они отражены в таблице Профессор Е.Н.Степанов выделяет  следующие компоненты, из которых складывается личностно ­  ориентированный подход в образовании.    С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.        Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий  являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение  их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение  рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. Вторая составляющая— исходные положения и основные правила построения процесса обучения и  воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или  руководителя образовательного учреждения.  Принципы личностно – ориентированного  подхода: 1.                     Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации  своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно  побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально  приобретенных возможностей. 2.                     Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности  личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не  только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их  дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой,  обрести(постичь) свой образ. 3.                     Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и  отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе,  способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер  взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей. 4.                     Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности,  самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и  воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели,  содержания, форм и способов организации учебно­воспитательного процесса и жизнедеятельности в  классе и школе. 5.                     Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность  позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной  группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей  личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию  позитивной Я­концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы  по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». 6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно­воспитательного процесса, присущего педагогике  насильственного формирования личности ребенка.                 Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно­ ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка,  поддержка его  устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация  детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.            И, наконец, третий компонент личностно­ориентированного подхода — это технологическая  составляющая,которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы  педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно­ориентированного подхода, по  мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким  требованиям, как диалогичность; деятельностно­творческий характер; направленность на поддержку  индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы  для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения      В заключение подчеркну основные особенности  проектирования личностно­ориентированного урока:       конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели,  места и времени его использования на уроке; продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников; проведение наблюдений за школьниками; предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и  инициативы; поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез; организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу  ответов товарищей (рецензированию ответа); стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника; привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке  к уроку; использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика; применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний; продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.             

Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.

Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.

Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.

Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.

Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.

Технологии личностной ориентации по Степанову Е.Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017