Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.7

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
дефектология +1
Все классы
11.10.2017
Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Методы ТРИЗ – РТВ как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми, ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Так метод фокальных объектов способствует активизации и пополнению словаря, помогает уточнять семантическое значение слов.
СТАТЬЯ_КАРТАШОВА И.А..docx
Карташова Ирина Алексеевна учитель­логопед первая квалификационная категория МБДОУ "ДС №262 г.Челябинск" Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Стратегическая   цель   российской   образовательной   политики   –   формирование достойной   жизненной   перспективы   для   каждого   ребенка   в   соответствии   с   его возможностями   и   особенностями,   предоставление   равных   стартовых   возможностей   для получения   образования   каждому   ребенку,   в   том   числе   и   детям   с   ограниченными возможностями здоровья (далее ­ ОВЗ)1.  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети имеющие временные или постоянные   нарушения   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии,   подтвержденные медико­психолого­педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывает на создание необходимых условий для лиц с ОВЗ, которые включают   использование   специальных   образовательных   программ,   пособий   и дидактических материалов.  ФГОС является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и   правил,   обязательных   для   исполнения   в   любом   образовательном   учреждении,   где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. Наибольшую категорию детей с ОВЗ составляют дети с нарушениями речи. Речь является средством общения, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия,   памяти,   мышления,   воображения)   и   выполняет   познавательную   и созидательную функции.  К   числу   важнейших   задач   логопедической   работы   с   дошкольниками,   имеющими недоразвитие   речи,   относится   формирование   у   них   связной   монологической   речи.   Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.  ______________________________________________________________________________________ 1. Пункт 3 ст.79 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской  Федерации» № 273­ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99­ФЗ  от 23.07.2013 №203­ФЗ)  2. Пункт 16 ст.2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской  Федерации» № 273­ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99­ФЗ  от 23.07.2013 №203­ФЗ) Особую роль для детей с недоразвитием речи имеет заложенный в организованной образовательной деятельности мотив. Причем роль мотивации в деятельности ребенка, по мнению Леонтьева А. А., Воробьевой В. К. и др. не сводится к функции запуска, активации, т. е. некого психологического побудителя речи. Вот задачи, которые необходимо решать педагогу в работе с детьми в группе детского сада с компенсирующей направленностью. Методы ТРИЗ – РТВ как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми,   ненавязчиво   формировать   новые   действия   и   соответствующие   им   чувственные образы и понятия. Так метод фокальных объектов способствует активизации и пополнению словаря, помогает   уточнять   семантическое   значение   слов.   Мозговой   штурм   является   средством формирования   диалогической   речи.   Морфологический   анализ   способствует   навыкам согласования и управления слов в фразе, связной монологической речи. Упражнения с кольцами   Луллия   в   подготовительной   логопедической   группе   для   индивидуальных   и подгрупповых заданий на коррекционном занятии, способствует обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи   детей   с   недоразвитием   речи.   Например,   игра   "Мои   друзья",   которая   может проводиться с четырех лет, способствует формированию обобщающих понятий. Педагог дает детям, у которых есть наборы картинок, различные задания аналитико­синтетического характера: «Мои друзья те, что могут перевозить грузы по воздуху…» Развитие   связной   речи   в   процессе   решения   творческих   изобретательных   задач осуществляется в несколько этапов. На первом этапе задания даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч ­ как можно использовать предмет?  Игра  “Поиск   аналогов”,   не   только   развивает   аналитико­синтетические   операции мышления детей, но и диалогическую связную речь. Детям необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма). Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте. Например, игра “Хорошо–плохо” — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных   или   отрицательных   ассоциаций,   и   называется   как   можно   больше положительных   и   отрицательных   его   сторон.   Например:   шарф   —   мягкий,   теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется… Игра может проводиться с младшего дошкольного возраста. Следующий   этап   –   разрешение   противоречий.   Для   разрешения   противоречий существует   целая   система   игровых   и   сказочных   задач.   Например,   задача:   «Как   можно перенести воду в решете?» А также игра “Поиск общих признаков”, когда берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно   больше   общих   признаков   (например,   мост   и   скрипка).   Или   игра   “Поиск противоположного   объекта”    в   которой   у   детей   формируется   навыки   построения предложно­падежных конструкций, когда детям необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) и т.п. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Например, придумайте новую игрушку и др. А  игра “Выбери троих” учит не только   искать   логические   связи   между   выделенной   задачей   и   выбранным   объектом   и субъектом из пяти случайных слов, но и составить связный рассказ о том, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.  Следующий   этап   работы   в   технологии   ТРИЗ   –   это   решение   сказочных   задач   и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Так игра “Точка зрения” (автор — И.Л. Викентьев) — направлена на развитие связной монологической речи. Детям необходимо описать известную им  ситуацию с  точки зрения одного из  объектов  — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу. Эффективной в том случае является игра «Оживление предметов» когда детям  по аналогии с известными сказками Андерсена, К.И. Чуковского и т.п., предлагается сочинить сказку о любом предмете, например, о блюдце, пуговице и т.д. А игра «Сказка наизнанку» состоит   в   перевирании   сказки   или   в   выворачивании   наизнанку   сказочной   темы.   Детям предлагается поменять характер героев и рассказать, как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки.  На   последнем   этапе,   опираясь   на   полученные   знания,   интуицию,   используя оригинальные   решения   проблем,   ребенок   учится   находить   выход   из   любой   сложной ситуации.   Дети   ставятся   и   в   экспериментальные   ситуации,   где   необходимо   быстро принимать решения. Наиболее трудной в работе с детьми с недоразвитием речи является задача развития связной   монологической   речи.   Особый   интерес   вызывает   составление   рассказа   по сюжетной картине, т. к. его подготовка и проведение является одним из самых трудных как для детей, так и для педагога. Сначала необходимо определить состав картины, обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине. Чем больше предметов будет выделено, тем большим количеством подробностей будет наполнен рассказ и тем большее количество вариантов   рассказа   можно   будет   придумать.   В   данном   случае   используются   приемы «Подводная   лодка»,   «Фотографы»,   «Снимаем   кино»,   «Подзорная   труба»,   которые активизируют внимание детей, повышают интерес к занятию.  Далее устанавливается взаимосвязь между объектами, изображенными на картине. Используются игры «Царица стрелок», «Логические цепочки». Также можно провести игру «Знатоки».   Дети­знатоки   должны   представить   несколько   версий   одного   объединения. Каждая версия принимается. После   этого,   необходимо   преобразовать   выбранный   объект   во   времени;   учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные  словесные  обороты.  Картина  рассматривается  детьми  как  остановившийся миг. Используя преобразование объектов во времени, мы оживляем картину, и некоторые события, поступки персонажей становятся понятными для детей, а рассказ наполняется интересными подробностями, появляются новые смысловые звенья. Далее   необходимо   создать   опорную   схему,   в   которой   воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий.  И в итоге осуществляется составление рассказа с опорой на схему. Применение данной   технологии   дает   детям возможность   создавать   несколько   вариантов   рассказа   в рамках одной организованной образовательной деятельности путем: перемещения событий во времени, изменения эмоционального состояния героев рассказа; варьирования главных и второстепенных  героев;   включения   в  рассказ   описания   ощущений   главных   персонажей; усиления образности; введения элементов творческого рассказа. Использование адаптированных методов ТРИЗ и РТВ в процессе развития речи дает несомненные преимущества: ­ активизация познавательной деятельности детей; ­ создание мотивационных установок на проявление творчества; ­развитие   гибкости   аналитико­синтетических   операций   в   мыслительной деятельности; ­   создание   условий   для   развития   образной   стороны   речи   детей   (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); ­повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; ­формирование осознанности в построении лексико­грамматических конструкций. В   арсенале   технологии   ТРИЗ   и   РТВ   существует   множество   методов,   которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста с недоразвитием речи как одним из средств необходимых для лиц с ОВЗ.  Список литературы: 1. «Золотой   ключик»   творческого   мышления   /Под   ред.   Т.А.   Сидорчук. Челябинск, 2000. 2. Альтшуллер   Г.С.  Краски   для   фантазии.   Прелюдия   к   теории   развития творческого   воображения   //Шанс   на   приключение.   /Сост.   А.Б.   Селюцкий. Петрозаводск,1991.    3. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных  учреждений. Минск, 2007. 4. Корзун   А.В.   Весёлая   дидактика:   элементы   ТРИЗ   и   РТВ   в   работе   с дошкольниками. Мн.,2000. 5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.  Технология развития связной речи  дошкольников (методическая разработка), 2004.  6. Творческие задания в работе с дошкольниками /Под общ.  ред. Сидорчук. Челябинск, 2000. 7. 8. 9. http://www.trizland.ru/ http://www.altshuller.ru/triz/ http://trizinfo.by.ru/

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технологии ТРИЗ и РТВ как средство развития связной речи старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2017