Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников
Оценка 5

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
Междисциплинарный 3
3 кл—4 кл
08.02.2018
Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников
Одной из нестандартных форм проведения урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, свободно высказывать своё мнение, доказывать его, может выступить проблемно-диалогическая технология. Её использование при построении урока дает максимальный эффект открытости и взаимопонимания учителя и ученика.Технология проблемно-диалогического построения урока, как средство формирования универсальных учебных действий
Выступление с обобщением опытав Долговой И.В. 2017.docx
Технология проблемно­диалогического обучения как одно из средств формирования учебных действий младших школьников  Обобщение опыта часто бывает  полезным для постижении его сущности Для меня обобщение собственного опыта — это умение увидеть в частном общее и   объяснить   с   научной   точки   зрения,   каким   образом   достигаются   положительные результаты в образовательном процессе.  Сегодня   учителя   вовлечены   в   систематическую   работу   по   распространению собственного педагогического опыта. Это и регулярные мастер­классы, семинары, работа с молодыми коллегами, публикации, в том числе и в Интернете: На муниципальном уровне обобщение опыта проводится мной не в первый раз. Так, в  2012г.  мной  обобщён   опыт  по  использованию  инновационных   технологий   в  практике классного   руководителя,   а   в   2013г.   –   по   использованию   метода   проектов   в   практике преподавания в начальной школе.  В 2014г. проведена исследовательская работа по теме «Формирование типа правильной читательской деятельности как метапредметного умения у младших школьников». Как результат работы выпущены методические рекомендации «Продуктивные приёмы работы с текстовой информацией».  1.Название   проблемы,  над   которой   я   работаю   последние   3   года   и   имею   устойчивые положительные результаты: «Технология проблемно­диалогического обучения как одно из средств формирования учебных действий младших школьников». 2.Условия возникновения проблемы, становление опыта: В   современной   системе   российского   образования   огромная   роль   отводится нетрадиционным   формам   обучения,   которые   направлены   на   усиление   самостоятельной, творческо­поисковой деятельности, повышение активности учащихся на уроке.  Одной   из   таких   нетрадиционных   форм   урока,   на   котором   учащиеся   имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение,   доказывать   его,   вести   полемику   со   своими   товарищами,   может   выступать проблемно­диалогическая технология. ,,,,, Проблемное   обучение   ­   это   современный   уровень   развития   дидактики   и педагогической   практики.   Оно   является   эффективным   средством   общего   развития учащихся. “Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и “открытия” новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач,   и   выполнение   упражнений.   Но   организация   учебного   процесса   базируется   на принципе   проблемности,   а   систематическое   решение   учебных   проблем   ­   характерный признак   этого   типа   обучения.   Поскольку   вся   систем   методов   при   этом   направлена   на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей”.,,,, Первым этапом моей работы с классом стало обучение умению ставить проблему и ее доказывать. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам», ­ сказал Сократ Проблемные   методы   эффективнее   традиционных,   т.к.   постановка   проблемы обеспечивает   познавательную   мотивацию   учеников,   а   поиск   решения   –   понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала   на   уроке   более   демократичным,   ориентированным   на   разных   учащихся   с разными интересами и способностями.  Проблемный диалог прописан в методических рекомендациях ко всем урокам ОНЗ (организации   новых   знаний),   однако,   текст   предлагаемых   диалогов,   как   правило, претерпевает   ряд   изменений   при   подготовке   к   уроку.   Приходится   учитывать   уровень подготовленности класса, социальный состав семей, ситуации на уроке, настроение и даже погоду. Постоянно находишься в поиске более удачных педагогических решений.  3.   Актуальность   и   перспективность   опыта,   его   практическая   значимость   для повышения качества учебно­воспитательного процесса   Работая продолжительное время своей трудовой деятельности в школе, постоянно задавала себе вопрос: ­ Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?  Это вполне решаемо, если процесс обучения строить в соответствии с технологией проблемно­диалогического обучения. В этом случае каждодневное объяснение учителем нового   материала   сменится   поиском,   решением   возникших   проблем,   выходом   из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д. От того, насколько   грамотно   используется   технология   деятельностного   метода,   технология проблемно­диалогического обучения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе 4. Новизна опыта заключается в создании системы применения форм, методов и средств развития   интеллектуальных   способностей   личности   в   учебно­воспитательном   процессе путём   проблемно­диалогического   обучения   с   применением   коллективных   и   групповых форм работы, что способствует формированию целостной картины мира у обучающихся, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и в мире в целом. 5.Технология опыта:                 выявление проблемы и обоснование ее актуальности; анализ литературы по выявленной проблеме; анализ состояния учебно­воспитательного процесса по проблеме; разработка системы занятий на основе результатов входной диагностики; разработка концепции и общей программы исследования проведение исходных констатирующих срезов; реализация системы разработанных заданий;  изучение психологического состояния обучающихся; отслеживание текущих (промежуточных) результатов; выявление проблем и их причин; внесение корректив в систему работы. подтверждение   итогов   экспериментальной   работы   (соотнесение   результатов эксперимента с поставленными целями); анализ результатов итоговой диагностики; разработка серии уроков;  представление отчета. Диагностика уровня сформированности учебных действий младших школьников      Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени   решение   задачи.   Человек   попадает   в   ситуацию   подобно   деятелю,   решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока её не решит. Именно за счёт этой незавершённости и формируются УУД и интеллектуальный потенциал личности.              К трудностям  проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у учащихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения  уходит значительно   больше  времени,  чем при  традиционном  обучении.  Кроме того,   разработка   технологии   проблемного   обучения   требует   от   учителя   большого педагогического   мастерства   и   много   времени.   На   мой   взгляд,   зная   уровень интеллектуального развития учащихся своего класса и работая в системе, этих трудностей можно избежать.        Основными   параметрами   результативности   проблемно­диалогического   обучения   в начальной школе  являются: ­ качество знаний и успешность  обучения учащихся;  ­ устойчивый познавательный интерес учащихся к предметам и качественная динамика учебной мотивации деятельности: а)   наличие   у   ученика   положительного   мотива   к   деятельности   (Хочу   разобраться,  хочу понять...), б)   наличие   у   учащихся   положительных   изменений   в   эмоционально­волевой   сфере   (" Испытываю радость, удовольствие от работы..."), в) переживание учащимися субъективного открытия ("Я сам получил этот результат, я сам сделал «открытие»…"), г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности ("Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны...").         Поэтому с первых дней пребывания учащихся в школе нами ведется диагностическая работа,   которая   позволяет   судить   о   результативности   применения   проблемно   – диалогической технологии в обучении        Мониторинг на начальной ступени организуется на основе диагностических методов по этапам:  1 этап – входная диагностика 2 этап – промежуточная диагностика  3 этап ­ итоговая диагностика       Предмет диагностики составляют:  обобщённые характеристики учебных действий, действий контроля, действий оценки;  особенности проявления учебно­познавательного интереса;  характеристики целеполагания. Диагностика дает возможность увидеть учителю, как идет процесс становления учебной деятельности   школьника,   выделить   успехи   и   продвижения   от   года   к   году,   определить проблемы   и   трудности,   помогает   отслеживать   динамику   развития   каждого   компонента учебной деятельности и, следовательно, дает возможность видеть — осуществляется ли переход   с   одного   уровня,   где   нужна   помощь,   на   что   обратить   особое   внимание   в образовательном процессе, какой компонент необходимо формировать.  7. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности):    В ходе работы с применением проблемно – диалогической технологии наблюдалось значительное продвижение в развитии детей. 1. Диагностированием   была   получена   общая   картина   достижений   детей необходимая   учителю   для  выявления   динамики  развития   и  корректировки  работы  с каждым учеником. 2. Данная   система   работы   прежде   всего  направлена   на   изучения   нового материала,   причем   на   содержании   любого   предмета,   любой   системы   и   любой образовательной ступени. Технология проблемно­диалогического обучения является: ­   результативной,   поскольку   обеспечивает   высокое   качество   усвоения   знаний, эффективное  развитие   интеллекта   и  творческих   способностей   младших   школьников, воспитание   активной   личности   обучающихся,   развитие   универсальных   учебных действий;  ­   здоровьесберегающей,   потому   что   позволяет   снижать   нервно­психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;  ­   носит   общепедагогический   характер,   т.е.   реализуется   на   любом   предметном содержании и любой образовательной ступени.  Динамика учебных достижений учащихся 2016­2017 учебный год I четверть II четверть III четверть Успев % 100 100 100 100 Кач­во % 61 59 50 56 Успев % 100 100 100 100 Кач­во % 72 Успев. % 100 Кач­во % 78 60 56 60 100 100 100 64 67 67 Литературное  чтение Русский язык Математика Окр. мир 8.   При   каких   условиях,  используя   данный   опыт,   можно   получить   устойчивые положительные результаты:  Проблемный   урок   обеспечивает   более   качественное   усвоение   знаний,   мощное развитие   интеллекта   и   творческих   способностей,   воспитание   активной   личности   при сохранении   здоровья   учащихся.  Учителю   есть   за   что   бороться,   осваивая   тонкости проблемного урока, ведь на таких уроках наиболее полно раскрывается сам учитель как личность.  Учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения нужны: знания о данной технологии и желание их применять.  Анализ результатов диагностик показал, что активность у детей существенно повысилась, а интерес к учебе значительно увеличился. Результаты диагностик (Слайд   ) Напряжение   интеллектуальных   сил   ученика   рождается   в   столкновении   с трудностью   в   понимании   и   осмыслении   нового   факта   или   понятия   и   характеризуется наличием   проблемной   ситуации,   высокого   познавательного   интереса   учащихся   к   теме.  Связь между формированием положительной учебной мотивации и проблемным обучением объясняется тем, что такой способ организации учебного процесса детерминирует процесс активного,   творческого   мышления   учащихся,   направленный   на   овладение   общими способами решения проблемных задач.                А также выяснилось, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, улучшилось   эмоциональное   отношение   к   учению,   исчез   страх   перед   преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий. Воздействие на эмоционально­чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности.  9. Адресная направленность опыта: учащиеся и учителя начальных классов Методика применения  технологии проблемного обучения может быть использована не только   учителями   начальных   классов,   но   и   преподавателями   других   предметов. Применение   данной   технологии   позволяет   удовлетворить   запросы   родителей,   которые хотят   видеть   ребенка   способным   учиться,   реализовывать   свой   творческий   потенциал, применять на практике полученные знания. Используемые технологии могут найти широкое применение в образовательных учреждениях  разного типа, так как позволяют  при наименьших  затратах  сил, времени учителя   достигнуть   более   высоких   результатов   в   обучении.   Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий. В чём я вижу перспективность распространения и тиражируемость опыта. Во­ первых,   технология   предполагает   открытую   систему,   поэтому   продолжаю   разработку отдельных   приемов.   Во­вторых,   в   перспективе,   продолжаю   пополнять   личный   сайт новыми   методическими   разработками,   планирую   доработать   и   усовершенствовать методический опыт, рассчитанный на педагогическое сообщество, работаю над фиксацией результатов работы с текстовой информацией. Факты, свидетельствующие о повышении качества творческих работ, учащихся по  предмету: 1. Формы творческих работ становятся более разнообразными  2. Расширяется тематика исследовательских работ 3. Повышается уровень представления работ 4. Работы получают более высокую оценку             Сравнив   результаты   исследования   можно   сделать   вывод   о   том,   что   проблемное обучение даёт положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на   качество   их   учения,   так   как   повысились   уровни   познавательного   интереса, самостоятельности и активности детей в учении. Заключение:         Итак, применение в учебном процессе проблемно­диалогической технологии помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, ­ формировать у   учащихся   самостоятельное,   активное,   творческое   мышление.   Развитие   же   таковых способностей  может  осуществляться  лишь  в  творческой  самостоятельной  деятельности учеников,   специально   организуемой   учителем   в   процессе   обучения.   Одним   из   таких условий   является   создание   проблемных   ситуаций,   которые   составляют   необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.       Систематическое использование на уроках проблемно – диалогической технологии, по результатам диагностик, способствовало тому, что у учащихся существенно повысилась активность в познавательной деятельности, возросла самостоятельность в поисках решения заданий, появилась внутренняя мотивация к познанию, а также улучшилось эмоциональное отношение к учению.            Результаты исследования позволяют утверждать, что при использовании на уроках системы проблемных ситуаций учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний.                   Включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность помогает им овладеть приёмами самостоятельной работы, дети учатся сравнивать, наблюдать, делать выводы,   отстаивать   свое   мнение.   Изменения,   происходящие   в   детях,   указывают   на   то, проблемные   ситуации   создают   благоприятные   условия   для   общего   развития   каждого ребёнка,   приучают   их   к   умственному   напряжению,   повышают   познавательную   сферу ребёнка. Свой опыт по данной теме популяризирую опыт через печатные публикации и через интернет­сообщества.   Регулярно   принимаю   участие   в   конкурсах   Международного Института   Развития   «ЭкоПро»:   «Профессионалы   в   образовании.   Портфолио»   (2015г.), «Мультимедийный   урок   в   современной   школе»   (2011г.),   конкурсе   «Активные   методы обучения   в   образовательном   процессе»   (2012г.),  «Современный   урок   ­   2012г.», «Современный урок ­ 2014г.», «Мой лучший урок – 2014г.». Подготовила победителей в конкурсе­акции   «Язык   и   культура­это   код   нации»   в   рамках  XVII  Международного фестиваля «Детство без границ» (2016г.). Имею благодарственное письмо ООДТДМ им В.П. Поляничко  за поддержку  талантливых  и одарённых  детей Оренбуржья  в области информатики   и   информационных   технологий.   Награждена   благодарственным   письмом Правительства   Оренбургской   области   за   активное   участие   в   работе   муниципальной методической   службы   (2015г.).  Опубликовала   статью   «Роль   деятельности   учителя   по формированию   навыков   продуктивного   чтения   в   повышении   качества   образования»   в методическом   вестнике   №3   «Роль   муниципальных   методических   служб   в   повышении качества образования» (2016г.) Применение   проблемного   обучения   на   уроках   позволяет   мне  спрогнозировать ситуацию успеха. Основная идея этого подхода заключается не в суммировании знаний, умений   и   навыков   учащихся,   а   в   способности   и   готовности   каждого   участника образовательного   процесса   к   эффективной   и   продуктивной   деятельности   в   различных социально­значимых ситуациях. За время апробации данной технологии учащиеся моего класса создали ряд творческих         работ: ими были написаны стихи, эссе, рефлексивки, проекты. Многие  творческие работы  были  отправлены  на различные конкурсы  в город Оренбург.  Хороший   уровень   мотивированности   обучающихся   косвенно   доказывается показателями   результативности   деятельности.  Это   подтверждается   наличием   грамот, дипломов и благодарственных писем учащимся за систематическую работу в урочное и внеурочное   время.   Учащиеся   переходя   в   среднее   звено   уверенно   чувствуют   себя   при изучении разных дисциплин, качество знаний остается стабильным.  Я слежу за успехами своих выпускников. Мои выпускники и в дальнейшем показывают высокие результаты, являясь   победителями   различных   уровней.   Кроме   этого   четверо   выпускников   стали финалистами   городского   конкурса   «Ученик   года».     В   2012   году   Пеннер   Андрей   стал победителем областного конкурса «Ученик года», а Райденко Екатерина завоевала первое место в заочном общероссийском конкурсе «Ученик года». В этом году выпускается 11 класс, в котором 9 медалистов, 5 из которых мои ученики. И это заслуженное признание моих заслуг как педагога и моих воспитанников.

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников

Технология проблемно-диалогического обучения, как одно из средств формирования учебных действий младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2018