«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
Оценка 4.8

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
18.06.2019
«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
В деловом общении с коллегами мы часто употребляем слова: "проблемный урок", "проблемная ситуация", но не всем такие формы и виды урока понятны. Данная статья поможет учителям во всем разобраться и овладеть на профессиональном уровне подобной методикой. Я считаю использование приемов создания проблемной ситуации на уроках русского языка и литературы эффективным, так как формируются все УУД. По моему мнению, результаты обучения относительно высокие и устойчивые, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
доклад для публикации..doc
«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».       Система образования не стоит на месте. Время и общество выдвигают свои требования  к образовательному процессу, и в современных условиях преподавание русского языка и  литературы требует новых подходов, направленных на развитие личности ребёнка, его  творческих способностей, самостоятельности мышления. В контексте новой  образовательной программы на смену главной образовательной задаче – сформировать  прочную систему знаний – пришла задача научить обучающихся действовать на основе  полученных знаний, а прежде эти знания надо постараться добыть. Но как заставить  ребёнка действовать в нужном направлении? Что может поспособствовать в  развитии потребностей найти и усвоить материал? В этой ситуации, на мой взгляд, учителю может помочь технология проблемного обучения, что очень актуально сегодня.  Практическая значимость: использование данной технологии способствует  самостоятельному поиску учащимися новых понятий и способов действий,  предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися  познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению  новых знаний, обеспечивает новый способ мышления, прочность знаний и  творческое их применение в практической деятельности. Концептуальность опыта.  Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей  активизировать учебно­познавательную деятельность учащихся. Суть активации  заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся  приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится  самостоятельно «добывать знания». Проблемная ситуация – центральное звено  проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная  потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования  правильных обобщений.   Проблемное обучение – организованный учителем способ активного  взаимодействия ученика с проблемой, представленной содержанием обучения, в  ходе которого он приобщается к противоречиям и способам их разрешения, учится  мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации  моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого  мышления учащегося. Цели проблемного обучения:  развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;  ­ усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и  самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более  прочные, чем при традиционном обучении;  ­ воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить, разрешать  нестандартные проблемы. Задачи проблемного обучения:  изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации,  закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование  новых знаний;  ­ способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать  собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формированию навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы;  ­ воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества. Три основных метода постановки учебной проблемы. Существует три основных метода постановки учебной проблемы:  побуждающий от проблемной ситуации диалог;   подводящий к теме диалог;   сообщение темы с мотивирующим приемом.    Побуждающий от проблемной ситуации диалог.       Данный метод постановки учебной проблемы требует последовательного  осуществления четырех педагогических действий:   1) создания проблемной ситуации;   2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;   3) побуждения к формулированию учебной проблемы;   4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.          Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий,  обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут  различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников.  Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему  урока.     Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель  предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо  характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют  специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность". Три основных метода поиска решения учебной проблемы. Существует  три основных метода поиска решения учебной проблемы:   побуждающий к гипотезам диалог,   подводящий от проблемы диалог,   подводящий без проблемы диалог.   Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим  этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению  упражнений.  Технология проблемного обучения выступает важнейшим направлением в реализации  требований ФГОС, который разводит предметные, метапредметные и личностные  результаты образования. Результаты проблемного обучения.        Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их  приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы  поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.                 Личностные результаты  мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие.  проблемного диалога – становление характера,  Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования  форм обучения. Поскольку проблемно­диалогические методы и продуктивные  задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать  другого, договариваться, распределять роли.  Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам  технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку  проблема – это и есть цель урока­ открытие нового знания. Методы поиска решения  учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать,  а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы.  Результативность опыта.    Роль творца усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой  деятельности.  Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют  доброжелательность и уважение к людям.                 Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные  действия, которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и  регулятивные.  В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит  свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать  противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы.  Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать,  обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь.  Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.       Реализация принципа проблемного обучения в педагогическом взаимодействии ведет к  изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые  знания, но актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает  условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки  познавательных проблем и задач.             Положительными моментами проблемного обучения можно назвать следующие:  ­ новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и  практических проблем;  ­ в ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности,         его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;  ­ темп передачи информации зависит от самих учащихся;  ­ повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;  ­ результаты обучения относительно высокие и устойчивые, учащиеся легче  применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои  умения и творческие способности.              Таким   образом,   технология   проблемного   обучения   действительно   обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС. Приложение (из опыта работы). Приёмы создания учебной ситуации. Приемы создания проблемных ситуаций с удивлением.  Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты,  научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Урок литературы  по теме «Образ Бирюка». Анализ Предъявление первого факта Предъявление второго факта Побуждение к осознанию Учитель ­ Кто главный герой рассказа  И. Тургенева «Бирюк»? ­ Слово «бирюк» устаревшее.  А что оно обозначает? ­ Ребята, а вам самим  понравился Бирюк? ­ Но ведь само слово  обозначает не очень хорошие  качества человека? А он Вам  нравится! Вас это не  удивляет?!  Ученики ­ Лесник, которого все  называют Бирюк. ­ Угрюмый, нелюдимый, злой  человек. ­ Да, нам он понравился. (Проблемная ситуация.) ­ ­Да, действительно, качества  главного героя противоречат  лексическому значению слова  «бирюк». (Осознание  противоречия.) Побуждение к проблеме ­ Как вы думаете, какой будет  тема нашего урока? ­ Образ Бирюка Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается  вопросом или практическим заданием на новый материал.  Урок русского языка в 7 классе  по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени». Анализ Практическое задание на новый  материал Учитель ­ Работаем парами. На каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные  причастия настоящего  времени с помощью  суффиксов –ущ/­ющ, ­ащ/­ящ.  Запишите рядом с глаголами  только суффикс Во время проверки  обнаруживается, что  суффиксы дети выбрали  разные. ­ Задание было одно, а ответов получилось много. Ученики Работают с глаголами: бороться колыхаться клеить лечить Возникает проблемная  ситуация и удивление. Обучающиеся выполнили  практическое задание  по­ разному. (Осознание  противоречия.) ­ Не знаем суффиксов  причастий. (Неточная  формулировка проблемы) ­ Действительных причастий  настоящего времени. Проверка задания Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме ­ Почему так получилось? Что мы еще не знаем? Переформулирование ­ В суффиксах каких  причастий возникли Тема Прием «Яркое пятно». сомнения? ­ Значит, какая сегодня тема  урока? ­ «Гласные в суффиксах  действительных причастий  "настоящего времени». Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет  сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой  значимости темы для самих учащихся.        Урок русского языка в 5 классе по теме  «Словосочетание. Разбор словосочетания». Этап урока Деятельность учителя Мотивация к  учебной  деятельности. Актуализация и  пробное учебное  действие. Выявление места  и причины  затруднения ­Наш урок  мне хочется начать с «Осенней песни» П.И.  Чуковского. Послушайте фрагмент этого произведения и  скажите, какие чувства и мысли у вас вызвала музыка? ­Как вы думаете, почему чувства грусти и печали? Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку ,  прочитав стихотворение  А.С. Пушкина «Унылая пора!  Очей очарованье!».  ­ Продолжим работу над понятием «словосочетание». ­Вспомните, что вы знаете о словосочетании? - Какие бывают словосочетания по главному слову? - Чем словосочетание отличается от предложения? -  У вас на партах лежат карточки со  стихотворением А.С. Пушкина «Унылая пора!  Очей очарованье!».   - Выпишите по 4 словосочетания из стихотворения  - Будут ли словосочетанием  слова  приятна краса,  согласно схемам. покрыты небеса, люблю я? Почему? Деятельность  ученика Слушают учителя,  участвуют в  диалоге. Отвечают на  вопросы, строят  высказывания Формулируют  собст. мысли,  осознают  недостаток знаний.

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».

«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2019