«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
18.06.2019
В деловом общении с коллегами мы часто употребляем слова: "проблемный урок", "проблемная ситуация", но не всем такие формы и виды урока понятны. Данная статья поможет учителям во всем разобраться и овладеть на профессиональном уровне подобной методикой.
Я считаю использование приемов создания проблемной ситуации на уроках русского языка и литературы эффективным, так как формируются все УУД. По моему мнению, результаты обучения относительно высокие и устойчивые, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
доклад для публикации..doc
«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной
мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
Система образования не стоит на месте. Время и общество выдвигают свои требования
к образовательному процессу, и в современных условиях преподавание русского языка и
литературы требует новых подходов, направленных на развитие личности ребёнка, его
творческих способностей, самостоятельности мышления. В контексте новой
образовательной программы на смену главной образовательной задаче – сформировать
прочную систему знаний – пришла задача научить обучающихся действовать на основе
полученных знаний, а прежде эти знания надо постараться добыть. Но как заставить
ребёнка действовать в нужном направлении? Что может поспособствовать в
развитии потребностей найти и усвоить материал? В этой ситуации, на мой взгляд, учителю
может помочь технология проблемного обучения, что очень актуально сегодня.
Практическая значимость: использование данной технологии способствует
самостоятельному поиску учащимися новых понятий и способов действий,
предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися
познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению
новых знаний, обеспечивает новый способ мышления, прочность знаний и
творческое их применение в практической деятельности.
Концептуальность опыта.
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей
активизировать учебнопознавательную деятельность учащихся. Суть активации
заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся
приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится
самостоятельно «добывать знания». Проблемная ситуация – центральное звено
проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная
потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования
правильных обобщений.
Проблемное обучение – организованный учителем способ активного
взаимодействия ученика с проблемой, представленной содержанием обучения, в
ходе которого он приобщается к противоречиям и способам их разрешения, учится
мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации
моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого
мышления учащегося.
Цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более
прочные, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить, разрешать
нестандартные проблемы.
Задачи проблемного обучения:
изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации,
закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование
новых знаний;
способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать
собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формированию навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать
целостное видение проблемы;
воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда,
коллективного содружества.
Три основных метода постановки учебной проблемы.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы требует последовательного
осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий,
обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут
различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников.
Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему
урока.
Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель
предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо
характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют
специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
Три основных метода поиска решения учебной проблемы.
Существует три основных метода поиска решения учебной проблемы:
побуждающий к гипотезам диалог,
подводящий от проблемы диалог,
подводящий без проблемы диалог.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим
этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению
упражнений.
Технология проблемного обучения выступает важнейшим направлением в реализации
требований ФГОС, который разводит предметные, метапредметные и личностные
результаты образования.
Результаты проблемного обучения.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их
приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии:
методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы
поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное
воспроизведение.
Личностные результаты
мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты
характера, как инициативность, смелость, трудолюбие.
проблемного диалога – становление характера, Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования
форм обучения. Поскольку проблемнодиалогические методы и продуктивные
задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать
другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам
технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку
проблема – это и есть цель урока открытие нового знания. Методы поиска решения
учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать,
а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют
оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы.
Результативность опыта.
Роль творца усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой
деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют
доброжелательность и уважение к людям.
Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные
действия, которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и
регулятивные.
В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит
свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать
противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы.
Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать,
обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь.
Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Реализация принципа проблемного обучения в педагогическом взаимодействии ведет к
изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые
знания, но актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную
тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает
условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки
познавательных проблем и задач.
Положительными моментами проблемного обучения можно назвать следующие:
новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и
практических проблем;
в ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности,
его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;
темп передачи информации зависит от самих учащихся;
повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов
учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;
результаты обучения относительно высокие и устойчивые, учащиеся легче
применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои
умения и творческие способности.
Таким образом, технология проблемного обучения действительно обеспечивает
достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации
ФГОС.
Приложение (из опыта работы). Приёмы создания учебной ситуации.
Приемы создания проблемных ситуаций с удивлением.
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты,
научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Урок литературы по теме «Образ Бирюка».
Анализ
Предъявление первого факта
Предъявление второго факта
Побуждение к осознанию
Учитель
Кто главный герой рассказа
И. Тургенева «Бирюк»?
Слово «бирюк» устаревшее.
А что оно обозначает?
Ребята, а вам самим
понравился Бирюк?
Но ведь само слово
обозначает не очень хорошие
качества человека? А он Вам
нравится! Вас это не
удивляет?!
Ученики
Лесник, которого все
называют Бирюк.
Угрюмый, нелюдимый, злой
человек.
Да, нам он понравился.
(Проблемная ситуация.)
Да, действительно, качества
главного героя противоречат
лексическому значению слова
«бирюк». (Осознание
противоречия.)
Побуждение к проблеме
Как вы думаете, какой будет
тема нашего урока?
Образ Бирюка
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается
вопросом или практическим заданием на новый материал. Урок русского языка в 7 классе
по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».
Анализ
Практическое задание на новый
материал
Учитель
Работаем парами. На каждой
парте лист с глаголами. Устно
образуйте действительные
причастия настоящего
времени с помощью
суффиксов –ущ/ющ, ащ/ящ.
Запишите рядом с глаголами
только суффикс
Во время проверки
обнаруживается, что
суффиксы дети выбрали
разные.
Задание было одно, а ответов
получилось много.
Ученики
Работают с глаголами:
бороться
колыхаться
клеить
лечить
Возникает проблемная
ситуация и удивление.
Обучающиеся выполнили
практическое задание по
разному. (Осознание
противоречия.)
Не знаем суффиксов
причастий. (Неточная
формулировка проблемы)
Действительных причастий
настоящего времени.
Проверка задания
Побуждение к осознанию
Побуждение к проблеме
Почему так получилось? Что
мы еще не знаем?
Переформулирование
В суффиксах каких
причастий возникли Тема
Прием «Яркое пятно».
сомнения?
Значит, какая сегодня тема
урока?
«Гласные в суффиксах
действительных причастий
"настоящего времени».
Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет
сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой
значимости темы для самих учащихся.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание. Разбор словосочетания».
Этап урока
Деятельность учителя
Мотивация к
учебной
деятельности.
Актуализация и
пробное учебное
действие.
Выявление места
и причины
затруднения
Наш урок мне хочется начать с «Осенней песни» П.И.
Чуковского. Послушайте фрагмент этого произведения и
скажите, какие чувства и мысли у вас вызвала музыка?
Как вы думаете, почему чувства грусти и печали?
Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку ,
прочитав стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора!
Очей очарованье!».
Продолжим работу над понятием «словосочетание».
Вспомните, что вы знаете о словосочетании?
- Какие бывают словосочетания по главному слову?
- Чем словосочетание отличается от предложения?
-
У вас на партах лежат карточки со
стихотворением А.С. Пушкина «Унылая пора!
Очей очарованье!».
- Выпишите по 4 словосочетания из стихотворения
- Будут ли словосочетанием слова приятна краса,
согласно схемам.
покрыты небеса, люблю я? Почему?
Деятельность
ученика
Слушают учителя,
участвуют в
диалоге.
Отвечают на
вопросы, строят
высказывания
Формулируют
собст. мысли,
осознают
недостаток знаний.
«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
«Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.