Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР
Оценка 4.6

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
1 кл
30.03.2017
Технология разработки и реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР
В связи с введением ФГОС обучающихся с ОВЗ и необходимостью создания специальных условий образования детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, встал вопрос разработки общеобразовательной организацией АООП НОО, других локальных актов, определяющих нормы образовательных отношений. Надеюсь, мой материал будет полезен заместителям директоров коррекционных школ.В статье раскрывается технология и основные тезисы адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР
СЕМИНАР 06.04.17.docx
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ                           АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ                             НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ                                        С ТЯЖЕЛЫМИ   НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ                                                                                                                   Жуган  Светлана Николаевна,                                                                                                                                     заместитель  директора по УВР                                                                                                                                     МБОУ «С(К)ОШ №16  г. Симферополя                          Обеспечение образования обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья требует от образовательной организации  разработку локальных актов (документов), определяющих нормы  образовательных отношений. В числе таких документов выступает  общеобразовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.  Адаптированная программа составляется на основе определенных  нормативно­правовых документов федерального, регионального,  муниципального уровней и уровня общеобразовательного  учреждения. АООП НОО обучающихся с ТНР   разработана и утверждена МБОУ «С(К)ОШ №16» г. Симферополя (слайд 2), осуществляющей образовательную   деятельность   в   соответствии   с   федеральным государственным   образовательным   стандартом     (ФГОС)   НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по варианту 5.2   (слайд   3)     и   с   учетом   Примерной   адаптированной   основной общеобразовательной   программы   начального   общего   образования обучающихся с ТНР.   Характеристика   требований   ФГОС   НОО   ОВЗ   выглядит следующим образом (слайд 4): глухие, слепые, обучающиеся с НОДА и   обучающиеся   с   РАС­   4   варианта   программы;   слабослышащие   и слабовидящие­ 3 варианта; обучающиеся с ЗПР и ТНР­ 2 варианта. Вариант программы 2 для обучающихся с ТНР  предполагает (слайд 5): ­   образование   полностью   соответствует   по   итоговым достижениям   к   моменту   завершения   обучения   образованию нормально развивающихся сверстников ­ «цензовое образование»; ­     обучение   осуществляется   в   коллективе   сверстников   со сходными проблемами развития в пролонгированные сроки; ­   требует организации специального  обучения и воспитания для   реализации   общих   и   особых   образовательных   потребностей обучающихся; ­   среда   и   рабочее   место   организуется   в   соответствии   с особенностями развития детей и дополнительно приспосабливается к каждому ученику.  Вариант 5.2. предполагает (слайд 6), что обучающийся с ТНР получает образование в более пролонгированные календарные сроки, находясь   в   среде   сверстников   со   сходными   образовательными потребностями. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в 1 отделении 5 лет (1­й дополнительный­ 4 классы), во 2­ м отделении­ 4 года (1­4 классы). Выбор   продолжительности   обучения   (4   года   или   5   лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей.  АООП  НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в общеобразовательных организациях. Нормативно­правовая   база   (слайды   7­9),   обеспечивающая реализацию   АООП   НОО   представлена   федеральными   законами, правилами, приказами, письмами и Положениями, а также Уставом школы   (слайд   10),   в   котором   говорится,   что   начальное   общее образование для детей с ОВЗ направлено на формирование личности учащегося   с   особенностями   речевого   развития,   положительной мотивации и умений в учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля,   культурой   поведения   и   речи,   основами   личной гигиены и здорового образа жизни.  Для обеспечения введения и реализации в школе АООП НОО был издан приказ по школе «О переходе на обучение по АООП НОО обучающихся с ОВЗ» и разработана «Дорожная карта» (слайд 11), документ,   в   котором   отражены:   1.   Организационное   обеспечение введения   АООП   НОО   (слайд   12),   2.   Создание   нормативного обеспечения   (слайд   13).   3.   Создание   кадрового   и   методического обеспечения   перехода(слайд   14).   4.   Материально­   техническое обеспечение перехода (слайд 15).                       В  основу  технологии  разработки  и  реализации  АООП начального общего образования обучающихся с ТНР рабочая группа, созданная   приказом   директора   школы,   заложила   возрастные, типологические   и   индивидуальные   особенности,   самоценность ступени   начального   общего   образования   как   фундамента   всего последующего   образования.   АООП   НОО   обучающихся   с   ТНР определяет   содержание   образования,   ожидаемые   результаты   и условия ее реализации. АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. АООП НОО обучающихся с раздела:   целевой,   содержательный   и   организационный   (слайд ТНР содержит три 16).   Целевой   раздел   определяет   общее   назначение,   цели   и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися   с   ТНР   АООП   НОО;   систему   оценки   достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.   Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся   с   ТНР   и   включает   следующие   программы, ориентированные   на   достижение   личностных,   предметных   и метапредметных результатов: ­программу формирования универсальных учебных действий; ­программу отдельных учебных  предметов, курсов коррекци­ онно­развивающей области и курсов внеурочной деятельности;  ­программу   духовно­нравственного   развития,   воспитания обучающихся с ТНР; ­программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; ­программу коррекционной работы; ­программу внеурочной деятельности.                    Организационный   раздел включает  учебный  план  МБОУ «С(К)ОШ   №16»   (реализующий   предметные   и   коррекционно­ развивающую   области,   направления   внеурочной   деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.                 Создавая     Программу   нашей   школы   мы   постарались   представить ее в виде  комплекса таких характеристик образования, как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно­ педагогические   условия,   т.е.   учебный   план,   календарный   учебный график, рабочие программы всех учебных предметов и предметов коррекционно­развивающей   области,   программа   коррекционной работы, блок воспитательной деятельности. Обязательная   часть   АООП   составляет   80%,   а   часть, формируемая   участниками     образовательного   процесса,   ­   20%. Реализуется программа через урочную и внеурочную деятельность, спецкурсы (Произношение, Развитие речи, Логопедическая ритмика). Внеурочная   деятельность   в   нашей   программе   представлена следующими направлениями развития личности младшего школьника с   ОВЗ:   духовно­нравственное, общеинтеллектуальное,   общекультурное.   Реализуем     программу внеурочной   деятельности   через   такие   формы:   кружки,   секции, экскурсии,   соревнования.   На   нее   мы   отводим   всего     не   более   10 часов в неделю в каждом классе.   спортивно­оздоровительное, Часы,   отводимые   на   коррекционно­развивающую   область, включаются   в   часы,   отводимые   на   внеурочную   деятельность   (в объеме не менее 7 часов) и являются обязательными. Специальные   курсы   «Произношение»,   «Развитие   речи» корректируют   нарушение   чтения   и   письма,   развивают   дыхание   и голос,   а   спецкурс   «Логоритмика»­   развивает   общую     и   тонкую моторику,   чувства   темпа   и   ритма   в   движении,   навыки   здорового образа жизни. В структуру коррекционно­развивающей работы нашей школы     включена   еще   и   индивидуальная/   подгрупповая логопедическая   работа,   задачи   которой   определяются   уровнем речевого   нарушения   (т.е   уровнем   сложности   нарушений звукопроизношения),   характером   этой   патологии   (органическая/ неорганическая).  Для   реализации этих задач в программу включена программа коррекционной   работы,   где   четко   отражены   выявленные     особые потребности   обучающихся   с   ТНР,   раскрыта   осуществляемая школьным ПМПК помощь, обозначен допустимый уровень нагрузки на ребенка. Эта программа включает три направления: ­диагностическая работа; ­коррекционно­развивающая работа; ­консультативная работа; ­информационно­просветительская  деятельность.  Коррекционная   работа   осуществляется   в   ходе   всего   учебно­ воспитательного процесса, включая ГПД. Что касается требований к результатам освоения, то ФГОС для   что   личностные   и обучающихся   с   ОВЗ   предполагает, метапредметные результаты освоения для всех предметных областей общие. Требования к этим результатам, естественно, отличаются от требований   к   младшему   школьнику   общеобразовательной (некоррекционной)   школы.     Соответственно   и   содержательный раздел   нашей   программы   имеет   отличия.   А   вот   предметные результаты   включают   освоенные   детьми   знания   по   каждой образовательной   области   и,   что   особенно   важно,   готовность   их применения. При создании раздела АООП «Система условий реализации» мы отображаем такие параметры: кадры (слайды 17­19), финансы     ( слайды 20, 21) и материально­технические условия (слайд 22). Что касается   кадрового   состава   нашего   учреждения:   все   учителя начальной   школы   имеют   второе   высшее   образование   по   профилю школы логопедия, все  обучались (обучаются) на курсах повышения квалификации «Организация получения образования детьми с ОВЗ). Теперь  несколько  слов  о  том,  для  кого  же  создаются   такие особые   условия   (слайды   23­32).   В   школе   в   этом   учебном   году обучается порядка 290 учащихся, 11 классов с наполняемостью 12­ 16 человек в начальной школе и 12 классов с наполняемостью 10­ 14 человек в основной школе. Все обучающиеся в августе­сентябре 2016 г. подтвердили статус «ребенок с ОВЗ» на ТПМПК или ЦПМПК. В школе   имеются   спортивный   и   актовый   залы,   кабинет   ЛФК,   3 логопедических   кабинета,   2   компьютерных   класса,   кабинет психологической   разгрузки,   кабинет   социальной   реабилитации, медицинский кабинет, столовая.   Несколько слов об особенностях детей. Все учащиеся имеют многообразие  речевых   нарушений   (слайд  33),   для  них  характерны бедность   жизненного   опыта,   опыта   общения,   ограниченность представлений   об   окружающем   и   познавательных   интересов, рассеянность внимания, недоразвитие логического мышления, (слайд 34) сужение вербальной памяти, специфичность речемыслительной деятельности. Имеются и сопутствующие диагнозы (слайд 35). Таким образом, обучение детей с ТНР (слайд 36) – система, включающая   диагностический,   коррекционный,   оздоровительный, образовательный  и воспитательный блоки. Исходя из особенностей развития обучающихся С(К)ОШ №16, можно   выделить   следующие   особые   образовательные   потребности обучающихся   с   ТНР   (слайд   37):   непрерывность   коррекционно­ развивающего   процесса,   адаптация   содержания   учебных   курсов, оптимизация   коммуникативных   навыков,   индивидуальный   темп обучения,   применение специальных приемов обучения, психолого­ педагогическое   сопровождение,   профилактика   социальной   и школьной дезадаптации. Модификации   подлежат   (слайд   38)   учебные   программы, учебники и рабочие тетради, все способы работы с детьми от  подачи нового материала до способов контроля и оценки. С этой целью (слайд 39) в АООП НОО обучающихся с ОВЗ предусмотрено:   снижение   объема   учебного   материала,   обозначены четкие требования к достижениям младших школьников и время для изучения   каждой   темы,   а   в   отдельных   случаях   предусмотрены пропедевтические   периоды   (например,   в   случаях   длительной школьной адаптации). В   настоящее   время   мы   несколько   изменили   и   условия   для учебной работы (слайд 40): имеются индивидуальные правила работы для   каждого   первоклассника,   достаточное   расстояние   между детскими   партами, имеется кабинет для индивидуальной работы с детьми,   предоставляется   дополнительное   время   для   выполнения детьми заданий и упражнений. А для более действенного развития устной   и   письменной   речи   на   каждом   уроке   по   всем   учебным предметам   детям   предоставляется   дополнительное   время   для работы с текстовым материалом, ученики используют линейки или специальные   трафареты   во   время   чтения   для   облегчения.   Что касается   оценки     знаний   и   способов   контроля   (слайды   42­43),   то здесь   используем   индивидуальную   шкалу   оценок,   т.е.   личностное оценивание,   объясняем   учащимся   сущность   задания,   даже контрольного,   разрешаем   переделать   задание   и   оцениваем содержание   выполненной   работы   отдельно   от   ее   правописания, аккуратности   и   скорости   выполнения,   расширяем   время   для выполнения контрольных работ. Воспитательная работа школы ведется по всем направлениям (слайды   44­46).   Это   и   духовно­нравственное   воспитание,   и спортивно­оздоровительное, и общекультурное.

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР

Технология разработки и реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ТНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017