Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Оценка 4.7

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Оценка 4.7
Документация
docx
администрации
1 кл
14.04.2017
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал будет полезен заместителям директоров коррекционных школ, учителям начальных классов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В нем раскрыта характеристика требований ФГОС НОО ОВЗ, представлена нормативно-правовая база, показаны все разделы АООП НОО.( комплекс характеристик образования: объем, содержание, организационно-педагогические условия).
СТАТЬЯ.docx
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ                           АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ                             НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ                                        С ТЯЖЕЛЫМИ   НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ                                                                                                                   Жуган  Светлана Николаевна,                                                                                                                                     заместитель  директора по УВР                                                                                                                                     МБОУ «С(К)ОШ №16  г. Симферополя                          Обеспечение образования обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья требует от образовательной организации  разработку локальных актов (документов), определяющих нормы  образовательных отношений. В числе таких документов выступает  общеобразовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.  Адаптированная программа составляется на основе определенных  нормативно­правовых документов федерального, регионального,  муниципального уровней и уровня общеобразовательного  учреждения. АООП НОО обучающихся с ТНР   разработана и утверждена МБОУ «С(К)ОШ №16» г. Симферополя (слайд 2), осуществляющей образовательную   деятельность   в   соответствии   с   федеральным государственным   образовательным   стандартом     (ФГОС)   НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по варианту 5.2   (слайд   3)     и   с   учетом   Примерной   адаптированной   основной общеобразовательной   программы   начального   общего   образования обучающихся с ТНР.   Характеристика   требований   ФГОС   НОО   ОВЗ   выглядит следующим образом (слайд 4): глухие, слепые, обучающиеся с НОДА и   обучающиеся   с   РАС­   4   варианта   программы;   слабослышащие   и слабовидящие­   3   варианта;   обучающиеся   с   ЗПР   и   ТНР­   по     2 варианта.   Вариант   программы   2   для   обучающихся   с   ТНР предполагает (слайд 5): ­   образование   полностью   соответствует   по   итоговым достижениям   к   моменту   завершения   обучения   образованию нормально развивающихся сверстников ­ «цензовое образование»; ­     обучение   осуществляется   в   коллективе   сверстников   со сходными проблемами развития в пролонгированные сроки; ­   требует организации специального  обучения и воспитания для   реализации   общих   и   особых   образовательных   потребностей обучающихся; ­   среда   и   рабочее   место   организуется   в   соответствии   с особенностями развития детей и дополнительно приспосабливается к каждому ученику.  Вариант 5.2. предполагает (слайд 6), что обучающийся с ТНР получает образование в более пролонгированные календарные сроки, находясь   в   среде   сверстников   со   сходными   образовательными потребностями. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в 1 отделении 5 лет (1­й дополнительный­ 4 классы), во 2­ м отделении­ 4 года (1­4 классы). Выбор   продолжительности   обучения   (4   года   или   5   лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей.  АООП  НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в общеобразовательных организациях. Нормативно­правовая   база   (слайды   7­9),   обеспечивающая реализацию   АООП   НОО   представлена   федеральными   законами, правилами, приказами, письмами и Положениями, а также Уставом школы   (слайд   10),   в   котором   говорится,   что   начальное   общее образование для детей с ОВЗ направлено на формирование личности учащегося   с   особенностями   речевого   развития,   положительной мотивации и умений в учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля,   культурой   поведения   и   речи,   основами   личной гигиены и здорового образа жизни.  Для обеспечения введения и реализации в школе АООП НОО был издан приказ по школе «О переходе на обучение по АООП НОО обучающихся с ОВЗ» и разработана «Дорожная карта» (слайд 11), документ,   в   котором   отражены:   1.   Организационное   обеспечение введения   АООП   НОО   (слайд   12),   2.   Создание   нормативного обеспечения   (слайд   13).   3.   Создание   кадрового   и   методического обеспечения   перехода(слайд   14).   4.   Материально­   техническое обеспечение перехода (слайд 15).                       В  основу  технологии  разработки  и  реализации  АООП начального общего образования обучающихся с ТНР рабочая группа, созданная   приказом   директора   школы,   заложила   возрастные, типологические   и   индивидуальные   особенности,   самоценность ступени   начального   общего   образования   как   фундамента   всего последующего   образования.   АООП   НОО   обучающихся   с   ТНР определяет   содержание   образования,   ожидаемые   результаты   и условия ее реализации. АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. АООП НОО обучающихся с раздела:   целевой,   содержательный   и   организационный   (слайд ТНР содержит три 16).   Целевой   раздел   определяет   общее   назначение,   цели   и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися   с   ТНР   АООП   НОО;   систему   оценки   достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.   Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся   с   ТНР   и   включает   следующие   программы, ориентированные   на   достижение   личностных,   предметных   и метапредметных результатов: ­программу формирования универсальных учебных действий; ­программу отдельных учебных  предметов, курсов коррекци­ онно­развивающей области и курсов внеурочной деятельности;  ­программу   духовно­нравственного   развития,   воспитания обучающихся с ТНР; ­программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; ­программу коррекционной работы; ­программу внеурочной деятельности.                    Организационный   раздел включает  учебный  план  МБОУ «С(К)ОШ   №16»   (реализующий   предметные   и   коррекционно­ развивающую   области,   направления   внеурочной   деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.                 Создавая   Программу   нашей   школы,   мы   постарались   представить ее в виде  комплекса таких характеристик образования, как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно­ педагогические   условия,   т.е.   учебный   план,   календарный   учебный график, рабочие программы всех учебных предметов и предметов коррекционно­развивающей   области,   программа   коррекционной работы, блок воспитательной деятельности. Обязательная   часть   АООП   составляет   80%,   а   часть, формируемая   участниками     образовательного   процесса,   ­   20%. Реализуется программа через урочную и внеурочную деятельность, спецкурсы (Произношение, Развитие речи, Логопедическая ритмика). Внеурочная   деятельность   в   нашей   программе   представлена следующими направлениями развития личности младшего школьника с   ОВЗ:   духовно­нравственное, общеинтеллектуальное,   общекультурное.   Реализуем     программу внеурочной   деятельности   через   такие   формы:   кружки,   секции, экскурсии,   соревнования.   На   нее   мы   отводим   всего     не   более   10 часов в неделю в каждом классе.   спортивно­оздоровительное, Часы,   отводимые   на   коррекционно­развивающую   область, включаются   в   часы,   отводимые   на   внеурочную   деятельность   (в объеме не менее 7 часов) и являются обязательными. Специальные   курсы   «Произношение»,   «Развитие   речи» корректируют   нарушение   чтения   и   письма,   развивают   дыхание   и голос,   а   спецкурс   «Логоритмика»­   развивает   общую     и   тонкую моторику,   чувства   темпа   и   ритма   в   движении,   навыки   здорового образа жизни. В структуру коррекционно­развивающей работы нашей школы     включена   еще   и   индивидуальная/   подгрупповая логопедическая   работа,   задачи   которой   определяются   уровнем речевого   нарушения   (т.е   уровнем   сложности   нарушений звукопроизношения),   характером   этой   патологии   (органическая/ неорганическая).  Для   реализации этих задач в программу включена программа коррекционной   работы,   где   четко   отражены   выявленные     особые потребности   обучающихся   с   ТНР,   раскрыта   осуществляемая школьным ПМПК помощь, обозначен допустимый уровень нагрузки на ребенка. Эта программа включает четыре  направления: ­диагностическая работа; ­коррекционно­развивающая работа; ­консультативная работа; ­информационно­просветительская  деятельность.  Коррекционная   работа   осуществляется   в   ходе   всего   учебно­ воспитательного процесса, включая ГПД. Что касается требований к результатам освоения, то ФГОС для   что   личностные   и обучающихся   с   ОВЗ   предполагает, метапредметные результаты освоения для всех предметных областей общие. Требования к этим результатам, естественно, отличаются от требований   к   младшему   школьнику   общеобразовательной (некоррекционной)   школы.     Соответственно   и   содержательный раздел   нашей   программы   имеет   отличия.   А   вот   предметные результаты   включают   освоенные   детьми   знания   по   каждой образовательной   области   и,   что   особенно   важно,   готовность   их применения. При создании раздела АООП «Система условий реализации» мы отображаем такие параметры: кадры (слайды 17­19), финансы     ( слайды 20, 21) и материально­технические условия (слайд 22). Что касается   кадрового   состава   нашего   учреждения:   все   учителя начальной   школы   имеют   второе   высшее   образование   по   профилю школы логопедия, все  обучались (обучаются) на курсах повышения квалификации «Организация получения образования детьми с ОВЗ). В школе имеются спортивный и актовый залы, кабинет ЛФК, 3 логопедических   кабинета,   2   компьютерных   класса,   кабинет психологической   разгрузки,   кабинет   социальной   реабилитации, медицинский кабинет, столовая. Теперь  несколько  слов  о  том,  для  кого  же  создаются   такие особые условия (слайды 23­32).  В школе   обучается порядка  290 учащихся, 11 классов с наполняемостью 12­16 человек в начальной школе и 12 классов с наполняемостью 10­ 14 человек в основной школе.   По   ФГОСу   ОВЗ   обучаются   в   этом   учебном   году   30 первоклассников.Все обучающиеся школы  в августе­сентябре 2016г подтвердили   статус   «ребенок   с   ОВЗ»   на   ТПМПК   или   ЦПМПК. Несколько   слов   об   особенностях   детей.   Все   учащиеся   имеют многообразие  речевых   нарушений   (слайд  33),   для  них  характерны бедность   жизненного   опыта,   опыта   общения,   ограниченность представлений   об   окружающем   и   познавательных   интересов, рассеянность внимания, недоразвитие логического мышления, (слайд 34) сужение вербальной памяти, специфичность речемыслительной деятельности   (   т.е.   крокодила   они   представляют   себе   легко,   но описывают словами с большим трудом). Имеются и сопутствующие диагнозы (слайд 35). Таким образом, обучение детей с ТНР (слайд 36) – система, включающая   диагностический,   коррекционный,   оздоровительный, образовательный  и воспитательный блоки. Исходя из особенностей развития обучающихся С(К)ОШ №16, можно   выделить   следующие   особые   образовательные   потребности обучающихся   с   ТНР   (слайд   37):   непрерывность   коррекционно­ развивающего   процесса,   адаптация   содержания   учебных   курсов, оптимизация   коммуникативных   навыков,   индивидуальный   темп обучения,   применение специальных приемов обучения, психолого­ педагогическое   сопровождение,   профилактика   социальной   и школьной дезадаптации. Модификации   подлежат   (слайд   38)   учебные   программы, учебники и рабочие тетради, все способы работы с детьми от  подачи нового материала до способов контроля и оценки. С этой целью (слайд 39) в АООП НОО обучающихся с ОВЗ предусмотрено:   снижение   объема   учебного   материала,   обозначены четкие требования к достижениям младших школьников и время для изучения   каждой   темы,   а   в   отдельных   случаях   предусмотрены пропедевтические   периоды   (например,   в   случаях   длительной школьной адаптации). В   настоящее   время   мы   несколько   изменили   и   условия   для учебной работы (слайд 40): имеются индивидуальные правила работы для   каждого   первоклассника,   достаточное   расстояние   между детскими     партами,   кабинет   для   индивидуальной   работы, предоставляется   дополнительное   время   для   выполнения   детьми заданий и упражнений. А для более действенного развития устной и письменной   речи   на   каждом   уроке   по   всем   учебным   предметам детям   предоставляется   дополнительное   время   для   работы   с текстовым   материалом,   ученики   используют   линейки   или специальные   трафареты   во   время   чтения   для   облегчения.   Что касается   оценки     знаний   и   способов   контроля   (слайды   42­43),   то здесь   используем   индивидуальную   шкалу   оценок,   т.е.   личностное оценивание,   объясняем   учащимся   сущность   задания,   даже контрольного,   разрешаем   переделать   задание   и   оцениваем содержание   выполненной   работы   отдельно   от   ее   правописания, аккуратности   и   скорости   выполнения,   расширяем   время   для выполнения контрольных работ. Воспитательная работа школы ведется по всем направлениям (слайды   44­46).   Это   и   духовно­нравственное   воспитание,   и спортивно­оздоровительное, и общекультурное. Желаю всем успехов в создании и реализации АООП НОО.

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017