Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Оценка 4.7
Документация
docx
администрации
1 кл
14.04.2017
Материал будет полезен заместителям директоров коррекционных школ, учителям начальных классов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В нем раскрыта характеристика требований ФГОС НОО ОВЗ, представлена нормативно-правовая база, показаны все разделы АООП НОО.( комплекс характеристик образования: объем, содержание, организационно-педагогические условия).
СТАТЬЯ.docx
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Жуган Светлана Николаевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «С(К)ОШ №16 г. Симферополя
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья требует от образовательной организации
разработку локальных актов (документов), определяющих нормы
образовательных отношений. В числе таких документов выступает
общеобразовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.
Адаптированная программа составляется на основе определенных
нормативноправовых документов федерального, регионального,
муниципального уровней и уровня общеобразовательного
учреждения.
АООП НОО обучающихся с ТНР разработана и утверждена
МБОУ «С(К)ОШ №16» г. Симферополя (слайд 2), осуществляющей
образовательную деятельность в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом
(ФГОС) НОО
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по варианту
5.2 (слайд 3) и с учетом Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ТНР.
Характеристика требований ФГОС НОО ОВЗ выглядит
следующим образом (слайд 4): глухие, слепые, обучающиеся с НОДА
и обучающиеся с РАС 4 варианта программы; слабослышащие и
слабовидящие 3 варианта; обучающиеся с ЗПР и ТНР по 2
варианта. Вариант программы 2 для обучающихся с ТНР
предполагает (слайд 5):
образование полностью соответствует по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию
нормально развивающихся сверстников «цензовое образование»; обучение осуществляется в коллективе сверстников со
сходными проблемами развития в пролонгированные сроки;
требует организации специального обучения и воспитания
для реализации общих и особых образовательных потребностей
обучающихся;
среда и рабочее место организуется в соответствии с
особенностями развития детей и дополнительно приспосабливается к
каждому ученику.
Вариант 5.2. предполагает (слайд 6), что обучающийся с ТНР
получает образование в более пролонгированные календарные сроки,
находясь в среде сверстников со сходными образовательными
потребностями. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР
составляет в 1 отделении 5 лет (1й дополнительный 4 классы), во 2
м отделении 4 года (14 классы).
Выбор продолжительности обучения (4 года или 5 лет)
остается за образовательной организацией, исходя из возможностей.
АООП НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована
в отдельных классах для обучающихся с ТНР в общеобразовательных
организациях.
Нормативноправовая база (слайды 79), обеспечивающая
реализацию АООП НОО представлена федеральными законами,
правилами, приказами, письмами и Положениями, а также Уставом
школы (слайд 10), в котором говорится, что начальное общее
образование для детей с ОВЗ направлено на формирование личности
учащегося с особенностями речевого развития, положительной
мотивации и умений в учебной деятельности, простейшими навыками
самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной
гигиены и здорового образа жизни.
Для обеспечения введения и реализации в школе АООП НОО
был издан приказ по школе «О переходе на обучение по АООП НОО
обучающихся с ОВЗ» и разработана «Дорожная карта» (слайд 11),
документ, в котором отражены: 1. Организационное обеспечение введения АООП НОО (слайд 12), 2. Создание нормативного
обеспечения (слайд 13). 3. Создание кадрового и методического
обеспечения перехода(слайд 14). 4. Материально техническое
обеспечение перехода (слайд 15).
В основу технологии разработки и реализации АООП
начального общего образования обучающихся с ТНР рабочая группа,
созданная приказом директора школы, заложила возрастные,
типологические и индивидуальные особенности, самоценность
ступени начального общего образования как фундамента всего
последующего образования. АООП НОО обучающихся с ТНР
определяет содержание образования, ожидаемые результаты и
условия ее реализации. АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из
двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с
раздела: целевой, содержательный и организационный (слайд
ТНР содержит три
16).
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и
планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы
определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел
включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения
обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО
обучающихся с ТНР и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекци
онноразвивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовнонравственного развития, воспитания
обучающихся с ТНР; программу формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план МБОУ
«С(К)ОШ №16» (реализующий предметные и коррекционно
развивающую области, направления внеурочной деятельности);
систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся
с ТНР.
Создавая Программу нашей школы, мы постарались
представить ее в виде комплекса таких характеристик образования,
как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно
педагогические условия, т.е. учебный план, календарный учебный
график, рабочие программы всех учебных предметов и предметов
коррекционноразвивающей области, программа коррекционной
работы, блок воспитательной деятельности.
Обязательная часть АООП составляет 80%, а часть,
формируемая участниками образовательного процесса, 20%.
Реализуется программа через урочную и внеурочную деятельность,
спецкурсы (Произношение, Развитие речи, Логопедическая ритмика).
Внеурочная деятельность в нашей программе представлена
следующими направлениями развития личности младшего школьника
с ОВЗ:
духовнонравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное. Реализуем
программу
внеурочной деятельности через такие формы: кружки, секции,
экскурсии, соревнования. На нее мы отводим всего не более 10
часов в неделю в каждом классе.
спортивнооздоровительное,
Часы, отводимые на коррекционноразвивающую область,
включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в
объеме не менее 7 часов) и являются обязательными.
Специальные курсы «Произношение», «Развитие речи»
корректируют нарушение чтения и письма, развивают дыхание и
голос, а спецкурс «Логоритмика» развивает общую и тонкую моторику, чувства темпа и ритма в движении, навыки здорового
образа жизни. В структуру коррекционноразвивающей работы нашей
школы
включена еще и индивидуальная/ подгрупповая
логопедическая работа, задачи которой определяются уровнем
речевого нарушения (т.е уровнем сложности нарушений
звукопроизношения), характером этой патологии (органическая/
неорганическая).
Для реализации этих задач в программу включена программа
коррекционной работы, где четко отражены выявленные особые
потребности обучающихся с ТНР, раскрыта осуществляемая
школьным ПМПК помощь, обозначен допустимый уровень нагрузки
на ребенка. Эта программа включает четыре направления:
диагностическая работа;
коррекционноразвивающая работа;
консультативная работа;
информационнопросветительская
деятельность.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно
воспитательного процесса, включая ГПД.
Что касается требований к результатам освоения, то ФГОС для
что личностные и
обучающихся с ОВЗ предполагает,
метапредметные результаты освоения для всех предметных областей
общие. Требования к этим результатам, естественно, отличаются от
требований к младшему школьнику общеобразовательной
(некоррекционной) школы.
Соответственно и содержательный
раздел нашей программы имеет отличия. А вот предметные
результаты включают освоенные детьми знания по каждой
образовательной области и, что особенно важно, готовность их
применения.
При создании раздела АООП «Система условий реализации»
мы отображаем такие параметры: кадры (слайды 1719), финансы ( слайды 20, 21) и материальнотехнические условия (слайд 22). Что
касается кадрового состава нашего учреждения: все учителя
начальной школы имеют второе высшее образование по профилю
школы логопедия, все обучались (обучаются) на курсах повышения
квалификации «Организация получения образования детьми с ОВЗ).
В школе имеются спортивный и актовый залы, кабинет ЛФК, 3
логопедических кабинета, 2 компьютерных класса, кабинет
психологической разгрузки, кабинет социальной реабилитации,
медицинский кабинет, столовая.
Теперь несколько слов о том, для кого же создаются такие
особые условия (слайды 2332). В школе обучается порядка 290
учащихся, 11 классов с наполняемостью 1216 человек в начальной
школе и 12 классов с наполняемостью 10 14 человек в основной
школе. По ФГОСу ОВЗ обучаются в этом учебном году 30
первоклассников.Все обучающиеся школы в августесентябре 2016г
подтвердили статус «ребенок с ОВЗ» на ТПМПК или ЦПМПК.
Несколько слов об особенностях детей. Все учащиеся имеют
многообразие речевых нарушений (слайд 33), для них характерны
бедность жизненного опыта, опыта общения, ограниченность
представлений об окружающем и познавательных интересов,
рассеянность внимания, недоразвитие логического мышления, (слайд
34) сужение вербальной памяти, специфичность речемыслительной
деятельности ( т.е. крокодила они представляют себе легко, но
описывают словами с большим трудом). Имеются и сопутствующие
диагнозы (слайд 35).
Таким образом, обучение детей с ТНР (слайд 36) – система,
включающая диагностический, коррекционный, оздоровительный,
образовательный и воспитательный блоки.
Исходя из особенностей развития обучающихся С(К)ОШ №16,
можно выделить следующие особые образовательные потребности
обучающихся с ТНР (слайд 37): непрерывность коррекционно
развивающего процесса, адаптация содержания учебных курсов,
оптимизация коммуникативных навыков, индивидуальный темп обучения, применение специальных приемов обучения, психолого
педагогическое сопровождение, профилактика социальной и
школьной дезадаптации.
Модификации подлежат (слайд 38) учебные программы,
учебники и рабочие тетради, все способы работы с детьми от подачи
нового материала до способов контроля и оценки.
С этой целью (слайд 39) в АООП НОО обучающихся с ОВЗ
предусмотрено: снижение объема учебного материала, обозначены
четкие требования к достижениям младших школьников и время для
изучения каждой темы, а в отдельных случаях предусмотрены
пропедевтические периоды (например, в случаях длительной
школьной адаптации).
В настоящее время мы несколько изменили и условия для
учебной работы (слайд 40): имеются индивидуальные правила работы
для каждого первоклассника, достаточное расстояние между
детскими
партами, кабинет для индивидуальной работы,
предоставляется дополнительное время для выполнения детьми
заданий и упражнений. А для более действенного развития устной и
письменной речи на каждом уроке по всем учебным предметам
детям предоставляется дополнительное время для работы с
текстовым материалом,
ученики используют линейки или
специальные трафареты во время чтения для облегчения. Что
касается оценки знаний и способов контроля (слайды 4243), то
здесь используем индивидуальную шкалу оценок, т.е. личностное
оценивание, объясняем учащимся сущность задания, даже
контрольного, разрешаем переделать задание и оцениваем
содержание выполненной работы отдельно от ее правописания,
аккуратности и скорости выполнения, расширяем время для
выполнения контрольных работ.
Воспитательная работа школы ведется по всем направлениям
(слайды 4446). Это и духовнонравственное воспитание, и
спортивнооздоровительное, и общекультурное.
Желаю всем успехов в создании и реализации АООП НОО.
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Технология разработки и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.