Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
администрации
1 кл—11 кл
12.05.2019
Описание инновационного опыта по теме применения ЭФУ в образовательный процесс. Процесс внедрения методики Смешанное обучение - приема Смена рабочих зон, как средство повышения качества образования. Применение этого опыта дает возможность учителю расширить возможности самообразования детей , умения проводить самоанализ, развивать коммуникативные способности учащихся
опытЭФУ.docx
Информационная карта педагогаинноватора
1.Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта,
адрес с индексом
Грибакова Светлана николаевна Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сулак»,
413542 Саратовская область, Краснопартизанский
район, село Сулак, улица М.Горького, дом 15
Должность с указанием
преподаваемого предмета
или выполняемого
Стаж
работы в
должности
функционала
Учитель начальных классов
30 лет
2. Сущностные характеристики опыта
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода
«Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской
школы для повышения мотивации и качества обучения.
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения,
новые условия образовательной деятельности, др.)
В XXI веке большое внимание уделяется вопросу внедрения
современных информационных компьютерных технологий во все сферы
деятельности человека. Образование не стало исключением. Именно сфера образования
характеризуется огромным потенциалом и
разнообразием направлений применения компьютерных технологий.
Совокупность использования методов и форм организации учебного
процесса с ЭФУ, ставит образование на новую степень. Одной из
основных целей начального
образования является «развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности».
Становление и формирование данного инновационного
педагогического опыта осуществляется в рамках внедрения в учебно
воспитательный процесс Электронных форм учебников.
Задача учителя создать такие условия обучения, в которых
получение знаний станет актуальным, значимым для любого ученика и
в итоге будет способствовать его
успешной социализации и
самореализации.
Противоречия:
Между:
уровнем интеллектуального развития учащихся и требованиями
современного общества к качеству образования;
однообразием содержания учебного материала и многообразием форм
использования ИКТ;
коллективной формой обучения и индивидуальным развитием
личности ребенка;
различными темпами усвоения учащимися программного материала и
необходимостью усвоения программы; 3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании
образовательных, коммуникационноинформационных или других
технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса, др.)
требованиями программы начального образования и индивидуальным
развитием ребенка;
содержанием программы и требованиями государственного
образовательного стандарта начального образования нового поколения.
создание
формирования
Сущность опыта
интеллектуального развития ученика при обучении в начальной
школе в условиях сельской местности , направленной на развитие у
учащихся качеств:
мышления,
наблюдательности, которые помогут им успешно продолжать обучение.
системы
речи,
внимания,
памяти,
Использовании ЭФУ и других средств ИКТ, технологии
Смешанного обучения: метода Смена рабочих зон в условиях сельской
местности на уроках в начальной школе и организации совместной
учебнопознавательной деятельности учителя и обучающихся с целью
повышения мотивации обучения, развития познавательной активности,
творческого потенциала обучающихся.
Среди вариантов использования мультимедиа можно выделить
проведение новых форм (Смена рабочих зон) уроков; применение
электронных учебников и электронных пособий; использование
презентационных и мультимедийных технологий: обращение к
ресурсам Интернета, использование компьютерных технологий для
подготовки печатных материалов к уроку и внеурочной деятельности.
Преимущества использования ЭФУ: обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;
повышают мотивацию обучения;
активизируют познавательную деятельность учащихся;
повышают интерес к изучаемому предмету.
делают обучение более эффективным (экономия времени,
необходимое для изучения материала, в среднем составляет 30%);
повышает объем выполняемой работы в 1,52 раза.
Включение в учебный процесс разных источников и способов
получения информации, в том числе и с помощью ЭФУ, обучение
поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более
достоверные источники, приводит к активизации познавательной
деятельности школьников и значительно влияет на
развитие
интеллектуальных качеств личности. Знания в этом случае являются не
целью, а способом развития личности школьника.
Новизна
ИКТ в целом и ЭФУ в частности – новая педагогическая технология,
которая позволяет не только модернизировать учебный процесс,
повысить его эффективность, мотивировать учащихся, но и
дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей
каждого ученика.
Современную школу невозможно представить без процесса
информатизации образования, которая должна помогать решению двух
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед
аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) основных задач школы: образование для всех и новое качество
образования каждому. По словам нашего президента Путина В.В.,
которые он сказал в 2016 году в послании Федеральному собранию :
«Мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили
прекрасное образование, чтобы независимо от того, где они живут,
какой достаток у их родителей, у самих ребят были бы равные
возможности для успешного жизненного старта.» Применение
ИКТ(ЭФУ) в процессе обучения является одним из направлений,
реализующих основную цель современной школы: развитие
индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в
информационном пространстве. Возникла необходимость в новой
модели обучения, построенной на основе современных ИКТ,
реализующей принципы личностно ориентированного образования.
Такая модель «Смена рабочих зон»ещё раз наглядно показывает
эффективность применения ЭФУ. Каждый учитель должен уметь
подготовить и провести урок с использованием мультимедиа, т.к. ему
представляется возможность эффективно организовать познавательную
деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации,
интереса к учебной деятельности.
5.Условия реализации изменений (включая личностно
профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень
профессионализма)
1. Наличие материальных и программнометодических ресурсов
(интерактивная доска, мультимедийный проектор, локальная сеть,
Интернет).
2. Разработка вариантов тематического и поурочного планирования.
3. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
подхода при организации учебно
Использование продуманного
воспитательного процесса;
активизация учебнопознавательной
деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на
уроках.
4. Интеграция в образовательном процессе традиционных приемов с
привлечением современных интерактивных средств и технологий.
5. Расширение межпредметных связей. Интеграция учебных предметов
6. Учитель начальных классов имеет 30летний педагогический стаж
работы
– Победитель ПНП «Образование» (2009 г.),
– руководитель районного методического объединения учителей
начальных классов;
участник региональной группы учителей, внедряющих ЭФУ в учебно
– воспитательный процесс (20082010 гг.);
– победитель Регионального конкурса по разработке уроков с
применением ЭФУ (2008 г.)
– автор школьной программы «Одарённые дети»;
За период применения данного опыта работы в экспериментальном
классе (при изучении использованы ЭФУ и метод «Смена рабочих
зон»):
•
на 10% повысился уровень сформированности умения
определять понятия, выявлять сходства и различия в объектах;
6.Результат изменений •
•
80 % учащихся 4 класса осознают цели изучения
у 70% сформирована положительная мотивация к учению,
на 20% по сравнению с прошлым годом повысился уровень
•
познавательной активности,
50% учащихся умеют самостоятельно работать с источниками
•
информации и знают, как это нужно делать.
Уровень обученности учащихся составляет 100%.
Наблюдается рост качества знаний учащихся, положительным
является тот факт, что показатели качества знаний и уровня
обученности стабильны.
К результатам работы следует отнести и такие показатели:
ежегодно дети принимают активное участие в школьных
•
предметных олимпиадах , достигают хороших результатов;
повысился процент участия детей в олимпиадах на портале
•
УЧИ.РУ;
•
участие детей в региональных творческих конкурсах;
67% учащихся отмечают предмет русского языка, 80%
•
учащихся – предмет литература, 73% предмет математика как
любимый предмет, 100% учащихся указывают эти предметы в числе
самых важных и необходимых для изучения;
•
увеличилось количество детей, которые выбирают задания творческого характера, в том числе и с использованием средств ИКТ;
более полное удовлетворение образовательных потребностей
•
учеников и запросов родителей;
•
профессиональный рост учителя;
Установлена педагогическая целесообразность и эффективность
применения ЭФУ и Смены рабочих зон, которая позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• ускорить процесс объяснения нового материала;
• повышать познавательную активность обучающихся;
• повысить качество усвоения материала;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным
уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными
способностями и возможностями;
• развитие самостоятельности обучающихся, повышение их творческой
активности.
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом
опыте Описание инновационного опыта учителя
Увеличение умственной нагрузки на уроке заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к предмету, их
активность. Немаловажная роль здесь отводится новым методам и формам проведения урока. Использование ИКТ в этом ряду занимает не
последнее место. Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе,
подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Применение компьютера в учебновоспитательном процессе обосновано при всех формах урока и внеурочной деятельности.
Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и
средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Изменение технологии получения знаний на основе таких
важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности,
ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, как в мире знаний, так и
в становлении Личности ученика.
Обычно ученики, имеющие низкие учебные возможности не могут проявить себя, а, имея в качестве партнёра компьютер, они могут
многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.
Использование компьютерной техники позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом информации,
путём активного диалога с ПК более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью
обучающих программ и Электронных форм учебника ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и
следствия, понимать их смысл. Компьютер поможет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех,
обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Решая компьютерные тесты, учащийся получает
объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов
благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность
овладеть математикой и информатикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для
того, чтобы дети учились с интересом.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Правильное использование в обучении наглядных средств играет
важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого представляют
современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ и в частности ЭФУ
позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его
усвоение. Использование ЭФУ целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить
учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача
учебного материала с использованием ЭФУ сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, насыщает информацией,
прошедшей строгий отбор. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. С привлечением к
проведению уроков ЭФУ появилась возможность пересмотреть формы проведения урока. Технология Смешанного обучения метод Смена
рабочих зон даёт возможность планировать работу в группах, строить диалог, находить пути решения проблем, и , конечно , умело
проводить проверку и самопроверку полученных знаний. Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к
учебе и творческой деятельности у ребят.
Традиционные методы и средства обучения, не мотивированы научить ребенка учиться, ставить перед собой вопросы и проблемы
самостоятельно, и самостоятельно искать на них ответы и выстраивать пути их решения, в связи с низкой учебной и творческой
активностью.
Построение учебного процесса на основе технологии смешанного обучения помогает обеспечить качественное выполнение задач, а
точнее, дать возможность обучающимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, включая организацию освоения, то есть
умения учиться.
Использование модели «Смена рабочих зон» является, на мой взгляд, наиболее целесообразным в случае, если изучение темы
предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для
групп детей в определенном темпе. Содержание деятельности определяется учителем, который оборудует класс так, чтобы обеспечить
работу учебных групп в полном объеме применения модели «Смена рабочих зон».
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
∙ создание условий для усвоения базовых знаний по предмету;
∙ систематизировать полученные знания;
∙ сформировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
∙ сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; ∙ оказать учебнометодическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Методика использования ЭФУ предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации учения и построение ИОМ;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийный урок можно рассматривать как объяснительноиллюстративный метод обучения, основным назначением которого
является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия,
которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20%
увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 4050%. ЭФУ представляют
информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для
изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании на уроке ЭФУ структура урока принципиально не изменяется. В нем попрежнему сохраняются все основные этапы,
изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и
несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний,
без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Формы и место использования ЭФУ на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не
менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения:
1) При изучении нового материала.
2) На этапе актуализации знаний.
3) Для проверки знаний. 4) Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
5) При закреплении изученных знаний на этапе фронтальной работы.
6) Средство эмоциональной разгрузки.
Использование ЭФУ на уроках превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет
формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности
каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.
Контроль и коррекция ЗУНов, осуществляемые с помощью компьютера, даёт возможность быстро и эффективно оценить успехи ученика,
снизить трудоёмкость подготовки процесса контроля обучающихся учителем.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями
обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень
качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Приложение .Урок математики 4 кл.Пирамида
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Технология Смешанного обучения с внедрением ЭФУ и метода «Смена рабочих зон» при обучении в начальных классах сельской школы для повышения мотивации и качества обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.