«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса
Оценка 4.7

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
8 кл—9 кл
18.02.2017
«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса
Актуальность: Сегодня каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, какую профессию он хочет освоить. Поэтому смысл профориентационной работы в дополнительном образовании заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Учитывая тот факт, что в подростковом возрасте происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности формирования психологической готовности обучающихся к выбору профессии в ходе образовательного процесса.
профориентация.doc
«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса Пояснительная записка Актуальность:  Сегодня   каждый   третий   подросток   покидает   школу,   не имея представления о том, какую профессию он хочет освоить. Поэтому смысл профориентационной   работы   в   дополнительном   образовании   заключается   в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному   планированию,   корректировке   и   реализации   своих профессиональных планов и интересов.  Учитывая   тот   факт,   что   в   подростковом   возрасте   происходит эмоциональное,   социальное   и   психическое   становление   личности,   необходимо использовать   все   возможности   формирования   психологической   готовности обучающихся к выбору профессии в ходе образовательного процесса.   Программа     «Технология   выбора   профессии»   рассчитана   для   работы   с учащимися   8­9   классов,   так   как   именно   перед   ними   впервые   серьезно   встает проблема профессионального самоопределения. Программа   профориентационного   (ориентационного)   курса   «Технология выбора профессии» состоит из двух модулей и рассчитана на 68 часов за 2 года.  Первый модуль: «В поисках своего призвания», второй модуль: «Познаем мир профессий» (экскурсии). Модульное построение программы позволяет вести курсы как самостоятельно,  продолжительностью по 34 часа, так и в комплексе. Первый модуль «В поисках своего   призвания» сочетает в себе основные компоненты   профориентационной   работы:   профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка. Вторым модулем является курс   «Познаем   мир   профессий»   (экскурсии),   который   содержит   в   себе практическую направленность профориентационной работы. Целесообразно   использовать   в   работе   с   учащимися   оба   модуля   в комплексе, так как содержание модулей объединяется идеей   формирования у обучающихся     правильной   мотивации   выбора   профиля   профессиональной деятельности. 1 модуль «В поисках своего призвания» Цель   курса:   Оказание   помощи   учащимся   в   сознательном ориентировании в мире профессий и  выборе профиля обучения с учетом своих   способностей   и   возможностей,   а   также   потребностью   общества   в современных условиях. Задачи:  расширить знания учащихся о профессиях и проблемах их выбора для человека;  развивать навыки профессионального самоопределения учащихся;   формировать умения, наклонности, потребности учащихся при выборе профессии с учетом их интересов;   развивать   навыки   составления   программы   профессионального самовоспитания на основе полученных знаний. Учащиеся   должны   знать  ­   требования   профессии   к   человеку, основные   ошибки   при   профессиональном   выборе,   условия   комфортного взаимоотношения, условия развития коммуникативных навыков. Учащиеся   должны   уметь  ­   определять   свои   наклонности   и   определять   составлять   программу   самовоспитания, способности, профессиональную   пригодность   к   данной   профессии,   выбрать   профиль обучения в соответствии со своими способностями и наклонностями.  Формы   и   методы  –   в   процессе   освоения   курса   учащимся предлагается   знакомство   с   типами,   классами,   отделами   и   группами профессий,   некоторыми   особенностями   профессионального   выбора,   а также информирование и консультирование. Для более полного восприятия материала   и   получения   знаний,   умений   и   навыков   в   выборе   профиля обучения   предлагается   строить   занятия   курса   с   использованием разнообразных   форм:   диагностики,   теоретико­практических   занятий, игровых занятий, бесед, встреч, экскурсий. Курс рассчитан на 34 часа.  Учебно­тематический план Название темы Кол­во часов проведения Введение в профессию 4 часа Форма Образовательный продукт Понятие о профессии и  специальности Интересы и наклонности 2 2 Теоретико­ практическое занятие Методика (диагностика) Теоретико­ практическое занятие Анкета интересов А.Е. Гломштока (диагностика) Классификация профессий 10 часов 2 2 2 2 2 Теоретико­ практическое занятие Типы, классы, отделы и  группы профессий ДДО Е.А. Климова (диагностика) Профессии типа «человек­ Игровое человек» упражнение Профессии типа «человек­ Игровое природа» упражнение Профессии типа «человек­ Игровое знаковая система» упражнение Профессии типа «человек­ Игровое художественный образ» упражнение Некоторые особенности профессионального выбора 6 часов Опросник Профессиональная  Дж. Холланда пригодность (диагностика) Схема­модель Теоретико­ практическое занятие Теоретико­ практическое занятие Теоретико­ практическое занятие Теоретико­ практическое занятие Теоретико­ практическое занятие Игровое занятие 2 2 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Восемь углов ситуации  выбора профессии Ошибки и затруднения при выборе профессии Теоретико­ практическое занятие Игровое упражнение 2 Профориентация и консультирование 12 часов Волевые качества  личности и профессия Практикум  Игровое упражнение 12 Игра «Профконсультация» 2 2 Игровое занятие Методика 13 Методика  14 15 16 17 «Профконсультационные  перечни» Обзорное занятие «Как мы выбираем профессию»  Встреча с интересным  человеком Экскурсия Обработка материалов  экскурсии Итого 2 2 2 2 2 34 Игровое занятие Урок­игра Беседа Беседа Беседа Построение ЛПП Обмен опытом Получение  новых знаний Получение  новых знаний Повторение Содержание Введение в профессию  1. Понятие о профессии и специальности.  Что   такое   профессия,   специальность.   Роль   выбора   профессии   для   человека. Раскрытие понятий «хочу», «могу», «надо». Самооценка, ее роль при выборе профессии. Методика обобщенной и целостной оценки (самооценки) перспектив профессионального и личностного развития. 2. Интересы и наклонности. Что такое интересы и профессиональные наклонности, их взаимосвязь и роль при выборе   профессии.   Воспитание   интересов,   связь   с   волевой   сферой   человека. Способности и профессиональная пригодность. Анкета интересов А.Е. Гломштока. Суть опросника: определить степень предпочтения конкретным человеком тех или иных областей знаний и сфер деятельности. Классификация профессий. 1. Типы, классы, отделы и группы профессий.   Требования   профессии   к   человеку.   Профессии   типа   «человек­техника». Особенности   профессий   данного   типа,   их   обзор,   основные   требования   профессий данной   группы   к   человеку,   роль   новаторства   в   профессиях   данного   типа.   Значение исполнительности, дисциплинированности для профессий этой группы. Дифференциально­диагностический   опросник   Е.А.   Климова.   Результаты   диагностики позволяют   определить   индивидуальную   направленность   на   конкретные   области профессиональной деятельности. 2. Профессии типа «человек­человек». Особенности   профессий   данного   типа.   Понятие   о   коммуникативных способностях, профессиональная подготовка. Подтипы этой группы:  а)   управление,   руководство;   б)   обучение,   воспитание;   в)   обслуживание:   торговое, информационное, информационно­художественное, медицинское. Игровое упражнение «Цепочка профессий». Цель упражнения – развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.  Упражнение проводится в круге. Инструкция:   ведущий   называет   первую   профессию,   например,   металлург, следующий   назовет   профессию,   в   чем­то   близкую   металлургу,   например,   повар. Следующий назовет профессию, близкую к повару и т.д. Важно,   чтобы   называющий   сумел   объяснить,   в   чем   сходство   названных   профессий, например,  и  металлург,   и повар  имеют  дело   с огнем,  с  высокими   температурами,  с печами. По окончании проводится обсуждение и подведение итогов занятия. 3.  Профессии типа «человек­природа». Обзорное   ознакомление   с   профессиями   данного   типа,   их   особенности: биологические, изменчивые условия, инициатива, самостоятельность, творчество. Игровое упражнение «Самая­самая». Цель упражнения – повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.  Упражнение проводится в круге. Инструкция:   учащимся   предлагаются   некоторые   необычные   характеристики профессий, и они должны по очереди называть те профессии, которые, по их мнению, в наибольшей   степени   данной   характеристике   соответствуют.   Например,   ведущий называет   первую   характеристику,   а   участники   сразу   же   по   очереди   (по   кругу) предлагают свои варианты профессии. По окончании проводится обсуждение и подведение итогов занятия.   4. Профессии типа «человек­знаковая система». Перечень профессий данного типа, из разновидности и подтипы. Особенности профессий   данной   группы:   умение   глубокой   концентрации,   сосредоточенности, контроля, изобретение новых знаков. Игровое упражнение «Профессия на букву». Цель упражнения – расширение у участников знаний о мире профессионального труда и актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Упражнение проводится в круге. Инструкция: называется какая­то буква. Задача учащихся – показать, как много они знают профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать насколько они знают мир профессий. Каждый учащийся по кругу называет по одной профессии на данную букву. Если  называется незнакомая большинству участников профессия,  то ведущий поясняет, о чем идет речь. Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются возможности для   ненавязчивой   коррекции   представлений   учащихся   о   тех   или   иных   профессиях. Несмотря на  всю простоту и кажущуюся примитивность данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно. По окончании проводится обсуждение и подведение итогов занятия.   5. Профессии типа «человек­художественный образ». Перечень   профессий   данного   типа.   Подтипы   этой   группы,   связанные   с деятельностью: а) изобразительной; б) музыкальной; в) литературно­художественной;  г) актерско­сценической. Особенности профессий данного типа: скрытость результатов трудовых затрат, специальные умения, воображение. Игровое упражнение «Ловушки­капканчики». Цель упражнения – осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям. Упражнение проводится в круге. Инструкция:   совместно   с   группой   определяется   профессиональная   цель (поступление   в   конкретное   учебное   заведение;   окончание   данного   заведения; оформление   на   какое­либо   место   работы   или   конкретное   профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий). В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» вымышленного человека с его характеристиками: пол, возраст, образование, семейное положение. Каждый участник, уже зная, к каким целям стремится вымышленный герой, должен будет определить для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели… В ходе данного упражнения возникают интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Ведущий должен поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить за игрой. По окончании проводится обсуждение и подведение итогов занятия.   Некоторые особенности профессионального выбора. 1. Профессиональная пригодность.   Взаимное   соответствие   человека   и   его   дела,   профессии.   Пять   слагаемых профпригодности.   Основные   рекомендации   по   формированию   профпригодности средствами самовоспитания. Опросник   Дж.   Холланда.   Опросник   позволяет   учащемуся   определить преобладающий тип личности, а следовательно, понять, какие направления деятельности для него наиболее эффективны.  2. Восемь углов ситуации выбора профессии. Восьмиугольная   схема­модель   в   качестве   наглядного   опорного   средства. Позиции:   старших   членов   семьи,   товарищей,   учителей.   Личные   профессиональные планы.   Уровень   притязаний   на   общественное   признание.   Способности. Информированность. Склонности. Профориентационная   игра   «Эпитафия».   Цель   игры   –   повысить   у   игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы. Упражнение проводится в круге. Инструкция: Ведущий «загадочным голосом» рассказывает притчу. Далее дает задание группе составить рассказ о некотором человеке, который в наше время закончил школу и стал жить дальше, прожив, например, 75 лет. В конце игры оценивается,   насколько   удалась   жизнь   главному   герою,   насколько   она   оказалась интересной и ценной. Завершить игру можно напоминанием о том, что события могут быть внешними и внутренними. Задачи ведущего ­ не критиковать, а хвалить игроков, поощряя их за выдумку и размышления. По окончании проводится подведение итогов занятия.   3. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Значение   слова   «ошибка».   Главные   моменты   правильного   выбора   профессии. Причины   неправильного   выбора:   а)   отношение   к   выбору   профессии   как   к   выбору постоянного   островка   в   океане   профессий;   б)   отождествление   школьного   учебного предмета с профессией (или плохое различение  этих реальностей). Игровое   упражнение   «Советчик».   Цель   игры   –   получение   обобщенных представлений   о   профессиональном   будущем   каждого   из   участников   на   основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами­одноклассниками.  Творческое задание выполняется на листочках. Каждый участник записывает на листочке фамилии одноклассников в алфавитном порядке, а напротив каждой фамилии проставляет наиболее  подходящие профессии  и соответствующие учебные  заведения для   данного   ученика.   Ведущий   советует   всем   присутствующим   повнимательнее прислушаться   к   советам   своих   товарищей.   По   окончании   проводится   обсуждение   и подведение итогов занятия. Профориентация и консультирование. 1. Волевые качества личности и профессия. Расширение представлений подростков о волевых качествах личности и значение   их в профессиональной деятельности. Игровое упражнение «Поступь профессионала». Цель упражнения – в веселой форме смоделировать   некоторые   типичные   черты   и   особенности   поведения   тех   или   иных профессионалов. Инструкция: каждый участник должен продумать, какую профессию он хочет изобразить с помощью своей походки. По окончании проводится обсуждение и подведение итогов занятия. 2. Игра «Профконсультация» 1час. Методика игры рассчитана для работы с группой   3­6 человек, либо 5­6 человек. В   группе   разыгрывается   ситуация,   где   «консультант»   беседует   с   «учащимся»   и   его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка». В игре используются основные факторы   выбора   профессии,   выделенные   Е.А.   Климовым,   которые   позволяют анализировать ситуации профессионального выбора (наличие профессионального плана, учет   склонностей,   способностей,   знаний   о   выбираемой   профессии,   учет   мнений родителей   и   сверстников,   престижность   профессии   и   место   учебы,   потребность   в профессии на рынке труда).   По   окончании   игры   участники   высказывают   свои   пожелания   данному «учащемуся». Важно, чтобы каждое мнение обосновывалось, т.е. ведущий следит за тем, чтобы высказывания и пожелания были не столько эмоциональными и интуитивными, сколько разумными. 3. Методика «Профконсультационные перечни» 2 часа. В   основе   данной   методики   лежит   развернутая   схема   построения   личной профессиональной   перспективы   (ЛПП)   учащегося.   Методика   рассчитана   на индивидуальную консультацию. Включает в себя знакомство с клиентом и установление эмоционально­доверительного   контакта,   уточнение:   проблема   клиента,   ценностей   и смыслов, основных вариантов выбора профессии, возможных мест учебы или работы. Определение конкретных вариантов выбора и т.д.  Главный смысл данной технологии – оптимизировать   процесс   организации   профконсультационного   взаимодействия   с клиентом, стремление к творческому поиску.  4. Обзорное занятие «Как мы выбираем профессию». Обмен опытом, коллективное обсуждение, доказательство своего выбора, какое место займет профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы,   как   особенности   специальности   будут   соотносится   с   другими   жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.  Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее. С другой – взгляд внутрь себя: насколько ребенок готов преодолевать препятствия для достижения цели. 5. Встреча с интересным человеком. Тема мероприятия «Встреча с интересным человеком»: Я расскажу Вам о моей профессии. Цель – расширить знания учащихся о технике и технологии производства, организации труда и быта рабочих; способствовать воспитанию уважения учащихся к рабочим профессиям, передовикам и новаторам производства; пропаганда профессий, необходимых данному экономическому району. Учитель выбирает профессию для ознакомления с ней учащихся, помогает специалисту подготовить   выступление.   Учащиеся   готовят   перечень   вопросов,   на   которые   в   ходе встречи должны получить ответы.  По окончании мероприятия учитель подводит итоги. 6. Экскурсия.  Цель   –   ознакомить   учащихся   с   учебно­производственной   базой   учебного заведения, базой промышленных предприятий (техникум, институт, предприятия города нефтяной   промышленности,   транспорта,   бытового   обслуживания   населения   и   т.д.), условиями обучения; ознакомить учащихся с профессиями, по которым осуществляется подготовка  в учебном заведении. Предварительно учитель посещает учебное заведение и   знакомится   с   руководством,   решает   вопрос   о   выделении   экскурсовода   из   числа работников.  Экскурсия начинается с вводной беседы, в конце учащиеся задают вопросы и совместно с учителем и экскурсоводом приступают к осмотру кабинетов и мастерских. Учащиеся кратко знакомятся с организацией и оборудованием кабинетов. Экскурсия заканчивается заключительной беседой в учебном заведении (на предприятии) и т.д..  2 модуль  «Познаем мир профессий» (экскурсии профориентационной направленности) Актуальность:  Программа   профориентационного   (ориентационного)   курса «Технология выбора профессии» состоит из двух модулей и рассчитана на 60 Пояснительная записка часов   в   год.   Первый   модуль:   «В   поисках   своего   призвания»,   второй   модуль: «Познаем   мир   профессий»   (экскурсии   профориентационной   направленности). Модульное построение программы позволяет вести курсы как самостоятельно, продолжительностью   по   30   часов,   так   и   в   комплексе.   Курс   «Познаем   мир профессий» (экскурсии профориентационной направленности)  является вторым модулем   профориентационной   программы   «Технология   выбора   профессии». Данный   курс   используется   при   организации   предпрофильной   подготовки обучающихся   6­9   классов   и   имеет   практико­ориентированную   и профориентационную   направленности.   Экскурсия   –   одна   из   важнейших   форм знакомства обучающихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных отраслей.   Данная программа представляет собой   цикл   экскурсий   по   следующим   направлениям:   сфера   обслуживания, производственная   сфера,   транспорт,   профессиональные     учебные   заведения, информационная   сфера.   Ценность   экскурсий   в   том,   что   они   активизируют процесс   профессионального   самоопределения   обучающихся,   раскрывают проблему их профессионального  выбора.   Выделяется   три   этапа   в   организации     экскурсии:   подготовка,   проведение   и подведение итогов экскурсии. Цели курса:  1. Формирование   интереса   и   положительной   мотивации   обучающихся   к будущей  профессиональной  деятельности, профессиональным    учебным заведениям.  2. Активизация   самоопределяющегося   учащегося   для   ценностно   ­ нравственных размышлений, связанных с выбором профессий. Задачи: 1. Ознакомить учащихся с учебно­производственной базой,  условиями  обучения, профессиями, по которым осуществляется подготовка  в  учебных  заведениях (техникум, институт), базой промышленных  предприятий города,  нефтяной промышленности, транспорта, бытового  обслуживания населения,. 2. Оказать эффективную практическую поддержку обучающимся в выборе   будущей профессии, открыть перспективу их личностного роста. 3. Способствовать развитию профессиональных интересов обучающихся. 4. Способствовать воспитанию уважения обучающихся к профессиям,  необходимым данному экономическому району, передовикам  производства   Обучающиеся   должны   знать:   отрасли   современного   производства   и сферы   услуг;   предприятия   региона,   назначение   и   структуру   маркетинговой деятельности,   содержание   труда   специалистов   распространенных   профессий, устойчивость   конъюнктуры   по   отдельным   видам   работ   и   профессий   на региональном   рынке   труда,   источники   информации   о   вакансиях   для профессионального   образования   и   трудоустройства,   пути   получения профессионального образования и трудоустройства.  Обучающиеся   должны   уметь:   использовать   полученные   практические знания  в  выбранной  области   деятельности,  находить   необходимые   сведения  о товарах и услугах, получении профессионального образования, трудоустройства, построения   профессиональной   карьеры,     используя   различные   источники информации.    Программа рассчитана  на 30 часов Название экскурсии,  мероприятия Учебно­тематический план. Форма  проведения Кол­ во  часов 4 №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. «Введение в мир профессий».  Комбинат бытового обслуживания  населения  «Север» Общество с ограниченной  ответственностью «Лянторский»   магазин «Лабаз»,  магазин «Тысяча  мелочей».  Муниципальное предприятие  общественного питания «Канзас»  или ресторан «Нефтяник» ОРСа  ОАО «Сургутнефтегаз». Центральная база  производственного обслуживания   2 2 2 4 Образовательн ый продукт Анкета: «Как я  вижу свое  будущее» Отчет учащихся Отчет учащихся Круглый  стол Экскурсия (пешеходная) Экскурсия  (пешеходная)  Экскурсия  (пешеходная) Отчет учащихся Экскурсия  (автомобильная Отчет учащихся электро ­ погружных установок  (ЦБПО ЭПУ). Строительно­монтажное управление № 3 (СМУ­ 3). Управление механизации и  транспорта №7 (УМИТ­ 7).  Лянторский нефтяной техникум. Лянторский филиал Сургутского  Государственного Университета. 6. 7. 8. 9. 10. Муниципальное управление  государственной   телерадиокомпании «Лянтор  Информ».  11. Подведение итогов.  «Мое мнение об экскурсиях». Итого 4 2 2 2 4 4 30 ) Экскурсия  (автомобильная ) Экскурсия  (автомобильная ) Экскурсия  (пешеходная) Экскурсия  (пешеходная) Экскурсия  (пешеходная) Отчет учащихся Отчет учащихся Отчет учащихся Отчет учащихся Отчет учащихся Круглый стол Анкета «Мое  призвание» Содержание Введение в мир профессий.   1. «Круглый  стол» по теме: «Введение в мир профессий». Проводится на базе межшкольного учебного комбината. Знакомство с учащимися.   Работа круглого стола по вопросам: Классификация профессий, типы, классы   профессий.   Слагаемые   успеха:   профессиональный   план,   основные причины   ошибок   и   затруднений   при   выборе   профессии,   характеристика профессий   –   профессиограмма,   где   получить   профессию.   Здоровье   и профессия,   профессиональная   пригодность.   Ознакомление   учащихся   с программой   «Познаем   мир   профессий»   (экскурсии   профориентационной направленности).  Учащиеся должны иметь при себе  ручки, тетради. Сфера обслуживания.  1. Комбинат бытового обслуживания населения «Север». Знакомство   с   профессиями:   мастер   по   ремонту   и   обслуживанию радиотелевизионной  аппаратуры, мастер по ремонту и обслуживанию  бытовой техники,  швея, парикмахер, обувщик. Основные особенности данных профессий. Современные   технологии   сферы   обслуживания.   Техника   и   технология выпускаемой   продукции.   Автоматизация   производственных   процессов. Информация об  услугах, оказываемых  населению. Пути  получения  профессий сферы обслуживания. Востребованность данных профессий на рынке труда. Инструкция:   в   подготовительный   период   учитель   посещает   комбинат   оборудованием,   знакомится   с   работниками, бытового   обслуживания, потребностью   в   кадрах,   договаривается   с   руководством   о   выделении экскурсовода, разрабатывает с ним план проведения экскурсии и устанавливает дату   проведения.   Перед   началом   экскурсии   учитель   сообщает   цель,   план проведения   экскурсии,   вопросы,   на   которые   должны   ответить   обучающиеся. Экскурсия начинается    с   вводной  беседы, в которой внимание  обучающихся акцентируется на соблюдение правил техники безопасности. Кратко сообщается об истории  создания данного учреждения, продукции  и услугах, которые оно оказывает.   Затем   представляются   конкретные   подразделения   комбината бытового   обслуживания,   деятельность   которых   направлена   на   обслуживание населения   города.   Обучающиеся   знакомятся   с   организацией   рабочих   мест мастеров,   оборудованием,   инструментами,   технологией   и   спецификой производства,   этикой   поведения   специалистов.   Знакомятся   с   требованиями, предъявляемыми  данными профессиями к человеку.    Обсуждают увиденное  и задают   интересующие   их   вопросы   экскурсоводу.   В   заключение     экскурсии обучающиеся отвечают письменно на вопросы, заданные им в начале. Делятся впечатлениями. 2. ООО «Лянторский»  магазин «Лабаз», магазин «Тысяча мелочей»  Знакомство с профессиями: товаровед, продавец , продавец ­  консультант, кассир   торгового   зала,   охранник,     грузчик.     Основные   особенности     данных профессий.   Знакомство с нормативно­правовой документацией (Закон защиты прав   потребителя,   «Уголок   покупателя»,   Книга   отзывов   и   предложений). Специфика   работы   продовольственной   и   непродовольственной   группы. Назначение   и   структура   работы   магазинов,   товарооборот,   технология   завоза товара, ассортимент продукции, выкладка товара, товарное соседство.    Этика общения   продавца   –   консультанта,   продавца   и   кассира   торгового   зала     с покупателем.   Пути   и   возможности   получения   данных   профессий, востребованность   в   данном   экономическом   районе.   Требования   профессий   к личности. Инструкция:      подготовка   экскурсии   начинается   с   официального обращения   учителя   к   руководству   учреждения   в   письменной   форме,   с предварительной   договоренности   о   проведении   и   содержании   экскурсии. Экскурсовода   назначает   руководство   сети   магазинов.   Учитель   вместе   с экскурсоводом намечает план экскурсии, разрабатывает план вводной беседы, в которой необходимо рассказать об идее  создания данной структуры  магазинов, их назначении, о коммерческих и промышленных  предприятиях, с которыми  они сотрудничают.   Учащиеся осматривают торговые залы, подсобные помещения, торговое оборудование, продаваемый товар. Задают вопросы по ходу экскурсии, делают выводы, сдают письменный отчет. 3.   Муниципальное   предприятие   общественного   питания   «Канзас» или ресторан «Нефтяник» ОРСа ОАО Сургутнефтегаз  Знакомство   с   профессиями:   заведующий   производством,   экономист   по ценам,  повар,  повар – бригадир,  кондитер, пекарь,  официант, продавец. Состояние и направления развития общественного питания на современном этапе. Основные направления деятельности предприятий общественного питания. Типизация   предприятий   общественного   питания.   Знакомство   с   нормативно­ технологической   документацией.   Особенности   деятельности   предприятий общественного   питания.   Ассортимент   изготовляемой   продукции.   Зависимость спроса на продукцию товаров и услуг общественного питания от сезона, времени дня, дней недели, а также влияние на спрос возрастного и демографического состава   населения,   региональных   и   национальных   особенностей   населенного пункта. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая   дисциплина,   безопасность   труда   и   средства   ее   обеспечения, эстетика   труда.   Санитарно­гигиенические   требования   к   организации   рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Требования профессии к человеку. Инструкция:  в подготовительный период учитель посещает предприятие общественного   питания,   оговаривает   сроки   и   план   проведения   экскурсии   с руководителями   предприятия.   Руководитель   предприятия   назначает экскурсовода из числа квалифицированных специалистов.  Учитель совместно с экскурсоводом разрабатывают план проведения беседы, в которой должны быть отражены   роль,   задачи   и   требования   к   организации   снабжения,   организация складского и тарного хозяйства, оперативное планирование работы производства, ознакомление   с   нормативно­технической   и     нормативно­технологической документацией.   Кроме   того,   учащиеся   должны   ознакомиться   с   порядком составления   меню,   планом   ­   меню,   технологическими   картами,   бракеражным журналом,   а   также     технологическим   процессом   обработки   продуктов.   По окончании   экскурсии   учащиеся   должны   составить   отчет   о   проведенной экскурсии по форме. Производственная сфера.  1.   Центральная   база   производственного   обслуживания  электро   ­ погружных установок (ЦБПО ЭПУ); Знакомство   с   профессиями:   инженер   –   конструктор,   электромонтажник, слесарь, оператор электронно­вычислительных и вычислительных машин. Состояние и направления развития базы производственного обслуживания на   современном   этапе.   Основные   направления   деятельности   данного предприятия. Знакомство с цехами, эстакадой хранения кабельной продукции, техническим   оборудованием.     Возможности   персонального   компьютера   на рабочем месте электромонтажника. Компьютеризированный стенд тестирования электродвигателей, рабочая часть стенда.   Программа тестирования двигателей для   буровых   установок.   Программа   тестирования   ЭЦН   и   гидрозащиты. Знакомство с работой компьютерного стенда испытания электроцентробежных насосов. Знакомство с компьютерной программой «Компас».  Инструкция: предварительная подготовка экскурсия начинается с вводной беседы, в которой сообщаются цели и план проведения экскурсии. С учащимися проводится инструктаж по технике безопасности, с записью в соответствующем журнале. В процессе экскурсии обучающиеся знакомятся с работниками базы, цехами, эстакадой хранения кабельной продукции, техническим оборудованием. В ходе экскурсии обучающиеся   задают интересующие их вопросы. Экскурсия заканчивается заключительной беседой в межшкольном учебном комбинате  или на предприятии. Затем учащиеся делают выводы,  составляют отчет. Строительная сфера.  1. Строительно­монтажное управление № 3 (СМУ­ 3). Знакомство   с   профессиями:   сварщик,   каменщик,   бетонщик,   штукатур   – маляр, плотник. История   открытия   первых   месторождений   нефти   Западной   Сибири. Основные   направления   развития     строительства   нефтяных   объектов:   буровых установок,   дожимных   насосных   станций   (ДНС),   компрессорных   насосных станций (КНС). Знакомство с назначением, условиями и содержанием труда и быта   работников строительно­монтажного управления, технологией монтажа и обвязки труб, трубопроводов. Знакомство с цехами, техническим оборудованием. Инструкция: подготовка экскурсии начинается с официального обращения учителя   к   руководству   учреждения   в   письменной   форме,   с   предварительной договоренности о проведении и содержании экскурсии. Экскурсия начинается с инструктажа по технике безопасности. В процессе экскурсии проводится беседа с обучающимися,   в     которой   должны   быть   отражены   следующие   вопросы: организация   подготовительных   работ   по   промышленному   освоению   открытых нефтяных   месторождений,   развитие   геологоразведочных     работ   в   Тюменской области.   Должны   быть   освещены   понятия   «черное   золото»,   «Баку»,   «второе Баку». Кроме того, необходимо рассказать о первопроходцах, ветеранах труда, лучших     мастерах     освоения   нефтяных   и   газовых   месторождений.  В   ходе экскурсии   обучающиеся     задают   интересующие   их   вопросы.   Экскурсия заканчивается заключительной беседой в межшкольном учебном комбинате или на предприятии.  Обучающиеся  делают выводы,  составляют отчет.   1. Управление механизации и транспорта №7 (УМИТ­ 7). Ремонтно­ Транспорт.  механические мастерские (РММ). Знакомство с профессиями: механик , слесарь по ремонту автомобилей, сварщик, электромонтер, медник. Состояние   и   направления   работы   ремонтно­механических   мастерских. Знакомство   с   содержанием   труда:   ремонт   грузовых,   легковых   автомобилей, автобусов, регулировка отдельных узлов и агрегатов. Условия организации труда и   отдыха   работников   транспортной   сферы.   Знакомство   с   конструктивными особенностями автомобилей, электрическими и монтажными схемами, методами выявления и способами устранения неисправностей. Назначение и оборудование аккумуляторного   цеха   (стенд   для   испытания   генераторов,   реле­регуляторов, верстак,   слесарные   инструменты).   Назначение   и   оборудование   механического цеха   (металлообрабатывающий,   сверлильный,   токарный,   фрезерный   станки). Назначение   и   оборудование   аккумуляторного   цеха   (кислотно­растворный   цех, зарядная   камера,   устройство   для   заряда   аккумуляторов).   Назначение   и оборудование шиномонтажного цеха (компрессор, шиномонтажный станок, кран­ укосина   для   подъема   тяжелых   грузов,   балансировочный   станок,   гайковерт). Назначение и оборудование цехов по проведению ТО 1 и ТО 2 (смотровая яма, подъемник,   солидолонагнетатель,   устройство   и   приспособления   для   смазки   и замены   масла   автомобилей).     Назначение   и   оборудование   топливного   цеха (топливная   аппаратура,   стенды   для   проверки   и   настройки   форсунок). Назначение   и   оборудование   сварочного   цеха   (сварочный   аппарат,   генератор, резак,   шланги,   горелка).   Медницкий   цех   (приспособления   для   ремонта радиаторов,   трубок,   паяльники,   лампы,   флюсы).   Требования   профессии   к человеку   (квалификация,   мастерство,   состояние   здоровья).   Условия   оплаты труда. Инструкция: в подготовительный период учитель посещает предприятие, оговаривает сроки и план проведения экскурсии с руководителями предприятия. Руководитель предприятия назначает экскурсовода из числа квалифицированных работников.     Учитель   совместно   с   экскурсоводом     разрабатывают   план проведения беседы, в которой должны быть отражены основные   направление работы   РММ:   работа   аккумуляторного,   шиномонтажного,   топливного, сварочного,   механического   цехов,   цехов   по   проведению   технического обслуживания автомобилей. В процессе экскурсии обучающиеся  могут задавать вопросы   экскурсоводу.  По   окончании   экскурсии   они   должны   ответить   на вопросы,   поставленные   перед   ними   в   начале   экскурсии   и   составить   отчет   о проведенной   экскурсии   по   форме.   Экскурсия   заканчивается   в   межшкольном учебном комбинате. Профессиональные  учебные заведения.  1. Лянторский нефтяной техникум  (1 час) Знакомство   с   направлениями   обучения,   профессиями,   по   которым осуществляется   подготовка   в   нефтяном   техникуме.   Знакомство   со специальностями     дневного   отделения:   экономика   и   бухгалтерский   учет   в нефтяной области  (на базе 9 и 11 классов); разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (на базе 9 и 11 классов); техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (на базе 9 и 11 классов); релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем (на базе     11   классов);   техническое   обслуживание   и   ремонт   автомобильного транспорта (на базе 9 и 11 классов); автоматизация технологических процессов и производств (на базе 9  классов). Знакомство с факультетами заочного отделения на базе полного среднего образования: разработка и эксплуатация нефтяных и газовых   месторождений;   техническая   эксплуатация   и   обслуживание электрического   и   электромеханического   оборудования   (по   отраслям); техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям). Знакомство с основами обучения:  бюджетной, коммерческой. Знакомство со сроками обучения, сроками приема документов, формой сдачи экзаменов. Инструкция:   предварительно   учитель   посещает   учебное   заведение   и знакомится с руководством, решает вопрос о выделении экскурсовода из числа педагогов. В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с материально­технической базой,   профессорско­преподавательским   составом,   кафедрами.  Рассматривают способы   изучения   рынка   труда   и   профессий,   конъюнктуру   рынка   труда   и профессий,   спрос   и   предложения     профессионального   учебного   заведения. Оговариваются сроки обучения по специальности.   Сроки приема   документов. На какой основе ведется   обучение:   бюджетной, коммерческой,   договорной. Учащиеся задают вопросы экскурсоводу, готовят графический  отчет.  2. Лянторский филиал Сургутского Государственного Университета (1,5 часа). Знакомство   со   специальностями,   которые   предлагаются   СурГУ. Знакомство   с   факультетами   дневного   отделения:   экономика   и   управление   на предприятии (по отраслям); факультет информационных технологий. Знакомство с   факультетами   заочного   отделения:   юридический     (специальность «Юриспруденция»); экономический (специальности «Экономика и управление», «Бухгалтерский   учет   и   аудит»);   факультет   информационных   технологий (специальность   «Автоматизированные     системы   обработки   информации   и управление»);   безопасность   жизнедеятельности   в   техносфере;   биологический (специальность «Биоэкология»). Знакомство с основами обучения:   бюджетной, коммерческой. Знакомство со сроками обучения, сроками приема документов, формой сдачи экзаменов.  Инструкция:   предварительно   учитель   посещает   учебное   заведение   и знакомится с руководством, решает вопрос о выделении экскурсовода из числа педагогов. В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с материально­технической базой, профессорско­преподавательским составом, кафедрами. Задают вопросы экскурсоводу, готовят графический  отчет.  1. Муниципальное управление государственной   телерадиокомпании Информационная сфера  «Лянтор Информ» (МУ  ГТРК «ЛянторИнформ»). Знакомство с профессиями:     компьютерщик,   программист,   монтажер, ведущий программ, редактор,  кинооператор, звукооператор, корреспондент. Состояние и перспективы развития телевидения в современных условиях. Основные   направления   работы   МУ     ГТРК   «ЛянторИнформ».   Знакомство   с содержанием   работы   и   оборудованием     аппаратной   ­   монтажной,   студии, аппаратной     САNOPUS,   архива,   филиала   ФГУП   «РТРС».   Знакомство   с процессом     нелинейного   монтажа,   прибором   формирования   бегущей   строки «ЛянторИнформ»,   подачей   холодного   света,     управлением   диммера, титровщиком,  линиями DVD, D9, с хранением видео материалов и документов. Путь получения профессий, касающихся телевидения. Спрос данных профессий на рынке труда. Условия оплаты труда. Инструкция: в подготовительный период учитель посещает  МУ  ГТРК «Лянтор Информ»,   оговаривает   сроки   и   план   проведения   экскурсии   с   руководителем учреждения. Руководитель назначает экскурсовода из числа квалифицированных специалистов.     Учитель   с     экскурсоводом     разрабатывают   план   проведения беседы,   в   которой   должны   быть   отражены   основные     направление   работы учреждения. Перед началом экскурсии с обучающимися проводится инструктаж по технике безопасности, объявляются цели проведения экскурсии. Экскурсия начинается   с   вводной   беседы,   в   которой   освещаются   основные   направления деятельности   теле­радио   компании.     В   процессе   экскурсии   обучающиеся знакомятся со студиями, оборудованием и работниками учреждения. Записывают основные моменты, задают вопросы экскурсоводу и работникам телевидения. По окончании экскурсии письменно отвечают на вопросы, делятся мнениями. Отчет об экскурсии сдается учителю в письменной форме. Заключительное занятие Беседа   с   обучающимися   на   тему:   «Мое   мнение   об   экскурсиях»,   в   процессе которой выявляются положительные и отрицательные стороны проведенных экскурсий. Обучающиеся   делают выводы о востребованности тех или иных профессий в данном экономическом   районе.   По   окончании   проводится   анкета   для   обучающихся   по результатам посещенных экскурсий на тему: «Мое призвание», в которой раскрываются вопросы   о   предпочитаемых   для   обучающихся   видах   деятельности,   о   том,   что понравилось и не понравилось в специфике рассмотренных рабочих  профессий. Кроме того,   изучается мнение учащихся о   курсе «Познаем мир профессий» (экскурсии). Выявляются результаты эффективности проведенных экскурсий и их место в рамках программы «Технология выбора профессии. Литература: 1. Коллектив авторов. Долгая дорога к нефти. Северо – Сибирское региональное книжное   издательство.   Рекламный   издательский   информационный   центр   «Нефть Приобья», 1997г – 353с.  2. В.В.Патранова,   Л.В.Цареградская.   Всегда   первые.  Северо   –   Сибирское региональное книжное издательство. Рекламный издательский информационный центр «Нефть Приобья», 2000г – 272с 3. 4. Практика административной работы в школе. №1/2006 А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов. Профессиональная ориентация   учащихся:   Учебн.   пособие   для   студентов   пед.   ин­тов   по   спец.   №2120 «Общетехн. дисциплины и труд». – М.: Просвещение, 1988. – 223 с. В.Д. Симоненко. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового 5. обучения. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с. М.Н.   Скаткин,   Э.Г.Костяшкин   Трудовое   воспитание   и   профориентация 6. школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.  Ф.Р.   Чернышова   Программа   изучения   профессиональной   мотивации   и 7. самоопределения. Екатеринбург УГПИ. 2003. 8. Б.П.Яковлев.   Профориентация   в   учреждениях   интернатного   типа.   Учебно­ методическое пособие. Сургут. 2005 г. Литература для учащихся М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. Твоя профессиональная  1. карьера: учеб. для 8­11 кл., ­ М.: Просвещение, 2000.­191 с. 2. 3. Е.А. Климов  Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с. Под ред. В. Белоусова.  Энциклопедия для детей. Выбор профессии. М.: Аванта, 2003. – 432 с. 4. С.Н. Чистякова. Твоя профессиональная карьера. М.: Просвещение. 2003. Приложение Основные положения и требования к выполнению программы «Познаем мир профессий» (экскурсии профориентационной направленности). 1. При проведении  экскурсий  группу обучающихся должны сопровождать не  менее двоих взрослых. 2. Перед проведением экскурсии руководители  должны проверить наличие  обучающихся в группе в соответствии с журналом. 3. Общая продолжительность экскурсии не должна превышать двух часов. К экскурсиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике  4. безопасности, охране труда, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении экскурсий обучающиеся должны соблюдать установленный  5. порядок: не изменять установленный маршрут движения,  не отлучаться без разрешения  руководителей во время экскурсии, соблюдать дисциплину на предприятии, где  проводится экскурсия. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране  6. труда, привлекаются к ответственности  и со всеми обучающимися проводится   внеплановый инструктаж по охране труда и беседа. 7. По окончании экскурсии группа обучающихся возвращается в межшкольный  учебный комбинат в сопровождении руководителей экскурсии. Методика «Скорая помощь в выборе профессии» (проводится по необходимости) Предлагаемая форма профориентационной работы с учащимися 8­9­х классов занимает  два   урока и дает возможность определить или уточнить, насколько верно ученик   выбрал   профиль   обучения.   Работа   проходит   в   форме   групповой   или индивидуальной   профконсультации.   Методика   сочетает   основные   компоненты   проинформирование, профориентационной   работы: психологическая поддержка. I этап. Мотивационная беседа.  На этом этапе необходимо установить контакт с учащимися, без этого вся работа может   профконсультирование   и превратиться в формальное мероприятие, которое не принесет пользы учащимся и не даст достоверной информации взрослым. Доверительной атмосферы возможно достичь, если консультант сумеет убедить школьников в значимости этой работы для них и в конфиденциальности полученной информации. В   ходе   мотивационной   беседы   учащиеся   узнают   о   целях   предстоящей   работы   и значимости полученной информации для них на данном этапе жизни. В конце урока те, кто уже выбрал профессию, смогут подтвердить свой выбор или усомниться в нем, а те, кто еще не выбрал, смогут рассмотреть несколько вариантов. II этап. Анкетирование.   Работа с анкетой преследует две цели:   традиционная   –   сбор   первичной   информации, профессионального и личностного самоопределения подростка;     диагностическая   –   достигается   благодаря   использованию   методики   «Матрица выбора профессии». Следующим шагом является самостоятельный поиск информации об   интересующих     профессиях.   Предлагается     модификация   опросника   Йовайши   касающиеся   вопросов (оценка профессиональных склонностей школьников).  Подведение итогов. Здесь   обращается   внимание   на   те   виды   деятельности,   которые   набрали   большее количество баллов. Учащиеся делают вывод: совпадает ли их предварительный выбор профессии с полученными результатами

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа профориентационного (ориентационного) курса

«ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» Дополнительная образовательная программа  профориентационного  (ориентационного) курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017