Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для детей раннего возраста
Тема: «Игры с элементами экспериментирования с детьми раннего возраста»
Разработала и провела: воспитатель ясельной группы
МБОУ Михалёвская СШ
Макарова О.С.
Цель: демонстрация некоторых видов экспериментирования с водой, песком, бумагой, камнем, деревом, магнитом.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей раннего возраста.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Для опытов: цветы, вырезанные из цветной бумаги; тазики с водой; контейнеры с сухим песком; лейки с водой; игра «Сдуй тучку»; 2 мольберта с нарисованными на них цветами; бабочки с магнитами; деревянные палочки от мороженного, щепочки; камни, салфетки.
Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования с детьми раннего возраста. Педагоги, использующие игры с элементами экспериментирования в своей работе, найдут для себя что-то новое и поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер-класса должен будет провести опыт и определить свойства и качества материалов.
Методические рекомендации: чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Ход мастер - класса
II. Вводная часть
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Сказка называется «Путешествие Зайки - Любознайки».
III. Основная часть.
В один солнечный денек в лесу у Мамы – Зайчихи появились зайчата. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой, только один Зайчонок был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Его так и прозвали - Зайка - Любознайка. Однажды ему захотелось узнать, что же там за пределами норы, и он пошел открывать мир. Пройдя через опушку, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Зайчонок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Зайчонку очень захотелось поближе разглядеть эти замечательные цветы. Но как до них добраться? Тут на берегу пруда он увидел камушки. Решил попробовать по ним добраться до кувшинок. Стал бросать их в воду, но камни утонули. Но тут он заметил, как сухая ветка с дерева упала в воду и поплыла…
Опыт № 2
Зайчонок сначала испугался и спрятался под кустом. Но потом он весело скакал под теплым дождиком. Шерстка у Зайчонка вся намокла. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. На солнышке его шерстка высохла, и он мог дальше продолжать свое путешествие!
№4 Игра «Сдуй тучку».
Зайчонок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт № 5
Шел, шел Зайчонок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы, а еще прилетали красивые бабочки.
Опыт № 6
Уставший, грязный, но очень счастливый, Зайчонок - Любознайка вернулся вечером домой. Мама-Зайчиха конечно поругала его немного. Но потом обняла ласково и отправила купаться перед сном. И тут Зайчонок снова удивился, когда он дунул на пену, то полетели мыльные пузыри.
Зайчонку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают деревянные предметы?
3. Почему идет дождь?
4. Почему на солнышке все сохнет быстрее?
5. Почему остались следы на песке?
6. Почему пчелы летят на цветы?
IV. Заключительная часть.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.
Хочется завершить наш мастер – класс словами К. А. Тимирязева:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошёл».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.