Тема 2.2. Программирование
Оценка 4.7

Тема 2.2. Программирование

Оценка 4.7
Домашнее обучение +4
docx
информатика
Взрослым
13.01.2017
Тема 2.2. Программирование
Любая ЭВМ понимает свой внутренний язык – так называемый «машинный язык», где каждая команда представляет собой длинную последовательность нулей и единиц. Однако составление программ на машинных языках очень трудоемкий процесс, так как требует от программиста запоминания большого количества деталей, без которых невозможна запись программы на языке машинных команд. Причем трудоемкость и сложность возрастают с увеличением программы. Поэтому для облегчения труда программиста используются так называемые алгоритмические языки. Алгоритмический язык – это определенный набор символов и специальных слов, которые в соответствии со строгими правилами записи команд (синтаксиса языка) описывают алгоритм решения задачи.
Тема 2.2. Программирование.docx

Тема 2.2. Программирование

 

1.1.1.   Основы программирования на языке высокого уровня

 

Любая ЭВМ понимает свой внутренний язык – так называемый «машинный язык», где каждая команда представляет собой длинную последовательность нулей и единиц. Однако составление программ на машинных языках очень трудоемкий процесс, так как требует от программиста запоминания большого количества деталей, без которых невозможна запись программы на языке машинных команд. Причем трудоемкость и сложность возрастают с увеличением программы. Поэтому для облегчения труда программиста используются так называемые алгоритмические языки.

Алгоритмический язык – это определенный набор символов и специальных слов, которые в соответствии со строгими правилами записи команд (синтаксиса языка) описывают алгоритм решения задачи.

Если язык программирования ориентирован на конкретный тип процессора, то он называется языком программирования низкого уровня. Таким языком является, например, язык ассемблер, в котором каждая команда машинного кода записывается не в виде чисел, а с помощью условных символьных обозначений. Языки программирования низкого уровня используются чаще всего для разработки системных приложений, так как они позволяют получить доступ ко всем аппаратным ресурсам компьютера.

-         Алгоритмические языки относятся к языкам программирования высокого уровня. Особенности архитектуры конкретного компьютера такие языки не учитывают, поэтому программы, созданные на таких языках, могут выполняться на любой ЭВМ, для которой имеется транслятор этого языка.

Высокоуровневые языки программирования в отличие от языков машинных команд предназначены для написания программ с помощью привычных человеку терминов и оперируют с командами, напоминающими естественный язык.

Все алгоритмические языки высокого уровня используют несколько основных языковых конструкций с несколькими десятками слов (операторов) и строгими правилами синтаксиса.

Языков программирования очень много, но наиболее распространенными являются лишь несколько: Алгол (Algol), Фортран (Fortran), Кобол (Cobol), ПЛ/1 (PL/1), Бейсик (Basic), Паскаль (Pascal), СИ (C) и др.

Любая ЭВМ может выполнять только программы на языке машинных кодов. Поэтому текст программы на алгоритмическом языке должен быть переведен на язык машинных кодов. Процесс равносильного преобразования алгоритма, заданного на языке программирования, в алгоритм на машинном языке называется трансляцией. Перевод программ на машинный язык осуществляют специальные программы.

Трансляторы – это специальные программы, которые переводят программы, написанные на языке высокого уровня, на язык машинных кодов.

Причем для каждого алгоритмического языка предназначен свой транслятор.

Транслятор выполняет следующие основные функции:

-         производит синтаксический анализ исходного текста программы. При этом выводятся сообщения о синтаксических ошибках в тексте программы на алгоритмическом языке (например, недопустимые символы в операторах, недопустимые операторы или отсутствие знаков препинания и др.);

-         производит непосредственную трансляцию исходной программы на язык машинных кодов;

-         распределяет память для полученной программы.

 

Различают два подхода при переводе программы с языка высокого уровня на машинный язык: это интерпретация и компиляция.

Интерпретация – такой процесс, когда каждая команда переводится в машинный код и тут же выполняется, после чего эта процедура совершается над следующей командой. В случае ошибки эту команду можно исправить и продолжить интерпретацию. Такой способ медленный, но зато гибкий, так как обнаруженную ошибку можно исправить немедленно. К концу интерпретации программа готова к работе. Транслятор, который осуществляет пооператорное выполнение программы, называется интерпретатором.

Компиляция – процесс, при котором в машинный код переводится вся программа полностью. При этом формируется файл программы, который может быть запущен на выполнение (так называемый загрузочный файл). Трансляторы, которые формируют загрузочный файл, называются компиляторами. Откомпилированная программа выполняется горазда быстрее (в десятки и даже сотни раз), но при наличии ошибок каждый раз весь процесс будет повторяться сначала.

Еще одно отличие – файл откомпилированной программы уже готов к выполнению и программа-компилятор во время выполнения алгоритма не нужна, в то время как интерпретируемые программы требуют постоянного присутствия программы-интерпретатора в оперативной памяти ЭВМ во время решения задачи.

Каждый из подходов (компиляция и интерпретация) имеет свои достоинства. В настоящее время для большинства алгоритмических языков созданы и компиляторы, и интерпретаторы, и часто в реальных системах программирования перемешаны технологии интерпретации и компиляции

 

1.1.2.   Формы представления данных в ЭВМ

 

Чтобы понимать, как работает любая ЭВМ, нужно прежде всего знать, как представляется информация в компьютере. Наиболее простым и надежным способом является так называемое «битовое» представление и хранение информации. Необходимо понимать, что любая информация – числовая, текстовая, графическая или звуковая – представляется в ЭВМ в виде двоичных кодов. Все программы при работе оперируют с данными. Основные типы данных в любом алгоритмическом языке – числовые и текстовые. Рассмотрим, как представляются данные в ЭВМ.

Целые числа. Целые числа не имеют дробной части. Для представления целых чисел используется форма с фиксированной точкой (запятой), т.е. для представления целых чисел отводится определенное постоянное количество разрядов. Количество разрядов определяет диапазон значений целых чисел. Например, 2 байта (16 разрядов) позволяют представить числа в диапазоне от 0 до 65535 без знака, или в диапазоне от –32768 до +32767 со знаком (один разряд отводится под знак числа).

Если диапазон целых чисел слишком мал, то следует увеличить количество разрядов, например, воспользоваться длинными целыми числами – 4 байта.

Действительные числа. Действительные числа могут иметь дробную часть и представляются в форме с плавающей точкой (запятой). В форме с плавающей точкой используется экспоненциальная форма записи числа. Например,

123456,7 = 1.234567∙105 можно представить как 1.234567Е+5,

-0.00032 = -3.2∙10-4 можно представить как –3.2Е-4.

Символ Е в такой записи означает «10 в степени…».

В экспоненциальной форме любое число представляется в виде мантиссы числа, основания системы счисления (в десятичной системе счисления это 10) и целочисленного порядка:

N = ± m E ± p .

Следовательно, при представлении чисел с плавающей точкой необходимо в разрядную сетку записать мантиссу m и порядок p со своими знаками. При этом:

-        знак мантиссы определяет знак числа;

-        число разрядов, выделенных для представления мантиссы, определяет точность представления чисел (чем больше разрядов, тем выше точность);

-        число разрядов, выделенных для представления порядка, определяет диапазон чисел (чем больше разрядов, тем шире диапазон чисел).

Текстовые данные. Текстовые данные представляют собой набор любых символов алфавита определенного языка. Таблица, в которой устанавливается соответствие между символом и его кодом (порядковым номером в компьютерном алфавите), называется таблицей кодировки. Для представления текстовой информации в компьютерах типа IBM PC используется алфавит из 256 символов таблицы кодировки ASCII. Код ASCII (аббревиатура словосочетания American Standard Code for Information Interchange – стандартный американский код для обмена информацией) является одним из самых распространенных. Расширенная таблица ASCII состоит из двух частей: первая часть (коды 0-127) универсальная, а вторая часть (коды 128-255) предназначена для специальных символов и букв национальных алфавитов (в том числе и русского).

Длиной текста является количество символов, составляющих текст, включая знаки препинания и пробелы. Так как каждый символ таблицы ASCII занимает один байт памяти, следовательно, память, необходимая для хранения текста, определяется количеством символов в тексте, т.е. его длиной. Например, слово «Алгоритм» займет 8 байт памяти.

 

1.1.3.   Основные понятия программы на алгоритмическом языке

 

Программа – это упорядоченная последовательность команд для ЭВМ, реализующая алгоритм решения какой-либо задачи.

По сути дела программа – это форма представления алгоритма для исполнения его компьютером, поэтому программа может быть написана на языке машинных кодов, на языке программирования низкого уровня или на языке программирования высокого уровня – алгоритмическом языке.

В программе на алгоритмическом языке действия, которые должны выполняться в программе, задают операторы. Поэтому программа представляет собой последовательность операторов.

Язык программирования, как любой язык, имеет свои правила:

        синтаксические правила, определяющие допустимые конструкции языка. В синтаксис включается определение алфавита и правила записи конструкций языка (например, имен переменных, операторов);

        правила, определяющие семантику языка, т.е. смысл и правила использования его конструкций.

 

Основой любого языка, в том числе и алгоритмического, является алфавит. Элементами алфавита алгоритмического языка являются символы таблицы кодировки. Для записи основных конструкций языка, как правило, используются символы первой универсальной половины таблицы ASCII: буквы латинского алфавита, арабские цифры, знаки арифметических операций и специальные символы, например, знаки препинания, скобки. Русские буквы, как правило, используют в поясняющих комментариях к программе или для вывода информации.

Из символов алфавита строятся различные языковые конструкции. Простейшей языковой конструкцией является слово. Различают ключевые слова и слова пользователя. Любой алгоритмический язык имеет определенный набор служебных, так называемых ключевых слов. Каждое ключевое слово (например, FOR, IF, DO) несет определенную смысловую нагрузку. Эти слова не допускается изменять.

Любое искажение ключевого слова приводит к ошибке в программе!

Ключевые слова относятся к группе зарезервированных слов, поэтому их нельзя использовать не по назначению, например, для обозначения имен переменных.

Слова пользователя вводятся в программу самим программистом, и хотя эти слова вводятся произвольно, но и они должны записываться в соответствии с определенными правилами.

Более сложной конструкцией является оператор, задающий описание некоторого действия программы. Любой алгоритмический язык имеет набор операторов, реализующих операции присваивания, передачи управления, организации циклов и т.д.

 

1.1.4.   Язык программирования Visual Basic

 

С появлением графического интерфейса пользователи ПК получили возможность работать в интуитивно понятной среде. Однако теперь программистам приходилось в каждом приложении программировать прикладные и диалоговые окна, меню, списки с прокруткой, шрифты и т.д.

Решением проблемы стало создание в 1991 году языка Visual Basic (VB). В основе языка Visual Basic лежит алгоритмический язык Basic. В его составе есть специальные библиотеки, средства визуального проектирования и элементы объектно-ориентированного программирования.

В основе объектно-ориентированного программирования лежат понятия: объект, класс, инкапсуляция, , наследование, полиморфизм, событие.

Объект – совокупность свойств (параметров) определенных сущностей и методов их обработки. В языках программирования объект понимается как совокупность свойств, методов их обработки (т.е. изменения этих свойств) и событий. На которые данный объект может реагировать. В VBA объектом являются элементы пользовательского интерфейса (это может быть форма пользователя, или элементы, расположенные на этой форме, например, кнопки, полосы прокрутки, рисунки), рабочие листы, диапазоны ячеек и т.д.

Объекты могут объединяться в класс (группы, наборы) – совокупность объектов с общими методами обработки или свойствами.

Объединение объектов с методами в одном классе называется инкапсуляцией. Инкапсуляция – это скрытие информации о внутренней структуре объекта. Доступ к объекту возможен только через его свойства и методы.

Один объект может выступать объединением вложенных в него по иерархии других объектов и иметь образованные от него подклассы, при этом осуществляется наследование данных и методов обработки объектов исходного класса. Наследование – это возможность создания на основе одного класса новых классов с наследованием всех его свойств и методов и добавлением новых.

Методы классов-наследников могут переопределяться по сравнению с методами базового класса. Такое свойство объектов переопределять методы наследуемого класса называется полиморфизмом.

Система визуального объектно-ориентированного программирования позволяет за счет использования средств визуального проектирования существенно упростить значительную часть программистской работы – создание интерфейса прикладной программы.

Кроме того, Visual Basic поддерживает событийно-управляемое программирование, когда вместо описания каждого шага программы программист лишь указывает, как реагировать на различные события: нажатие кнопки, щелчок кнопкой мыши по объекту и т.п.

Таким образом, работая в Visual Basic, программист создает не одну большую программу, а приложение, состоящее из совокупности взаимодействующих процедур, управляемых пользователем.

При появлении приложений, объединенных в пакет Microsoft Office (Word, Excel для Windows и др.), возникла проблема их интеграции, поскольку все они предназначались для работы с документами и автоматизации экономических расчетов. Во всех этих приложениях есть возможность заменить повторяющиеся действия пользователя последовательностью машинных команд – макросов или макроопределений. Основным языком для разработки таких макроопределений стал Visual Basic. Появились его версии: Word Basic, Excel Basic и т.д.

Для последующих версий приложений MS Office фирма Microsoft использует единый и мощный язык программирования Visual Basic, приспосабливая его к специфике приложений. Эта версия языка носит название Visual Basic for Applications (Visual Basic для приложений) или VBA.

Решение прикладной задачи с помощью VB выполняется с использованием проекта. Проекты содержат модули, а модули включают процедуры и функции. В Visual Basic программный код оформляется в виде процедур и функций. Разработанные отдельные функции или процедуры можно накапливать в библиотеках и в дальнейшем использовать по мере необходимости.

 

1.1.5.   Объекты, свойства, методы

 

Создание программы на VB включает в себя два этапа:

Этап визуального программирования. На этом этапе не требуется вводить тексты программ на языке программирования – на этом этапе программа проектируется с помощью инструментов VB. Т.е. производится построение объектов (форм, кнопок и т.п.) и задание свойств этим объектам (цвет, шрифт и др.). На этапе визуального программирования представляется будущий вид создаваемого приложения (программы).

Этап программирования в исходном коде. На этапе программирования вводится текст программы, для этого используется встроенный текстовый редактор. Программа состоит из операторов языка VB. Исходный текст программы называется исходным кодом или программным кодом.

Программы, созданные в VB будут являться стандартными приложениями Windows, это означает, что можно использовать буфер обмена, вырезать, копировать и вставлять тексты, графику и т.д.

Объектно-ориентированный подход использует следующие базовые понятия: объект, свойства объекта, метод обработки.

Объект – это то, чем управляют с помощью программы (например, кнопка, полоса прокрутки, рабочий лист, диаграмма, ячейка таблицы и т.д.).

Свойство – характеристика объекта, его параметр. Все объекты наделены определенными свойствами, которые в совокупности выделяют объект из множества других объектов, задают его качественную определенность, обусловливают независимость создания и обработки других объектов:

Например:

ОБЪЕКТ_А (свойство 1, свойство 2,…, свойство k)

ОБЪЕКТ_В (свойство m, свойство m+1,…, свойство m+n)

Свойства объектов различных классов могут «пересекаться», т.е. возможны объекты, имеющие одинаковые свойства:

ОБЪЕКТ_С (свойство 1, свойство m,…, свойство k)

Существует определенный формат программного кода, задающего установку свойства:

Объект. Свойство = Значение

Установка значений свойств – это один из способов управления объектами.

Метод – это программа действий над объектом или его свойствами. Метод рассматривается как программный код, связанный с определенным объектом, с помощью которого осуществляется преобразование свойств объекта либо изменение его поведения. То есть методы – это команды, с помощью которых выполняются некоторые преобразования объектов.

Объект может обладать набором заранее определенных встроенных методов обработки, либо созданных пользователем или заимствованных в стандартных библиотеках.

Синтаксис вызова метода объекта:

Объект. Метод [Аргументы]

 

Событие – изменение состояния объекта.

Программный продукт, созданный с помощью инструментальных средств объектно-ориентированного программирования, содержит объекты с их свойствами, для которых разработан графический интерфейс пользователя. Как правило, работа с программным продуктом осуществляется с помощью экранной формы, с объектами управления, которые содержат методы обработки, вызываемые при наступлении определенных событий. Экранные формы также используются для выполнения заданий и перехода от одного компонента программы к другому. Для объектов управления уточняется перечень событий и создаются пользовательские методы обработки – программный код на языке программирования в виде событийных процедур.

 

1.1.6.   Виды и типы данных

 

Любая программа предназначена для обработки данных. Данные (англ. data, information) – это информация, хранящаяся в ЭВМ и представленная в форме, которая обеспечивает возможность ее хранения, обработки и передачи.

Для обработки в ЭВМ данные представляются в виде величин – элементов данных.

Все данные можно разделить на константы и переменные.

Константа (англ. constant) – величина, значение которой постоянно и не изменяется при выполнении программы.

Переменная (англ. variable) – некоторая величина, которая может изменяться, принимая в процессе выполнения программы различные значения.

Программа предназначена для обработки информации, которая может быть представлена в числовом виде, символьном, графическом, звуковом. Поэтому каждая величина должна быть объявлена или описана, т.е. указан ее тип, какая она – символьная, целое или вещественное число и т.д. Число ячеек, отводимых для переменной, зависит от типа этой переменной.

Тип переменной определяет:

        размер памяти компьютера, необходимый для ее внутреннего представления;

        возможные значения переменной;

        операции, которые могут выполняться над переменной.

Каждый тип описывается своим ключевым словом. В зависимости от объема памяти, отведенного для хранения данных определенного типа (длина в байтах, указанная в таблицах, – длина внутреннего представления данных), значения их должны укладываться в определенный диапазон.

Основные (встроенные) типы данных

Тип

Хранимая информация

Занимаемая память (в байтах)

Диапазон

значений

boolean

Логические значения

2

0 -FALSE,

1 - TRUE

byte

Целые числа

1

0…255

integer

Целые числа

2

-32768…32767

long

Длинные целые числа

4

-/+2.1Е9

decimal

Десятичное число

14

Целое 29 знаков

Вещественное – 27 знаков после запятой

single

Вещественные одинарной точности

4

-3.4Е38…-1.4Е-45

1.4Е-45…3.4Е38

 

double

Вещественные

двойной точности

8

-1.7Е308…-4.9Е-324

4.9Е-324…1.7Е308

currency

Денежные

единицы

8

-922337203685477.5808…

+922337203685477.5808

string

Текстовая информация (строка переменной длины)

Количество символов + 10

Количество символов <=2000000000

 

 

string*n

Текстовая информация (строка фиксированной длины

 

Количество символов

 

 

n<=65400

 

date

Информация о дате и времени

8

От 1 января 1000 г. до

31 декабря 9999 г.

object

Рисунок или ссылка на любой другой объект

 

 

variant

Значения любого из перечисленных типов

Не менее 16

Любое числовое или строковое значение

 

Каждому данному в программе необходимо дать имя или идентификатор (от лат. identifico – отождествлять).

Правила использования идентификаторов:

          имя или идентификатор – это последовательность, содержащая латинские буквы, цифры, начинающаяся с буквы;

          идентификатор может содержать не более 255 символов, но различаются первые 31 символов;

          в качестве идентификаторов нельзя использовать зарезервированные слова;

          не допускается использовать в идентификаторах пробел, точку, разделительные символы, знаки операций, а также специальные символы.

 

Пользовательские типы записей

Очень часто в программах требуется хранить и обрабатывать информацию о нескольких объектах одной и той же структуры. Например, информацию о студентах: фамилию, имя, отчество, год рождения и т.д. Можно хранить эту информацию в виде отдельных массивов. Но в современных языках программирования существуют специальные средства, позволяющие работать со сложными типами данных, которые содержат фиксированное число элементов – полей. Каждое поле имеет имя, которое задается ему при описании, и может иметь свой тип.

Структура данных, состоящая из определенного числа разнотипных компонент (полей), называется записью.

В Visual Basic для описания записей можно использовать  тип, определяемый пользователем, это так называемый пользовательский тип, с помощью которого можно описать свой достаточно сложный тип данных и в дальнейшем работать с ним как с базовым типом (т.е. целый, строковый и т. д.);

Создание нового типа осуществляется следующей конструкцией:

TYPE <имя типа>

<имя 1 поля> AS <тип 1 поля >

<имя 2 поля> AS <тип 2 поля >

. . .

<имя n поля> AS <тип n поля >

END TYPE

Например, пользовательский тип, предназначенный для хранения Фамилии, имени и года рождения студентов может быть объявлен следующим образом:

TYPE Student

   fam AS STRING

   name AS STRING ’Фамилия

   dsinger AS STRING ’Имя

   bdate AS DATE ’Дата рождения

      END TYPE

Созданный тип данных может быть использован в программе. Для этого в разделе объявлений переменных надо объявить переменную этого пользовательского типа.

Например, DIM starosta AS Student

Пользовательский тип данных может в свою очередь содержать структурные элементы, тип которых также является пользовательским.

 

1.1.7.   Описание переменных

 

Объявление переменных можно осуществлять на двух уровнях – на уровне процедуры (т.е. только в процедуре, в которой они объявлены) и на уровне модулей (т.е. только в процедурах модуля, в котором они объявлены, но не в других модулях проекта).

Область программы, в которой может быть использована переменная, называется областью видимости переменной.

Область видимости переменной задается при ее объявлении одним из ключевых слов:

Dim – объявляет локальные переменные, существующие только во время вызова процедур, в которых они объявлены. Если переменная объявляется в разделе глобальных объявлений модуля, то она доступна для всех процедур этого модуля. Для других модулей будет не видна.

Private – не может объявлять переменную внутри процедуры. При объявлении в разделе глобальных объявлений модуля Dim и Private равнозначны.

Public – объявленная таким образом переменная является глобальной на уровне приложения и доступна из всех его модулей.

Static – для объявления статических переменных, т.е. при выходе из процедуры их значения сохраняются, хотя являются недоступными, пока процедура не будет вызвана вновь.

Перед использованием переменных в программе их требуется описать (объявить, декларировать). Объявление переменных может быть явным или неявным. Для явного описания переменных существуют специальные операторы описания. Синтаксис оператора описания:

 

[Static/Private/Public] DIM <имя переменной> [AS <тип>]

Примеры:

DIM a AS string

Private DIM y1, y2 AS integer

DIM x AS integer, s AS long

Другим способом явного объявления переменных является указание типа с помощью суффикса – специального символа в конце имени. В этом случае использование ключевого слова As не требуется:

[Static/Private/Public] DIM <имя переменнойСуффикс>

Ниже в таблице приведены типы переменных и соответствующие им суффиксы.

Суффикс

 

%

&

!

#

$

@

 

Тип

 

integer

long

single

double

string

currency

 

 

Например:

DIM Fam$

Static N%

 

Хороший стиль программирования предполагает использование явного объявления переменных, поэтому неявное объявление рассматривать не будем.

 

Использование констант

Различают именованные и неименованные константы.

Именованные константы должны быть описаны в программе в разделе описания. Обращение к ним в программе осуществляется по имени:

[Public/Private] Const <имя константы> [As <тип>]=<выражение>

Например:

Const Pi As Single = 3.1415

 

Однажды определив константу, ее нельзя будет случайно изменить.

 

Неименованная константа (литерал) представляет собой значение константы, записанное непосредственно в операторе программы.

Числовые константы:

-          целые со знаком (-123) или без знака (54);

-          вещественные (с десятичной точкой) –  -57.09.

Символьные константы заключаются в двойные кавычки – ”10 кг”

 

1.1.8.   Программирование линейных процессов

 

Самые простые алгоритмы представляют собой так называемые линейные процессы. Линейные алгоритмы – наборы команд, выполняемые последовательно во времени друг за другом.

 

1.1.8.1. Оператор присваивания

 

Одной из основных операций в таких алгоритмах является операция присваивания. Присваивание – одно из основных действий, выполняемых компьютером. С помощью операции присваивания записывают действия, которые позволяют изменять значения переменных. Синтаксис этой операции в общем виде можно записать следующим образом:

<имя переменной>=<выражение>

Знак «=» здесь читается «присвоить» (не путайте со знаком «равно»). Суть этой операции заключается в том, что вычисляется результат выражения, стоящего в правой части от знака «=», и этот результат записывается в ячейку памяти, обозначенную идентификатором переменной, стоящей слева от знака «=». Поэтому операция X=X+1 означает, что к значению переменной X прибавляется 1 и результат снова записывается в ячейку X, т.е. значение переменной X увеличилось на 1.

Для того чтобы правильно записывать выражения в программе, необходимо знать некоторые правила записи выражений:

1.    Все выражения записываются в одну строку с учетом порядка выполнения операций.

2.    Для изменения порядка выполнения операций используют круглые скобки.

3.    Порядок выполнения операций в выражении определяется приоритетом арифметических операций. Ниже в таблице записаны операции в порядке убывания их приоритета и обозначение этих операций в программе. Операции, имеющие равный приоритет, записаны в одной строке таблицы.

 

 

Название операции

Обозначение

Пример

Возведение в степень

^

X2 X^2

Остаток от деления (только для данных целого типа)

X mod Y

где X – делимое,

Y – делитель

7 mod 3

 

Ответ: 1

Целочисленное деление (целая часть результата деления)

X \ Y

где X – делимое целого типа,

Y – делитель целого типа

7 \ 3

 

Ответ: 2

 

Умножение, деление

*, /

2*X+Y/3

Сложение, вычитание

+, -

X+Y-5.3

 

Пример. Записать оператор для вычисления y по формуле:.

Оператор присваивания записывается следующим образом:

y=(3*x+2)*4/(5*x)

 

1.1.8.2. Использование функций

 

Любой язык программирования имеет определенный набор стандартных встроенных функций. Среди таких функций обязательно есть группа числовых функций – функций, которые имеют числовые аргументы и возвращают числовые значения. Ниже в таблице представлены наиболее популярные числовые функции.

 

Обозначение функции

Назначение функции

ABS(X)

Абсолютная величина числа

 

ATN (X)

Арктангенс

 

COS(X)

Косинус, где X – угол в радианах

 

EXP(X)

Экспоненциальная функция, где e=2.71828

 

FIX(X)

Целая часть аргумента

 

INT(X)

Максимальное целое число, не превышающее Х

 

LOG(X)

Натуральный логарифм, где X – положительное число

 

RND(X)

Формирование случайного числа

 

SGN(X)

Определяет знак аргумента, возвращает:

+1 при X>0,

  0 при X=0,

-1 при X<0

 

SIN(X)

Синус, где X – угол в радианах

 

SQR(X)

Корень квадратный из X, где X – положительное число

 

TAN(Х)

Тангенс, где X – угол в радианах

 

 

Пример. Записать оператор присваивания для вычисления функции: :         z=SQR(ABS((x^2+6)/SIN(x)))

1.1.9.   Разветвляющиеся алгоритмы

 

1.1.9.1. Программирование разветвляющихся процессов

 

Разветвляющиеся алгоритмы реализуются в программе с помощью оператора условия IfThen и переключателя, реализуемого оператором Select Case.

Оператор условного перехода IF. Этот оператор изменяет порядок дальнейших действий в зависимости от результата проверки значения некоторого выражения или логического условия.

Оператор IF может использоваться в программе как в полном, так и в сокращенном виде (без ELSE). В общем виде формат этого оператора:

IF <условие> THEN < оператор 1> [ELSE <оператор 2>]

     <оператор 3>

В полном виде оператор IF используется для реализации в программе алгоритма типа «Разветвление». Действие этого оператора заключается в следующем:

        проверяется условие ( или значение логического выражения);

        если условие выполняется (т.е. значение логического выражения «истинно»), то далее будет выполняться оператор 1, а после его выполнения оператор 3;

        если условие не выполняется (т.е. значение логического выражения «ложно»), то далее будет выполняться оператор 2, а после его выполнения оператор 3.

 

Оператор IF в сокращенном виде реализует в программе алгоритм типа «Обход» и работает следующим образом:

        проверяется условие (или значение логического выражения);

        если условие выполняется (т.е. значение этого выражения «истинно»), то далее будет выполняться оператор 1, а после его выполнения оператор 3;

        если условие не выполняется (т.е. значение этого выражения «ложно»), то сразу же будет выполняться оператор 3.

 

1.1.9.2. Логические выражения

 

Логические выражения используют в операторе IF для записи условий, определяющих дальнейший ход выполнения программы.

Простые логические выражения используют для записи простых условий, включающих одну операцию отношения. Напомним, что операции отношения – это одна из шести операций:

 

Операция

отношения

Знак

отношения

Обозначение

операции

в программе

равно

=

=

не равно

< >

больше

> 

больше или равно

>=

меньше

< 

меньше или равно

<=

 

Примеры:

 

x

 

y

Логическое

выражение

Значение логического

выражения

7

-7

6

4

49

49

 

 

4

4

60

50

x>0

x>0

y=x

y=x

x+y<100

x+y<100

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

 

Сложные логические выражения используют для записи сложных условий, которые представляют собой простые условия (логические выражения), соединенные логическими операциями.

В сложных логических выражениях операции отношения имеют больший приоритет, чем логические операции. Следовательно, первыми выполняются операции отношения, а их результаты (TRUE – истина или FALSE – ложь) являются операндами для логических операций.

Для логических операций строят так называемые таблицы истинности, в которых рассматриваются все возможные сочетания значений операндов, соединенных логическими операциями, и результаты логических операций для соответствующих операндов.

Наиболее часто используются следующие логические операции (по убыванию приоритетов):

Обозначение операции

Название операции

NOT

НЕ – логическое отрицание

AND

И – конъюнкция (логическое умножение)

OR

ИЛИ – дизъюнкция (логическое сложение)

XOR

Исключающее ИЛИ

 

Таблица истинности основных логических операций

Обозначение операции

в программе

Значение операндов

Результат

операции

X

Y

 

NOT x

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

 

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

 

 

x AND y

ложь (FALSE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

ложь (FALSE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

 

 

x OR y

ложь (FALSE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

истина (TRUE)

истина (TRUE)

 

 

x XOR y

ложь (FALSE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

истина (TRUE)

истина (TRUE)

ложь (FALSE)

 

Примеры:

x

y

Запись логического выражения

Значение

логического выражения

4

4

-1

0

9

-5

 

x>0 AND y>0

 

FALSE

TRUE

FALSE

3

-5

4

3

7

10

 

x>=y OR x<=0

 

TRUE

TRUE

FALSE

30

12

0

 

 

 

 

x>0 AND x<=25

 

FALSE

TRUE

FALSE

 

Если в операторе IF в случае выполнения (или невыполнения) условия необходимо выполнить несколько операторов (т.е. если оператор занимает более одной строки), то он должен заканчиваться END IF:

If <условие> Then

<Оператор 1>

<Оператор 2>

. . .

Else

<Оператор n>

End If

Оператор IF может использоваться для создания так называемых многоуровневых проверок: когда одна из ветвей разветвления в свою очередь также имеет разветвление. То есть один оператор IF содержит внутри себя еще операторы IF. Такая конструкция называется «вложенные операторы IF»:

При использовании вложенных операторов If нужно помнить правило: альтернатива Else считается принадлежащей ближайшему оператору If, не имеющему ветви Else.

Пример. Вывести сообщение о том, достиг ли гражданин пенсионного возраста, проанализировав его пол и возраст.

IF pol = ”м” THEN

IF wozrast >= 60 THEN

Text1.Text = ”Пенсионер

ELSE

Text1.Text = ” Моложе 60 лет

END IF

END IF

Если необходимо проверить дополнительное условие в случае невыполнения исходного условия, то используется такая синтаксическая конструкция:

IF <условие 1> THEN

<Оператор 1>

ELSEIF <условие 2> THEN

<Оператор 2>

ELSE

<Оператор 3>

END IF

В этом случае для оператора ELSEIF не ставится в соответствие END IF.

 

1.1.9.3. Переключатели

 

Оператор IF позволяет реализовать выбор между двумя вариантами дальнейших действий. Однако иногда в программе необходимо выбрать один из нескольких вариантов. Конструкция вложенных операторов IF при этом может быть очень сложной и запутанной, поэтому в современных языках используют другие конструкции множественного выбора.

В последнее время для реализации множественного выбора большинство популярных языков программирования имеют оператор выбора. Оператор выбора используется для реализации нескольких альтернативных вариантов действий в зависимости от значения выражения, называемого переключатель.

Формат оператора в общем виде:

SELECT CASE <переключатель>

CASE <условие 1>

<оператор 1>

CASE < условие 2>

<оператор 2>

. . .

[CASE ELSE

<блок операторов n>]

END SELECT

 

Работает этот оператор следующим образом:

        вычисляется значение выражения-переключателя;

        далее начинается проверка соответствия полученного значения условию 1;

        в случае соответствия этих значений выполняется оператор 1 и далее управление передается оператору, следующему за оператором END SELECT;

        если значение переключателя не соответствует условию 1, то проверяется соответствие условию 2 и т.д.;

        если же не найдено соответствие ни одному из условий, то выполняются операторы, следующие за CASE ELSE или выполняется оператор, следующий за оператором END SELECT,если CASE ELSE отсутствует.

При записи оператора выбора следует иметь в виду, что оператор выполняет проверку условий строго по порядку. Поэтому надо следить за тем, чтобы условия не «перекрывали» друг друга. Например, если первым поставить условие x>0, а затем x>10, то первое условие «перекроет» второе (и до второго условия оператор не дойдет).

Типы результата выражения-переключателя и условия должны соответствовать друг другу.

Условие выбора может содержать список, в котором элементы отделяются запятыми, эти элементы списка условия можно записать: тремя способами:

-      как выражения или константы;

-      задать границы диапазона:

<нач. значение> TO <конеч. значение>

-      задать условие через операцию отношения:

IS <знак операции> <выражение>

Пример:

SELECT CASE x

CASE 1, 3, 5

y=x^2

CASE 6 TO 10, 20

y=x+2

CASE 25, IS >= 30

y=2*x

CASE ELSE

y=2*x+1

END SELECT

 

1.1.10.          Программирование циклических процессов

 

1.1.10.1. Оператор цикла FOR

 

Для реализации цикла со счетчиком используется оператор FOR.

Общий формат оператора:

FOR <счетчик цикла> =<нач. знач> TO <конеч. знач> [STEP <шаг>]

   <оператор 1>

    . . .

   <оператор n>

   NEXT [<счетчик цикла>]

 

Где <счетчик цикла> – это числовая переменная. В начале выполнения цикла она принимает значение, задаваемое выражением <нач. знач>;

<оператор 1> . . . <оператор n> составляют тело цикла, которое будет выполняться  заданное число раз;

<шаг> определяет значение, на которое будет изменяться счетчик цикла при выполнении каждого шага цикла.

Шаг изменения счетчика цикла может быть любым положительным или отрицательным числом, а также выражением. Если шаг больше 0, то цикл завершится когда <счетчик цикла] станет больше  <конеч. знач>. Если шаг меньше 0, то цикл завершится когда <счетчик цикла] станет меньше <конеч. знач>.Если шаг равен 1, то его в операторе можно не записывать.

Чтобы прервать цикл до его завершения и передать управление первому оператору, следующему за NEXT, используют оператор EXIT FOR.

 

1.1.10.2. Операторы циклов с предусловием

 

1. Тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условия истинно.

DO WHILE <условие>

<оператор 1>

. . .

<оператор n>

LOOP

 

2. Тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условия ложно.

DO UNTIL <условие>

<оператор 1>

. . .

<оператор n>

LOOP

Чтобы прервать цикл до его завершения и передать управление первому оператору, следующему за LOOP, используют оператор EXIT DO.

 

1.1.10.3. Операторы циклов с постусловием

 

1. Тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условия ложно.

DO

<оператор 1>

. . .

<оператор n>

LOOP UNTIL <условие>

 

2. Тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условия истинно.

DO

<оператор 1>

. . .

<оператор n>

LOOP WHILE <условие>

 

1.1.11.          Массивы

 

В Visual Basic различают два вида переменных – простые переменные и переменные структурного типа. Переменные структурного типа предназначены для идентификации нескольких данных. Частным случаем переменной структурного типа является массив.

Массив – это упорядоченный набор однотипных значений – элементов массива.

Массив имеет имя, размер и базовый тип, которые задаются при описании массива.

Тип элементов массива определяет тип самого массива и называется базовым типом.

Имя массива записывается по тем же правилам, что и имена переменных. Имя массива задает имя каждому элементу массива: каждый элемент массива обозначается этим именем и индексом, который определяет номер (место) этого элемента в массиве.

Размер массива – это количество элементов в массиве.

Массивы могут быть одномерными и многомерными. Но мы ограничимся рассмотрением только одномерных и двумерных массивов.

Одномерные массивы – массивы, в которых элементы пронумерованы последовательно по порядку: первый элемент, второй, третий и т.д. Для обозначения элементов одномерного массива используется один индекс.

Двумерные массивы – массивы, в которых данные условно организованы в виде таблицы (матрицы), где положение каждого элемента определяется номером строки и номером столбца. Для обозначения элементов двумерного массива используются два индекса: первый индекс для обозначения номера строки, второй индекс для обозначения номера столбца.

Значения индексов можно задать непосредственно числом (прямая адресация)  – a(1), a(4,2), …или косвенно, указав в индексе идентификатор переменной, которая позволит вычислить индекс (косвенная адресация) – a(i), a( i, j+2).

При работе с массивами в программе они должны быть объявлены (описаны), т.е. указаны имя массива, тип элементов массива, его размерность.

При обращении к элементу массива, значение индекса которого выходит за допустимые границы, появляется сообщение об ошибке.

Синтаксис оператора описания массива:

[Public/Private] DIM <ИмяМассива>(<размерность>) AS <ТипДанных>

В качестве размерности указывается либо верхняя граница изменения индекса, либо конкретный диапазон изменения значений индексов: Iн TO Iк.

Пример:

DIM s1 (15), s2 (15) AS STRING

DIM c (9,11) AS INTEGER

Нижняя граница изменения индексов по умолчанию равна 0. То есть если описан массив:

DIM a(15) AS INTEGER

это значит, что можно обращаться к элементам: a(0), a(1), a(2), a(3), …, a(15).

Для изменения начала отсчета индексов служит специальный оператор, который устанавливает начало отсчета либо с 0, либо с 1:

OPTION BASE 1

В этом случае

DIM a(15) AS INTEGER

описывает массив a(1), a(2),…,a(15).

Иногда в процессе выполнения программы размер массива требуется изменить. В этом случае первоначально массив объявляется как динамический (в объявлении не указывается его размерность).

Количество элементов в динамическом массиве и его размерность в процессе выполнения программы можно переопределить с помощью оператора ReDim. Например:

Dim s ( ) As String

. . .

n = 15

ReDim s ( n )

. . .

 

1.1.12.          Процедуры и функции

 

Рассмотрим элементы, которые могут входить в состав проекта.

Процедура представляет собой поименованную последовательность совместно выполняемых инструкций (операторов).

Различают следующие типы процедур:

          процедуры обработки событий;

          процедуры макросов;

          процедуры пользователя.

Процедуры обработки событий связаны с каким-либо объектом, вызываются тогда, когда происходит соответствующее событие, и имеют следующий синтаксис:

Private Sub <ИмяОбъекта_Событие( )>

<Код обработки события>

End Sub

где ИмяОбъекта – имя объекта, с которым связывается процедура,

     Событие – вид обрабатываемого события.

Например, процедура обработки события Click (щелчок) для объекта CommandButton1 (кнопка) имеет вид:

Private Sub CommandButton1_Click( )

<Код обработки события>

End Sub

Процедуры обработки макросов создаются при записи макросов. Макрос можно вызывать из программы оператором вызова процедуры, комбинацией клавиш либо щелчком на значке, связанным с макросом. Эти процедуры имеют синтаксис:

Sub <Имя макроса( )>

<Программный код макроса>

End Sub

Процедура пользователя создается им для выполнения каких-либо типовых действий в рамках разрабатываемой программы. Синтаксис процедуры пользователя:

[Private/Public] Sub <ИмяПроцедуры [(СписокПараметров)]>

<Тело подпрограммы (строки кода)>

End Sub

Необязательный элемент <СписокПараметров> программы служит для передачи процедуре исходных данных для вычислений и состоит из элементов списка, разделенных запятыми. Элемент списка параметров имеет синтаксис

<ИмяЭлемента> As <ТипДанных>.

При запуске процедур выполняются ее команды, а затем управление передается в вызвавшее данную процедуру приложение или процедуру. В процедурах типа Sub обычно содержится большинство исполняемых программ.

Функция отличается от предыдущего типа процедур тем, что обязательно возвращает одно результирующее значение, которое присваивается имени функции.

Visual Basic позволяет пользователю создавать собственные функции –функции пользователя.

Функция пользователя имеет следующий синтаксис:

 

[Private/Public] Function <ИмяФункции [(СписокПараметров)]> _

              As<Тип данных>

<Тело функции (строки кода)>

<ИмяФункции> = <ВозвращаемоеЗначение>

End Function

 

где <Тип данных> тип данных возвращаемого значения;

<ВозвращаемоеЗначение> – значение, возвращаемое функцией;

 

Обращение к функции может производиться из процедуры, из другой функции. Если в функции предусмотрено рекурсивное обращение, то ее можно вызвать из нее самой.

При обращении к функции в программном операторе указывается имя функции и передаваемые ей параметры.

Программа Visual Basic представляет собой совокупность процедур и функций, размещенных в зависимости от особенностей решаемой задачи в одном или нескольких модулях. Число модулей в составе проекта зависит от сложности проекта.

Каждый модуль имеет две области: общую область и область подпрограмм. В общей области помещаются операторы описания переменных, которые являются общими для всех процедур и функций этого модуля. В области подпрограмм помещается код программы.

 

1.1.13.          Отладка программ

 

Для того чтобы задача была решена с помощью ЭВМ, нужно составить программу и выполнить ее на компьютере. При этом приходится пройти через определенные этапы: разработка алгоритма, проектирования общей структуры программы, кодирование или составление программы. После того, как программа составлена, ее выполняют на компьютере. При выполнении программы могут возникать разного рода ошибки.

При разработке приложений на Visual Basic так же возможны ошибки. Их можно разделить на три вида: синтаксические, ошибки при выполнении программы и логические ошибки.

Синтаксические ошибки связаны с опечатками при вводе текста программ или с недостаточным знанием правил языка программирования. Такие ошибки система выявляет либо при вводе текста программы, либо при попытке выполнения программы.

Ошибки при выполнении программы случаются, если необнаруженная синтаксическая ошибка или внешнее событие вызвали останов работы программы. Например, использовано неправильное имя файла или произошло обращение к выключенному принтеру и т.д.

Логические ошибки являются следствием плохо разработанного алгоритма или неучета возможных значений входных данных и т.д. В этих случаях при выполнении программы получают неверные результаты.

Устранение ошибок программирования – это отладка. А доказательство того, что программа работает «правильно», – верификация. При отладке и верификации программы необходимо проверить работоспособность программы при различных вариантах исходных данных, чтобы проверить работу всех возможных ветвей в программе.

В любой среде программирования имеются различные средства, которые можно использовать для отслеживания и исправления ошибок.

Так, например, возможность простого обнаружения необъявленных переменных позволяет устранить большое число ошибок.

Для обнаружения логических ошибок можно использовать некоторые приемы, используя специальные средства программной среды:

-       В программе устанавливают точки останова (контрольные точки). Точки останова – это строки в программе, где прерывается выполнение программы. Имея прерываемую таким способом программу, легко проверять значения переменных, перемещаться строка за строкой по коду программы, делать небольшие изменения в коде или продолжить работу программы.

-       Выполняют программу в пошаговом режиме для проверки каждой строки кода программы в порядке ее выполнения.

-       Наблюдают за значениями переменных. Для этого устанавливают контрольную точку на той строке программы, которая содержит проверяемую переменную.

-       Создаются специальные процедуры-обработчики ошибок, которые вызываются в случае возникновения ошибок при выполнении программы.

Кроме того, после отладки программы необходимо провести анализ полученных результатов. На этом этапе сравниваются результаты работы программы, например, с результатами наблюдений или с результатами, рассчитанными вручную, или с результатами, полученными экспериментальным путем и т.д. Если результаты отличаются, то, возможно, придется изменить алгоритм или саму модель. Иногда такой этап называют «опытной эксплуатацией».

После того, как анализ полученных результатов показал, что программа удовлетворяет всем требованиям заказчика, программа передается заказчику в эксплуатацию.

Следующий этап – сопровождение программы – предполагает устранение некоторых недостатков программы, замеченных  в процессе эксплуатации программы, консультации и при необходимости обучение заказчика работе с программой.

 

Контрольные вопросы

 

1.     Какие языки относятся к языкам высокого уровня?

2.     Чем отличается интерпретация от компиляции?

3.     Дайте определение объекта, свойства, класса объектов.

4.     Что такое метод обработки объекта?

5.     Что такое событийное программирование?

6.     Как представляется в памяти компьютера числовая, текстовая информация?

7.     Что такое программа?

8.     Какие два этапа включает в себя создание программы на VB?

9.     Перечислите типы переменных, используемые в Visual Basic?

10. Что такое пользовательский тип?

11. Для чего объявляют переменные?

12. Как работает оператор присваивания?

13. Назовите правила записи арифметических выражений.

14. Как записываются простые и сложные логические выражения?

15. Сформулируйте правила записи оператора IF.

16. Что такое вложенный оператор IF?

17. Какие операторы используются для программирования циклических процессов?

18. В чем различие модулей - процедур и модулей - функций?

19. Что такое массив? Как описываются массивы?

20. Что значит отладить программу?


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема 2.2. Программирование 1

Тема 2.2. Программирование 1

Высокоуровневые языки программирования в отличие от языков машинных команд предназначены для написания программ с помощью привычных человеку терминов и оперируют с командами, напоминающими естественный язык

Высокоуровневые языки программирования в отличие от языков машинных команд предназначены для написания программ с помощью привычных человеку терминов и оперируют с командами, напоминающими естественный язык

Различают два подхода при переводе программы с языка высокого уровня на машинный язык: это интерпретация и компиляция

Различают два подхода при переводе программы с языка высокого уровня на машинный язык: это интерпретация и компиляция

Чтобы понимать, как работает любая

Чтобы понимать, как работает любая

Следовательно, при представлении чисел с плавающей точкой необходимо в разрядную сетку записать мантиссу m и порядок p со своими знаками

Следовательно, при представлении чисел с плавающей точкой необходимо в разрядную сетку записать мантиссу m и порядок p со своими знаками

Программа – это упорядоченная последовательность команд для

Программа – это упорядоченная последовательность команд для

Любое искажение ключевого слова приводит к ошибке в программе!

Любое искажение ключевого слова приводит к ошибке в программе!

Объекты могут объединяться в класс (группы, наборы) – совокупность объектов с общими методами обработки или свойствами

Объекты могут объединяться в класс (группы, наборы) – совокупность объектов с общими методами обработки или свойствами

При появлении приложений, объединенных в пакет

При появлении приложений, объединенных в пакет

Этап программирования в исходном коде

Этап программирования в исходном коде

То есть методы – это команды, с помощью которых выполняются некоторые преобразования объектов

То есть методы – это команды, с помощью которых выполняются некоторые преобразования объектов

Все данные можно разделить на константы и переменные

Все данные можно разделить на константы и переменные

Десятичное число14Целое 29 знаков

Десятичное число14Целое 29 знаков

Значения любого из перечисленных типов

Значения любого из перечисленных типов

Структура данных, состоящая из определенного числа разнотипных компонент (полей), называется записью

Структура данных, состоящая из определенного числа разнотипных компонент (полей), называется записью

Описание переменных Объявление переменных можно осуществлять на двух уровнях – на уровне процедуры (т

Описание переменных Объявление переменных можно осуществлять на двух уровнях – на уровне процедуры (т

Private DIM y1, y2 AS integer

Private DIM y1, y2 AS integer

Именованные константы должны быть описаны в программе в разделе описания

Именованные константы должны быть описаны в программе в разделе описания

Знак «=» здесь читается «присвоить» (не путайте со знаком «равно»)

Знак «=» здесь читается «присвоить» (не путайте со знаком «равно»)

X \ Y где X – делимое целого типа,

X \ Y где X – делимое целого типа,

LOG ( X ) Натуральный логарифм, где

LOG ( X ) Натуральный логарифм, где

IF < условие > THEN < оператор 1 > [

IF < условие > THEN < оператор 1 > [

Операция отношения Знак отношения

Операция отношения Знак отношения

Наиболее часто используются следующие логические операции (по убыванию приоритетов):

Наиболее часто используются следующие логические операции (по убыванию приоритетов):

XOR y ложь (FALSE) ложь (FALSE) истина (TRUE) истина (

XOR y ложь (FALSE) ложь (FALSE) истина (TRUE) истина (

Оператор IF может использоваться для создания так называемых многоуровневых проверок: когда одна из ветвей разветвления в свою очередь также имеет разветвление

Оператор IF может использоваться для создания так называемых многоуровневых проверок: когда одна из ветвей разветвления в свою очередь также имеет разветвление

Переключатели Оператор IF позволяет реализовать выбор между двумя вариантами дальнейших действий

Переключатели Оператор IF позволяет реализовать выбор между двумя вариантами дальнейших действий

CASE EL S E или выполняется оператор, следующий за оператором

CASE EL S E или выполняется оператор, следующий за оператором

END SELECT 1.1.1. Программирование циклических процессов 1

END SELECT 1.1.1. Программирование циклических процессов 1

Операторы циклов с предусловием 1

Операторы циклов с предусловием 1

Тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условия истинно

Тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условия истинно

Двумерные массивы – массивы, в которых данные условно организованы в виде таблицы (матрицы), где положение каждого элемента определяется номером строки и номером столбца

Двумерные массивы – массивы, в которых данные условно организованы в виде таблицы (матрицы), где положение каждого элемента определяется номером строки и номером столбца

DIM a(15) AS INTEGER описывает массив a(1), a(2),…,a(15)

DIM a(15) AS INTEGER описывает массив a(1), a(2),…,a(15)

Событие – вид обрабатываемого события

Событие – вид обрабатываемого события

Функция отличается от предыдущего типа процедур тем, что обязательно возвращает одно результирующее значение, которое присваивается имени функции

Функция отличается от предыдущего типа процедур тем, что обязательно возвращает одно результирующее значение, которое присваивается имени функции

Отладка программ Для того чтобы задача была решена с помощью

Отладка программ Для того чтобы задача была решена с помощью

Так, например, возможность простого обнаружения необъявленных переменных позволяет устранить большое число ошибок

Так, например, возможность простого обнаружения необъявленных переменных позволяет устранить большое число ошибок

Контрольные вопросы 1.

Контрольные вопросы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017