Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)
Оценка 4.7

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
чтение
3 кл
04.05.2017
Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)
Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате») Цели: • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)
Тема Что такое Родина.doc
Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате») Цели:  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  самостоятельно  прогнозировать  содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).  Этапы урока Ι . Актуализация знаний. Ход урока 1  2  1.  Проверка домашнего задания. Чтение наизусть. Выставка рисунков. 2.   Чтение   учителем   фрагмента   из   книги   К.   Паустовского   «Мещёрская сторона». «Что   можно   увидеть   в   Мещёрском   крае?..   лесные   озёра   с   тёмной   водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды. Что можно услышать в Мещёрском крае?.. Крики перепелов и ястребов, свист иволги,   суетливый   стук   дятлов,   вой   волков,   шорох   дождей   в   рыжей   хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа…» Выставка   детских   рисунков   «Мой   уголок   Земли»   и   маленькие   рассказы­ комментарии по содержанию иллюстрации. Формирование УУД, ТОУУ Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы  в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. 1 © ООО «Баласс», 2014 II. Развитие  умений. 2  4  2  3  2  1  4  1. Работа с фрагментом «Дубёнка» из книги В. Бахревского, Г. Цыферова «Ты, Россия моя». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название книги. Мы полностью будем её читать? Как называется отрывок? –  Что   такое   Дубёнка?   Рассмотрите   иллюстрацию.   Что   она   вам   подсказала? (Дубёнка   –   это   река.)   Интересное   название   у   реки.   Сравните:   дуб,   дубрава, Дубёнка. А на рисунке нет дубов, а есть ива. –  Чем   привлекает   Дубёнка?   Почему   авторы   о   ней   рассказали?   Что   можете предположить? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух комбинированное и про себя), диалог с автором, комментированное чтение. Из книги Владислав Бахревский, Геннадий Цыферов «ТЫ, РОССИЯ МОЯ» ДУБЁНКА Я живу в Орехово­Зуеве. (Это город в Московской области.) Все наши ребята плавать учатся на Дубёнке. Потом они вырастают и купаются на Клязьме, на Исаакиевском   озере,   уезжают   к   морям.   Некоторые   мои   друзья   пересекали экватор, были в Бразилии, Сингапуре. Но все они возвращались на Дубёнку.  (Почему, как вы думаете? Что можете предположить?) Она у нас за городом, в сосновом лесу и в болотистых лугах, там, где много Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий  на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. 2 © ООО «Баласс», 2014 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать  и понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. мать­и­мачехи, кашек и бархатных палочек камыша. (Представили?) Возвращаясь   от   синего   Иссык­Куля  (это   озеро   в   Киргизии,   в   горах,   очень красивое),  от янтарного Белого моря, от спокойных сибирских рек, я всегда прихожу на Дубёнку, крошечную речку, которую кое­где можно перешагнуть. (Почему? Есть ли «между строк» ответ на этот вопрос? (Несмотря на красоту других рек и морей, хочется возвращаться на речку своего детства…) * * * Лежал я однажды на берегу, не думал ни о чём. Вечер был спокойный. Тишина была. Вдруг плеснуло! Будто рыба метровая хвостом по воде ударила. Удивился я: откуда ей взяться здесь? (Значит, рыбы крупной в Дубёнке нет.) Смотрю,  скачет   лягушка.   Прыжки   саженные,  (Это   какие?  –   Очень   большие! Сажень   –   русская   мера   длины,   равная   2   м   13   см)  сама   чумовая  (значит, одуревшая),  хлопнулась   в   траву   –   и   ни   звука.  (Что   это   с   лягушкой   такое? Вопрос риторический, ответа не требует.) Посмотрел я на воду и всё понял. Плывёт у самого берега уж.  (То есть лягушка… закончите мысль. Испугалась ужа.) Осторожно плывёт, одна голова наружу. Кувшинка на чёрной ножке. (Какое удивительное сравнение: головка ужа торчит из воды, как кувшинка на чёрной ножке. Представили?) Вот и всё происшествие. Они на Дубёнке редко бывают. Плеснёт где­то – и опять тишина. * * * Здесь была речка. Но речка давно убежала. А берега остались. По берегам – лес. На правом – еловый, тёмный, на левом – берёзовый. Там,   где   шумела   вода,   –   травы.   У   берегов   душные   кашки,   колокольчики. Посередине, на самой глубине, – осока. (Представили эту картину?) Я ещё издали слышал, как сухо шелестит она на ветру. Потом стало тихо. Я 3 © ООО «Баласс», 2014 раздвинул ольховые ветки и увидел... спящий ветер.  (О чём хотите спросить авторов? (Как это можно увидеть спящий ветер?) Есть ли свои ответы у вас?) Полегла осока волнами, ужиными струями, и была она мягкая, как перина, и ни одна травинка не шелохнулась на заросшем русле. Ветер спал. (Вот так отвечает текст: осока полегла волнами – это от ветра; но ни одна травинка не шевелилась: ветер спал…) * * * Есть на Дубёнке место. С обоих берегов наклонились над водой ольховые кусты. Там,   где   тень   погуще,   почти   у   самого   берега,   возле   паукастых   корневищ, кружится водяная лунка. (Как вы себе представляете «паукастые корневища» – т.е.   корни   деревьев   –   они   какие?)  Она   беззвучная,   гладкая,   без   единой морщинки. Может быть, потому, что кружится слишком давно. Здесь луга, и пахнет горькими стебельками одуванчиков. Я пришёл сюда полежать на траве. Но   место   оказалось   занятым.  Под   ольховым   кустом   лежал   мальчишка   и,   не отрываясь, смотрел на воду. (Интересно, что он увидел? Или хочет увидеть?) – Что там? – спросил я. – Старая щука. – Где? – Здесь, – мальчишка показал на лунку. – У неё брюхо к земле приросло. Очень старая. (А говорили, большой рыбе неоткуда взяться в Дубёнке…) – Не вижу, – сказал я. – Тут она. Пасть разинула и стоит. Как верша (это плетёная рыболовная снасть в виде воронки). Что попадёт, то её. Мы долго лежали в траве и смотрели на воду. – Я один раз видел её, – сказал мальчишка. – Погода была ясная, и я видел.  Мы опять лежали, смотрели и молчали. Мы думали о разном, и о щуке тоже.  4 © ООО «Баласс», 2014 Каждому из нас хотелось побыть в одиночестве. Про всё такое лучше думать в одиночестве. (Про что – «про всё такое»?) Мальчишка несколько раз скосил на меня сердитые глаза, (Почему сердится? – Хочет побыть один.) но я упрямый. (Значит… не хочу уходить, мне здесь тоже нравится, любимое место!) Тогда он поднялся и, не прощаясь, ушёл в лес. Я выждал, пока смолкнут кусты, разделся и  полез  в воду.  (Оказывается, вот  ещё  почему:  хотелось  здесь искупаться  в одиночестве.) Вода тёплая, вечерняя. Здесь было неглубоко. Едва доходило по грудь. Нырнул. Дно   было   песчаное,   чистое.   Я   перевернулся   на   спину   и   увидел   над   собой пролитое на воду солнце. Оно собиралось со всех сторон в лунке, и лунка сияла, как   лампочка.   (А   теперь   можем   ответить   на   вопрос,   почему   герой   всегда возвращался на Дубёнку, в родные места?) Потом я перенёс одежду на другой берег. Лежал в траве, смотрел на закат и думал   о   том,   какой   я   простофиля.   Поверил   в   щуку,   у   которой   брюхо   от старости приросло к земле. (Значит, мальчик нафантазировал?) * * * В воздухе мечутся серебряные рыбы – ива роняет листья. (Представили? Листья ивы серебряного цвета; осенью они опадают и похожи на серебряных рыб!) Дубовые   листья   падают   тяжело,   переворачиваясь   с   боку   на   бок,   как подстреленные птицы. (Представили?) А черёмуха давно сгорела. Голая, чёрная, скрюченная. («Сгорела» от первого мороза, все листья опали…) Мир нашей Дубёнки так же велик, как любой другой мир. Здесь свои радости, трагедии, своя жизнь.  (Какая? – Лягушка, уж, похожий на кувшинку; старая щука, гладкая кружащаяся лунка воды, спящий ветер…)  Надо только почаще * * * 5 © ООО «Баласс», 2014 останавливаться и слушать шёпот листьев или рассматривать траву под ногами, и он откроется, этот мир, примет вас, одарит своим богатством. (Так же думает и пишет о родной земле… К.Г. Паустовский). 2. Выявление первичного восприятия. – Вы заметили что­то общее у героев рассказов «Бескорыстие» и «Дубёнка»? – Почему им всегда хочется возвращаться: одному в Мещёрский край, другому – на берега Дубёнки? 3. Выборочное чтение. –  Прочитайте   строчки,   которые   больше   всего   тронули   вас,   оставили   след   в душе. 4. Обобщающая беседа. а) – О чём авторы просят нас задуматься? (О том, что надо учиться любви к Родине, которая делает человека духовно богаче и лучше.) б) – О малой или большой Родине пишут авторы? в) – Почему они решили рассказать о малоизвестной реке? г) – Какими чувствами проникнуто это произведение? 2. Чтение стихотворения Б. Окуджавы «Песенка об Арбате». 1. Работа с текстом до чтения. – Кто автор стихотворения? Что вы знаете о Б. Окуджаве? –  Как  называется  стихотворение? Что  такое  Арбат? (Старая  улица  Москвы, любимое место Б. Окуджавы, где прошло его детство.) Интересно, почему эта улица дорога поэту? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (про себя). 2. Беседа после чтения. – Чем Арбат напоминает реку? – Что такое призвание? (Дело жизни, то, для чего предназначен человек.) 6 © ООО «Баласс», 2014 –  Как понимаете строчку: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия…»? Как сказать по­другому? (Ты моя вера.) – Надо ли излечиваться от любви к родному месту? – Почему автор пишет: «никогда до конца не пройти тебя»? (Никогда Арбат не надоест, изменяется человек и другими глазами смотрит, и открывает заново знакомую улицу, возвращается туда вновь.) 3. Выразительное чтение. 4. Прослушивание песни в грамзаписи. – Арбат – это малая родина Б. Окуджавы. Заключительная беседа. –  Что объединяет рассказ К. Паустовского, произведение В. Бахревского и Г. Цыферова, стихотворение Б. Окуджавы? –  Киргизский   поэт   Барктабас   Абакилов   написал   стихотворение   «Вошло   с детства».   В   чём   оно   перекликается   с   прочитанными   произведениями?   Что объединяет людей разных стран, национальностей? Вошло с детства В родных местах сладка и лебеда, Вкуснее хлеб, сильнее светит солнце. И холодна прозрачная вода в палящий зной На дне степных колодцев. Наверно, с детства в нас вошло – Ведь родину себе не выбирают. И мы живём, неся в душе тепло И негасимый свет родного края. И нам всегда отрадно сознавать, Что есть ещё тот старый дом на свете, 7 © ООО «Баласс», 2014 Где доживают век отец и мать, Которые и встретят, и приветят, Что где­то есть заветное окно, Светящееся в заверти метели, И есть земля, которой суждено Навеки нам остаться колыбелью. –  Почему в родных местах всё кажется лучше? Какие строчки из «Дубёнки» созвучны строчкам стихотворения? –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке?  Домашнее IV. задание. 1. Пересказать две части «Дубёнки» близко к тексту или выучить стихотворение Б. Окуджавы. 2. Подобрать 2–3 пословицы о Родине. 8 © ООО «Баласс», 2014

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Тема: Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017