Тема: «Гуси-лебеди». Русская народная сказка. Цели: 1.способствовать расширению знаний у детей о волшебных сказках, о волшебных существах, о волшебных предметах; 2.содействовать формированию у детей навыков работы с текстом; 3.создавать условия для формирования у детей нравственных качеств: доброта, вежливость. Цель урока достигнута.Тема: «Гуси-лебеди». Русская народная сказка.
ЛЧ 3.doc
Тема: «Гусилебеди». Русская народная сказка.
Цели: 1.способствовать расширению знаний у детей о волшебных сказках, о волшебных
существах, о волшебных предметах;
2.содействовать формированию у детей навыков работы с текстом;
3.создавать условия для формирования у детей нравственных качеств: доброта, вежливость.
План урока.
1. Вступительная беседа и сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказками. С какими сказками мы познакомились на
прошлых уроках?
2. Викторина.
Назовите, из какой сказки этот зачин.
Слушайте: «Жилбыл старик, у него были кот да петух».
Узнай, из какой сказки отрывок инсценируют дети.
Из какой сказки выражение: «Как аукнулось, так и откликнулось».
Кто автор этих сказок?
Какие это сказки?
3. Рассказ о волшебных сказках.
В волшебных сказках говорится о чудесном мире, где есть волшебные предметы, которые помогают
героям, попавшим в беду, о «сказочном мире», где есть добрые и злые волшебные существа, а
волшебные предметы помогают героям, попавшим в беду.
Героиня сказки, с которой мы сейчас познакомимся, тоже оказалась в беде. Как это произошло,
почему и кто ей помог, выручил её из беды, обо всем этом вы узнаете, прослушав сказку.
4. Знакомство с содержанием сказки (чтение учителем).
5. Проверка первичного восприятия.
Понравилась вам сказка?
Какая беда случилась с братцем?
Кто выручил его из беды?
Кто помог девочке?
6. Словарная работа.
Кликала – громко кричала
Причитывала – плакала, приговаривая
Шкодить – озорничать, вредить чемто
Жилиная – страшная, старая, вся в жилах
Устьице – отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун (хоровое чтение по
слогам)
7. Чтение сказки по частям, работа над содержанием.
ЧАСТЬ 1.
Почему случилась беда: гусилебеди унесли братца?
Могло ли это не случиться?
Старшие в сказках часто запрещают младшим чтото делать, чтобы с ними не случилось чеголибо
плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте народные слова и
выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (выборочное чтение).
С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке. Читая сказку дальше, мы
понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться,
почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом. Сейчас послушаем следующий
эпизод, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите в тексте выражения, указывающие
место, где происходит действие, куда полетели гусилебеди.
ЧАСТЬ 2.
Где происходит действие? (в чистом поле)
«Чистое поле» это сказочное место действия, где героям встречаются добрые волшебные существа
и волшебные предметы. Куда полетели гусилебеди? (в темный лес)
«Темный лес» это тоже сказочное место, но только для злых волшебных существ. Как их называют
в этой сказке?
Что же это за птицы такие странные гусилебеди? Посмотрите на красочные изображения гуся и
лебедя и попытайтесь соединить их и представить, как могли бы выглядеть волшебные гусилебеди.
Нравятся ли вам эти птицы? Кто приказывал им творить зло?
Эти злые силы вредят людям. Только ли гусилебеди и БабаЯга виноваты в том, что произошло с
братцем и девочкой, как же девочке удалось спасти братца и почему это произошло не сразу. На эти
вопросы мы и попробуем ответить.
ЧАСТЬ 3.
Что повстречалось девочке в начале пути?
Почему печка не помогла девочке?
Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?
Что повстречалось девочке после печки?
Почему яблонь не помогла девочке?
Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?
Что повстречалось девочке после яблони?
Почему речка не помогла девочке?
Каким тоном разговаривала девочка с речкою?
Какие из волшебных предметов подходят к этим эпизодам по настроению? (демонстрация картин)
Сколько волшебных предметов в этой сказке?
В сказках часто встречается число три. И в этой сказке три волшебных предмета. Девочка
неласково, пренебрежительно отвечала на просьбы волшебных предметов, обидела, огорчила их, какие
они стали грустные.
Как бы вы попросили печку, яблоньку и речку?
Вот поэтому впереди её ждали серьёзные испытания, и от неё самой зависело, выдержит ли она эти
испытания, изменит ли отношение к окружающим, сумеет ли спасти братца.
ЧАСТЬ 4.
Кого повстречала девочка?
Почему еж помог девочке?
Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет
разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.
Где нашла девочка своего братца? Страшно ли было девочке?
Почему девочка пересилила свой страх?
Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни
стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И
волшебные предметы тоже меня свое отношение к девочке., они становятся другие.
ЧАСТЬ 5.
Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?
Как она обращалась к ним?
Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не
просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня
одержала над собой. Волшебные предметы улыбаются нам с этих рисунков.
8. Актуализация знаний.
Что же девочка испытала и поняла?
О чем же эта сказка?
Когда все откликаются на беду?
Приведите примеры из жизни.
Мы сказали, что эта сказка «волшебная». Назовите волшебные предметы, злые волшебные существа,
где скрываются эти злые волшебные существа. C.5862
9. Итог урока. Домашнее задание.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не
ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила
братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда —
нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с
матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-
лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее
братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали,
маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся...
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в
кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся...
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего
— надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном
окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет
серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под
печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит,
зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка...
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-
спрашивает:
яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят
навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями,
прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-
лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца
из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к
бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Тема: «Гуси-лебеди». Русская народная сказка.
Тема: «Гуси-лебеди». Русская народная сказка.
Тема: «Гуси-лебеди». Русская народная сказка.
Тема: «Гуси-лебеди». Русская народная сказка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.