Тема: Историко-географические регионы мира. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на уроках географии.
Тема: Историко-географические регионы мира. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на уроках географии.
Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
география
11 кл
06.03.2019
Тема: Историко-географические регионы мира. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.
Цель:
• Учить учащихся классифицировать различные географические объекты и выделять для их классификации основные критерии.
• Формирование знаний и понятий о политической географии, геополитике и историко-географических регионах.
• Создать условия для комплексного применения знаний в процессе изучения нового материала.
Документ Microsoft Office Word (9).docx
11 класс
Социально – экономическая география мира.
Урок 1.Тема: Историко-географические регионы мира. Понятие о
географическом регионе. Основные варианты регионального деления
мира.
Цель:
Учить учащихся классифицировать различные географические объекты
и выделять для их классификации основные критерии.
Формирование знаний и понятий о политической географии,
геополитике и историко-географических регионах.
Создать условия для комплексного применения знаний в процессе
изучения нового материала.
Тип урока: изучение нового материала, вступительный.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, политический глобус,
географические справочники.
Ход урока
II
I Организационный момент: что необходимо для изучения географии в
11 классе? –Знакомство с учебником и дополнительными источниками
информации. –Как составлять «Визитные карточки стран и регионов»?
Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1.Что такое « экономическая география»? (это направление,
которое исследует территориальную организацию производства,
пространственные процессы и формы организации жизнедеятельности
людей).
2.Что такое «социальная география»? (это направление, которое
исследует закономерности территориальной организации социальной
сферы, пространственные процессы и формы организации людей и
общественного производства с точки зрения человека – условий труда,
быта, отдыха, развитие личности и т.д.
3.Что изучает «Экономическая и социальная география мира»?
(изучает территориальное разделение труда, региональную политику,
территориальную организацию производства, геополитику и
геостратегию стран и регионов).
4.Продолжить предложение: «политическая география» - это…
(ветвь экономической и социальной географии , которая изучает
пространственную организацию политической жизни ощества и
территориальное объединение политических сил…)
5.»Политология» - это наука о политике, о закономерностях
возникновения политических явлений (институтов, отношений,
процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о
методах управления политическими процессами, о политическом
сознании, культуре и т.д.
6.Что такое «регион»? (лат. regio — «страна», «область») —
определённая территория, обладающая
целостностью и взаимосвязью её составных элементов).
7. Определить по опорным словам раздел географии, который начинаем
изучать, частично тему урока
1. Обширные
территории
Подобрать синонимы
:(регионы)
- Прилагательное + существительное (Региональная география)
: (материки, страны)
- географические регионы
2. Континенты, их
части
3. Индивидуальность. :(особенность)
4. Деление: (по
признакам).
8. Как же можно поделить земной шар на :.. (регионы), используйте
знания ранее изученных тем: "Освоение человеком планеты Земля",
"Население", "Политическая карта"
:. (Старый Свет- Новый Свет)
:. (Ойкумена-Неойкумена)
:.(Компактное проживание этнически родственных народов)
:.(Исповедующих одну религию)
:.(Территориальное единство) : Как бы назвали регионы (Географические
регионы)
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Между государствами и территориями мира наблюдаются природные,
хозяйственные, этнические и другие различия. К тому же, трудно охватить
всю полноту и многогранность общественной и хозяйственной жизни планеты
одним взглядом. Поэтому для изучения экономической и социальной
географии мира выделяют более-менее однородные Историко-
географические регионы .
IV.Изучение нового материала- рассказ учителя:
Крупнейшими регионами являются части мира. В пределах частей света
выделяют меньшие регионы, которые имеют определенную географическую
единство и общность исторической судьбы. Так, в Европе традиционно
выделяют Западную, Центральную и Восточную Европу, а иногда еще
Северную и Средиземноморскую. Страны Западной Европы за послевоенные
годы сформировались в постоянную политическое единство. Центральная
Европа сейчас - группа стран постсоциалистической переходной экономики,
которая охватывает бывшие социалистические страны Европы и молодые
независимые государства, были республиками в составе СССР (Эстония,
Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова). Восточная Европа - это
европейская часть России.
Азию подразделяют на Северную (Сибирь и Дальний Восток), Восточную, Юго-
Восточную, Южную, Юго-Западную (или Ближний и Средний Восток) и
Центральную Азию. Территории Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии
давно сложились, и каждая охватывает страны, тяготеющие к
соответствующим географическим регионам Азии. К Северной Азии относится
азиатская часть России. К Восточной Азии входят территории стран Японии,
КНДР, Республики Корея, Китая, Монголии, хотя с точки зрения физической
географии и истории Монголия и Западный Китай - это Центральная Азия.
Сейчас в Центральной Азии входят также Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан,
Таджикистан и Туркменистан.
В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку, в
которую входят страны материка Южная Америка, Центральная Америка и
Вест-Индии.
Африка - это страны материка Африка. К Австралии и Океании входят
материк Австралия и все островные государства и территории Тихого океана.
Историко-географические регионы мира имеют разный уровень внутреннего
единства. Если Западная Европа объединяет довольно однородные страны в
политическом и в хозяйственных отношениях, то, например, Юго-Западная
Азия - на сегодня все еще поле политического противостояния. Африка же из-
за огромных различия куль-турной, политической, экономической развития
представляет собой конгломерат из эко-ми чес мало связанных между собой
стран. Страны бассейна и Ла-Платской низменности :
(Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай,
Суринам, Уругвай)
Назвать столицы.
Уровень внутреннего единства регионов чрезвычайно зависит и от природных
особенностей (наличие равнин, комфортность климатических условий,
транспортная до-ность и т.д.), и от общности исторической судьбы, но
главным является уровень сформированности региональных рынков,
активный обмен товарами и ресурсами, рабочей силой , разнообразными
услугами, возникающие в процессе географического разделения труда.
V.Работа с атласом и настенной картой (ПКМ)
Заполнить пропуски (запись на доске):
:. (Географические регионы) - : (Северная) Европа - Норвегия, : продолжить:
(Швеция, Финляндия, Дания, Исландия)
Южная Европа - :.. (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта,
Португалия, Сан-Марино)
Какие географические регионы можно отметить в Латинской Америке?
(Вспомнить физическую карту Южной Америки-особенности рельефа)
Андские страны:. (Боливия,
Венесуэла, Колумбия, Перу,
Чили, Эквадор)
Назвать столицы
(Показать страны на карте, показывают учащиеся или учитель показывает -
учащиеся называют)
IV. До конца 80-х годов изучались общественно (социально)-экономические
регионы,
:. (Капиталистические страны)
:. (Социалистические страны)
:. (Развивающиеся страны).
Каков подход для такого деления? : (классовый)
V. А сейчас основа для деления?
Решение каких интересов лежит в основе деления? :. (общечеловеческих)
ВЫВОД: Основа для изучения мира - историко-географические регионы.
Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов
вы можете предложить. (Исторические, культурные, природные,
экономические:)
Работа с учебником. Найти ответ на вопрос: Отчего зависит степень
внутреннего единства историко-географических регионов
VI. Некоторые историко-географические регионы мира:
Применить знания темы "Политическая карта мира"
Работа с атласом. Найти и назвать.
На каждом столе лист с вопросами.
Работа может быть организована фронтально со всем классом, а может
быть дана для самостоятельной работы с последующей проверкой.
1.Какие страны относятся к Скандинавскому региону?
2.Какие страны Африки традиционно относятся к странам Ближнего Востока?
3.Обозначьте страны Азии относящиеся к Ближневосточному Региону
Каир, Афганистан, Ирак, Индия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Оман,
Судан, Алжир.
4.Назвать европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан,
Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия.
5.Назвать азиатские страны: Монголия, Кувейт, Чехия, Бразилия, Иран,
Египет, Индонезия, Югославия, Япония, Афганистан.
6.Назвать страны Северной и Южной Америки: Мексика, Швеция, Венесуэла,
Канада, Алжир, Чили, Австрия, Аргентина, Ирак, Перу.
7.Указать страны Центральной Америки и Вест-Индии: 1) Гондурас; 2)
Мексика; 3) Белиз; 4) Гаити; 5) Венесуэла; 6) Панама; 7) Куба; 8) Эквадор; 9)
Суринам. 8.Указать страны Северной Африки: 1) Чад4 2) Нигер; 3) Мали; 4) Эфиопия: 5)
Танзания; 6) Тунис; 7) Ангола; 8) Морокко.
9.Указать в списке городов столицы Андских стран: 1) Манагуа; 2) Каракас; 3)
Асуньон; 4) Сантьяго; 5) Буэнос-Айрес; 6) Сант-Паулу; 7) Лима; 8) Кито; 9)
Кингстон.
VII. Подведение итогов урока: Назовите историко-географические регионы
мира. (Целые континенты или их части), которые мы будем изучать в этом
разделе географии :
VIII. Домашнее задание.
Выучить по конспекту, подготовить экономический очерк (Эссе). С помощью
ключевых слов составить образную характеристику одного из регионов.
Тема: Историко-географические регионы мира. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на уроках географии.
Тема: Историко-географические регионы мира. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на уроках географии.
Тема: Историко-географические регионы мира. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на уроках географии.
Тема: Историко-географические регионы мира. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Обеспечение высокого качества образовательного процесса на уроках географии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.