Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Оценка 4.8

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
чтение
3 кл
02.05.2017
Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками») Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Тема Как рождается музыка.doc
Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).  Этапы урока Ι . Актуализация знаний. Ход урока 1  2  Проверка домашнего задания. 1. Обсуждение ключевых слов. 2. Заслушивание нескольких сочинений. (Как правило, дети хотят в качестве подарка что­нибудь «материальное» либо домашнего питомца. Можно   послушать   3–4   сочинения,   а   затем   сказать   ребятам:   бывает   в жизни,   что   человек   получает   неожиданный,   удивительный   подарок, который оставляет в его душе след на всю жизнь. Что же это за подарок? Об этом поговорим немного позже.) 2  4  2  3  2  1  4  Формирование УУД, ТОУУ Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты © ООО «Баласс», 2014 1 II. Развитие  умений. 1. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 1. Работа с текстом до чтения. Предположения   детей   о   содержании   рассказа   по   фамилии   автора, заглавию,   иллюстрации.   Дети   формулируют   свои   вопросы   (обычно   они касаются названия рассказа). –  К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами.   У   него   была   мечта:   собрать   сборник   биографий   знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни. – Что вы знаете об Эдварде Григе? Слушал ли кто­нибудь из вас его музыку? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. Части 1, 4 читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором). Части 2, 3 читают дети (вслух). Константин Паустовский КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ 1 Композитор   Эдвард   Григ   проводил   осень   в   лесах   около   Бергена.  (Действие происходит в Норвегии, стране на севере Европы, где жил композитор Эдвард Григ.) Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши   горные   леса   около   моря.  (В.  Почему   особенно   хороши?  Что   можно предположить?) В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от   обилия   влаги   буйно  разрастается   мох.  Он   свешивается   с  веток   зелёными прядями до самой земли. 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2014 2 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать  и понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.   можете   предположить? Кроме того, в горных лесах живёт, как птица­пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. (О. А вот ответ автора на наш вопрос.) Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. (Маленькая девочка, одна, в лесу… Правда, она дочь лесника, значит… дети завершают мысль. А для чего девочка   собирает   шишки,  Ответы   детей принимаются, но не комментируются.) Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. (Какую картину вы увидели? – Осень в горном лесу, очень­очень много листьев цвета золота и меди – то есть разных оттенков жёлтого и красного…)  К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста. – Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ. –  Дагни   Педерсен,   –   вполголоса   ответила   девочка.  (В.О.  Почему   именно вполголоса? Дети обычно предполагают, что от испуга, от неожиданности. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.  П.  Вот почему на самом деле, вот ответ, который даёт текст.) – Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. –  У   меня   есть   старая   мамина   кукла,   –   ответила   девочка.   –   Когда­то   она закрывала глаза. Вот так! © ООО «Баласс», 2014 3 Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва. –  А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.  (Значит, у Дагни есть старый дедушка, и ещё кукла – тоже старая, ещё мамина… А вы поняли, почему Григу захотелось сделать этой девочке подарок?) – Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. (В.О. Почему же не сейчас? Что можем предположить? Ответы детей принимаем, но не комментируем.) Дагни даже всплеснула руками. – Ой, как долго! – Понимаешь, мне нужно её ещё сделать. П. – А что это такое? В. – Узнаешь потом. – Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? Григ смутился. – Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых. (В.О. Вы догадались уже, какой подарок хочет сделать Григ? Версии детей принимаем, но не обсуждаем.) – Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка. «Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что   всегда   говорят   взрослые,   когда   попадают   в   неловкое   положение   перед © ООО «Баласс», 2014 4 детьми: – Ты ещё маленькая и многого не понимаешь, учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём­нибудь другом. Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал: – Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца? – Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдёте к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять её в руки. – Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни! Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки. «Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: “Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет”». (П. Вот какой подарок решил сделать девочке композитор к 18­летию. Значит, сейчас ей… лет 8, ведь он сказал «не сейчас, а лет через 10»). Вопрос после чтения части 1. – Как вы думаете, почему этот подарок Григ решил сделать именно Дагни? (Он много   о   ней   узнал   из   их   недолгого   разговора,   и   Дагни   ему   понравилась, композитор понял, что она сумеет понять его музыку, когда повзрослеет.) Части   2   и   3   читают   дети,   учитель   при   необходимости   может   давать © ООО «Баласс», 2014 5 эмоциональные комментарии. По ходу чтения необходима словарная работа:  сага  – здесь: поэтическое сказание; метроном – прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени;  И'бсен  –   знаменитый   норвежский   писатель,   автор   пьесы   «Пер Гюнт»,   музыку   к   ней   написал   Эдвард   Григ;  кринолины  –   широкие   юбки колоколом на обручах; викинги – древние скандинавские воины. Часть 4 читает учитель. 4 Дагни   часто   ходила   в   театр.   Это   было   увлекательное   занятие.   Но   после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели. (В.О. Какой вопрос здесь скрыт? Попробуйте предположить ответ.) Напуганная этим тётушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс сказал, что, наоборот, в театре надо верить всему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дагни верила. (П. Проверим себя: Дагни верила всему, что видела на сцене, значит, искренне переживала различные эмоции: сопереживала героям, радовалась вместе с ними и страдала…) Но всё же тётушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт. Нильс против этого не спорил. «Музыка, – сказал он, – это зеркало гения». Нильс любил выражаться возвышенно и туманно. <...> ...Был тёплый июнь. Стояли белые ночи.  (Вы знаете, что это? – Когда ночью почти так же светло, как и днём.) Концерты проходили в городском парке под открытым небом. Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. Она хотела надеть своё единственное белое платье. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть © ООО «Баласс», 2014 6 одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. В общем, длинная его речь по этому поводу сводилась к тому, что в белые ночи надо   быть   обязательно   в   чёрном   и,   наоборот,   в   тёмные   сверкать   белизной платья. Переспорить   Нильса   было   невозможно,   и   Дагни   надела   чёрное   платье   из шелковистого мягкого бархата. Платье это Магда принесла из костюмерной. Когда Дагни надела это платье, Магда согласилась, что Нильс, пожалуй, прав – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота, косы, как этот таинственный бархат. – Посмотри, Магда, – сказал вполголоса дядюшка Нильс, – Дагни так хороша, будто идёт на первое свидание! –  Вот именно! – ответила Магда. – Что­то я не видела около себя безумного красавца,   когда   ты   пришёл   на   первое   свидание   со   мной.   Ты   у   меня   просто болтун. И Магда поцеловала дядюшку Нильса в голову. Концерт начался после обычного вечернего выстрела из старой пушки в порту. Выстрел   означал   заход   солнца.  (Это   была   старинная   традиция   –   отмечать определённое время суток выстрелом из пушки.) Несмотря  на  вечер, ни  дирижёр, ни  оркестранты не включили   лампочек  над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту. Дагни   впервые   слушала   симфоническую   музыку.  (Симфоническая   музыка   – серьёзная   музыка,   которую   исполняет   симфонический   оркестр,   он   включает струнные, духовые и ударные инструменты.) Она произвела на неё странное действие. (В.О. Какое, как вы думаете?) Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны. (П. Ответ, который даёт текст: Дагни слушала музыку, а её воображение © ООО «Баласс», 2014 7 рисовало картины, похожие на сны.) Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя. –  Это ты меня звал, Нильс? – спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась. Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И   так   же   смотрела   на   неё,   прижав   ко   рту   платок,   тётушка   Магда.  (В.О. Догадались почему?) – Что случилось? – спросила Дагни. Магда схватила её за руку и прошептала: – Слушай! Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал: –  Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника   Хагерупа   Педерсена   Дагни   Педерсен   по   случаю   того,   что   ей исполнилось   восемнадцать   лет.  (П.  Вот   почему   дядюшка   Нильс   и   тётушка Магда так смотрели – они были потрясены: великий композитор Эдвард Григ посвятил   музыку   их   племяннице   Дагни!   Они   и   не   понимали,   как   это   могло произойти, и радовались, и восхищались!) Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слёзы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла   лицо   ладонями.   (Вы   понимаете,   что   переживает   Дагни,   что   она чувствует сейчас?) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она наконец услышала,   как   поёт   ранним   утром   пастуший   рожок   и   в   ответ   ему   сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр. Мелодия   росла,   подымалась,   бушевала,   как   ветер,   неслась   по   вершинам © ООО «Баласс», 2014 8 деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться. Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря! (Все эти звуки   она   тоже   услышала   в   музыке,   все   эти   картины   представила,   слушая музыку.) Стеклянные   корабли   пенили   воду.   Ветер   трубил   в   их   снастях.   Этот   звук незаметно   переходил   в   перезвон   лесных   колокольчиков,   в   свист   птиц, кувыркавшихся   в  воздухе,  в  ауканье   детей,  в  песню   о   девушке  –  в  её  окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.  (Видите, значит, композитор правильно почувствовал, что этой девочке можно   подарить   серьёзную   музыку:   когда   она   вырастет,   то   сумеет  увидеть, услышать, почувствовать всё то, что он в эту музыку вложил!) Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину   с   еловыми   шишками.   Это   был   Эдвард   Григ,   волшебник   и   великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать. Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет! Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась лёгкая рябь. Сквозь неё светили звёзды. Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не   могли   охладить   любви,   где   никто   не   отнимает   друг   у   друга   счастье,   где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы. В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!» Музыка   стихла.   Сначала   медленно,   потом   всё   разрастаясь,   загремели © ООО «Баласс», 2014 9 аплодисменты. Дагни  встала   и  быстро  пошла   к  выходу  из  парка.   Все  оглядывались   на   неё. Может быть, некоторым слушателям пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь. «Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слёз щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю...   –   ответила   бы   Дагни.  (В.О.  А   вы   поняли,   за   что   Дагни   благодарит композитора? Слушаем ответы детей, но не комментируем.) – За то, что вы не   забыли   меня.   За   вашу   щедрость.   За   то,   что   вы   открыли   передо   мной   то прекрасное, чем должен жить человек». (П. Вот ответ, который даёт текст.) Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не  попадаться ей  на  глаза,  шёл  Нильс,  посланный Магдой.  (В.О.  Посланный зачем? И почему старался не попадаться на глаза?) Он покачивался, как пьяный, и что­то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни. (Вы согласны, что это было чудо?) Сумрак   ночи   ещё   лежал   над   городом.   Но   в   окнах   слабой   позолотой   уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска. Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватившего всё её существо чувства красоты этого мира. – Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя... И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде. Нильс,   стоявший   поодаль,   услышал   её   смех   и   пошёл   домой.  Теперь   он   был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдёт даром. © ООО «Баласс», 2014 10 2. Выявление первичного восприятия. – Какое же чудо произошло в жизни Дагни? – Как вы поняли смысл последнего предложения? – Какое место в рассказе вам больше всего понравилось? 3. Прослушивание пьесы Э. Грига «Утро». Перед прослушиванием: –  Постарайтесь   услышать,   как   композитор   рисует   природу,   как   меняется музыка, какие звучат инструменты. После прослушивания: – Какая по характеру пьеса, которую мы прослушали? –  Почему   меняется   музыка?   (Нарастание   звучания   помогает   увидеть, представить восход солнца.) –  Найдите   во   2­й   части   строчки,   в   которых   выражено   главное   настроение мелодии,   сочинённой   для   Дагни.   («Я   видел   жизнь.   ...она   удивительна   и прекрасна».) –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ι V. Домашнее  задание. 1. Задание 1 в тетради, с. 51. Подготовить подробный пересказ 1­й и 2­й частей, для этого выписать ключевые слова, которые помогут дать описание: I вариант: осеннего леса; © ООО «Баласс», 2014 11 II вариант: зимнего города; III вариант: дома композитора. 2. Озаглавить части (задание 2, с. 51). © ООО «Баласс», 2014 12

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Тема: Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017