Тема: Понятие об окончании и основе слова.
Оценка 4.8

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
07.05.2017
Тема: Понятие об окончании и основе слова.
Тема: Понятие об окончании и основе слова. Цель: – усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.Введение в раздел. Определение основного вопроса урока. – Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название параграфа. Что в его названии вам знакомо? – Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.) Предположите, что скрывается за 2-й частью названия параграфа. (Тоже части слова.) – Сформулируйте основной вопрос урока. – Какие части слова ещё существуют?Тема: Понятие об окончании и основе слова.
РЯ Части слова 57-60 .doc
Тема: Понятие об окончании и основе слова. Цель:   – усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4  1. Введение в раздел. Определение основного вопроса урока. – Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название параграфа. Что в его названии вам знакомо? – Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.) Предположите, что скрывается за 2­й частью названия параграфа. (Тоже части слова.)  – Сформулируйте основной вопрос урока. – Какие части слова ещё существуют? Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 1 3 3 II. Открытие  нового знания. – Что нам необходимо повторить, узнать? – Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)   3 4 3 3 1. Работа на доске под руководством учителя. На слайде появляется заготовка предложения. Мам_ слушает дочк_. Задание. –  Допишите   слова   так,   чтобы   получилось   предложение.   Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково?  Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. – Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.) – Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова. Это одно и то же слово.) – А дочка и дочку? – Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая­ то их часть.) – Как называется эта изменяемая часть слова?  Ученики высказывают предположения. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. 2. Работа с правилом. –  Проверьте   свои   предположения,   прочитав   первую   часть   правила   в учебнике на с. 144. Вопрос после чтения. –  Как   вы   поняли,   что   такое   изменяемая   часть?   (То,   что   у   слова меняется.) –  Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.) Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова. – Какую же роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос. 3. Наблюдение по учебнику.  Упр. 175. – Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой   не   связаны.)   Что   надо   сделать,   чтобы   составить   из   этих   слов предложения? (Изменить окончания.) Ученики составляют первое предложение:  Звучит нежная мелодия вальса. – Прочитайте слова на второй строчке. –  Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.) – Составьте и запишите предложение. Она пробуждает в душе светлые чувства. – Почему же вы изменяли окончания слов? – Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.) 4. Сравните свой вывод  с определением в учебнике, прочитайте его IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  вторую часть. – Как вы поняли, что такое основа слова? –  Как думаете, почему эта часть получила такое название? (В основе заключён смысл, значение слова.) – Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях). – Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144. – Какие будут предположения? 1 3 5 1 3  1. Работа в учебнике. 1. Упр. 176 и упр. 177. Выполняются устно по «шагам» в задании. Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово. 2. Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках. Последний,   третий   вопрос   –   проблемный.   Сначала   учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики. Чтение вывода в рамке учебника на с. 145. – Какую новую информацию вы получили из учебника? – Что значит – нулевое окончание? – Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.) 3.  Упр. 178 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу. 4. Упр. 179. Комплексная работа с текстом. 1)   Чтение,   определение   темы,   главной   мысли.   Заглавие:   «Необычные Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к охотники».   Главная   мысль:   охотниками   автор   назвал   фотографов, которые делали снимки животных. обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. 2) Нахождение в тексте одного того же слова с разными окончаниями: Охотник и, охотник ов, охотник ам Зайчишк а, зайчишк и, с зайчишк ой. 3) Слова с орфограммами­буквами согласных в корне. Хрустнула (хруст), ветка (веточка), грустно (грустил), фотоаппарат. 4) Беседа о различии в оттенках значения слов­синонимов: бежать – быстро передвигаться; мчаться – очень быстро бежать; нестись – двигаться с очень большой скоростью. Дети устно составляют предложения со словами­синонимами. 5.  Упр.   180   –   развивается   умение   находить   нулевое   окончание   в словах. Коллективное чтение и называние пропущенных окончаний. Запись   по   вариантам:   I   вариант   –   1­я   строфа,   II   вариант   –   2­я строфа. Ученики   записывают   свой   фрагмент   текста   и   обозначают орфограммы. Взаимопроверка. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? VΙ . Итог урока. – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 4  4 Работа с сигнальными карточками: да–нет. – Ответьте кратко: да или нет (зелёная карточка – да, красная – нет): – Окончание – часть речи? (Нет.) – Окончание – изменяемая часть слова? (Да.) – Окончание входит в основу слова? (Нет.) – Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.) – У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.) – С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1) Выучить определения на с. 144, 145. Упр. 2, с. 162. 2) Задание № 1, тема 5 в рабочей тетради. Деятельность учеников: – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА Русский язык Урок 58 (52). Тема: Развитие умения находить в слове окончание Цель:    –  развитие   умений   изменять   слова,   находить   окончание   и   основу   в   словах   разных   частей   речи   (существительных, прилагательных, глаголах), графически их обозначать. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3 4  1. Словарный диктант. – Почему эти плоды получили такие названия? Запишите слово, а рядом, в скобках, ключевое слово, объясняющее название. Черника (чёрная), костяника (косточка), ежевика (ёж), земляника (около земли), малина (маленькая). – На что похожи ягоды черёмухи? Как слово может помочь запомнить его написание? (Чёрная муха – черёмуха.) Методическая рекомендация: обращаем внимание учителей, что это просто   мнемонический   приём   –   способ   запоминания,   а   никак   не объяснение этимологии слова! – Запишите слово черёмуха, подчеркните букву гласного, которую надо запомнить. – Запишите по памяти первое предложение из стихотворения С. Есенина «Черёмуха» (упр. 178). Это интересно: в польском языке есть слово прыгун. Как вы думаете, кто это такой? Это заяц. – Назовите однокоренные слова, запишите их. Заяц, заячья, заюшка, зайчонок, зайчатина. – Когда так говорят? Убить двух зайцев – выполнить одновременно два дела. Заячья душа – о трусливом, робком человеке. – Запишите пословицу со словом заяц.  Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Хорош заяц белый, а охотник – смелый. – Назовите окончания и основу в словах черёмуха, заяц: 2. Графический диктант. – Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки. 1. Изменяемая часть слова – это … 2. Часть слова без окончания – это … 3. Разделительный ъ пишется после… 4. В слове переходы ход­ является …, а ­ы – это … – Сравните свои ответы с правильными на доске (слайде). Учитель открывает запись: II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   1 3 3  –  На основе двух первых схем сформулируйте цель урока. (Научиться выделять окончание и основу в слове.) – Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться? – Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  1 3 5 1 3  1. Работа в учебнике. 1.  Упр.   181   –   развивается   умение   подбирать   нужные   окончания   в словах.   Задание   ученики   выполняют   самостоятельно.   Проверка коллективная. Упр.   182   –   развивается   умение   устанавливать   смысловую   и грамматическую   связь   в   предложениях   и   тексте.   Коллективный разбор, самостоятельная запись второго текста. а) Работа над текстом «Солнечные зайчики». –  Прочитайте   предложения.   Можно   ли   назвать   их   настоящими предложениями? (Нет. Нарушен порядок слов в предложениях, нет связи между словами.) –  Соберите   «рассыпанные»   предложения.   Получится   текст?   Почему? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, записаны по порядку, есть тема.) – Как вы думаете, почему солнечные блики люди назвали зайчиками? Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. б) Работа над текстом «Про озеро». – Прочитайте предложения. Что надо сделать, чтобы получился текст? (Установить   правильный   порядок   слов   в   предложениях,   вставить окончания.) –  Определите,   об   одном   или   о   нескольких   озёрах   идёт   речь,   и   в зависимости от этого выберите окончания. – Какое слово во втором предложении подскажет нам, о скольких озёрах идёт речь? (Слово с ним, значит, оно одно, озеро.) – Какой вариант выбираем в названии? (Про озеро.) – Какие окончания допишем? (Жило озеро.) – В каком предложении возможны варианты окончаний? (Во 2­м: жил и сердит ые медвед и и зубаст ые волк и / жил сердит ый медведь   и зубаст ый волк   .) – Вставьте в текст нужные окончания и запишите этот текст в тетрадях. – Выделите окончания. – Назовите, какие окончания вы выделили в словах­названиях действий и словах­названиях признаков. – Как доказать, что в словах это действительно будет окончание? (Нужно   изменить   слова   –  жило,   жила,   жили;   боялось,   боялась, боялись; сердитый, сердитого и т.д.) Про озеро В дремучем лесу жило озеро. Рядом   с   ним   жил(и)   сердитый(ые)   медведь(и)   и   зубастый(ые) волк(и).   Но   озеро   никого   не   боялось,   потому   что   было   большое   и глубокое. 2. – Прочитайте слова в рамке на с. 149. – Как называются эти слова? (Синонимы.) –  Какие   из   них   можно   употребить,   сказав   о   лесе   (все),   о   роще   (не подходят эти признаки). Упр. 183 выполняется по заданию. 3. Упражнение в разборе слов по составу. а)  Комментированный разбор слов в упр. 183. (Выделяем окончание, изменяя слово, затем отделяем основу от окончания.) Для   правильного   выделения   частей   внутри   основы   необходимо установить, от какого слова и с помощью чего образовано каждое слово. (От слова (основы) зуб­ с помощью суффиксов ­аст­, ­н­, ­к­.) Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. 4  4 –  Как найти в слове окончание? Ответ начните так: «Чтобы найти…» Выполните задание 3, тема 5 в рабочей тетради. Свой выбор правильного варианта объясните, опираясь на приведённый алгоритм. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 1, с. 162. 2. Задания № 2, 4, тема 5 в рабочей тетради. Деятельность учеников: – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Русский язык ОСНОВА СЛОВА И ОКОНЧАНИЕ Урок 59 (53). Тема: Как найти в слове основу Цель:   – развитие умений находить основу слова, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделять в основе части: приставку, корень, суффикс, графически их обозначать. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ι . Актуализация  знаний.  Ход урока – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   1. Письмо по памяти. Словарная работа. «Дидактический материал». Упр. 131. – Прочитайте. Почему мы улыбаемся, читая про «кискино горе»? – Какие окончания нужно дописать?  Дети вписывают их карандашом. – Назовите орфограмму, которая встречается в словах коридор, сосиска. (Непроверяемая буква безударного гласного в корне слова.) – Запишите словосочетания с этими словами. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. –  Прочитайте   про   себя,   расскажите   наизусть.   Запишите   по   памяти. Обозначьте орфограммы. Выборочная проверка учителем и самопроверка по учебнику. 2. Проверка домашнего задания. – Как найти окончание в слове? – Какие окончания вы выделили в словах шумят, поют, листьями (по материалам   домашнего   задания)?   Обоснуйте   своё   мнение.   (Изменим слова – шумит, поёт, листьев.) Методическая   рекомендация:  на   повышенном   уровне   (П)   можно обратиться не только к графическому, но и фонетическому членению слов на основу и окончание: по[й'/у]т, по[й'/о]т, по[й'/о]шь – звук [й'] во   всех   словах   сохраняется,   следовательно,   он   будет   в   основе,   к окончанию относится то, что изменяется, – ут, от, ошь. Аналогично можно проверить и два других слова. – Что такое нулевое окончание? – В каком слове из задания № 2 есть нулевое окончание? (Баян.) – Как вы его нашли? (Изменили слово: баяна, баяну.) – Какое слово подсказало вам выбор варианта в задании № 4 в рабочей тетради? (Связать.) – Что же связывает слова в предложении? (Окончание.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию.   1  3  3  – Рассмотрите схемы. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. – Покажите, где на схеме однокоренные слова? (Схемы по горизонтали.) Где одно и то же слово с разными окончаниями – разные формы слова? (Схемы по вертикали – 1­й столбик.) – Подберите слова к схемам с корнем рыб­. Рыба, рыбка, рыболов, рыбный, (нет) рыбы, рыбу. –  Выделите окончания. Какие основы будут у слов – одинаковые или разные? –  Сформулируйте   тему   урока   и   его   цель.   (Научиться   выделять   ос­ новы в словах, отличать основы однокоренных слов и форм слова.) –  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться? –  Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) Наблюдение,   сопоставление   роли   окончания,   приставки, 3  4 1. суффикса в слове. а) Упр. 184 и 185. Ученики отвечают на вопросы в задании. Окончание не меняет смысл слова, поэтому нам понятны слова, записанные во 2­м столбике (упр. 184).  С  помощью суффиксов  и  приставок образуются  новые  слова, поэтому в парах (упр. 185) записаны разные слова. Обобщающий   вопрос:   чем   отличаются   суффиксы   и   приставки   от окончаний? б) Работа над определением. Работа до чтения. –  Сколько абзацев в тексте? (Три.) О чём это говорит? (В тексте три мысли, три микротемы.) – Прочитайте 1­й абзац. Это новая для вас информация? (Нет.) – Прочитайте 2­й абзац. Какие части слова могут входить в основу? – Назовите слова, основа которых состоит из корня; из корня, приставки и суффикса. – На что похож значок основы? (На полку, на пол, на опору.) – Прочитайте 3­й абзац. Прокомментируйте наши слова, которые мы   подобрали   к   схемам   (рыба,   рыбка,   рыболов,   рыбный):   какое значение заключено в корне и основах этих слов? – Прочитайте вопрос после текста определения. Основа – 1. Опорная часть предмета. 2. Источник, главное, на чём строится что­нибудь,  что является сущностью чего­нибудь. – Таковы толкования слова основа в «Толковом словаре» С.И. Ожегова. Какое из них объясняет смысл названия основы слова? 2. Составление алгоритма действий для нахождения основы слова. а) – Прочитайте слова: Грибы, грибочки, грибники. – Выделите основу. Как вы будете действовать? Ученики предлагают варианты, как найти в слове основу, вместе с учителем выделяют «шаги» алгоритма, записывают их на доске. б) Чтение алгоритма (упр. 186 на с. 151). в) Сравнение своего алгоритма с инструкцией в учебнике. 3.   Поиск   ответа   на   проблемный   вопрос,  поставленный   при формулировании цели урока. Ученики, пользуясь инструкцией, выполняют до конца упр. 188. Самостоятельно выделяют орфограммы в словах. – Однокоренные ли слова в каждой группе? Докажите. –  Сравните  основы  этих  слов.  Они  одинаковые   или  разные  в каждой группе? Чем отличается основа 1­го слова от основ 2­го и 3­го? (В первых словах основа равна корню, а в других – в основе есть ещё суффиксы или приставки.) – Измените окончания в первых словах в каждой группе. Изменилась ли основа? (Нет.) – Сделайте вывод: чем отличаются основы однокоренных слов от основ у форм слова? (У однокоренных слов – разные, у форм – одна и та же.) IIΙ . Развитие  умений –  3  5  3  1. Работа в учебнике. Упр. 189. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. применение  знания.  Коллективное выполнение с проговариванием вслух порядка действий. Дополнительные задания. – Прочитайте слово в транскрипции: [пара]. Какие значения могут быть у этого слова? (Нет пара (газообразное состояние воды), пара сапог (в значении «два»).) – Прочитайте слова, которые одинаково пишутся, но различны по значению. (Парная, парная, пары, пары.)  П. – Как они называются? (Омографы.) 2. Запись под диктовку. Упр. 126 («Дидактический материал»). – Назовите слова, основа которых состоит только из корня. (Ветер, лес, холода, страха.) – Какие орфограммы вам встретились? Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 4  4 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. VΙ . Итог урока. Выполнение заданий № 5, 6, тема 5 в рабочей тетради. Сравните свои ответы с ключами. (Могут быть вынесены на доску: № 5 – 4, № 6 – 1.) – Объясните, почему неверно выделена основа в слове грибник. – Что нужно сделать вначале: выделить основу или окончание? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 3 (1–2­я строки), 4, с. 163. Выполняется по вариантам. 2. Задание № 1, 7, тема 5 в рабочей тетради. Деятельность учеников: – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Русский язык ОСНОВА СЛОВА И ОКОНЧАНИЕ Урок 60 (54). Тема: Развитие умения находить в слове окончание и основу Цель:   – развитие умений работать со схемами состава слова, подбирать слова к схемам, выделять основу и окончания, части слов (морфемы) внутри основы. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   1.  Словарная работа. 1. – Запишите буквы слова хозяин в столбик. На каждую букву запишите 2–3 однокоренных слова, написание которых надо запомнить. Подчеркните эти буквы. х – хоккей, хоккеист, хоккейная о – орех, ореховый з – заяц, заячий Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. я – яблоня, яблонька и – иллюстрация, иллюстратор н – народ, народная – Выделите основу в словах, называющих предметы. 2.   –  Подберите   однокоренные   слова   к   слову  хозяин.   Воспользуйтесь подсказкой на с. 163. Запишите эти слова. Какую орфограмму в них нужно подчеркнуть? 2. Проверка домашнего задания. 1. Устный опрос. Класс   делится   на   две   группы.   Одна   будет   задавать   вопросы   по изученному материалу, а другая – отвечать на них. Примерные вопросы: – Что такое основа слова? окончание? – Чем основа отличается от окончания? – Всегда ли основа состоит только из корня? Покажите на примерах. – Как нужно действовать, чтобы найти в слове основу? Можно   предложить   детям   сформулировать   вопросы   так,   чтобы можно   было   ответить  да  или  нет  (см.   урок   57,   заключительный этап). 2. Проверка домашнего задания (упр. 3, 4). – Какие слова вы записали в каждой группе? – Есть ли среди них слова с одинаковыми основами? – Подберите свои примеры слов с одинаковыми основами. Что для этого нужно сделать? (Изменить окончание.) –  В каком варианте встретилось сложное слово? Почему оно сложное? Назовите эти корни. –  Какое   слово   в  задании   № 7  в  рабочей  тетради  оказалось   лишним? Почему? (Это другое слово, однокоренное, а остальные – формы слова дубрава.) –  Почему не является формой слова  трава  слово  на травке  (задание № 1 в рабочей тетради)? (Это новое слово, в нём есть суффикс.) 3. П. Выполнение задания № 9, тема 5 в рабочей тетради. (На оценку возможно использовать как индивидуальное задание во время устного опроса и проверки домашнего задания.)  1  3  3  –  Посмотрите   упр.   5,   с.   163   (упражнения   для   работы   дома)   и сформулируйте цель урока. (Учиться подбирать слова к схемам.) –  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться? –  Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  3  5  3  1. Работа в учебнике. 1. Работа по учебнику. а) Упр. 190. Первый «шаг» в задании выполняется коллективно. Затем ученики самостоятельно записывают слова, выделяют окончание и основу. Взаимопроверка. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. б) Упр. 191. Составление слов по схемам, разбор слов по составу. Выполняется коллективно. Ученики рассматривают первую схему.  Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. – Основа этого слова состоит только из корня крас­, есть ещё окончание. Это слово  краса. Основа 2­го слова состоит из корня и суффикса, в слове есть окончание. Это слово краска, красивый. В 3­м слове в основе добавляется ещё и приставка: покраска, раскраска. в) Упр. 192. Составление слов по схемам с заданным корнем. Выполняется самостоятельно на оценку. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Дополнительно:   предупредительный   диктант   со   зрительной 2. подготовкой. Упр. 129 («Дидактический материал»). Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. VΙ . Итог урока. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 4  4 – Составьте слово по подсказкам: а) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трёх частей. Каких? (Приставки, корня, суффикса.) Составьте схему слова. б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука  [э], которые обозначены буквой е; суффикс тот же, что в слове травка. в) Окончание – 1­я буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите по составу. (Пере/мен/к/а) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1.  Н.  Задание № 8, тема 5 в рабочей тетради. А также задание  № 9 в рабочей тетради (для тех, кто не работал с ним на уроке). П. Задание № 10, тема 5 в рабочей тетради. 2. Составьте загадку о слове (по образцу загадки к слову  переменка). (По желанию.) Деятельность учеников:  – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017