Тема: Разбор имён существительных по составу
– Развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 4 1. Анализ сочинений и конкурс рисунков. Ученики (по желанию) читают свои сказки-сочинения и демонстрируют рисунки. Далее проводится работа над типичными ошибками. 2. Проверка задания № 10, тема 7 в рабочей тетради. 1–2 варианта текста прослушиваются. – Почему вы подобрали похожие слова? Какие в тексте есть «подсказки»?
– У каких суффиксов есть «подходящие» значения? (Маленький – -нок-, мама – -их-, ласкательный – -ек-, -очек-.) Назовите суффиксы, которые вы использовали. |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.
|
1 3 3 Учитель называет ключевые слова. Имя существительное, состав слова, разбор. – Сформулируйте цель урока. (Учим разбирать имена существительные по составу.) План. Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Развитие умений. |
3 4 6 1 3 1. Работа в учебнике. Упр. 281. Сначала ученики называют признак, по которому сгруппировали слова: общее в значении (род деятельности, уменьшительно-ласкательное значение, животные/детёныши животных/птиц). Далее выделяют суффиксы, объясняя слова через однокоренные названия предметов или действий. Самостоятельно записывают слова по группам: Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник. Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька. Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха. – Объясните, почему в одной группе оказались слова с разными суффиксами. (Эти суффиксы имеют одинаковое значение.) – Можно ли суффиксы с одинаковым значением назвать одинаковыми? (Нет, у них разное написание, буквенный состав.) Комментированный разбор по составу существительных женского рода единственного числа (кисоньк а , Танечк а , рябинушк а , воробьих а) и существительных во множественном числе (кукушат а , козлят а). Методическая рекомендация: при разборе по составу напоминаем общий порядок: выделяем окончание, затем основу и части внутри основы, начиная с конца, т.е. с суффикса, отмечаем значение суффикса, заканчиваем разбор выделением корня и подбором однокоренных слов. При разборе существительных во множественном числе следует напомнить, что они обозначают детёнышей (во множественном числе), соотносятся с теми же словами в единственном числе (кукушонок и козлёнок) и образуются заменой суффиксов -онок- (-ёнок-) на -ат-, -ят-. – Назовите слова, в которых написание буквы безударного гласного в корне надо запомнить. Проговорите их написание орфографически. 2. Словарная работа. Введение слова багаж. а) Лексическое значение. 1) Вещи, груз пассажиров. 2) Запас знаний (перенос.). б) Грамматические признаки. Багаж (что?) – сущ., неодуш., м.р., ед.ч. в) Орфографическая работа. – Запишите слово, обозначьте орфограмму. Образуйте при помощи суффиксов другие имена существительные (багажник), другие части речи (багажное). Запомните написание этих слов.
3. Упражнение в подборе и записи слов по схемам. 1. Упр. 282. 2–3 схемы ученики анализируют вслух. Например, по 1-й схеме в упражнении -ник-. В этом слове нулевое окончание, а основа состоит из корня и суффикса -ник-. К этой схеме подходят слова: кофейник, мельник. Суффикс -ник- в них имеет разное значение. 2. Упр. 283. Схемы слов правильно разделены на группы: 1) существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2) с суффиксами -тель- и -ник-, значения слов – названия людей по их занятиям, действиям; 3) существительные-названия животных и их детёнышей; 4) сложные слова-имена существительные. (Нужно обратить внимание детей, что это ещё один способ образования имён существительных.) Ученики подбирают к схемам слова и записывают их группами в соответствии со схемами. (Можно по рядам, вариантам и т.п.)
4. Самостоятельная работа. Упр. 284. Сначала ученики читают задание, а учитель записывает из него опорные слова на доске: 1) Однокоренные слова (часть речи). 2) Спиши (орфограммы). 3) По составу (однокоренные). 4) Разбор как части речи (коса, косец).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
IV. Итог урока.
|
4 4 – Чему учились на уроке? Было ли интересно? Когда? – Что было труднее всего? Легче всего? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
V. Домашнее задание.
|
Упр. 5, с. 57. |
|
Деятельность учеников:
- Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.