Тема: Разбор имён существительных по составу
Оценка 5

Тема: Разбор имён существительных по составу

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
04.05.2017
Тема: Разбор имён существительных по составу
Тема: Разбор имён существительных по составу – Развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.Тема: Разбор имён существительных по составу
Тема Разбор имён существительных по составу.doc

Тема: Разбор имён существительных по составу

  Развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

4  

1.  Анализ сочинений и конкурс рисунков.

Ученики (по желанию) читают свои сказки-сочинения и демонстрируют рисунки.

Далее проводится работа над типичными ошибками.

2. Проверка задания № 10, тема 7 в рабочей тетради. 1–2 варианта текста прослушиваются.

– Почему вы подобрали похожие слова? Какие в тексте есть «подсказки»?

 

– У каких суффиксов есть «подходящие» значения? (Маленький –        

-нок-, мама – -их-, ласкательный – -ек-, -очек-.) Назовите суффиксы,

которые вы использовали.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

 

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.

 

 

 

 

 1  3  3

Учитель называет ключевые слова.

Имя существительное, состав слова, разбор.

– Сформулируйте цель урока. (Учим разбирать имена существительные по составу.)

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

 

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений.

3  4   6  1  3

1.  Работа в учебнике.

Упр. 281.

Сначала ученики называют признак, по которому сгруппировали слова: общее в значении (род деятельности, уменьшительно-ласкательное значение, животные/детёныши животных/птиц).

Далее выделяют суффиксы, объясняя слова через однокоренные названия предметов или действий.

Самостоятельно записывают слова по группам:

Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник.

Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька.

Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха.

– Объясните, почему в одной группе оказались слова с разными суффиксами. (Эти суффиксы имеют одинаковое значение.)

– Можно ли суффиксы с одинаковым значением назвать одинаковыми? (Нет, у них разное написание, буквенный состав.)

Комментированный разбор по составу существительных женского рода единственного числа (кисоньк а , Танечк а , рябинушк а , воробьих а) и существительных во множественном числе (кукушат а , козлят а).

Методическая рекомендация: при разборе по составу напоминаем общий порядок: выделяем окончание, затем основу и части внутри основы, начиная с конца, т.е. с суффикса, отмечаем значение суффикса, заканчиваем разбор выделением корня и подбором однокоренных слов.

При разборе существительных во множественном числе следует напомнить, что они обозначают детёнышей (во множественном числе), соотносятся с теми же словами в единственном числе (кукушонок и козлёнок) и образуются заменой суффиксов -онок- (-ёнок-) на -ат-, -ят-.

– Назовите слова, в которых написание буквы безударного гласного в корне надо запомнить. Проговорите их написание орфографически.

2. Словарная работа.

Введение слова багаж.

а) Лексическое значение.

1) Вещи, груз пассажиров.

2) Запас знаний (перенос.).

б) Грамматические признаки.

Багаж (что?) – сущ., неодуш., м.р., ед.ч.

в) Орфографическая работа.

– Запишите слово, обозначьте орфограмму. Образуйте при помощи суффиксов другие имена существительные (багажник), другие части речи (багажное). Запомните написание этих слов.

 

 

3. Упражнение в подборе и записи слов по схемам.

1. Упр. 282.

2–3 схемы ученики анализируют вслух.

Например, по 1-й схеме в упражнении -ник-. В этом слове нулевое окончание, а основа состоит из корня и суффикса -ник-.

К этой схеме подходят слова: кофейник, мельник.

Суффикс -ник- в них имеет разное значение.

2. Упр. 283.

Схемы слов правильно разделены на группы:

1) существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2) с суффиксами -тель- и -ник-, значения слов – названия людей по их занятиям, действиям;

3) существительные-названия животных и их детёнышей;

4) сложные слова-имена существительные.

(Нужно обратить внимание детей, что это ещё один способ образования имён существительных.)

Ученики подбирают к схемам слова и записывают их группами в соответствии со схемами. (Можно по рядам, вариантам и т.п.)

 

4. Самостоятельная работа.

Упр. 284.

Сначала ученики читают задание, а учитель записывает из него опорные слова на доске:

1) Однокоренные слова (часть речи).

2) Спиши (орфограммы).

3) По составу (однокоренные).

4) Разбор как части речи (коса, косец).

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

IV. Итог урока.

 

4  4

– Чему учились на уроке? Было ли интересно? Когда?

– Что было труднее всего? Легче всего?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

Упр. 5, с. 57.

 

 

Деятельность учеников:

 

-        Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

 


Тема: Разбор имён существительных по составу –

Тема: Разбор имён существительных по составу –

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Методическая рекомендация : при разборе по составу напоминаем общий порядок: выделяем окончание, затем основу и части внутри основы, начиная с конца, т

Методическая рекомендация : при разборе по составу напоминаем общий порядок: выделяем окончание, затем основу и части внутри основы, начиная с конца, т

К этой схеме подходят слова: кофейник, мельник

К этой схеме подходят слова: кофейник, мельник

III. Развитие умений. 3 4 6 1 3 1

III. Развитие умений. 3 4 6 1 3 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017