Тема: РОССИЯ В ОГНЕ
Оценка 5

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Оценка 5
Работа в классе
doc
окружающий мир
3 кл
08.05.2017
Тема: РОССИЯ В ОГНЕ
Тема: РОССИЯ В ОГНЕ Цели: – ознакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в 1917 году. Сформировать первичные представления о причинах и последствиях революций.Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?Тема: РОССИЯ В ОГНЕ
РОССИЯ В ОГНЕ.doc
Урок 22, 23.  РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР. 1917–1991 ГОДЫ Тема: РОССИЯ В ОГНЕ Окружающий мир (3­й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  Цели: –  ознакомить 1917 году. Сформировать первичные представления о причинах и последствиях революций.  учеников   с   коренными   изменениями,   произошедшими   в   жизни   нашей   страны   в   Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  4 1 3    –  (Учитель   записывает   основные   данные   в   виде   задачи   по   математике.) Учёные   подсчитали,   что   к   1914   году   Россию   населяло   примерно   180 млн человек. (Справка: население Москвы на сегодня составляет примерно 9 млн человек. Можно предложить ученикам представить население всей России как 20 современных городов, таких как Москва. В немосковских школах данные для сравнения и расчётов желательно дать с ориентацией на местные крупные города.) К 1924 году в России осталось 150 млн человек. Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годами? (10 лет.) На сколько человек уменьшилось население России? (На 30 млн.) Сколько таких городов, как современная Москва, опустели, обезлюдели за эти годы? (Более трёх городов.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать   информацию из   схем,   иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию   в   виде схемы. 3. Выявлять   сущность, особенности объектов. © ООО «Баласс», 2013 – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914­го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек? Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Для того чтобы помочь учащимся выдвинуть разнообразные версии, учитель предлагает  воспользоваться  рекой  времени  российской  истории на  с. 26–27 учебника и иллюстрациями к уроку 19 на с. 90–91. Ученики высказывают версии, которые можно свести в три­четыре блока: 1. Миллионы человеческих жизней могли унести болезни или стихийные бедствия (об этом можно предположить по названию урока). 2.   Возможно,   произошла   война   внутри   России,   между   её   жителями   (об   этом можно   предположить   по   иллюстрациям   на   с.   90,   хотя   эти   иллюстрации   не относятся   к   гражданской   войне).   Возможно,   Россия   участвовала   в   войне   с внешним врагом (иллюстрации на с. 91). 3. Река времени разбивается о камень, на котором написано «Революция 1917 года». Понятие «революция» учащимся ещё не знакомо, но можно предположить, что это событие тоже как­то повлияло на сокращение населения. 4. По каким­то причинам люди могли покинуть Россию (эта версия пока ничем не подтверждается). От проблемы  урока провести  стрелки, под  которыми  ключевыми словами записать основные версии. – Составим план урока. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. © ООО «Баласс», 2013 . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Поиск решения  проблемы. План (примерный) 3 Учитель вместе с детьми составляет план на основе выдвинутых версий. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?  2 1 4 3 4 3  Поскольку   материал   урока   «Россия   в   огне»   очень   насыщен   событиями,   на первом уроке целесообразно создать общую картину произошедшего в начале XX   века.   Сделать   это   можно   путём   заполнения   участка   реки   времени, обозначенного на доске (от начала XX века до 1922 года). На вспомогательной доске можно заранее вперемешку вывесить листы с событиями начала XX века. Во время постановки проблемы эта доска закрыта от учащихся.  Ученики   по   очереди   читают   по   предложению   тексты   фрагментов   урока. Если   есть   возможность,   то   часть   материала   учебника   можно   заменить сведениями из детских энциклопедий, учебных фильмов. Задание учащимся: опираясь на текст учебника (и др. источники), расположите предложенные события   на   реке   времени   в   правильной   последовательности.   Определите, какие иллюстрации урока 18 соответствуют этим событиям. Иллюстрации дополняют и расширяют полученные сведения. Иллюстрации на с. 91. Картины Первой мировой войны. Цель работы – с помощью изобразительных средств представить ученикам необходимые знания и образы для восприятия такого исторического явления, как   мировая   война.   Кроме   того,   задача   учителя   и   учеников   –   отметив жестокий характер войны, сделать вывод о том, что она ускорила начало революции.  С точки зрения методики построения работы (действуя по основной схеме) Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  © ООО «Баласс», 2013 действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию.   лучше всего начинать с перечня самих иллюстраций, что потребует чтения подписей   под   ними.   Далее   можно   предложить   ученикам   описать изображённое   на   иллюстрациях,   обращая   внимание   не   только   на   сами события,   но   и,   по   возможности,   на   чувства,   которые   переживают участвующие в них люди. После этого можно переходить к самим вопросам. Карта на с. 92. Гражданская война в России 1918–1922 годы. Цель работы – создание образа Гражданской войны как страшного бедствия, поразившего   страну,   расколовшего   её   на   части,   а   народ   –   на   враждующие лагеря. В   итоге   проделанной   работы   на   доске   должна   получиться   такая последовательность   событий   (первая   колонка   –   даты,   обозначенные   на участке реки времени, вторая колонка – события и явления, предложенные учащимся для распределения на реке времени): Начало XX века Многие   россияне   недовольны   друг   другом   и   порядками   в 1914 год Февраль­март 1917 года 7   ноября   1917 года стране. Началась Первая мировая война. Условия жизни людей стали ещё хуже.  Рабочие   и   солдаты   Петрограда   восстали   против   царя. Создали Советы народных депутатов. Николай II отрёкся от престола,   власть   в   стране   перешла   к   Временному правительству. Большевики   свергли   Временное   правительство.   Власть перешла   к   Советам   народных   депутатов,   где   коммунистов было большинство. © ООО «Баласс», 2013 ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. Март 1918 года 1918–1922 годы 1922 год Переговоры о мире. Россия вышла из Первой мировой войны. Гражданская война в России. Победу одержали «красные». Многие «белые» были вынуждены покинуть Россию. Советские республики объединились в Союз (СССР). – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 2 1 4 4 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?  (Чем   объяснить   тот   факт,   что   за   10   лет   (с   1914­го   по   1924   год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что все предположения учеников о том, куда делись 30 млн человек из России, – верны. Ученики отмечают, что такое огромное количество россиян погибло от голода и болезней в начале века, не вернулись с фронтов Первой мировой и Гражданской войн, оказались за границей.  Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста. Особое внимание следует уделить вопросам 5–6: 5. Как по­твоему, почему в России произошла революция? ТОУУ © ООО «Баласс», 2013 6. Как ты думаешь, почему большевики смогли захватить власть? !!! Оба вопроса рассчитаны на обсуждение, а не на решение этих проблем. Главная задача – чтобы ученики задумались над ними, стали искать ответы и (с помощью учителя) пришли к мысли, что для решения им необходимо ещё многое узнать про революцию и Гражданскую войну. Можно   задать   вопрос:   «Какие   события   из   истории   России   чем­то напоминают тебе революцию 1917 года и Гражданскую войну?» !!! Очень важно, чтобы при ответе на этот вопрос прозвучала аналогия со Смутным временем начала XVII века. Важно также подчеркнуть, что это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям,   что   надо   учиться   на  ошибках   своих   предшественников   и   ни  в коем случае не доводить конфликты до кровопролития. Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2  Н  (самостоятельно), задание № 1, 2  П  (работа в © ООО «Баласс», 2013 парах). Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме   18,   выбрав   из   тех,   которые   не   были   сделаны   в   классе.   Учитель   может предложить   желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выбрать творческое задание: 1) подготовить краткое сообщение «Моя семья в начале XX века»;  2) принять участие в выставке открыток, посвящённых событиям начала XX века; 3)   на   альбомных   листах   сделать   иллюстрации   к   стихотворениям   и   песням,   в которых упоминаются события 1914–1922 годов.  – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2013 Второй урок – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? I. Сообщения учеников «Моя семья в начале XX века». Возможно,   в   семьях   учеников   сохранились   какие­то   памятные   вещи, документы, семейные  воспоминания,  свидетельствующие  о прошлом. Дети рассказывают, что им удалось узнать о судьбе своих предков в начале XX века, демонстрируют вещи, фотографии тех лет. По   окончании   этой   части   урока   можно   подвести   учеников   к   выводу,   что войны, революции начала XX века коснулись каждой семьи, каждого человека в России. Те 30 млн человек, которых не стало в России за десять тяжёлых лет,   –   это   наши   соотечественники,   наши   предки,   не   сумевшие   решить наболевшие государственные проблемы мирным путём. II. Выставка открыток и рисунков, посвящённая событиям Первой мировой войны, революциям 1917 года, Гражданской войне.  Тему   Гражданской   войны   можно   рассмотреть   особо.   Отрывки   из стихотворений   и   песен,   сопровождающие   рисунки   (по   условию   домашнего задания), скорее всего, будут упоминать героев – «красных» и предателей – «белых». Хорошо, если в работах учеников будут и другие строки – о трагизме положения «белого» офицерства, о том, что у «белых» и «красных» было много общего. В качестве примера учитель может привести такой факт: в Дроздовском   полку   Белой   армии   пели   песню,   в   которой   были   следующие слова: © ООО «Баласс», 2013 Шли дроздовцы твёрдым шагом, Враг под натиском бежал, Под трёхцветным русским флагом Славу полк себе создал. А в это время бойцы Красной Армии исполняли ту же песню, но с другими словами: По долинам и по взгорьям Шла дивизия вперёд, Чтобы с бою взять Приморье – Белой армии оплот. Учитель   может   предложить   ученикам   поразмышлять   над   тем,   почему слова в песнях разные, а мелодия одна и та же. Вывод по этому фрагменту урока может быть таким:  Нельзя   категорично   судить   о   том,   кто   был  прав   и   не   прав   в   годы революций   и   Гражданской   войны.   По­своему   правы   были   и   те,   кто стремился   к   новой   жизни,   и   те,   кто   не   хотел   резкого   разрушения устоявшегося   порядка.   Можно   подвести   учащихся   к   мысли,   что революция – не лучший выход из критической ситуации. III. «Весь мир насилья мы разрушим…»  Анализ   событий,   которым   посвящён   урок   «Россия   в   огне»,   –   хорошая возможность для рассмотрения двух путей переустройства государства и общества.  Можно попросить учеников снова обратиться к названию урока – «Россия в огне».   Почему   события   первых   десятилетий   XX   века   сравниваются   с © ООО «Баласс», 2013 пожаром? Была ли возможность его избежать?  Два пути переустройства можно изобразить в виде схемы­модели «Строим новый   дом».   Для   этого   используем   схему­пирамиду   и   схему­дом   из   урока «Власть и народ Российской империи». Схема­пирамида   показывает   Россию   до   1917   года,   схема­дом   –   Россию современную. Задание ученикам: ответьте на вопрос, каким образом можно построить   новый   дом   на   месте   старого?   Ученики   высказывают предположения, суть которых сводится к двум основным вариантам: –  Можно   полностью   разрушить   всё   здание   и   на   этом   месте   возвести   что­то принципиально   новое.   При   этом   будет   период,   когда   придётся   жить   «под открытым небом» – без стен и крыши, так как старое уже разрушено, а новое ещё не построено. – Можно взять от старого здания какие­то детали, «кирпичики» и использовать их для строительства нового. Можно на первое время сохранить стены и крышу, а потом, по необходимости, перестроить и их. Ученики   вместе   с   учителем   приходят   к   выводу,   что   в   начале   XX   века   Россия   пошла   по   первому   пути   переустройства   общества   –   были разрушены все порядки старого мира, причём как плохие, так и хорошие. Домашнее задание: – Напиши «письмо с фронта» от имени участника Гражданской войны. Расскажи, что   увидел   на   войне,   какие   чувства   испытал,   выскажи   свою   оценку   событий начала XX века. © ООО «Баласс», 2013

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ

Тема: РОССИЯ В ОГНЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017