Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Оценка 4.7

Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
3 кл
07.05.2017
Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? Цели: 1. Помочь младшему школьнику осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт. 2. Сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, правительство, армия, полиция.К этому уроку можно подготовить с учащимися сценку: Ученик А.: Приснился мне сегодня удивительный сон, как будто попал я в страну, где всем всё можно: ходи где хочешь, делай что хочешь. И никто тебе ничего не запрещает. Все весёлые, довольные, ведь никто никого не воспитывает и не наказывает. Там нет ни правительства, ни полиции, никаких тебе правил поведения! Вот бы там по-настоящему пожить! Я бы тогда гордился: моя Родина – страна удовольствий!Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Тема С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА.doc

Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Цели:

1.     Помочь младшему школьнику осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт.

2.     Сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, правительство, армия, полиция.

 Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

1 5 3

К этому уроку можно подготовить с учащимися сценку:

Ученик А.: Приснился мне сегодня удивительный сон, как будто попал я в страну, где всем всё можно: ходи где хочешь, делай что хочешь. И никто тебе ничего не запрещает. Все весёлые, довольные, ведь никто никого не воспитывает и не наказывает. Там нет ни правительства, ни полиции, никаких тебе правил поведения! Вот бы там по-настоящему пожить! Я бы тогда гордился: моя Родина – страна удовольствий!

Ученик Б.: Хороший тебе сон приснился, да только на самом деле такая страна долго не продержалась бы. Это же получается, что там каждый живёт сам для себя! Да и Родина у тебя уже есть, другой быть уже не может.

Ученик А.: Как не может, да ты сам вчера говорил, что твоя Родина – Москва, а до этого утверждал, что твоя Родина – Россия. Значит, ты себе можешь Родину выбирать, а я нет? Ну и пожалуйста, пойду лучше опять спать лягу, пусть мне моя страна снится. Уж там-то мной никто командовать не будет!

 

Ученик Б.: Да погоди, ты просто меня не понял. Давай ребят спросим, может, они лучше всё тебе объяснят. А ты всё самое важное записывай, чтоб потом не говорил, что мы что-то забыли. Ребята, о чём нам надо сегодня рассказать А., чтобы он не обижался, а постарался нас понять? Какие ошибки допустил А. в своих рассуждениях?

Учитель помогает учащимся выявить недоразумения, возникшие у приятелей при обсуждении сна. Параллельно ученик А. записывает основную проблему урока на доске: Что человек называет своей Родиной? К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

– Давайте разберёмся, почему так получилось, что одному ученику «можно выбирать Родину», а другому – нет. Вспомните, что называл своей Родиной ученик Б.? (Москва – Родина, Россия – тоже Родина.)

– Верны ли его слова? (Верны, так как Родиной можно назвать и город, где ты родился, и всю страну).

Если ученики затрудняются с ответом, можно выполнить задание актуализации на с. 16.

– Верно ли сказал ученик А., что Б. «выбрал» себе Родину? (Нет, Родину выбрать нельзя, она у человека одна. Только под этим словом можно подразумевать разное.)

– Составим план урока.

 

План (примерный) 3

На основе актуализации знаний учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД

8. Развиваем умение слушать и понимать других.

9. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

10. Оформлять свои мысли в устной форме.

11. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

12. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

13. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

14. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

15. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

16. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

17. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

18. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

 

1 4 7 3 1

Работа в учебнике.

1. Взаимосвязь людей в обществе.

Вспомните, чем привлекла ученика Б. та страна, которая ему приснилась? («…Всем всё можно – ходи где хочешь, делай что хочешь. И никто тебе ничего не запрещает… никто никого не воспитывает и не наказывает…»)

– Хотелось бы вам оказаться рядом с человеком, которого никто никогда не воспитывал, который делает всё, что хочет? Почему?

Если среди отрицательных ответов прозвучат и положительные, можно поиграть с ребятами в такую игру:

Что бы ты сделал, если бы тебе разрешили делать всё, что хочется? (Ел бы только конфеты и мороженое, целый день смотрел бы самые интересные фильмы и т.д.)

Хорошо, ты наелся конфет, но у тебя заболели зубы (или живот). Ты пришёл к врачу – а врач не вышел на работу, так как тоже решил делать то, что захочет. Как тебе быть в таком случае? Или: ты решил сходить в кино, а тебе вместо кино показали выпуск новостей 20-летней давности, потому что киномеханику так захотелось. Тебе бы это понравилось?

Ученики должны прийти к выводу, что мы живём среди других людей, и потому нам нельзя делать только то, что хочется. Люди должны помогать друг другу, а не создавать своим поведением проблемы окружающим.

– Откройте учебники на с. 17, посмотрите на иллюстрацию, о чём спрашивает папа Илюшу?

Прежде чем помочь Илюше ответить на вопросы папы, давайте внимательно рассмотрим, что же видно из окна их квартиры?

 

 

Дети описывают рисунок, выделяя самые разные детали. Учителю необходимо проследить, чтобы были названы те объекты, о которых пойдёт речь в вопросах (чтобы на их поиск не тратилось время по ходу ответа), – автобус с пассажирами, мальчик, покупающий продукты, грузовик с картошкой и огурцами, врач и больной, аптека.

 

Далее учитель читает (или предлагает детям прочитать) первый вопрос, который папа задал Илюше: «Без чьей помощи пассажиры автобуса не смогут добраться до своей работы?» Ответ очевиден – без помощи водителя. Но можно направить рассуждение дальше: «А кто ещё должен был потрудиться, чтобы этот автобус подъехал к остановке с пассажирами?» Дети смогут назвать рабочих завода, где он был изготовлен, конструкторов, мастеров технического обслуживания, тех, кто связан с производством топлива для автобуса, и т.д. Важно, чтобы у них возникло представление об очень длинной цепочке профессий.

 

Работа по следующим вопросам строится аналогично.

В конце работы с иллюстрацией обязательно должен прозвучать вывод. В данном случае он примерно такой же, как в тексте: «Как видишь, Илюша, – подвёл итог папа, – все люди связаны друг с другом. Но где бы ни жил человек, в городе или деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас одна общая Родина – Россия – страна, где мы родились, живём и трудимся. И все мы – это одно общество. Как бы один огромный дом, в котором живут миллионы семей.
В том числе и мы с тобой, Илюша».

 

Можно применить другой приём: учитель просит найти в начале с. 15 (с. 14), как называются все люди, живущие в одной стране. Для этого ученикам не нужно читать подряд весь текст, достаточно найти выделенное слово и проверить, подходит ли его объяснение для ответа на вопрос. Таким образом развивается умение находить главную информацию в незнакомом тексте, опираясь на условные знаки, символы – в данном случае на выделение жирным шрифтом.

– А теперь ответьте на мои вопросы. Сможет ли человек в современном городе, селе прожить один, сам по себе, без помощи и поддержки других людей? Может ли один город или село в нашей стране быть независимыми, не связанными с другими городами (сёлами)? (Нет, по всей стране люди пользуются товарами, произведёнными другими людьми; по радио и телевидению мы слушаем и смотрим передачи о жизни других людей и т.д.)

 

2. Порядок в стране.

– Давайте вспомним. Ученик А. ещё говорил о том, что в его стране не было «ни правительства, ни полиции, никаких тебе правил поведения». Может, и правда, можно обойтись без этого?

Ученики высказывают свои мнения по поводу правил поведения в обществе, необходимости правительства и полиции. В качестве подсказки можно использовать задание и иллюстрации на с. 20 (верхние рисунки). Задача учителя – подвести учеников к мысли, что обществом необходимо управлять, что нужны люди, которые управляют страной, следят за порядком, защищают от врага. Проверить и дополнить выводы учащихся можно с помощью чтения текста учебника на с. 18–21 со слов «Для того чтобы…» и до «…для общей пользы».

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

  2 1 4

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Что человек называет своей Родиной?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Родиной можно назвать не только родной дом, село, город, но и всю страну. В стране, как и в доме, должен быть порядок, который поддерживается на государственном уровне.

Работа в учебнике

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. Необязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два вопроса, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.

 

 

 

 

ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 3, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему полностью, а также выбрать творческое задание:

1. Нарисуй, какой ты видишь свою Родину.

2. Подбери пословицы, связанные с понятием «Родина».

3. Напиши короткое сочинение-фантазию на тему «Однажды в России исчезло государство».

Также по желанию ученики выполняют задание актуализации на с. 22.

 

 

 

V. Итог урока.

 

Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?

 

 

 


Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Верно ли сказал ученик А., что

Верно ли сказал ученик А., что

Дети описывают рисунок, выделяя самые разные детали

Дети описывают рисунок, выделяя самые разные детали

Может, и правда, можно обойтись без этого?

Может, и правда, можно обойтись без этого?

V . Итог урока. – Какую работу мы сейчас выполняли? –

V . Итог урока. – Какую работу мы сейчас выполняли? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017