Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу
Оценка 4.7

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
07.05.2017
Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу
Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу Цель: – развитие умений разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа, чтение схем состава слова, подбор слов к заданным схемам.Словарная работа. Диктант с обозначением орфограмм (на материале слов в рамке после упр. 204, с. 161). Цель: проверка знаний словарных слов § 8–15. Запись: Хозяин, черёмуха, навсегда, галерея, насекомое, всегда, аромат, заяц, потому_что.Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу
РЯ Разбор по составу 63-66.doc
Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу Цель:   – развитие умений разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа, чтение схем состава слова, подбор слов к заданным схемам. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4   Словарная работа. Диктант   с   обозначением   орфограмм   (на   материале   слов   в   рамке после упр. 204, с. 161). Цель: проверка знаний словарных слов § 8–15. Запись:  Хозяин,   черёмуха,   навсегда,   галерея,   насекомое,   всегда, аромат, заяц, потому_что. Самопроверка (сравнение с образцом в рамке). – Составьте и запишите предложение с одним из слов. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  1  3  3  Игра «Молчанка». На   доске   записаны   слова   в   три   столбика   (по   количеству   рядов   в классе). Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие ученики – основу, следующие – суффиксы, приставки, последние – корень. Если допущены ошибки, их исправляет капитан команды. Какой ряд быстрее разберёт слова, тот и победил. Слова для разбора: грязный                            часовой                                       капустная перегородка                    подорожник                               побелка листик                            мосты                                         цепочка – На основе проведённой игры сформулируйте тему урока. (Разбор слова по составу.) Запись на доске. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.   Упр.   199   –   развивается   умение   соотносить   части   слова   и 1  3  5  3  4  1. Составление слов по схемам. Работа в парах. 1. составлять из них слова. Самостоятельная работа по вариантам. Коллективная проверка. – Назовите слова, которые получились у каждого варианта. – Какие из них называют признак? – Из скольких частей они состоят? 2. Упр. 200 – составление слов по схемам, разбор их по составу. Работа в парах. Коллективное обсуждение слов, которые получились у разных пар. Обобщающий вопрос: почему возможны разные варианты? (Могут быть разные суффиксы и окончания у однокоренных слов.) Слова, соответствующие схемам: – девочка, девушка, девица; – гнёздышко; – лисица, лисонька, лисёнок; – сказка, сказочка; – подсказка, присказка; – полоска, полосатый. 2.   Освоение   алгоритма   разбора   слова   по   составу   в   режиме проблемного диалога. 1.  Самостоятельное   выведение   алгоритма   учениками   на   основе наблюдений и рассуждений. –  Запишите   слова  вазочка,   яблочко,   бабочка.   Их   надо   разобрать   по составу. Что это значит? (Выделить все части слова.) – С чего предлагаете начать? (Предположения и объяснения детей.) Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. – Выделим окончания у слов, изменив их: вазочки, яблочка, бабочки. Методическая   рекомендация:  эти   этапы   обычно   не   вызывают слож­ностей у учащихся. Но можно ещё раз напомнить, что важно сначала разграничить те части в слове, которые изменяются, и те, в которых   содержится   основное   значение   слова.   Окончания   часто бывают   одинаковыми   у   разных   слов,   их   легче   всего   выделить   и обозначить. – Что выделим теперь? (Основу.) Что такое основа? Назовите её в наших словах. –  Что   предлагаете   выделить   в   основе   сначала,   а   что   потом? (Предположения детей.) Методическая рекомендация:  на этом этапе нередко предлагают найти корень в словах. В этом заключается методическая ошибка, т.к.   в   корнях   слов   часто   происходят   различные   изменения (чередования, усечения, наращения), часто первые компоненты корня омонимичны   приставкам,   а   последние   –   суффиксам,   существует опасность «выхода» на этимологические корни (как в слове бабочка). Если ученики предложат ошибочную версию – начнут с корня, то возможно расхождение в мнениях. Это следует зафиксировать. –  Какой корень выделили в этих словах? У всех ли он один и тот же? (Возможны расхождения в выделении корня в словах яблочко и бабочка (ябл­, яблоч­; баб­, бабоч­, бабочк­). –  Как   быть?   Может   быть,   нам   поможет   другой   способ   –   сначала выделить суффикс? Вспомните, как нужно выделять суффикс в слове. (Объяснить слово через однокоренное.) Методическая   рекомендация:  при   выделении   суффикса   обычно «срабатывает»   сформированный   навык:   знаем,   что   есть   такой суффикс, как в нашем примере ­очк­, его обычно и выделяют в словах. Необходимо напомнить ученикам, что поиск суффикса начинаем с объяснения значения слова через однокоренное. Предлагаем записать слова в столбик и рядом дать объяснение. Вазочка – маленькая ваза. Яблочко – маленькое яблоко. Бабочка – ? Примечание: на повышенном уровне можно показать, что яблочко – это не только маленькое яблоко, но и ласковое, нежное, оценочное (в сказках – наливное яблочко, не имея в виду его размер). – Какое слово не смогли объяснить через однокоренное? (Бабочка.) Учитель помогает: значит, в этом слове нет никаких других частей, кроме корня. Теперь можно его выделить в слове. – Выделите основы однокоренных слов, через которые объяснили другие наши слова – вазочка и яблочко. – Какие части добавились? Обозначьте их. (Обозначают суффиксы.) – Что вы обнаружили? (Эти части разные: ­очк­ и ­к­.) –  Вам   понятно,  почему   в  словах   есть   эти   суффиксы?  Мы  объясняли наши слова через однокоренные и сравнивали их основы. – Что теперь осталось сделать? (Выделить корень.) – У всех теперь получился одинаковый корень? (Да.) – Как это можно проверить? (Подобрать однокоренные слова.) –  Сделайте   вывод:   что   нужно   найти   в   основе   вначале   –   корень   или суффикс? (Суффикс.) –  Проверьте   свои   предположения,   прочитав   инструкцию   «Как   нужно разбирать слово по составу». 2. Чтение алгоритма разбора по составу в учебнике. – О какой части слова мы не говорили в разборе слов вазочка, яблочко, бабочка?   Почему?   (В   них   не   было   приставок.)   Установите   общую последовательность   разбора,   продолжив   ряд:   окончание,   основа,   … (суффикс, приставка, корень). – Чем заканчивается разбор по составу? (Выделением корня.) – А когда начинаем искать однокоренные слова? (Сразу после выделения основы, см. п. 4.) 3. Самопроверка. Выполнение задания № 9, тема 6 в рабочей тетради. Ученики   называют   сначала   порядок   букв:   1а,   …,   затем   читают пункты алгоритма в нужной последовательности. 3. Развитие умений работать по алгоритму. 1. Упр. 201. Дети вслух проговаривают этапы разбора, как в образце. –  Сравните   два   столбика   слов.   Какое   слово   должно   было   бы   быть первым   во   2­м   столбике:  грачиха…?   Почему?   (Через   него   можно объяснить все остальные.) 2. Коллективная работа класса. На слайде (доске) – стихотворение И. Токмаковой. Берёза Если б дали берёзе расчёску, Изменила б берёза причёску: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди. И вошло б у неё в привычку По утрам заплетать косичку. (И. Токмакова) – Выпишите однокоренные слова, выделите корень. (Расчёска, причёску, расчесала.) –  Что   ещё   общего   у   этих   слов?   (У   двух   одинаковая   приставка   – расчёска, расчесала, одинаковый суффикс – расчёска, причёска.) – Какие есть ещё слова с суффиксами? (Речку, косичку…) Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 4  4 Задание № 5, тема 6 в рабочей тетради. – Выберите правильный вариант разбора. – Объясните, в чём ошибка в других вариантах. (Бегун: ­ун­ – суффикс, окончание нулевое; полёты: корень ­лет, по­ – приставка; заборишко – корень забор­, нет приставки, однокоренные слова забор, подзаборный.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? VΙ . Итог урока. – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? Задание № 8, тема 6 в рабочей тетради. V. Домашнее  задание. Деятельность учеников:  – Выделять в слове все части, действовать по алгоритму. Урок 64 (58). Тема: Контрольное списывание Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3­й класс» на с. 24–25. Ученики читают первое задание, выполняют его. Затем списывают, проверяют и выполняют задание после текста. Списывание оценивается двумя отметками. Первая ставится за правильность и каллиграфию, вторая – за задания: озаглавливание и выделение орфограмм. Работу над ошибками учитель при необходимости планирует самостоятельно в соответствии с результатами работы. Русский язык РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ Урок 65 (59). Тема: Упражнения в разборе слов по составу Цель:   – закрепление умений разбора слова по составу, составления схем состава слова, подбора слов к заданным схемам;  –  развитие воображения, языковой догадки на основе работы со значениями морфем. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4   Контрольный словарный диктант. Дети записывают слова, по ходу записи обозначают орфограммы. Троллейбус,   профессия,   шоссе,   календарь,   абзац,   грамматика, жужжит, лестница, орфограмма, наоборот, вокзал, сосед. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний.  1  3  3  На основе проверки задания № 8 ученики формулируют тему урока. Разбор слова по составу. Учитель   уточняет:   учиться   решать   разные   задачи,   связанные   с составом слова, в группах. Ученики самостоятельно разбиваются на группы (5–6 групп). План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  3  5  3  4  1. Игра­соревнование «Кто больше?» На основе упр. 202. Ученики в группах подбирают слова к двум схемам и записывают их в столбики. Затем читаются слова от каждой группы. За каждое правильно подобранное слово группа получает 1 балл. 2. Работа в учебнике. Упр. 203 – работа по тексту. Ученики читают задания после текста и обсуждают их в группах, затем   делают   записи   в   тетрадях   (один   человек   от   группы   –   на листочке).   Листочек   сдаётся   на   проверку   учителю.   Учитель учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. называет баллы, которая получила группа за выполнение задания. Слово  беспарусные  разбирается коллективно по шагам алгоритма: начинает   одна   группа,   продолжает   другая…Если   «шаг»   выполнен правильно, группа получает ещё один балл дополнительно. 3. Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 7, тема 6.  На листочке группа записывает вариант ответа и отдаёт учителю. После проверки учитель сообщает, какая группа выполнила задание правильно и получает 1 балл. 4. Работа с шарадами. а) Что такое шарада? Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит   из   нескольких   частей,   каждая   из   которых   может   быть самостоятельным словом. – Запишите слово шарада, обозначьте ударение, орфограмму, запомните написание этого слова. –  Какие   ещё   загадки   вы   знаете?   (Ребусы,   кроссворды,   логогрифы, метаграммы и т.д.) б) Упр. 204 – разгадывание шарады в командах. Запись отгадки в тетрадях: оценка. Разбор слова по составу. Корень извлечь из «начинки» несложно, приставка в «сосуде» хранится надёжно, суффикс в «гудении» ясно услышишь, вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение.) в) Составление шарад. Коллективная работа в группе. (Например, один корень – из слова мирный,   другой   –   из   слова  любить,   суффикс   и   окончание   из   слова красивый. (Миролюбивый.) Каждая правильно составленная шарада оценивается 1 баллом. Выборочный диктант. На слайде (доске) представлены слова: Пирожок,   лист,   рассказ,   хлебный,   подземный,   звёздочка,   вред, подружка. –  Запишите слова, состоящие только из корня, суффикса, окончания. Отразите в схеме строение такого слова. Взаимопроверка   между   группами.   (Ученики   передают   одну   из тетрадей   другой   группе).   Если   есть   расхождение   в   выборе   слов, ученики   проверяющей   группы   поднимают   руку.   Коллективное обсуждение с участием других групп. Балл присуждается тому, кто правильно обоснует свой выбор. Вопросы к ученику или капитану команды: – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока.  4  4 – Выполните задание № 6, тема 6 в рабочей тетради. –  Назовите   номер   схемы,   которая   соответствует   данному   в   задании слову. (4.) – Прочитайте список ключевых слов темы на с. 161. – Дополните список ещё одним ключевым сочетанием на основе этого и других выполненных на уроке заданий. (Схема разбора, схема состава слова.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Н Составить и записать текст из 4–5 предложений о частях слова. Тему можно сформулировать самим. Варианты: «Почему приставка стоит перед корнем?»; «Приставка и суффикс – друзья или враги?»; «Тайны корня». 2. П Задание № 10, тема 6 в рабочей тетради. Деятельность учеников: – Выделять в слове все части, действовать по алгоритму. Урок 66 (60). Тема: Проверочная работа. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4   Проверка домашнего задания. Проверка выполнения задания из задания № 10, тема 6.  Чтение   отрывка   из   сказки   Л.   Петрушевской   вслух.   Обсуждается, можно ли что­то понять, ведь таких слов в русском языке нет. – Как мы определяем слова в разных формах? (Они должны отличаться только   окончаниями.)   Назовите   эти   слова   (к   бурдысьям,   от бурдысьев…). (Сначала пробуют найти и назвать эти слова ученики, Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  которые ранее не выполняли эти задания; проверяют и исправляют ученики, выполнявшие задание дома.) – Что вам помогает «догадаться» об однокоренных словах? (Одинаковое звучание корня и наличие известных приставок в словах.) – Назовите однокоренные слова. –  Сделайте вывод: что помогает понять текст, в котором все слова – несуществующие? (Известные приставки и окончания, сходно звучащие корни.) –  Именно   поэтому   мы   говорим   об   этих   частях   слова.   Они   часто незаметны, но на самом деле многое могут нам рассказать о слове. 3  5  2 Проверочная работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3­й кл.» на с. 22–23. Задание № 1 проверяет теоретические знания учащихся.  Задание № 2  проверяет умения разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова и образовывать их.  Задание  № 3  –  выделять   окончание  и  основу  в  слове (изменяемую  и неизменяемую часть).  Задание № 4 – разбирать слова по составу. Каждое задание оценивается отдельно.  Задание № 5 можно тоже оценить отдельно, так как оно проверяет более сложное   умение   –   умение   анализировать   морфемный   состав   слова, соотносить слово со схемой, а также умение самостоятельно записывать слова. Вопросы к ученикам после работы: учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. VΙ . Итог урока.   4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что?

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017