Тема: Суффикс и его роль в слове
Оценка 4.8

Тема: Суффикс и его роль в слове

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
07.05.2017
Тема: Суффикс и его роль в слове
Тема: Суффикс и его роль в слове Цель: – дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове; – развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова.Тема: Суффикс и его роль в слове
РЯ Суффикс 61, 62 .doc
Тема: Суффикс и его роль в слове Цель:   – дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове;   –  развитие   чувства   языка   на   основе   выявления   смысловых   оттенков   (уменьшительности,   увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3 4  1. Проверка домашнего задания. 1. Ученики предлагают свои загадки, которые они составляли дома. Два слова записываются и разбираются на доске. 2. – Сколько разных слов вам было предложено в задании № 8, тема 5 в рабочей тетради? (2.) –  В   каких   словах   одинаковые   основы?   Чем   они   отличаются? (Окончаниями.) – Как называются такие слова? (Это формы слова.) –  А   что   такое   слово  диванчик  по   отношению   к   слову  диван? (Однокоренное слово.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. – Чем оно отличается от остальных? (В нём есть суффикс.) – Назовите слова с нулевым окончанием (по заданиям № 9, 10). – Как вы обнаружили нулевое окончание? (Изменили слова так, чтобы оно появилось.) – Назовите слова с суффиксом и приставкой (задание № 9). (Пригорок, безлунный.) –  Сколько слов с одинаковой основой выписали в задании № 10? (3.) Назовите их. 2. Словарная работа. Картинный диктант. Учитель показывает рисунки предметов. Ученики   записывают   название   предмета   и   ещё   одно   однокоренное слово, обозначают орфограммы. Топор, картина, дельфин, календарь, балкон. – Проверка сигнальными карточками. – При помощи какой части слова образовали однокоренные слова? (При помощи суффикса.) II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. 1  3  3  – Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три». –  Правильно, это суффикс. Запишите тему урока. Составьте его план, сформулируйте задачи урока. План. Учитель вместе с детьми составляет план. 1. Вспомнить, что такое суффикс, привести примеры. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  2. Найти (выделить) суффикс в словах. 3. Составить схему слова. 4. Определить значение суффикса в слове. 5. Придумать слова с суффиксами. 6. Найти слова с суффиксами в тексте. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 3  5  3  Вспоминаем то, что знаем. 1. Упр. 193. Выполняется коллективно под руководством учителя. –  В   словах  река,   речушка,   реченька,   речная  одинаковый   корень,   но разные основы, поэтому это слова с разным значением. Сначала дети объясняют значение каждого слова с опорой на слово река,   выделяют   основы   слов   и   те   части,   которыми   различаются основы,   –   суффиксы.   Затем   обозначают   корень,   отмечают   в   нём чередование согласных к//ч. Вывод: суффиксы служат для образования новых слов. 2. Упр. 194. Этапы работы: 1) Наблюдение за употреблением слов с уменьшительно­ласкательными суффиксами. С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту. 2)   Орфографическое   задание   –   нахождение   слов   с   орфограммами­ буквами безударных гласных в корнях и приставках: Во дворе, появился, живёт, конура, дворовый, тихонечко, дрожит, в денёк, холодный и т.д. Появился, помою, прижму, поцелую, пожму. работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. 3) Лексическая работа: беседа о значении слов­синонимов в рамке. Устное составление предложений с этими словами. 4) Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка. 3. «Где есть суффикс?» –  На   доске   записаны   слова.   Назовите   только   слова   с   суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня. городок кулак резина горшок судак штанина –  Что общего в словах каждой пары? (Имеют одинаковые окончания и концовки основ.) –  Что  нужно  сделать, чтобы  найти  слова  с суффиксами? (Подобрать однокоренные,   через   которые   можно   их   объяснить,   выделить   часть, которая добавилась к слову, – это и будет суффикс.) Алгоритм доказательства: Слово городок можно объяснить через однокоренное слово – город. Городок  –  маленький город. Определяем часть, которая добавилась, – суффикс ­ок и корень город­. Слово  горшок  нельзя объяснить через однокоренное слово:  горш, гор  – таких слов не существует, значит, в этом слове нет суффикса, ок – часть корня горшок. – Запишите слова с суффиксами, разберите их по составу. 4. Упр. 195 – развивается умение передавать оттенки значений слов, опираясь значение   суффиксов (уменьшительности, увеличительности). Ученики выполняют его самостоятельно, проверка коллективная. Мальчик   назовёт   эту   книгу  книга  или  книжка,  гномик  –  книжища (для него она очень большая), великан – книжечка или книжица (для   на   словообразовательное него она маленькая). Запись и разбор слов: Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма  самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. 4  4 – Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а окончание – для образования форм слов и связи слов в предложении.) – Как связаны между собой понятия: основа слова, суффикс, окончание? (Суффикс входит в основу слова, а окончание не входит.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 6, с. 164. Деятельность учеников: – Выделять в слове все части, действовать по алгоритму. Русский язык ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС. Урок 62 (56). Тема: Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова Цель:   – систематизация знаний о составе слова в виде схемы, овладение умением соотносить слова и схемы;  – развитие чувства языка на основе умений устанавливать смысловые связи между словами, выделять значимые элементы в структуре слова, обогащающие значение слова новыми оттенками. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4  Языковая разминка. Словарная работа. Игра «Кольцовка слов». – Откройте учебник на с. 166. Что перед вами? (Толковый словарь.) – Что можно из него узнать? (Что обозначает слово). А сейчас мы с вами поиграем со словами из этого словаря: кто больше подберёт слов.  Я   называю   слово  аромат,   следующее   слово   должно   начинаться   на Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. последнюю   букву   и   т.д.   Внимание!   В   игре   участвуют   только   слова, написание которых надо запомнить. –  Какие же это слова? (Словарные, с непроверяемыми  написаниями.) Это могут быть слова  с  орфограммами­непроверяемыми  буквами  как гласных,   так   и   согласных.  Игра   продолжается   до   тех   пор,   пока   есть слова на нужную букву. Примечание:  если  слово  оканчивается на  букву  й,  ы  (с  ы  слова  не начинаются), то нужно выбрать предшествующую ей букву. –  Итак, записываем слово  аромат. Нужно написать как можно больше слов,   пока   будут   слова,   начинающиеся   на   нужную   букву.   (Аромат, тролль, лесть, террариум, мусс.)  1  3  3  На доске записаны ключевые слова темы:  суффикс, значение, части слова. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) План. Учитель вместе с детьми составляет план. 1. Находить суффикс в слове. 2. Определять его значение. 3. Выделять другие части слова. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  3  5  3  1. Упражнения в выделении суффикса в словах. 1.  Упр.   196   –   развивается   умение   образовывать   слова   с   помощью суффиксов. Соревнование: кто больше запишет слов с корнем  кот­. Запись слов на доске, разбор их по составу.  Упр.   197   –   развиваются   навыки   анализа   структуры   слов   с 2. ласкательным значением (на фольклорном материале). –  Чем отличаются слова  корова  –  коровушка,  Бурёнка – Бурёнушка? (Значением ласкательности.) – Есть ли в этих словах значение уменьшительности? (Нет.) – Какая часть слова передаёт значение ласкательности? (Суффикс ­ушк­.)   Назовите   ещё   слова   с   таким   же   суффиксом.   (Крапивушка, волюшка.) Выпишите их и разберите по составу. – Какую роль выполняют в них суффиксы? (Придают оттенок нежности, задушевности, ласки.) 3. Самостоятельная работа. Выполнение заданий № 1–3, тема 6 в рабочей тетради. Самооценка с помощью   ключей   в   приложении.   Задайте   вопросы   к   заданиям, вызвавшим затруднение. 4. Запись под диктовку. Подчёркивание орфограмм. Крошечная ночная звёздочка заглянула в окошко маленького домика и Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. успокоила гномика. – Разберите по составу слово: I вариант: домика. II вариант: гномика. – Сравните схемы этих слов. Что можно сказать? Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Обобщение знаний о частях слова, развитие умений. 1. Беседа по вопросам на с. 157. – Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд – словесный. Посмотрите на нумерацию вагонов. О чём она говорит? – Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон­окончание прицеплен за крючок? – Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути? 2. Упр. 198 – развивается умение соотносить слова и схемы состава слов.   Сначала   ученики   работают   самостоятельно   в   учебнике простым   карандашом   –   разбирают   по   составу   слова,   находят соответствующий   «поезд»   и   соединяют   их   линией.   Затем коллективно   проверяют   правильность   выполнения   и   записывают слова в тетрадь, подчёркивают и устно объясняют орфограммы. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)  4  4 –  Однажды   произошла   путаница.   Суффиксы   и   приставки   перепутали свои   места,   и   получились   неизвестные   слова.   Помогите   всем   частям слова найти свои места. клеспрои               прискморий                 ушкизба VΙ . Итог урока. (пролески)           (приморский)              (избушка) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 5, с. 163. 2. Задание № 4, тема 6 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  – Выделять в слове все части, действовать по алгоритму.

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тема: Суффикс и его роль в слове
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017