Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)
Оценка 4.9

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
чтение
3 кл
02.05.2017
Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)
Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко») Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)
Тема У каждого – своё место в природе.doc
Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина­Сибиряка «Медведко») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).  Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 1 2  1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворений наизусть. 2. Упражнение на развитие читательских умений: составление рассказа по предложению. На доске записано предложение:  «Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок». Задание 1.  Вычитать из этого предложения всю информацию: фактуальную и подтекстовую. Задание 2. Составить рассказ с опорой только на вычитанную информацию. (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. Фактуальная информация: речь идёт о каком­то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось 4. Находить ответы на  © ООО «Баласс», 2013 1 вопросы в тексте,  иллюстрациях. избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни. Подтекстовая   информация:  зверь   сначала   людям   нравился,   но   теперь «милым» его называют с иронией; очевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме или плохо воспитанный. Вариант рассказа: У   людей   в   доме   жил   зверь.  Сначала,   когда   зверь   только   появился,   он   всем понравился,   потому   что   был   очень   милый.   Но   потом   всё   изменилось:   зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась. –  Вся эта информация содержится в предложении. Мы ничего не добавили от себя. II. Развитие  умений. 2  4  2  2  4  1. Чтение рассказа Д. Мамина­Сибиряка «Медведко». 1. Работа с текстом до чтения. Работа с заглавием и иллюстрацией. – Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко?  (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка.) – Нам предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин­Сибиряк. – Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина­Сибиряка «Медведко»? (Высказывания детей.) Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2013 2 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения. Дмитрий Мамин­Сибиряк. МЕДВЕДКО 1 –  Барин,  хотите   вы   взять   медвежонка?  –  предлагал   мне   мой   кучер   Андрей. (Судя по словам «барин» (обращение к богатому, знатному человеку), «кучер» (человек,   управляющий   лошадьми,   запряжёнными   в   экипажи)   и   по   времени написания рассказа, действие происходит где­то в конце XIX – самом начале XX века.) – А где он? – Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом. – Зачем же соседи отдают, если он славный? –  Кто   их   знает.   Я   видел   медвежонка:   не   больше   рукавицы.   И   так   смешно переваливает. Я жил на Урале, в уездном городе.  (Уездный город в конце XIX – начале XX века – то же, что сейчас у нас районный центр, т.е. небольшой город.) Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать. (Обратите   внимание:   повторяется   слово   «забавный»   –   от   слова   «забава»   – развлечение. То есть крохотного медвежонка пока берут для забавы, «а там увидим, что с ним делать».) © ООО «Баласс», 2013 Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре и  3 в группах. Сказано   –   сделано.   Андрей   отправился   к   соседям   и   через   полчаса   принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта  живая  рукавица так забавно ходила  на своих  четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки.  (Действительно симпатичный   медвежонок,   забавный,   крохотный   –   с   рукавицу,   то   есть…  с варежку). Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился (то есть нисколько, совсем не смутился),  а, напротив, почувствовал  себя очень свободно, точно пришёл домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое­что попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке. Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей.  («Мои гимназисты» – кто это может быть? – Очевидно, дети рассказчика, которые учатся в гимназии.) Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью. (То есть…  со смешной важностью).  Да, малыш вёл себя важно и поэтому был очень смешной.) – Медведко, хочешь молочка? – Медведко, вот сухарики. – Медведко!.. (Вот и имя медвежонку придумали!) Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок. – Ах, какой он милый! – повторяли гимназисты в один голос. – Мы его оставим у нас жить... Он такой маленький и ничего не может сделать. – Что ж, пусть его поживёт, – согласился я, любуясь притихшим зверьком. Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим чёрным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как © ООО «Баласс», 2013 4 (Понравился   медвежонок   и   взрослым,   и   детям! маленький   ребёнок.  Действительно, чудесный малыш.) Часть 2 дети читают вслух. Эта часть не требует ведения диалога с автором, учитель только обратит внимание   детей,   что   в   1­м   абзаце   трижды   встречается   слово  забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал. Обратим   также   внимание   по   ходу   чтения,   что,   когда   рассказчик   был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2­й части читаем: «Эта возня начинала мне надоедать». Вопросы после чтения: – Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью? – А Медведко приживётся в доме? Часть 3 могут прочитать вслух дети, а последний абзац – учитель. Текст   не   требует   особых   комментариев,   нужно,   чтобы   дети   его эмоционально   «прожили»   и   убедились   в   верности   своих   предположений, обратили   внимание,   что   теперь   рассказчик   называет   медвежонка разбойником, а кухарка – поганым зверем. По ходу чтения нужно пояснить слово ларь – большой деревянный ящик для муки. Вопрос после чтения: – Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик? Часть   4  может   прочитать   учитель   (комментированное   чтение). Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения. Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка  (раскаивался – т.е. признал свою вину, понял, что совершил ошибку),  и очень был рад, когда 4 © ООО «Баласс», 2013 5 нашёлся знакомый, который его взял. – Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады. Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый. (Мы уже знаем, что ждёт новых хозяев «милого зверя»? Вы обратили внимание: знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую?  Берёт для развлечения, чтобы порадовать детей, дикого зверя в дом.) – Да, милый... – соглашался я. Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок. Но наше счастье продолжалось недолго (можно предположить почему?), потому что   мой   знакомый   возвратил   медвежонка   на   другой   же   день.   Милый   зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня. (Накуролесил – то есть… набезобразничал.  Что же он натворил?  Вопрос ставим, но ответа от детей не требуем,   это   риторический   вопрос.)  Забрался   в   экипаж,   заложенный (запряжённый)  молодой   лошадью,   зарычал.   Лошадь,   конечно,   бросилась стремглав и сломала экипаж. Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой кучер,   но   там   отказались   принять   его   наотрез.  (Наотрез   –   то   есть…  не соглашались   ни   в   какую.  Догадались,   почему   Медведко   попал   к   нашему рассказчику?) – Что же мы будем с ним делать? – взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов даже заплатить, только бы избавиться. На наше счастье, нашёлся какой­то охотник, который взял его с удовольствием. 2. Выявление первичного восприятия. – Вам понравился Медведко? – В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме? © ООО «Баласс», 2013 6 3. Обобщающая беседа. а) – Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка. (Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень, упрямый   зверь,   маленький   гость  (гость   –   значит,   не   навсегда,   на   время…); маленький   квартирант  (тот,   кто   снимает   квартиру,   –   т. е.   не   свой,   не   член семьи), беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.) –  Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку, когда становится понятно, что он не останется в доме. б)  –  Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным? в) – В чём он раскаивается? г)  –  Прочитайте   формулировку   темы   нашего   урока.   (Учитель   открывает запись   на   доске.)   Вы   согласны   с   этим   утверждением?   А   писатель   Мамин­ Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей? 3. Работа с текстом после чтения. Повторное обращение к иллюстрации и заглавию. – Озвучьте иллюстрацию словами из текста. –  Как   вы   думаете,   почему   автор   выбрал   такое   заглавие:   не   «Медведь»,   не «Медвежонок»,   а   «Медведко»?  (Детские   и   юношеские   годы   Д.   Мамина­ Сибиряка   прошли   на   Урале.   Медвежонка   часто   там   называют   медведко. Прислушайтесь   к   звучанию   этого   слова.   В   нём   –  трогательность,   мягкость, доброта.) –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) © ООО «Баласс», 2013 7 ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. – Какое умение формировали? – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? 1. Подготовить пересказ текста от 3­го лица (например, от лица кучера Андрея, или кухарки, или одного из гимназистов). 2. Прочитать главу – «Ханг и Чанг» или рассказ «Дымка и Антон». © ООО «Баласс», 2013 8

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017