Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке
Оценка 4.8

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
04.05.2017
Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке
Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке – развитие умений образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи; – осознавать значимость использования разных форм личных имён для успешного общения в разных сферах и отражения в них культурных традиций.Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке
Тема Уменьшительно-ласкательные формы.doc
Тема: Уменьшительно­ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке  – развитие умений образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи; – осознавать значимость использования разных форм личных имён для успешного общения в разных сферах и отражения в них культурных традиций. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4   1. Языковая разминка. Словарная работа. – Поиграем в рифмы. –  Я начну, а вы, используя словарные слова (с. 43–45, внизу страниц), придумайте   две   строчки   так,   чтобы   получилось   складно,   то   есть   в рифму. На базаре сегодня я был, Что купил, то в корзину сложил. Вариант: Огурцы, помидоры, лимон,                 Апельсины, малину, батон. Ученики   записывают   предложение   со   словарными   словами   и обозначают орфограмму. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. © ООО «Баласс», 2013 1 II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие знаний.  1  3  3  – Запишите предложение. Хороши розочки на клумбе у Розочки. – Какие слова одинаково произносятся? А как они пишутся? Почему? – Назовите слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами. – В каком слове есть только ласкательное значение? – Прочитайте статью из Словаря русских личных имён (запись на слайде или доске). Роза, ж. (лат. по названию цветка роза) Роз|а                                         Роз|к|а                                        Роз|очк|а                                                  Роз|ул|я                                       Роз|ул|ечк|а                                                 Роз|ул|еньк|а                                                  Роз|оньк|а –  Что   вы   узнали   об   имени   Роза?   При   помощи   каких   суффиксов образовались ласкательные формы имени? – Сформулируйте тему и цель урока. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 1. Наблюдение над образованием и значением женских и  мужских имён. 1.  Упр.   268   –   развивается   умение   образовывать   уменьшительно­ Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. © ООО «Баласс», 2013 2 с   помощью   суффиксов  ­ок­,   ­ек­,   ­очк­,   ­ечк­,   ­еньк­ ласкательные формы имён. Выполняется на доске под руководством учителя. Вывод: образуются уменьшительно­ласкательные формы имён детей. –  А   если   эти   имена   (Валечка,   Наденька   и   др.)   употребляются   по отношению   к   взрослому   человеку,   какое   значение   будут   иметь   в  них суффиксы ­очк­, ­ечк­, ­еньк­? (Только ласкательное.) 2. Упр. 269 – организуется наблюдение над сокращёнными и полными мужскими и женскими именами. –  Какие из этих имён являются привычными сокращениями, а в каких есть   оценочный   элемент?   (Светик  –   сокращённое  Света,   полное   – Светлана.) Запись: Светик – Светлана, Вадик – Вадим, Толик – Анатолий. 3. Упр. 270 – развивается умение образовывать сокращённые формы мужских и женских имён. Ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная. (Марик, Павлик, Стасик, Владик, Шурик.) –  Какую   форму   имён   образует   суффикс  ­ик­?   (Уменьшительно­ ласкательную или сокращённую.) 2. Проблемный вопрос. –  На   прошлом   уроке   мы   говорили,   что   с   помощью   суффикса  ­к­ образуются существительные с уменьшительно­ласкательным значением. Например, рыба   → рыбка, рука   → ручка и т.д. – А какое значение имеют имена людей с суффиксом ­к­? Марина – Маринка, Серёжа – Серёжка, Вера – Верка. © ООО «Баласс», 2013 3 III. Развитие  умений. – Это уменьшительно­ласкательная форма имён? (Нет.) – А какое же значение вносит в имена суффикс ­к­ ? 3. Решение проблемного вопроса. Упр. 271 – развивается умение определять значение суффикса  ­к­  в формах мужских и женских имён. Выполняется устно по заданию. –  Какое   же   значение   имеют   имена   с   суффиксом  ­к­?   (Оттенок пренебрежения.) –  Какой же вывод об употреблении в речи форм мужских и женских имён с суффиксом ­к­ вы можете сделать? 3  4   6  1  3 Работа в учебнике. 1.  Упр.   272   –   анализируются   разные   сокращённые   формы   имени Александр(а). Ученики   рассказывают   по   схемам,   как   образовались   сокращённые имена от имени Александр. –  В   чём   особенность   сокращённого   имени   Саша?   (И   женское,   и мужское.) – Назовите ещё такие же имена. (Женя, Валя, Лера.) –  Как   показать,   что   это   мужское   имя?   Женское?   (Составить предложение: Саша пришёл, Саша – хорошая хозяйка.) 2.  Запись   предложений   под   диктовку   с   заданием:   вместо   полных имён написать сокращённые. Эти предложения из произведений Н. Носова. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии  с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2013 4 Растопили плиту, (Михаил) насыпал в кастрюлю крупы. (Константин) пролез под стулом и встретился с (Александром) нос к носу.   Мы   с   мамой   и   (Владимиром)   были   в   гостях   у   тёти   (Ольги)   в Москве. (Мишка, Костя, Шурик, Вовка, Оля.) – Прочитайте слова, которые вы написали с большой буквы. Почему? –  Почему в своих произведениях Н. Носов употребляет сокращённые имена, а не полные? Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 4  4 –  С   помощью   каких   суффиксов   образуются   уменьшительно­ ласкательные и ласкательные формы имён? сокращённые формы имён? –  Какие формы сокращённых имён нежелательно употреблять в речи? Почему? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? IV. Итог урока. © ООО «Баласс», 2013 5 V. Домашнее  задание. 1. Упр. 3, с. 56. 2. Задание № 5, тема 7 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  Образовывать  с   помощью  суффиксов   и  употреблять  в   речи   имена   существительные   (с   уменьшительно­ ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. © ООО «Баласс», 2013 6

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Тема: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017