Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.
Оценка 4.9

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
31.03.2017
Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.
Предмет:литература Класс: 11класс УМК: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2010 г.) «Русская литература ХХ века: Учеб. для 11 класса: В 2 ч.» / Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009г. Уровень обучения: базовый Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Урок.№23..docx
Кандаурова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы,  МБОУ  «Акбулакская СОШ №2» Предмет:литература Класс: 11класс УМК: Программа   для   общеобразовательных   учреждений   под   редакцией   В.Я.Коровиной   (М.: «Просвещение», 2010 г.)  «Русская литература ХХ века: Учеб. для 11 класса: В 2 ч.» / Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009г. Уровень обучения: базовый Тема урока:  как литературное ние. Русские футуристы. Поиски  поэтических форм в  И. Северя­ нина.  Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Урок №23 Цели:    расширить   понятие   о     обзорно   познакомить   с     русских   поэтов   ­     развивающие: способствовать         навыка   самостоятельной       и   совершенствовать   умение     дополнительными источниками     при   подготовке   к     развивать   навык    материала   в   соответствии   с     сообщения; воспитательные:     нравственные   и   эстетические     и   интерес   к     направлениям   в   искусстве   и литературе. Тип:  изучения теории и  литературы. Методы:  исследовательский, эвристический. Приемы:  беседа.  Виды  учащихся: запись  материала, работа с  материалом, ответы  вопросы. Содержание  1.Организационный момент  готовности  к уроку) 2.Актуализация  знаний:  Повторение  понятий: найди      к 1)Литературное направление  половины XVIII  пришедшее на  классицизму. 2)Нереалистическое направление в   и литературе 1870­1920­х   сосредоточено в основном  художественном выражении с  символа интуитивно  сущностей и идей. 3)Литературное   направление, действительности, устремленные к  познанию человека и мира. 4)Модернистское   литературное     в   русской   поэзии     годов.   Представители:   С. Городецкий,  А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. 5)Философско­эстетическое  движение в  и искусстве, возникшее  рубеже XIX­­XX веков. 6)Художественное  в европейской и американской  конца XVIII  первой половины века. Романтизм  в 1790­е годы  в Германии, а затем  по всей  Европе.   принципы   жизненно­правдивого   А) Б) В) Г)  Символизм Е) Ж)Модернизм Ответы:1В;     3Е ;4А;  5Ж   ­Какой термин  без пояснения? ­Известно  вам, что  означает? 3. Определение  урока, постановка  урока,  Исходя  проблемы , возникшей в  работы, определим  урока( варианты  Итак, тема  урока: Футуризм  литературное направление. Русские футуристы. Поиски  поэтических форм в  И. Северя ­Сформулируем цели  урока (варианты  ­Цели   сегодняшнего     познакомиться   с   понятием     его   отличительными     определить   временные существования, назвать представителей.   4.Работа  теме урока.  4.1 учителя.  Задание    законспектировать основные   лекции, связанные с   и теоретическим самоопределением футуризма. Футуризм,     и   символизм,   был    литературным   явлением     образовано  от    futurum  – будущее). Это  крайнее по  радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно  возникло   и  в  России.  Временем  рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый  футуристический  сборник   «Садок   Судей»   (его   авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты составили   наиболее   влиятельную   в   новом   течении   группировку   кубофутуристов,   или   поэтов «Гилей»   (Гилея   –   древнегреческое   название   территории   Таврической   губернии,   где   отец   Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками –  эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и   группой «Мезонин   (В. Шершеневич, Р. Ивнев и   и объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, К. Большаков и др.). Как  подобно другим течениям, футуризм  неоднороден; более  внутренняя полемика в  отличалась особой  а границы между  группировками были  подвижными. Литературный   теснейшим образом   с авангардными группировками   1910­х годов –   всего с группами     валет»,   «Ослиный     «Союз   молодежи».   В     или   иной     большинство   футуристов литературную   практику   с     живописью   (братья     Е.   Гуро,   В.   Маяковский   и   др.).   С     стороны, добившиеся     мировой   славы     художники   К.   Малевич   и   В.   Кандинский     первых   порах     в футуристических   альманахах   и   в     «речетворцев».   «Мы     чтобы   слово     пошло   за     –   писал   В. Хлебников. По  жизнетворческих притязаний и  резкости их  футуризм превосходил  ему в этом  течение – символизм.   Новым     утопическая   мечта  о сверхискусства, способного  мир. В своем  проектировании они  на новейшие  и технологические достижения.   модернистов   в   качестве     программы   была   Стремление к   обоснованию творчества с   на фундаментальные   – физику, математику,   – отличало   футуризм     других   модернистских   .   Художник   В.   Татлин     конструировал   крылья человека,   К.   Малевич     проекты   городов­спутников,     по   земной     В.   Хлебников     предложить человечеству  универсальный язык и  «законы времени». Грядущая  была желанна,  что воспринималась  своего рода  художественное действо,  в игру весь мир. Характерный  после Февральской  1917 года  «Гилей» и близкие к  художники авангарда воображаемое «Правительство   Шара». От   «Председателей Земного   В. Хлебников    письма   и  Временному правительству с  отставки. Это  следствием убежденности  в том, что  мир пронизан искусством. В   ряду с такого   акциями – тяга   к массовым театрализованным   раскраска лба и культивирование эстетического «безумства». Футуризм  не только в   произведениях, но и в  поведении участников течения. Необходимым его существования   атмосфера литературного скандала. Оптимальной   футуристов читательской на их  были не  и сочувствие, а агрессивное  протест. В футуризме  своего рода  эпатирования. Использовались  названия: «Чукурюк» – для картины; «Дохлая   луна»  –  для  сборника   произведений.  Давались   уничижительные  отзывы   и  культурным традициям, и современному искусству. Например, «презрение» к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте «Пощечина общественному вкусу» таким образом: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!» Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в «женской»   по   тогдашним   критериям   желтой   кофте,   А.   Крученых   носил   на   шнуре   через   шею диванную подушку и т. п. Ближайшей целью футуристического   было побуждение к действию. В   практике важен   не конечный   а сам процесс творчества. Особенно   в этой связи   отсутствие конечных   текстов у самого     из   футуристов   В.   Хлебникова:     или   теряя     с   написанным   стихотворением,     тут   же приняться за  вариацию на  же тему. Футуристы   значительно дальше символистов. Они   только обновили   многих слов,   и резко изменили     отношения   между     опорами   текста.   Лексическое     достигалось,   например,     языка, введением  «неуместных» слов,  технических терминов. Причем     образность   или     использовались   в   «сильных     –   там,   где     диктовала,   например, стилистику. Читательское  резко нарушалось,  привычная граница  «низким» и «высоким». Поток   образов – обычная   стихотворной практики Д. Бурлюка,   которого «звезды –   пьяные туманом»,  – истрепанная девка, а  – кощунственная дрянь». Вот  строчек одного  его текстов: Мне  беременный мужчина Как  хорош у памятника  Одетый в серую  Ковыряя пальцем штукатурку. Слово у  можно было  переиначивать, создавать  комбинации морфологических и  фонетических элементов. Так  «заумный язык». Например,  радикальный «заумник» А. Крученых  вместо якобы слова «лилия»  им слово  сияющее, как  казалось, первоначальной чистотой. Новое  к слову как к материалу привело к  созданию неологизмов,  и новому соединению  (например, у В. Хлебникова и В.   Маяковского).   Изобретались     словосочетания,   не     знаки   препинания.   Делались     ввести «телеграфный»     (без  предлогов),     в   речевой   «партитуре»     и   математические   знаки,     символы. Гораздо     чем   прежде,     придавали   футуристы     воздействию   текста.   Отсюда     эксперименты   с фигурным  слов и частиц  использование разноцветных и  шрифтов. Новые     возможности   стиха     развиты   футуристами   в     с   их   представлением   о     что   поэзия вырваться из  книги и зазвучать  площади. Отсюда  новых ритмов,  активное вовлечение  лубочной поэзии,  поэтической рекламы,  заговоров и т. п. Ближайшие    футуристического   штурма     быть   негативными:   в     публики   закреплялись импульсы, утверждался  анархической силы. Однако  послужил и созидательным  целям. Это  по­ новому   поставило     о   границах   и   функциях   искусства.   Футуризм     общество   переживать     как проблему,   отношение к сфере понятности­непонятности в искусстве, ввел осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия. 4.2Беседа по выявлению уровня восприятия материала: 1.Каковы характерные черты русского футуризма? 2. Каковы причины возникновения футуризма?        3.Назовите представителей  футуризма? 4.3. Чтение учащимся  стихотворения  И Северянина «Увертюра» Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем­то норвежском! весь я в чем­то испанском! Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо! Стрекот аэропланов! беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! крылолет буэров! Кто­то здесь зацелован! там кого­то побили! Ананасы в  — это пульс вечеров! В  девушек нервных, в  обществе дамском Я  жизни претворю в грезо­фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из  — в Нагасаки! из  — на Марс! 1915. Январь Петроград Беседа с  ­Ваши впечатления  услышанном. ­Что  показалось вам в стихотворении? Слово   Да, действительно,   необычное стихотворение и   оно поэту,   творчество также   неоднозначно. Творчество  (как, впрочем,  личность) вызывало  полярные оценки —  неприятия до восторженного поклонения.   Диапазон     мнений   представал     широким.   Был     выпущен   большой     аналитических статей,     посвященный   его     издание   само     беспрецедентное:   ни один     поэтов,   его     (ни Блок, ни Брюсов,  такой книги не удостаивался. Имя  поэта Игорь Северянин. 4.4 подготовленного ученика о  и творчестве Игоря  СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь  Лотарев) (1887­1941),  поэт. Эстетизация  мотивов, игра в   индивидуализм в сборниках   кубок» (1913),   в шампанском» (1915). С   жил в Эстонии. Автобиографический   в стихах «Колокола   чувств» (1925) и   советов «Медальоны»   любовью к родине,  переживанием отторгнутости  нее. В литературу   трудно. Начав   патриотических стихов,   пробовал себя   юмористике и, наконец, к лирической поэзии. Впрочем,   молодого автора   и журналы тоже не печатали. Издав   свой счет брошюр, Северянин  и не обрел желанной известности. Успех   с неожиданной стороны. В 1910 г. Лев   с возмущением высказался   современной поэзии, в качестве примера  строк из книжки  «Интуитивные краски»  штопор в упругость  и взоры женщин будут   робки».).   Впоследствии     с удовольствием   разъяснял,     стихотворение   было     но Толстой воспринял  его всерьез. «Об этом  всех оповестили  газетчики, после  всероссийская пресса  вой и дикое   чем и сделала   сразу известным   страну! — писал   воспоминаниях.­ С тех   каждая моя тщательно комментировалась  на все лады,  руки Толстого…  начали бранить  кому не было лень. Журналы  охотно печатать  стихи, устроители  вечеров усиленно  принять в них  *** Я,  Игорь Северянин, Своей  упоен: Я повсеградно оэкранен! Я  утвержден!   успех,   а возможно,   Чтобы   и содержательной   с К. Олимповым   (сыном     которого   являлось     обычное   противопоставление     К. М. Фофанова)   основывает     в Петербурге   кружок     создать   теоретическую     своему   поэтическому     идейной   толпе,   Северянин   с которого, собственно,   и начался   эгофутуризм.   Слово,   в переводе   с латыни   означающее   «Я —   будущее», впервые   появилось   в названии   сборника   Северянина   «Пролог.   Эгофутуризм.   Поэза   грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» (1911). Однако,   в отличие   от кубофутуристов,   имевших   четкие   цели   (атака   на позиции   символизма) и стремившихся   обосновать   их в своих   манифестах,   Северянин   не имел   конкретной   творческой программы либо не желал ее обнародовать. Как он сам позднее вспоминал: «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку „эго“ и в скобках „вселенский“…  Лозунгами моего эгофутуризма были:  1. Душа — единственная истина.  2. Самоутверждение личности.  3. Поиски нового без отвергания старого.  4. Осмысленные неологизмы.  5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.  6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“.  7. Разнообразие метров». Даже   из простого   сравнения   этих   заявлений   с манифестами   кубофутуристов     что  никаких новшеств данная   не содержит.  В ней   фактически провозглашает   единственной и неповторимой личностью.  Встав     созданного   им нового     он изначально   противопоставляет     литературным единомышленникам. То есть  распад группы  предрешен самим  ее создания. И нет  удивительного, что  времени так и произошло. В эгофутуризме,  все: и отзвуки  и новое, правда  словотворчество („поэза“,  „бездарь“, „олилиен“ далее), и удачно  новые ритмы  передачи мерного  автомобильных рессор  коляска“ Северянина), для футуриста  перед салонными  М. Лохвицкой и К. Фофанова,  всего влюбленность  будуары <...> ставшие для  родной стихией. Кроме  Северянина (вскоре  отказавшегося) это  не дало ни одного яркого поэта». Северянин  единственным из эгофутуристов,  в историю русской поэзии. Его  при всей  а нередко и пошлости,  безусловной напевностью,  и легкостью. Северянин,  виртуозно владел словом. Рифмы были необычайно  смелы и удивительно  «в вечернем воздухе —  нежных роз  «по волнам озера — жизнь без  сера» и т. д. Книги    Северянина, наряду   и цыганским  романсом,   фактом массовой   начала  века.  Сборник стихов «Громокипящий  который сопроводил  предисловием Федор  завоевал небывалое  читателей и выдержал  год девять изданий! В эти  слава Северянина  граничила с идолопоклонством. Поэтические  ломились от восторженно сборники стихов   огромными тиражами   как горячие пирожки. Особый   принесли Северянину «поэзоконцерты», с которыми  чуть ли не всю  а после эмиграции  в Европе. 5.Рефлексия Известна  футуристов: «Сбросим  Достоевского, Толстого и проч. и проч. с  современности!»  Удалось  футуристам сбросить  Достоевского, Толстого с  современности?( Нет. Мы  забыли  традиции  как и некоторые  футуристов, использовавших в  творчестве вполне  приемы. Но   оставили свой  в истории русской литературы). ­  ли назвать  новаторами? (Новатор ­  кто вносит и  новые, прогрессивные  идеи, приемы в  области  деятельности.) ­  можно. Они  множество прогрессивных  в свое творчество. И  некоторые приемы  нашли отклика  у  многие из  по сей  используются поэтами. 6.Этап  о выполнении домашнего  1.Выучить принципы футуризма. 2. Домашнее  по поэзии  века Темы  выбор: 1.Моё  к Серебряному  веку  поэзии. 2.Поиски и  поэтов Серебряного  3.Своеобразие творчества  из поэтов  века. 3.Индивидуальное  на тему: Жизнь и творчество А. Блока.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017